Поминание живых и усопших: 2

Эта запись является частью серии записей Поминание живых и усопших
Поминание живых и усопших
Ответы на вопросы. Часть 2


Дорогие! Мы продолжаем беседу на тему «Поминание живых и усопших», в цикле «Откровенный разговор».
И новое письмо от нашей читательницы с рядом вопросов.

Здравствуйте, дорогой батюшка. Это Татьяна. У меня несколько вопросов по объявленной Вами теме.
1. Это меня спросила дочь - "Бог ведь любит всех", а я к своему стыду не могу ей ответить. Боюсь сказать что-то не то. Почему на Литургии нельзя поминать некрещеных (имеется в виду - в алтаре)?

Потому, дорогие, что Евхаристия – Таинство Тела и Крови – совершается ради тех (и для тех), кто Жертву Христову признает. Христос на Тайной Вечери причастил тех, кто был с Ним, кто захотел разделить эту трапезу. Пусть среди них был и недостойный (Иуда).
Христос всех призывает к Себе, к вере, к благодати. Он допустит даже недостойного, даже готового на предательство. Но главное требование – желание самого человека. Насильно никого причащать не будут.
Если человек не крещен, этим самым он как бы подтверждает, что не является христианином. То есть, поминание его за Литургией будет насилием над его свободой, над его личным выбором.

2. Когда мы приходим к Причастию, я всегда пишу в проскомидийной записке и нас тоже (тех, кто будет на этой службе причащаться). Правильно ли это?

Правильно. Потому что, кроме всего прочего, мы вообще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении и Божьем посещении всех, о ком написано в записках. Думаю, Вы хотите быть в их числе, верно?

3. Почему я встречала в некоторых храмах отдельно обеденную и проскомидийную записки? Чем они отличаются?

Ничем. Это какое-то «творчество» свечниц. Спросите у них, что это значит…

4. Расскажите, пожалуйста, когда заказывают сорокоуст о живых.

Когда хотим, тогда и заказываем сорокоуст (то есть поминание на протяжении сорока дней) по любому человеку.
Первоначально сорокоусты были придуманы для поминания усопших. Потом стали их заказывать и за живых. Сегодня это распространенная традиция.

А теперь – другое письмо:

Близкий родственник В.Н. умер в очень почтенном возрасте. Был крещен еще до революции. К вере не пришел.
Последние годы жизни часто находился в больницах. Врачи (в Питере много православных врачей) приносили В.Н. Евангелие, предлагали собороваться, исповедоваться и причаститься. Даже разговаривали с родственниками, просили как-то воздействовать на старика.
Уговорить не получилось. Наоборот, атеизм становился все более воинствующим.
Умирал В.Н.очень тяжело, нехорошо (у Вас есть очерк о том, как умирают атеисты).
Часто повторял перефразированную строку из «Евгения Онегина»: «Когда же черт возьмет меня!». Умер В.Н.в больнице.
Читала и слышала разные мнения священников относительно поминовения таких усопших. Одни батюшки говорят, что ни в коем случае нельзя такого человека поминать на Литургии, мотивируя это тем, что воля покойного придет в противоречие с Божьей Волей. Предлагают заказывать панихиду.
Другие, наоборот, считают, что поминать нужно именно на Литургии, на проскомидии, т.к. это, по их мнению, лучше всего поможет изменить участь покойного.
Как Вы считаете, отец Константин? Ваше мнение для меня будет определяющим.
Этот же вопрос можно задать и о живых: о поминовении "О здравии" людей, которые сами себя называют атеистами. Спасибо.
С уважением, Елена.

