Поминание живых и усопших: 2

Эта запись является частью серии записей Поминание живых и усопших
Поминание живых и усопших
Ответы на вопросы. Часть 2


Дорогие! Мы продолжаем беседу на тему «Поминание живых и усопших», в цикле «Откровенный разговор».
И новое письмо от нашей читательницы с рядом вопросов.

Здравствуйте, дорогой батюшка. Это Татьяна. У меня несколько вопросов по объявленной Вами теме.
1. Это меня спросила дочь - "Бог ведь любит всех", а я к своему стыду не могу ей ответить. Боюсь сказать что-то не то. Почему на Литургии нельзя поминать некрещеных (имеется в виду - в алтаре)?

Потому, дорогие, что Евхаристия – Таинство Тела и Крови – совершается ради тех (и для тех), кто Жертву Христову признает. Христос на Тайной Вечери причастил тех, кто был с Ним, кто захотел разделить эту трапезу. Пусть среди них был и недостойный (Иуда).
Христос всех призывает к Себе, к вере, к благодати. Он допустит даже недостойного, даже готового на предательство. Но главное требование – желание самого человека. Насильно никого причащать не будут.
Если человек не крещен, этим самым он как бы подтверждает, что не является христианином. То есть, поминание его за Литургией будет насилием над его свободой, над его личным выбором.

2. Когда мы приходим к Причастию, я всегда пишу в проскомидийной записке и нас тоже (тех, кто будет на этой службе причащаться). Правильно ли это?

Правильно. Потому что, кроме всего прочего, мы вообще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении и Божьем посещении всех, о ком написано в записках. Думаю, Вы хотите быть в их числе, верно?

3. Почему я встречала в некоторых храмах отдельно обеденную и проскомидийную записки? Чем они отличаются?

Ничем. Это какое-то «творчество» свечниц. Спросите у них, что это значит…

4. Расскажите, пожалуйста, когда заказывают сорокоуст о живых.

Когда хотим, тогда и заказываем сорокоуст (то есть поминание на протяжении сорока дней) по любому человеку.
Первоначально сорокоусты были придуманы для поминания усопших. Потом стали их заказывать и за живых. Сегодня это распространенная традиция.

А теперь – другое письмо:

Близкий родственник В.Н. умер в очень почтенном возрасте. Был крещен еще до революции. К вере не пришел.
Последние годы жизни часто находился в больницах. Врачи (в Питере много православных врачей) приносили В.Н. Евангелие, предлагали собороваться, исповедоваться и причаститься. Даже разговаривали с родственниками, просили как-то воздействовать на старика.
Уговорить не получилось. Наоборот, атеизм становился все более воинствующим.
Умирал В.Н.очень тяжело, нехорошо (у Вас есть очерк о том, как умирают атеисты).
Часто повторял перефразированную строку из «Евгения Онегина»: «Когда же черт возьмет меня!». Умер В.Н.в больнице.
Читала и слышала разные мнения священников относительно поминовения таких усопших. Одни батюшки говорят, что ни в коем случае нельзя такого человека поминать на Литургии, мотивируя это тем, что воля покойного придет в противоречие с Божьей Волей. Предлагают заказывать панихиду.
Другие, наоборот, считают, что поминать нужно именно на Литургии, на проскомидии, т.к. это, по их мнению, лучше всего поможет изменить участь покойного.
Как Вы считаете, отец Константин? Ваше мнение для меня будет определяющим.
Этот же вопрос можно задать и о живых: о поминовении "О здравии" людей, которые сами себя называют атеистами. Спасибо.
С уважением, Елена.

