О платках и шляпах…

О платках и шляпах…

– Оденьте девочке шапку.
– Матушка, молитесь спокойно…
– Нет, вы меня послушайте. Или оденьте шапку, или сейчас же выйдите из храма.
– Матушка, девочке можно находиться в храме без головного убора.
– А я говорю – нельзя!
– Я сам священник, что вы спорите.
– Ай-яй-яй… Сам священник, а такого не знает… Священник называется… Чему других-то научит, когда сам ничего не знает?..

Такой доброжелательный :))) разговор состоялся два года назад в храме маленького российского городка, в котором я оказался волею случая.
Со мной была маленькая дочь, и она была без шапочки.
Вновь и вновь происходят подобные ситуации, и в них, наверное, попадали и некоторые наши читатели. На самом деле, а почему женщина надевает перед тем, как войти в храм, головной убор? И почему мужчины его, наоборот, снимают?
Давайте сегодня об этом поговорим.

Такая традиция относится к глубокой христианской древности, а именно еще к апостольским временам. В то время всякая замужняя добропорядочная женщина, выходя из дома, покрывала голову. Головное покрывало, которое, например, мы видим на иконах Божией Матери, свидетельствовало о супружеском статусе женщины. Это головное покрывало означало, что она несвободна, что она принадлежит мужу. «Оголить темя» женщины или распустить ее прическу значило унизить или наказать ее (см.: Ис. 3:17; ср. Чис. 5:18). Блудницы и порочные женщины демонстрировали принадлежность к своим особого рода занятиям тем, что не покрывали голову.
Муж имел право развестись с женой без возврата ей приданого, если она появлялась на улице простоволосой, это считалось оскорблением мужу.
Девочки и девушки голову не покрывали, еще раз повторю, потому, что покрывало было знаком особого статуса замужней женщины.
Итак, дома замужняя женщина снимала покрывало, выходя из дома, обязательно его надевала.

Мужчины, выходя из дома, могли голову не покрывать. Во всяком случае, если и покрывали на улице, то от жары, а не потому, что так было положено. Во время богослужения иудеи голову тоже не покрывали, за исключением особых случаев. Так, например, покрывали голову во время поста или траура. Покрывать голову обязаны были также отлученные от синагоги и прокаженные.

А теперь представьте ситуацию: Апостолы возвещают наступление новых времен. Прежнее прошло, мир подошел к черте, за которой начнется все новое! Люди, принявшие Христа как своего Спасителя, переживают поистине революционное настроение. Немудрено в таком состоянии отвергнуть старое, прежнее и стремиться к новому. Это и произошло среди христиан Коринфа. Многие из них начинают учить, что традиционные формы поведения и приличий нужно отменить. По этому поводу Ап. Павел высказывает свое мнение и говорит, что такие споры крайне вредны, ибо дискредитируют христиан в глазах окружающих. Христиане представляются для посторонних Церкви людей скандалистами, нарушителями общепринятых приличий и норм поведения. Для того чтобы подтвердить свои слова, Апостол Павел, как он это любит и делает весьма часто, разворачивает целое богословское доказательство, что не нужно нарушать принятых норм поведения. Сначала давайте прочитаем отрывок, в котором Павел говорит на эту тему.
А потом я буду брать по одной-две строчки и комментировать. Таким образом, мы с вами разберем текст более или менее основательно.

1. Будьте подражателями мне, как я Христу.
2. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
3. Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог.
4. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
6. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
7. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
8. Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
9. и не муж создан для жены, но жена для мужа.
10. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
11. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога.
13. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?
14. Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
15. но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
16. А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
17. Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.
18. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.
19. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
1-е Послание к Коринфянам 11, 1-19

Разберем этот фрагмент подробней:

Будьте подражателями мне, как я Христу. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
Ап. Павел традиционно хвалит своих адресатов. Даже если они виноваты, Апостол никогда не начинает с упреков, с критики. Он говорит добрые слова, в свете которых виноватым должно стать стыдно, что они не оправдывают ожиданий великого Павла.
Про какие предания, которые держат люди, говорит Павел? Скорее всего, про то, что христиане не должны идти на конфликт с окружающим миром и с нехристианами. «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 18) – любимый совет Ап. Павла, который он нередко напоминает христианам.

Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог.
Мы говорили выше, что покрытие головы для женщины означало, что она – за-мужем, она подвластна мужу. То есть, платок на голове был знаком, что над нею есть муж.
Свою аргументацию Ап. Павел разворачивает и рисует целую цепочку взаимоподчиненности. Он хочет убедить читателей, что все в мире подчинено законам, пронизано иерархичностью. И не надо отменять то, что существует и служит делу гармонии и порядка. Надо отметить, что вообще Ап. Павел уважает закон, законность и никогда не призывает христиан к бунтам, неповиновению, экстравагантным акциям.

Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
Не совсем понятно, что имеет в виду Ап. Павел. Может быть, он намекает на то, что покрывать голову обязан был человек отлученный, преданный херему (иудейской анафеме) за тяжкие грехи?

И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
«Обритая» женщина – это выставленная на позор за какое-то преступление. Для Павла странно слышать, что некоторые женщины снимают в христианских собраниях головное покрывало. Почему они это делали? Вы помните, как любили обращаться друг к другу христиане? Брат, сестра. Мы все близкие и родные, духовные родственники. Сам Христос считал учеников Своей семьей. В Евангелии описана шокирующая история. Однажды Иисус, как обычно, учил. «И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12, 47-50).
Надо помнить, как важны на Востоке были семейные связи, как много значили семья и родственники, чтобы понять шокирующий радикализм слов Христа. Он Свою семью расширяет на всех, кто станет Его учеником…
Поэтому христиане любили называть друг друга брат и сестра, поэтому и священников мы ласково называем отцом, батюшкой, а почтенных пожилых прихожанок величаем матушкой. Христианская община – твоя семья! А в семье, со своими, женщина могла голову не покрывать, покрывала она ее, выходя к чужим, на улицу.
Вот поэтому некоторые коринфские христианки снимали головной платок, приходя в общину.

Но Ап. Павел не считает это удачной идеей. Ведь окружающие не будут вникать в богословские тонкости взаимоотношений членов христианской общины. Они будут сплетничать и зубоскалить. Вот собираются христиане вечером на молитву. Затворяют двери (непосвященных в собрание не пускали), совершают там богослужения, которые сами называют агапы – вечери любви. Что они там делают за закрытыми дверями, на вечерях любви, если даже женщины их, как в семье или как базарные блудницы, не покрывают голову?
Мы знаем о многих наветах и клевете, которую распространяли о христианах в первые века. Возможно, что христианки Коринфа, снимая головные покрывала, тоже давали повод придумывать о христианах всякие непристойные сплетни.

Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
Апостол Павел любил (это у него был такой риторический прием) свои размышления доводить, додумывать до конца, порой карикатурного.
Так и здесь. Не хочет женщина покрывать голову – пусть бреется наголо.
Понятно, что Ап. Павел это шутливо сказал, а не на самом деле давал такой совет. Его задачей было убедить женщин, что снимать головное покрывало на богослужении – такая же глупость, как и бриться наголо.

Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа.
Еще один риторический прием Ап. Павла – доказывать свою мысль разными примерами. Через это мысль его получала новое подкрепление и убедительность.
Вот и здесь, чтобы еще раз мотивировать необходимость женщине покрывать голову, Апостол напоминает эпизод с Моисеем. Когда Моисей сошел с горы Синай, от Бога, лицо его сияло так сильно, что он положил на него покрывало (Исх., 34-я глава). Вот так, говорит Ап. Павел, и в нашем мире. Женщина – принадлежит мужу. Она сияет его славой и честью и должна беречь это сияние под целомудренным покрывалом. Сияние это не должна открывать посторонним, но только своей семье.

Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
Не совсем понятно, что Ап. Павел имеет в виду. Может быть, ту историю из книги Бытие, что падшие ангелы прельстились красотой женщин и стали брать их себе в жены? Вспомните этот эпизод: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» (Быт. 6, 1-2)… Это, по рассказу Библии, повлекло за собой рождение людей-исполинов, гнев Божий и потоп.
Может быть, Апостол Павел имеет в виду, что, покрывая лицо для посторонних, женщина застрахована от той неприятности, что она приглянется демону?
Здесь есть и другие предположения [1], но все же неизвестно, что точно имел в виду Ап. Павел.

Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога.
Ап. Павел смягчается. Слишком сильно он «надавил» на христианок, слишком строг был. Поэтому он говорит, что все должны жить в уважении и любви и ни над кем не доминировать.
В конце Апостол приводит уже не богословские, а «естественные» аргументы в защиту того, что женщина должна покрывать голову. Ведь дает же ей Бог длинные волосы. Разве не понятно, что это для того, чтобы она могла прикрывать свою наготу:
Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?

Заканчивается этот отрывок весьма важным добавлением. Внимательно прочитайте его:
А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
Апостол говорит, что спорить, вводить какие-то экстравагантные новшества – не нужно: если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. Нет такого обычая – спорить и диктовать свои мнения Церкви! Впрочем, в конце Ап. Павел говорит, что ставить и мирно обсуждать какие-то вопросы – вполне допустимо. Возможно, тогда более искусный и убедительный оратор сможет доказать свою правоту.

А теперь, когда мы разобрали этот текст, давайте поставим ряд вопросов и на них ответим:

Ношение женщиной головного покрывала имеет ли христианское основание?
Нет, это общая восточная традиция, которая была принята во времена Ап. Павла. Чтобы христиане не «скандализировали» общество, не казались смутьянами и нарушителями общественных приличий, говорит Ап. Павел, им следует придерживаться этого обычая.

Сам Ап. Павел считает это нужным?
Несомненно. Ап. Павел, возможно, как человек своего времени и своей культуры считал, что это очень важно. Именно поэтому Апостол так горячо, вновь и вновь приводя различные аргументы, защищает эту традицию.
С другой стороны, не будем преувеличивать и для самого Ап. Павла значения этой традиции. Из всех своих Посланий (а их – 14) Апостол лишь в одном и один раз касается этого вопроса. Возможно, потому, что поведение христианок Коринфа вызвало какие-то скандалы в городе или нестроения в самой Церкви. Вообще Ап. Павел крайне мало уделяет внимания обрядам и традициям, на первое место ставя вопросы веры и нравственной жизни.

На самом деле аргументы Ап. Павла доказывают ли решительно-принципиально важность ношения христианами головных покрывал?
Положа руку на сердце, можно сказать, что ни один из аргументов Ап. Павла не имеет принципиального богословского веса и важности. Если кто-то считает иначе, то пусть вспомнит, что Церковь очень легко рассталась, например, с тем утверждением Ап. Павла, что мужчина не должен во время молитвы покрывать голову. Для мирян оно остается в силе, но священнослужители покрывают голову во время молитвы скуфейками, камилавками, митрами, клобуками и т.д.
В самом деле, все аргументы Апостола – это аргументы, апеллирующие к традиции, обычаям, а не к принципиальным вещам, имеющим отношение к вере и Спасению.

Как, исходя из этого, должна поступать благочестивая христианка?
Похвально, что на Руси сохраняется благочестивый обычай женщине молиться в храме с покрытой головой. Этим женщина воздает уважение и почтение к первохристианской церковной традиции, к мнению Апостола Павла.
Однако не будем забывать, что речь идет не вообще о представительнице женского пола, а именно о замужней женщине. Для нее платок может быть «статусной» вещью, знаком ее замужества. Или, скажем, знаком вдовства либо просто почтенного возраста. От девочек-девушек не следует требовать покрывать голову.
Вместе с тем, женщина не должна относиться к головному покрывалу, как к чему-то принципиальному для веры и духовной жизни. Никаких «репрессий» к тем, у кого голова не покрыта, применять нельзя. Нельзя отлучать от Причастия, не допускать в храм и проч. Христиане должны понимать, что платок на голове у женщины – лишь дань древнему восточному обычаю, не более.

косынка 1.JPG
Григорий Михайлов. Девушка, ставящая свечу перед образом. 1842. Государственная Третьяковская галерея.

Сегодня наши бабушки эту девушку заставили бы надеть косынку. Но в то время, когда люди понимали, «что и как надо на самом деле», подобных эксцессов не возникало.
Если кому интересно, два слова про косы:
Девочке волосы подстригали. Когда она становилась девушкой, то есть переходила в другую статусную группу, девушке заплетали одну косу. Эта коса была символом ее девичества, девушка берегла косу, ухаживала за ней. Существовало много поговорок на эту тему, например: «Коса – девичья краса» и др. Накануне замужества косу расплетали. В некоторых областях России косу подрезали, в некоторых просто расчесывали со специальными обрядовыми песнями и причитаниями. Расплетали обычно дружки невесты.
Затем ей заплетали две косы, которые она отныне и должна была носить. Эти косы укладывали вокруг головы. Носить одну косу замужняя женщина не могла, это было неприлично.
Косу отрезали девушке, если она впадала в блуд и лишалась девичества.
Также косу отрезали при монашеском постриге.