Дорогая Елена. Я скажу, чем определяюсь в своей пастырской практике. Если человек был просто неверующим, но Церковь и Бога не хулил – благословляю такого отпевать и церковно поминать. Если человек был хулителем и богоборцем – такого лучше не поминать…

Церковь даже заблуждающихся воспринимает не иначе, как своих бедных, глупеньких чад.
Недавно разговаривал с одной женщиной. Она сотрудник Эрмитажа. Рассказывала, как на эрмитажном новогоднем корпоративе, за столом, один профессор хулил Церковь. Другие хихикали и поддакивали.
И вот он в Рождество Христово умер.
Через час после этого разговора приходят женщины и просят поговорить с ними. Объясняют, что пришли заказать поминание своего родственника, известного деятеля науки и культуры, работника Эрмитажа, который вот только что, в Рождество, умер.
Спрашиваю: «А что же он Церковь хулил?..» Они открыли широко глаза: «А вы… вы откуда знаете?..» «Господь, – говорю, – шепнул…»
И стал им объяснять, как заказать поминание. Они ушли, а я подумал: «Церковь – как мать, которую обижает и хулит безумный сын. А она все равно спешит обнять, пожалеть, помиловать…»

И еще письмо с вопросами:

В основном все мои вопросы возникли из-за того, что я начала ходить в другую церковь.
1. У меня в семье внук пока некрещенный, я спрашивала у священника, как я могу за него молиться и мне разрешили заказывать молебен о здравии, объяснив, что я молюсь с надеждой о его крещении. Когда с таким же вопросом, но к другому священнику (в том же храме) обратилась другая прихожанка, то ей не разрешили заказывать молебны. Надо ли мне снова спрашивать разрешение, когда я бываю в других церквах? То же самое и с панихидой: в одних церквах молятся только за православных, в других и за католиков, а бывает, и за лютеран - т.е. надо каждый раз уточнять?

Строго говоря, по канонам, молиться за некрещеных и инославных в храме нельзя. Но в особых случаях это мы делаем. Я бы внука Вашего поминал на молебнах, только если внук не взрослый и сам не противится вере.
Разрешения лучше спрашивать. Это будет честнее.

2. Когда произошла трагедия в Беслане, трудно описать, какие переживания были у меня в доме. Я не знала, как помочь мужу выйти из состояния депрессии и решила заказать 2 литургии - о здравии выживших и о упокоении погибших. В свечном ящике удивились, т.к. обычно идет перечисление имен, но сказали, что возьмут благословение у настоятеля. Настоятель благословил (только добавили православных) - мы все помолились и когда я пришла домой мужу было намного лучше. И опять в другом храме, когда произошла трагедия с "Булгарией", я хотела заказать литургию (уже о погибших православных христианах) - отказ, с мотивацией "а мы не знаем, насколько воцерковленными были погибшие". Получается, что в каждом храме надо спрашивать...

Тут женщины за свечным ящиком перегнули палку. В случаях трагедий мы молимся о пострадавших, о усопших в храмах. Распоряжение о такой молитве присылают централизованным порядком из Патриархии. Поэтому просто это не компетенция служительниц. Думаю, если бы Вы общались с батюшкой, он бы все объяснил.

3. В Москве (не помню, есть ли в Питере такое) записки на проскомидию принимаются 2-х видов: простая и заказная. Я спросила в свечном ящике, в чем разница. Ответ был потрясающим: Простая - 10 руб, а заказная - 25 руб. (Это вообще-то указано в прейскуранте). Поскольку за записки обычно жертвуется определенная сумма, то меня интересовало, чем отличается их (как бы сказать) восприятие в алтаре. У нас таких записок нет и наши батюшки не знают, может вы поможете?

Для меня это тоже загадка. Вот как Татьяна спрашивала, чем обеденная от проскомидийной отличается?..
Нужно уточнять, что это за загадочная дифференциация…

Вообще о поминании на службе смотрите по этой ссылке.

Отец Константин, Православная Церковь на богослужении молится только за крещеных православных христиан. Свечницы даже переспрашивают - в записках все крещеные? Но все-таки Церковь молится гласно, за богослужением и за начальствующих, и за воинство, и за власти, где крещены далеко не все. Как это можно согласовать? Спасибо. Алексей.