Дорогая Елена. Я скажу, чем определяюсь в своей пастырской практике. Если человек был просто неверующим, но Церковь и Бога не хулил – благословляю такого отпевать и церковно поминать. Если человек был хулителем и богоборцем – такого лучше не поминать…

Церковь даже заблуждающихся воспринимает не иначе, как своих бедных, глупеньких чад.
Недавно разговаривал с одной женщиной. Она сотрудник Эрмитажа. Рассказывала, как на эрмитажном новогоднем корпоративе, за столом, один профессор хулил Церковь. Другие хихикали и поддакивали.
И вот он в Рождество Христово умер.
Через час после этого разговора приходят женщины и просят поговорить с ними. Объясняют, что пришли заказать поминание своего родственника, известного деятеля науки и культуры, работника Эрмитажа, который вот только что, в Рождество, умер.
Спрашиваю: «А что же он Церковь хулил?..» Они открыли широко глаза: «А вы… вы откуда знаете?..» «Господь, – говорю, – шепнул…»
И стал им объяснять, как заказать поминание. Они ушли, а я подумал: «Церковь – как мать, которую обижает и хулит безумный сын. А она все равно спешит обнять, пожалеть, помиловать…»

И еще письмо с вопросами:

В основном все мои вопросы возникли из-за того, что я начала ходить в другую церковь.
1. У меня в семье внук пока некрещенный, я спрашивала у священника, как я могу за него молиться и мне разрешили заказывать молебен о здравии, объяснив, что я молюсь с надеждой о его крещении. Когда с таким же вопросом, но к другому священнику (в том же храме) обратилась другая прихожанка, то ей не разрешили заказывать молебны. Надо ли мне снова спрашивать разрешение, когда я бываю в других церквах? То же самое и с панихидой: в одних церквах молятся только за православных, в других и за католиков, а бывает, и за лютеран - т.е. надо каждый раз уточнять?

Строго говоря, по канонам, молиться за некрещеных и инославных в храме нельзя. Но в особых случаях это мы делаем. Я бы внука Вашего поминал на молебнах, только если внук не взрослый и сам не противится вере.
Разрешения лучше спрашивать. Это будет честнее.

2. Когда произошла трагедия в Беслане, трудно описать, какие переживания были у меня в доме. Я не знала, как помочь мужу выйти из состояния депрессии и решила заказать 2 литургии - о здравии выживших и о упокоении погибших. В свечном ящике удивились, т.к. обычно идет перечисление имен, но сказали, что возьмут благословение у настоятеля. Настоятель благословил (только добавили православных) - мы все помолились и когда я пришла домой мужу было намного лучше. И опять в другом храме, когда произошла трагедия с "Булгарией", я хотела заказать литургию (уже о погибших православных христианах) - отказ, с мотивацией "а мы не знаем, насколько воцерковленными были погибшие". Получается, что в каждом храме надо спрашивать...

Тут женщины за свечным ящиком перегнули палку. В случаях трагедий мы молимся о пострадавших, о усопших в храмах. Распоряжение о такой молитве присылают централизованным порядком из Патриархии. Поэтому просто это не компетенция служительниц. Думаю, если бы Вы общались с батюшкой, он бы все объяснил.

3. В Москве (не помню, есть ли в Питере такое) записки на проскомидию принимаются 2-х видов: простая и заказная. Я спросила в свечном ящике, в чем разница. Ответ был потрясающим: Простая - 10 руб, а заказная - 25 руб. (Это вообще-то указано в прейскуранте). Поскольку за записки обычно жертвуется определенная сумма, то меня интересовало, чем отличается их (как бы сказать) восприятие в алтаре. У нас таких записок нет и наши батюшки не знают, может вы поможете?

Для меня это тоже загадка. Вот как Татьяна спрашивала, чем обеденная от проскомидийной отличается?..
Нужно уточнять, что это за загадочная дифференциация…

Вообще о поминании на службе смотрите по этой ссылке.

Отец Константин, Православная Церковь на богослужении молится только за крещеных православных христиан. Свечницы даже переспрашивают - в записках все крещеные? Но все-таки Церковь молится гласно, за богослужением и за начальствующих, и за воинство, и за власти, где крещены далеко не все. Как это можно согласовать? Спасибо. Алексей.

Это большая дискуссионная тема. Похоже, вы для нее, дорогие читатели, созрели:):
Панихида по иудеям...
Продолжение

Письмо от читательницы...