косынка 2.jpg
Аким Карнеев. Крестины. 2-я пол. 19-го века.

Обратите внимание на девушку, которая держит ребенка. Она тоже не покрыла голову. Одна коса говорит о том, что перед нами девушка, возможно, нянька малыша (а, может быть, крестная? но крестная бы получше оделась).

И последний вопрос: Как относиться к тому, что не только за Западе, но и во многих Православных Поместных Церквах (Греческой, Сербской и др.) женщины в храме головы не покрывают?
В восточных странах, преимущественно на Балканах, действительно появилась традиция женщинам в храме головы не покрывать. Греческие священнослужители говорили мне, что эта традиция идет от того времени, когда Греция и Балканы были под властью турок. Турчанки очень строго соблюдают все эти обычаи покровения головы. Греческие женщины, в пику им, в храме платки снимали, утверждая другие стандарты поведения.
Так это или нет, я не знаю, но в любом случае их традиции – их традиции. Никто не запретит русской женщине, если она хочет соответствовать духовной традиции, принятой на ее Родине, надевать при входе в храм платок.
Так же и мы должны к иным культурам относиться без осуждения.

По-моему, немножко в теме разобрались. Жду ваших комментариев и вопросов, которые помогут нам совершенно в ней разобраться.

Чтобы вам не было совсем скучно читать нашу статью:) и в качестве иллюстративного приложения, – несколько фотографий египетских женщин, одетых в соответствии с их культурой. Эти фотографии я сделал 6 лет назад в Египте. Культура эта сохранилась почти такой же, какой была во времена Апостолов. Показываясь на людях, женщины всегда покрывают головы платком.

египет1.JPG

египет2.JPG

египет3.JPG

египет4.JPG

египет5.JPG

египет6.JPG

египет7.JPG

египет8.JPG

египет9.JPG

египет10.JPG

египет11.JPG

египет12.JPG

Примечания

В благочестивой литературе есть мнение, что речь идет о светлых Ангелах, например об Ангелах Хранителях. Когда женщина носит покрывало, Ангелы видят, что она – замужем, и помогают ей в супружеской жизни.
Это очень красивое предположение, но едва ли верное. В то время, когда писал Ап. Павел, еще не было сформулировано учение об Ангелах как помощниках, тем более не было учения об Ангелах Хранителях. Оно появилось в последующие христианские века.

Комментарии

Если и возникает вопрос о платках,то потому,что у людей ассоциация с чем-то старушечьим,бабулька в платочке. А я видела в храмах очень красиво прихожанки повязывают. А я считаю-традиция,изволь уважать. Сама с собой еще по поводу юбки воюю,но надеваю;-)
 
Спасибо батюшка! Не поверите, ко мне совсем недавно "прицепились" размышления на этот счет, причем у меня всегда они как снежный ком (рассуждения) набирают такие обороты, что хоть в воду с головой от них беги.
Огромное спасибо за детальное освещение этого вопроса!
Особенно, если прочитать трактовку Иоанна Златоуста, то вообще получались выводы, что, в принципе, молиться женщине можно только в платке, а без платка - молитва пуста, что само по себе уже становится фарисейством. Умом понимаю, а в душе постоянная смута над этим вопросом.
Мне кажется, основных моментов "для закрепления" здесь два:
Первый - то, что ношение платка для женщины - это дань традициям и не влияет на спасение души.
Второй - ношение платка является традицией для замужних женщин. Это к вопросу, что в храмах порой действительно бывают особо начитанные бабушки, которые за милую душу готовы отчитать вас по всей строгости придуманных басен.:)

Хотелось бы услышать ваше мнение, апостол Павел говорил об этой традиции - только, когда женщина пребывала в храме, или же когда она стоит на домашней молитве, она тоже обязана покрывать голову платком?
[Исходя из статьи, я сделал вывод, что только в храме. Но все же, хочу уточнить :)]

Большое спасибо за статью.
 