Это большая дискуссионная тема. Похоже, вы для нее, дорогие читатели, созрели:):
Панихида по иудеям...
Продолжение

Письмо от читательницы...

Панихида по иудеям: окончание разговора


Здравствуйте, отец Константин!
С праздником Вас!
Хочу задать Вам несколько вопросов в рубрику "откровенный разговор", на тему "поминовение живых и усопших".
Мы живем в Литве, муж и дети католики. Могу ли я их писать в записках? В интернете читала, что нет, но у нас в храме разрешают. Как поступать? В какой момент Литургии их поминают? Почему иногда, принимая записку, дают просфоры, а иногда не дают? Потребляя эти просфоры, надо еще раз вспомнить и помолиться о тех, кто в записке, или не обязательно? Отличается ли просфора "за здравие" и "за упокой"? могу ли я давать эти просфоры своим детям католикам?
В интернете смотрела миссионерскую службу, которую вел отец Андрей Кураев, он там в частности говорил, что во время Ектеньи можно молиться о своих нуждах, о своих родных. Вот только мне сложно всех - и нужды и родных - расставить по нужным "категориям", вот например, когда батюшка призывает помолиться за недугующих, я иногда не успеваю всех в уме перечислить, а уже начинается новое прошение. Могу ли я всю Ектенью молиться о своих нуждах и своих родных, не обращая внимания на призывы? в таком случае, не становится ли моя молитва как-бы обособленной? ведь я не успею помолиться по призывам, например за страну. Или все-таки о своих нуждах дома помолиться, а на Литургии - сколько успею?
Могу ли я во время Ектений молиться за свою семью (католиков)?

Дорогая! Так много вопросов… Насчет поминания католиков я уже говорил. Это не принято, но, допускаю, что в Литве практикуется. Уж в любом случае, тайно, про себя молиться и о католиках, и о некрещеных мы всегда можем, а в записках давайте все-таки писать только православных.
Во время ектении Рцем вси (сугубой) можно и нужно молиться и о всех своих нуждах.

В том, что свечи "за упокой" ставят у Распятия, а "за здравие" - у других икон, есть какой-то смысл или это традиция? Я себя считаю новоначальной, и еще с немногими святыми "подружилась", поэтому со всеми молитвами иду ко Христу. Посоветовала одной прихожанке поступить так же, она мне сказала, что "там только за упокой".
Везде можно ставить свечи о здравии и о упокоении. И у Распятия тоже.

Напоследок, небольшая зарисовка из жизни нашей семьи: Дочке, 4 года, купила книжку с наклейками на рождественскую тему. В ней несколько сцен, в частности сцена где Ангел посетил Марию (в доме Марии), и сцена Рождения Младенца Христа.
Дочка клеила наклейки самостоятельно, я смотрю - новорожденный Младенец и Мария наклеены в доме Марии, лежат на ложе. Говорю дочке - как же ты наклеила? А она мне - мама, но ведь Марии так неудобно рожать в хлеву, а на кроватке мягко!
Евгения

Милая Евгения! Спасибо Вам! Мира, благодати Божией и всего самого светлого Вам и Вашей семье!

Здравствуйте, уважаемый отец Константин!
1. Приходилось читать, что в родительскую субботу перед Пятидесятницей Церковь поминает и тех, кого обычно поминаем только в келейной молитве – самоубийц, некрещеных. Так ли это? Как это происходит? Означает ли это, что можно подать записку с именами некрещеных или самоубийц на панихиду или Проскомидию?

Нет, это только благочестивое мнение. О некрещеных и самоубийцах мы не молимся ни в какие дни. А мнение это возникло оттого, что в молитвах, читаемых на вечерне в День Пресвятой Троицы, есть слова, которые якобы дают такое основание. На самом деле (вы можете познакомиться с этими молитвами) об этом молитвы не говорят.