Панихида по иудеям: окончание разговора


Здравствуйте, отец Константин!
С праздником Вас!
Хочу задать Вам несколько вопросов в рубрику "откровенный разговор", на тему "поминовение живых и усопших".
Мы живем в Литве, муж и дети католики. Могу ли я их писать в записках? В интернете читала, что нет, но у нас в храме разрешают. Как поступать? В какой момент Литургии их поминают? Почему иногда, принимая записку, дают просфоры, а иногда не дают? Потребляя эти просфоры, надо еще раз вспомнить и помолиться о тех, кто в записке, или не обязательно? Отличается ли просфора "за здравие" и "за упокой"? могу ли я давать эти просфоры своим детям католикам?
В интернете смотрела миссионерскую службу, которую вел отец Андрей Кураев, он там в частности говорил, что во время Ектеньи можно молиться о своих нуждах, о своих родных. Вот только мне сложно всех - и нужды и родных - расставить по нужным "категориям", вот например, когда батюшка призывает помолиться за недугующих, я иногда не успеваю всех в уме перечислить, а уже начинается новое прошение. Могу ли я всю Ектенью молиться о своих нуждах и своих родных, не обращая внимания на призывы? в таком случае, не становится ли моя молитва как-бы обособленной? ведь я не успею помолиться по призывам, например за страну. Или все-таки о своих нуждах дома помолиться, а на Литургии - сколько успею?
Могу ли я во время Ектений молиться за свою семью (католиков)?

Дорогая! Так много вопросов… Насчет поминания католиков я уже говорил. Это не принято, но, допускаю, что в Литве практикуется. Уж в любом случае, тайно, про себя молиться и о католиках, и о некрещеных мы всегда можем, а в записках давайте все-таки писать только православных.
Во время ектении Рцем вси (сугубой) можно и нужно молиться и о всех своих нуждах.

В том, что свечи "за упокой" ставят у Распятия, а "за здравие" - у других икон, есть какой-то смысл или это традиция? Я себя считаю новоначальной, и еще с немногими святыми "подружилась", поэтому со всеми молитвами иду ко Христу. Посоветовала одной прихожанке поступить так же, она мне сказала, что "там только за упокой".
Везде можно ставить свечи о здравии и о упокоении. И у Распятия тоже.

Напоследок, небольшая зарисовка из жизни нашей семьи: Дочке, 4 года, купила книжку с наклейками на рождественскую тему. В ней несколько сцен, в частности сцена где Ангел посетил Марию (в доме Марии), и сцена Рождения Младенца Христа.
Дочка клеила наклейки самостоятельно, я смотрю - новорожденный Младенец и Мария наклеены в доме Марии, лежат на ложе. Говорю дочке - как же ты наклеила? А она мне - мама, но ведь Марии так неудобно рожать в хлеву, а на кроватке мягко!
Евгения

Милая Евгения! Спасибо Вам! Мира, благодати Божией и всего самого светлого Вам и Вашей семье!

Здравствуйте, уважаемый отец Константин!
1. Приходилось читать, что в родительскую субботу перед Пятидесятницей Церковь поминает и тех, кого обычно поминаем только в келейной молитве – самоубийц, некрещеных. Так ли это? Как это происходит? Означает ли это, что можно подать записку с именами некрещеных или самоубийц на панихиду или Проскомидию?

Нет, это только благочестивое мнение. О некрещеных и самоубийцах мы не молимся ни в какие дни. А мнение это возникло оттого, что в молитвах, читаемых на вечерне в День Пресвятой Троицы, есть слова, которые якобы дают такое основание. На самом деле (вы можете познакомиться с этими молитвами) об этом молитвы не говорят.

2. Можно ли молиться за «чужих», т. е. людей, которые не являются для нас родственниками и близкими друзьями? В Интернете часто приходится читать о том, что молиться нужно только за «своих». А если сослуживец, с которым у тебя не было до этого близких отношений, попал в беду? Или знакомый твоих друзей?

Конечно, можно молиться о всех и за вся, о ком желает сердце! Это из области каких-то бабушкиных мифов, что можно молиться только за своих близких. На такие слова спрашивайте: «А священник тоже должен молиться только о своих?..»