Лично мне это было полезно прочитать. Очень понравилось, что священик не мракобесничает, а говорит здравые вещи. Хорошо, что проводится анализ высказываний Святых Отцов. Мне самой тяжело читать их (святых отцов, имею ввиду, трудно для понимания), а тут приведена доступная трактовка для мирянина. И правда, создается впечатление, что некоторые ходят в церковь для того, чтобы дать волю своей гордыне. Я, дескать, праведней всех праведников, и в платочке, и в юбке длиной, и стою-то в церкви где положено, и знаю весь порядок богослужебный...А ты "КУДЫ ПРЕШЬ В КАЛАШНЫЙ РЯД..." Смотришь на таких, с позволения сказать, верующих, и хочется им заметить, что ритуальные пляски перед иконами недопустимы...Богу не нужна заученная последовательность жестов и обязательность униформы. Одна женщина рассказала мне историю, как сделала замечание однажды заплаканной девушке по поводу длины ее юбки. А та девчушка, оказывается, первый раз в церковь зашла, этот первый раз запомниться ей был должен миром и покоем и светлыми слезами...А тут лай собачий:"КУДЫ ПРЕШЬ..."Все, больше девчушку эту в храме не видели....Батюшка, отец Константин, уж Вы -то знаете, что бесовских козней пороги церквей не останавливают. Ритуальные пляски перед иконами в платочках и длиных юбках плавно перетекают в разнузданные танцы срамных женщин в балаклавах в Российских храмах
 
А дома как? Мой батюшка говорит, что и дома нужно молиться в платке.Читать Евангелие и Псалтырь тоже, с покрытой головой. Меня это немного смущает.
 
Отец Константин, Вы всегда попадаете в самую больную точку моей души: затронули тему о платках, и прихожанах, превращающих посещение церкви в пустые ритуалы, и я не могу успокоиться. Много думаю об этом последнее время, пытаясь понять, почему Господь попустил мерзопакостные танцы одержимых женщин в балаклавах. И почему нечисть не боится переступить порог церкви…

….. Очень люблю Донской монастырь. Особенно малый собор. Однажды весенним днем ставила я в малом храме свечки. На душе было так хорошо, как редко бывает. Может, потому что шла "сумачеччая" весна. А может, потому что накануне исповедовалась и причастилась. В церкви никого не было кроме меня и молоденького послушника за свечным прилавком. Я подошла к специальному столику, заваленному цветными шариковыми ручками, и стала писать записки о здравии. Была я в дорогом белом плаще и очень осторожничала, чтобы его не испачкать. И вот, представьте мое огорчение, когда по выходе из храма я заметила, что плащик мой любимый кто-то цветными шариковыми ручками искалякал. Возмущенного вскрика я не сдержала (хоть и нельзя громких изъявлений чувств в храмах допускать). Монашек, сразу оживился и спросил, что случилось. А я сама не пойму, кто испортил мою одежду. Людей около меня не было, юный без пяти минут инок из-за прилавка не выходил...Тут-то послушник мне и говорит ( с доброй такой улыбкой): "Это ЛЮДЕЙ в церкви нет...А ОНИ есть…» - «Кто ОНИ?...» «Бесенятки…Детские козни строят, маленькие еще…Вы, матушка, видать причащались недавно» - «Да, два дня назад…» - «Ну, тогда все понятно. Плохо им, что душа человеческая от них ускользает, вот и гадят, как могут». А я стою вся такая обалдевшая, и хочется, с одной стороны, вызвать скорую психиатрическую помощь, а с другой стороны хочется запричитать: «Свят, свят, свят…». Юноша мне опомниться не дает и обыденным тоном продолжает (будто речь идет о привычных вещах): «ОНИ не любят, когда человек причащается. А Вам плеваться последние дни не хотелось? Или есть еду, которую сплевывать надо? Семечки или еще чего?» - « Креветки…» - «Вот, видите, причащение – суть принятие Тела Христова. А бесы, которые внутри нас, они вынуждены бежать от Христа. А бежать не хочется. Квартирка –то обжитая» - « Так это они из меня повылазили и плащ испортили?» - «Нет…Ваши бесы при Вас….Это наши местные монастырские бесенятки пошалили с плащом…Вы такая не первая…»
Я до сих пор не пойму, что это было. Но только не плод моего воспаленного воображения, потому что того мальчика-послушника в Донском встречала часто (он теперь уже монах). Моя здравомыслящая мама посоветовала никому не рассказывать об этом случае, и попыталась дать всему случившемуся рациональное объяснение: дескать, ты не заметила, как сама все же прислонилась к столику с цветными шариковыми ручками и.т.д.. Хорошо…А сзади мой плащ кто разрисовал?
 