2. Можно ли молиться за «чужих», т. е. людей, которые не являются для нас родственниками и близкими друзьями? В Интернете часто приходится читать о том, что молиться нужно только за «своих». А если сослуживец, с которым у тебя не было до этого близких отношений, попал в беду? Или знакомый твоих друзей?

Конечно, можно молиться о всех и за вся, о ком желает сердце! Это из области каких-то бабушкиных мифов, что можно молиться только за своих близких. На такие слова спрашивайте: «А священник тоже должен молиться только о своих?..»

3. Как молиться за тех крещенных людей, которые отреклись от Бога? Что делать, когда подросток увлекается всякой нечистью – вампиры, колдуны, радикальные рок-группы типа «Ramstein», не скрывающие своего поклонение врагу человеческому? Можно ли за такого человека молиться церковной молитвой, подавать за него записки на Проскомидию?

Можно! Если подросток просто увлекается этими глупостями, то мы можем и должны молиться за него. А вот если уже сознательно отрекается от веры, порывает с Церковью, тогда лучше не молиться.
Но рок-группы и всякие подростковые страшилки – это просто глупая игра.

И напоследок: на тему о поминовении усопших на моем сайте еще несколько лет назад размещена небольшая и хорошо структурированная работа Долгие проводы. 100 вопросов о поминовении усопших. Составитель Людмила Никеева. В ней собраны самые популярные вопросы на тему смерти, погребения, поминания почившего. Эта книга – плод глубокого проникновения автора в тему. Это не сборник ответов, «настриженных» из разных источников легкой рукой. Еще раз повторю, что эта книга – плод глубоких и зрелых размышлений на тему смерти и вечной жизни. Я читал и правил ее еще в рукописи, и снова перечитывал, и думаю, что она может послужить хорошим источником ответов на множество не заданных здесь, но реально возникающих вопросов.

Дорогие! Ваши вопросы закончились. Посмотрите, может, я чье-то письмо пропустил? Или есть какие-то еще вопросы? Пока мы далеко не ушли от этих тем, пишите мне на почту, и я отвечу.

Храни всех Бог, ваш прот. К.
Перейти к предыдущей записи Поминание живых и усопших: 1

Комментарии

В Свято-Успенском Одесском кафедральном соборе порядок такой:
А) подаешь записки - получаешь талончик (одна записка = 10 имен = 1 гривна = 1 просфора), после литургии получаешь по талончику просфоры;
Б) можно записки не писать, а подать книжечку-синодик, заказав при этом нужное количество просфор, не нужно на каждую службу писать записки, все «твои» всегда с тобой! (никто при этом не пересчитывает, соответствует ли количество записанных имен количеству желаемых просфор).
Этот порядок мне кажется очень удобным, просфоры можно заказать и с вечера, и перед литургией, и никто не останется обиженным. Просфоры выпекают при соборе.
«Заказная литургия» у нас тоже есть, одно имя = 1 гривна. Как я понимаю, разница в том, что заказные записки читаются еще и вслух диаконом во время ектеньи перед открытыми Царскими Вратами, а за усопших и во время заупокойной литии. Я подаю такие поминания за своих близких, в важные для них дни ( день ангела, день рождения, дата смерти) и в особых нуждах. Но сейчас, прочитав все материалы данного поста, думаю, может это лишнее? Может достаточно того, что все они записаны у меня в синодике, и частичку за них в любом случае вынут?
 
Отец Константин, благословите!

Если можно, небольшой комментарий и вопрос "вдогонку".

Получается, что в Москве и Петербурге на многие вещи смотрят совершенно иначе, чем в провинции. Мой духовник, например, вообще не благословляет молиться за неправославных, живых или усопших, кроме самых близких родственников (родителей и детей, насколько я поняла) - т.е. и дома в том числе. Поэтому свободное поминовении инославных христиан во время молебна, панихиды (о котором Вы пишете) и т.д. вообще слегка шокирует.