3. Как молиться за тех крещенных людей, которые отреклись от Бога? Что делать, когда подросток увлекается всякой нечистью – вампиры, колдуны, радикальные рок-группы типа «Ramstein», не скрывающие своего поклонение врагу человеческому? Можно ли за такого человека молиться церковной молитвой, подавать за него записки на Проскомидию?

Можно! Если подросток просто увлекается этими глупостями, то мы можем и должны молиться за него. А вот если уже сознательно отрекается от веры, порывает с Церковью, тогда лучше не молиться.
Но рок-группы и всякие подростковые страшилки – это просто глупая игра.

И напоследок: на тему о поминовении усопших на моем сайте еще несколько лет назад размещена небольшая и хорошо структурированная работа Долгие проводы. 100 вопросов о поминовении усопших. Составитель Людмила Никеева. В ней собраны самые популярные вопросы на тему смерти, погребения, поминания почившего. Эта книга – плод глубокого проникновения автора в тему. Это не сборник ответов, «настриженных» из разных источников легкой рукой. Еще раз повторю, что эта книга – плод глубоких и зрелых размышлений на тему смерти и вечной жизни. Я читал и правил ее еще в рукописи, и снова перечитывал, и думаю, что она может послужить хорошим источником ответов на множество не заданных здесь, но реально возникающих вопросов.

Дорогие! Ваши вопросы закончились. Посмотрите, может, я чье-то письмо пропустил? Или есть какие-то еще вопросы? Пока мы далеко не ушли от этих тем, пишите мне на почту, и я отвечу.

Храни всех Бог, ваш прот. К.
Перейти к предыдущей записи Поминание живых и усопших: 1

Комментарии

Спасибо за Ваш труд, батюшка! Меня тоже заинтересовал вопрос Вашей читательницы о просфорах (Вы, к сожалению, не ответили на него): когда их должны давать при подаче записок, а когда не должны... Мелочь, конечно, но всё-таки приятно всегда, когда просфорки дают в придачу (изредка и мне доводилось с этим сталкиваться). :) А вот за что такая милость? Не понятно... :) Проясните, пожалуйста.
 
Да, меня тоже интересует, почему иногда раздают просфоры, иногда нет. Однажды была в храме, записку не подавала, всем просто так раздавали просфоры, я тоже взяла. Или как-то была на службе, а после нее - вообще не раздают просфор. От чего это зависит?
 
Спасибо, батюшка Константин за интересный разговор! А у нас в храме мне объяснили разницу между простой и заказной запиской так:
простые прочитываются алтарниками в алтаре, но частицы за них не вынимаются;
заказные прочитываются самим батюшкой и вынимается частица.
Вот так тоже бывает...
 
Ната Ефремова написал(а):
Спасибо, батюшка Константин за интересный разговор! А у нас в храме мне объяснили разницу между простой и заказной запиской так:
простые прочитываются алтарниками в алтаре, но частицы за них не вынимаются;
заказные прочитываются самим батюшкой и вынимается частица.
Вот так тоже бывает...

Но это какое-то неофициальное нововведение. Меня уже тут умные люди просветили, что такое бывает, но я об этом не слышал.
Вообще это странно. Священник спокойно молится, вынимает частицы, алтарники рядом читают помянники... Сколько я служил (в Духовной Академии, в Казанском Кафедральном соборе, в Троицком Измайловском соборе), так всегда и было.
За время проскомидии все записки и помянники как раз успевают прочитать.
Какая разница : священник сам читает или рядом читают?..
Ну ладно, раз такая традиция кое-где есть, пусть будет так:)
 
Алёнушка написал(а):
Да, меня тоже интересует, почему иногда раздают просфоры, иногда нет. Однажды была в храме, записку не подавала, всем просто так раздавали просфоры, я тоже взяла. Или как-то была на службе, а после нее - вообще не раздают просфор. От чего это зависит?

А, про просфоры я пропустил вопрос.

Есть такой обычай, чтобы при подаче записки человеку давали просфорку с вынутой частичкой. Человек должен понимать, что эта частица вынута была прежде (день-два назад) за совершенно других людей. Потому что, когда он записку подает, ее еще только отнесут в алтарь и помянут на проскомидии. Но все-таки психологически приятно: подал записку – получил просфорку.

Самый правильный вариант, который я встречал в некоторых храмах, такой: А) Ты подаешь записку. Б) Их уносят в алтарь. В) К концу Литургии из алтаря приносят и ставят в свечной ларек корзину с просфорками.
И все, кто подавал записку, берут себе просфорку. Они понимают, что, может быть, из твоей, может, из соседней, но уж точно на этой Литургии вынимались частицы именно из этих просфор.

У нас в соборе так и было прежде. Но потом произошла вот какая штука. У нас в храме много детей (до полусотни). И вот, причастившись, они начинают бегать и таскать просфорки. Сами знаете, дети любят их поедать в больших количествах.
Кроме того, просфоры брали люди посторонние, зашедшие в храм просто поставить свечку.
В результате для людей, подавших записку, этих просфор не оставалось. Начинались вопросы, обиды. Чтобы эту ситуацию как-то исправить, Настоятель несколько лет назад пошел на такую меру: посадил бабушку продавать просфоры. Ей из алтаря приносят, а она сидит себе и продает по 5 рублей. Тут уже стали возмущаться, что храм делает «бизнес» на этом. Сами понимаете, что бизнеса тут не сделать (кстати, кому интересно, но для нашего собора просфоры – мы их закупаем в пекарне Александро-Невской Лавры, – как раз обходятся по 3-5 рублей за штуку). С одной стороны, люди возмущаются, но, с другой стороны (как говаривает один мой знакомый протоиерей: Собаки лают, караван идет…), люди благодарят. Теперь, подав записку, ты гарантированно можешь получить (хоть и за 5 рублей) просфорку.

Собственно, вот какая ситуация, а вариантов тут много. Где-то берут записку и дают талончик, который ты после Литургии можешь «отоваритьJ», вернее, получить просфорку. Где-то… впрочем, может быть, вы поделитесь, как делают где-то еще?
 
Спасибо за ответы на волнующие вопросы. В нашем храме тоже продают просфоры по 5 рублей. А наш любимый о. Виктор часто дарит большую просфору ( с вырезанной частичкой) людям, у которых особое событие. Было неожиданно и очень приятно, когда после службы мы подошли поцеловать крест,а батюшка достал нам этот подарок. :) До этого он благословил нас венчаться. Позже заметили, что он сделал такой же подарок еще одной молодой паре.

Света.
 
Спасибо, отец Константин за ваши труды по нашему просвещению. Все вопросы назревшие, ответы полезные, комментарии замечательные. Две недели не могла посетить Ваш блог. Наконец все прочитала. Как воды родниковой напилась... Марина г.Пенза
 
у нас так, как Вы, о. Константин, упоминали: А) Ты подаешь записку. Б) Их уносят в алтарь. В) К концу Литургии из алтаря приносят и ставят в свечной ларек корзину с просфорками.
 
В Храме Иконы Владимирской Божией Матери (что у станции метро ВЛАДИМИРСКАЯ) просфоры выдают по квитанции, которую каждый получает, заказав в свечном ящике молебен, проскомидию. Никакой дополнительной доплаты не введено. "Специальная" женщина сидит за столиком с просфорами - забирает квитанции и выдаёт просфору.
 
О.Константин,подскажите пожалуйста как правильно делать.Мы с мужем ходим в разные Храмы на службу.И записки о наших близких подает муж.А я только молюсь за этих людей ,но записки не подаю в том Храме куда хожу я,считая ,что Церковь у нас одна и Жертва приносится одна,хоть и в разных Храмах.Правильно ли я думаю и делаю?А деньги просто жертвую в ящик.Или можно и нужно,чтобы одних и тех же людей поминали в большем числе Храмов?Заранее благодарю Вас за ответ.Елена.
 
Вопрос с просфорами - сугубо "местный". В одном из наших храмов просто спрашивают, заказывали ли проскомидию (6 имен - 1 просфора; впоследствие стали давать просто по две - за здравие и упокоение, вот такая арифметика). В других храмах - дают всем после окончания службы. И если ты подошел к кресту одним из последних - велика вероятность, что просфор тебе не достанется.
 