У меня погиб некрещеным родной дядя, о его отношении к Богу и Церкви я ничего не помню, ни хорошего, ни плохого. Могу ли я молиться о нем дома?

П.С. Насколько я понимаю, позиция моего духовника связана с тем, что, молясь за всех, можно "надорваться" - наша молитва имеет последствия и для нас самих, в этом трудно сомневаться. Т.е. если составить синодик из имен известных воинствующих атеистов, да еще умерших, и начать ежедневно читать Псалтирь - это не будет правильно.

С уважением, Ирина
 
Здравствуйте, о.Константин.

Прошу прощения, если опоздала, но вот такие 2 вопроса "созрели" уже после активного обсуждения поднятой темы.
1. В комментариях упомянули, что подают на литургию свою семейную книжечку-синодик. Можно ли рассказать об этом подробнее? Насколько такой способ распространен в современной церкви (то есть в любой ли церкви его возьмут для совершения поминания)? Как именно, кем, по каким правилам должна быть составлена/оформлена подобная книжечка? И правильно ли я понимаю, что такая книжечка содержит только имена усопших?
2. Нужно ли совершать какое-то особое поминание живых или усопших в день их святого - небесного покровителя, если да, то какое именно? Моя двоюродная сестра крещена под своим "паспортным" именем Виолетта, никакого другого имени ей не дали, при такой ситуации у человека получается нет своего небесного покровителя? и это уже никак не исправить?

Спасибо огромное за Ваш труд, с уважением и благодарностью, Марина (Майя).
 
Можно я тоже задам 2 маленьких вопроса? Я считаю, что не нужно писать в записках имена тех людей, которых в любом случае помянут в этом храме. Как то: патриарха, митрополита, причт. Подтверждает моё мнение и опыт - иногда за ектению раз 20-30 одни и те же имена, которые уже просто пропускаешь. Правильно ли это мнение, или всё же надо писать в записках причт храма "из вежливости"? Ведь помолиться о батюшках не то же самое, что написать их в записках.
И ещё - поминаете ли Вы вслух (например на молебне) протоиерея Константина, если Вы 100% уверены, что это именно Вы (например если Ваше имя среди причта собора, или вместе с именами Ваших близких, о которых кто-то решил помолиться)?

Дорогой о. С.!
Согласен, что писать всех священнослужителей храма в записке не стоит, а вот имя своего духовника правильнее написать.

И второе: однажды я не помянул протоиерея Константина, имя которого было который было подано в записке. Подумал, что речь идет обо мне. Потом женщина подошла и говорит: "А почему Вы моего батюшку не помянули, отца Константина, настоятеля Спаса Нерукотворного?.." И мне нечего было ей ответить. Теперь я всегда поминаю вслух имена, даже, если мне кажется, что это мое имя написано.
В конце-концов: люди написали и хотят услышать это имя. Зачем я буду их лишать такой радости?:)
 
Диакон Сергий Чекоданов написал(а):
Можно я тоже задам 2 маленьких вопроса? Я считаю, что не нужно писать в записках имена тех людей, которых в любом случае помянут в этом храме. Как то: патриарха, митрополита, причт. Подтверждает моё мнение и опыт - иногда за ектению раз 20-30 одни и те же имена, которые уже просто пропускаешь. Правильно ли это мнение, или всё же надо писать в записках причт храма "из вежливости"? Ведь помолиться о батюшках не то же самое, что написать их в записках.
И ещё - поминаете ли Вы вслух (например на молебне) протоиерея Константина, если Вы 100% уверены, что это именно Вы (например если Ваше имя среди причта собора, или вместе с именами Ваших близких, о которых кто-то решил помолиться)?

Дорогой о. С.!
Согласен, что писать всех священнослужителей храма в записке не стоит, а вот имя своего духовника правильнее написать.