Незарегистрированный написал(а):
О.Константин,подскажите пожалуйста как правильно делать.Мы с мужем ходим в разные Храмы на службу.И записки о наших близких подает муж.А я только молюсь за этих людей ,но записки не подаю в том Храме куда хожу я,считая ,что Церковь у нас одна и Жертва приносится одна,хоть и в разных Храмах.Правильно ли я думаю и делаю?А деньги просто жертвую в ящик.Или можно и нужно,чтобы одних и тех же людей поминали в большем числе Храмов?Заранее благодарю Вас за ответ.Елена.

Правильно! Дублировать записки на одну и ту же Литургию не имеет смысла (как мне кажется:), а как там, на Небесах, считают, мне не известно).
 
В Днепропетровском Кафедр. Соборе при подаче заказной записки в пакет ложится записка и невынятые просфоры по колличеству имён взаписке и уносятся в алтарь на проскомидию. После литургии получаешь свой пакет с запиской и вынятые просфоры Удовольствие не дешовое. Одно имя 1 гривня. Но вариант идеальный. Эти просфоры за любимых детей аэта за уваж. кума. За простые записки по одной просфоре. Такой порядок должен быть для всех приходских храмов по примеру кафедрального. Но как говорят должны но не обязаны. На приходах где как. От идеала чаще всего далеко. Павлоград. Украина.
 
Незарегистрированный написал(а):
В Днепропетровском Кафедр. Соборе при подаче заказной записки в пакет ложится записка и невынятые просфоры по колличеству имён взаписке и уносятся в алтарь на проскомидию. После литургии получаешь свой пакет с запиской и вынятые просфоры Удовольствие не дешовое. Одно имя 1 гривня. Но вариант идеальный. Эти просфоры за любимых детей аэта за уваж. кума. За простые записки по одной просфоре. Такой порядок должен быть для всех приходских храмов по примеру кафедрального. Но как говорят должны но не обязаны. На приходах где как. От идеала чаще всего далеко. Павлоград. Украина.

Спасибо! Я уже говорил в другом месте, что это вообще правильная традиция - приносить свой хлеб (м.б., испеченный своими руками) в храм и отдавать вместе с запиской в алтарь. Священник вынимает частицы из этого хлеба. Получается та же просфора. И всем очень радостно такой хлеб иметь. В Греции и в славянских странах этот обычай очень распространен.
Это, конечно, можно делать и у нас. Только немного смешно вынимать "по другим расценкам". Какая разница, ведь все равно поминаешь и вынимаешь частицы. Тут, что ли, переплачивают за личный подход?
Но, в общем, традиция такая очень даже неплоха...

Кстати, а ведь можно просфорки и дома печь! Если кто-то будет это делать, может приносить в храм свои просфоры или хлебцы, и я с радостью помяну Ваших близких на этой рукодельной просфоре. (А печать для просфоры в магазине "Софрино" продается, а можно и самому из дерева вырезать.)
О просфорах смотрите мой фотоальбом: http://azbyka.org/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfotoreport&id=67
 
Дорогой батюшка, спасибо за ответы! И даже на только сейчас назревший вопрос нашла ответ в комментариях. СПАСИБО!
 
"Кстати, а ведь можно просфорки и дома печь! Если кто-то будет это делать, может приносить в храм свои просфоры или хлебцы, и я с радостью помяну"

Значит,все это "бабушкины басни",что просфоры могут печь только девственники и по особому благословению?Наш батюшка искал такого человека,кто мог бы печь просфоры.
 
Мне ни разу не приходилось получать просфору с вынутой частицей. Во многих храмах при подаче записки выдают просфору "не участвовавшую" в проскомидии (Например - проскомидия еще идет, а просфорки явно свежие, только что выпеченные). Нередко, например, в Почаевской Лавре просфоры продают в ларьке на улице, вне храма. Их покупают, как своеобразные "сувениры", т.е утрачивается связь с богослужением. В церквях с небольшим приходом, как правило, просфоры-только в алтаре.
 
Сверху