И второе: однажды я не помянул протоиерея Константина, имя которого было подано в записке. Подумал, что речь идет обо мне. Потом женщина подошла и говорит: "А почему Вы моего батюшку не помянули, отца Константина, настоятеля Спаса Нерукотворного?.." И мне нечего было ей ответить. Теперь я всегда поминаю вслух имена, даже, если мне кажется, что это мое имя написано.
В конце концов: люди написали и хотят услышать это имя. Зачем я буду их лишать такой радости?:)
 
Незарегистрированный написал(а):
"Кстати, а ведь можно просфорки и дома печь! Если кто-то будет это делать, может приносить в храм свои просфоры или хлебцы, и я с радостью помяну"

Значит,все это "бабушкины басни",что просфоры могут печь только девственники и по особому благословению?Наш батюшка искал такого человека,кто мог бы печь просфоры.

Нет, не басни. Если Вы будете печь просфоры для храма, монастыря и т.д., то требуется особое благословение и беспорочная жизнь (на Руси пекли именно девственицы, или пожилые женщины). А если печете для себя, такие требования не предъявляются.
 
Марина (Майя) написал(а):
Здравствуйте, о.Константин.

Прошу прощения, если опоздала, но вот такие 2 вопроса "созрели" уже после активного обсуждения поднятой темы.
1. В комментариях упомянули, что подают на литургию свою семейную книжечку-синодик. Можно ли рассказать об этом подробнее? Насколько такой способ распространен в современной церкви (то есть в любой ли церкви его возьмут для совершения поминания)? Как именно, кем, по каким правилам должна быть составлена/оформлена подобная книжечка? И правильно ли я понимаю, что такая книжечка содержит только имена усопших?
2. Нужно ли совершать какое-то особое поминание живых или усопших в день их святого - небесного покровителя, если да, то какое именно? Моя двоюродная сестра крещена под своим "паспортным" именем Виолетта, никакого другого имени ей не дали, при такой ситуации у человека получается нет своего небесного покровителя? и это уже никак не исправить?

Спасибо огромное за Ваш труд, с уважением и благодарностью, Марина (Майя).

Дорогая М.
1. Традиция подавать книжечки-синодики распространена в небольших храмах. Там, где сотня прихожан и всех священник знает в лицо, Ваш синодик не затеряется. А в больших храмах не совсем удобно священника отягощать целой книжечкой (лучше сами по ней молитесь). В больших храмах или в дни многолюдствий лучше подать записку.
Впрочем, если есть желание, можно подать и книжечку, но конкретно в руки знакомому священнику. Тогда книжечка не затеряется.
Синодик - это небольшая книжечка (можно сделать ее самостоятельно, из блокнота), в которую мы вписываем имена живых и усопших. От обычной записки синодик отличается тем, что туда входит много имен, все те, кого мы хотим поминать.

2 Если есть возможность, очень хорошо прийти в храм в день святого покровителя Вашего близкого человека (хоть и усопшего) и заказать поминание на проскомидию.
Если христианское имя неизвестно, пишем то, какое знаем, и в скобках: крещ. Так священник поймет, что человек крещеный. Кто-то из батюшек помянет имя Виолетты, а кто-то вздохнет: «Помяни, Господи, ея же имя Ты веси…»
Ангел Хранитель у такого человека есть, а вот про святого покровителя не скажу, потому что не знаю. Например, греческие старцы очень много добрых слов говорят именно про русский обычай наречения имени, именно потому, что, как они говорят, наречение имени в честь святого, дает в покровители человеку этого святого. В Греции же при крещении нарекают какое угодно, хоть даже народное, имя.
А вообще, нашими покровителями являются все те святые, которых мы почитаем.
 
Отец Константин, могу я просить Ваших молитв? - о новопреставленной Ольге, сейчас уже четвертый день, ей было сорок с небольшим лет, за года два-три от рака сгорела. К христианству приобщилась при немецкой евангелическо-лютеранской общине...
 
Я ее не слишком близко знала. На похоронах узнала, что она крещена в православной церкви, отпевание было православное. Слава Богу.
 
Сверху