Спасибо за статью, о. Константин. Есть мнение, что до замужества девочка и девушка находится тоже "за мужем", т.е. за мужчиной-отцом. Может поэтому бабуленьки и настаивают на ношении платка и маленьким девочкам в Храме? Как бы над ней тоже есть мужчина- отец.
 
Очень интересно и даже промыслительно, что в один день, независимо одна от другой, появились две статьи: статья о платках и статья о хиджабах. В наших храмах особо благочестивые бабушки заставляют НОСИТЬ платки, а ставропольские власти (да и не только они) заставляют те же платки (хиджабы) НЕ НОСИТЬ. И, таким образом, полюса сходятся:).
 
А мне кажется, что эта традиция очень хорошая и она как часть "внешнего" благочестия помогает современному человеку поддерживать и воспитывать "внутреннее".
 
Дорогая Наталья, я не традицию оспариваю (и сама никогда не бываю в храме простоволосой), а принуждение к ней.
 
Дорогая Людмила Александровна, так получилось, что мы практически одновременно написали свои комментарии, но независимо друг от друга :) А по факту выглядит как будто мой коммент является ответом на Ваш. Это не так! :)
 
Только сегодня разговаривала с девушкой, которая мне сказала. что платок нужен потому. что через длинные волосы проходит какая то информация....А я спросила: "А как же тогда монахи с длинными волосами?"
 
Людмила Никеева написал(а):
Очень интересно и даже промыслительно, что в один день, независимо одна от другой, появились две статьи: статья о платках и статья о хиджабах. В наших храмах особо благочестивые бабушки заставляют НОСИТЬ платки, а ставропольские власти (да и не только они) заставляют те же платки (хиджабы) НЕ НОСИТЬ. И, таким образом, полюса сходятся:).

Мое мнение такое: если это не противоречит уставу школы, можно носить любую одежду, которая не нарушает общественных приличий. Хиджаб - не нарушает.
Поэтому я не понимаю власти, которые лишают девочек из традиционных мусульманских семей возможности носить их религиозную одежду.
Приведу придуманный, но вероятный пример: в вечернюю школу поступила православная монахиня. В юности она прогуляла уроки, и ее из школы исключили, а сейчас, спустя 10 лет, она стала инокиней и матушка игуменья благословила ей окончить среднее образование в вечерней школе.
А теперь представьте, что эту монахиню заставят снять ее монашескую одежду и надеть "как у всех". А по логике наших властей так и надо сделать. А вот так вообще распространенный пример: священнослужитель получает образование в Университете. И он ходит на лекции в рясе. Что, запретить ему? Пусть джинсы и водолазку надевает?..
Где гарантия, что сегодня, запрещая хиджаб, завтра не запретят нательный крестик? Хотя бы на физкультуре?..

Поэтому считаю, что запрещение надевать национальную и религиозную одежду, если этот запрет не прописан в школьных правилах, - это посягательство на свободу человека.
 
НезарегистрированныйНадежда написал(а):
На картине Михайлова девушка без креста на шее? Если можно о,Константин,тему о ношении креста

Можно ли не носить нательный крест?
Как это ни будет для кого-то удивительно - можно не носить. Вернее, носить - это важно, но нельзя сказать, что тот, кто не носит крест, становится еретиком и раскольником. Вся моя семья - носит нательный крест, но я не спрашиваю (как некоторые батюшки), пришедших на венчание или на исповедь: "А крест на шее есть?"


Нательные крест никогда не был обязательным атрибутом православного человека. Не верите? Спросите любого грека: можно ли не носить нательный крест? Он просто не поймет вопроса, потому что в Греции многие креста не носят, а носят те, кто хочет.
На Руси крест также носили по желанию. Вот сегодня, когда совершается Таинство Крещения, мы надеваем малышу (или взрослому) нательный крест. А знаете ли вы, что в Требнике (книге, в которой помещен чин Крещения) нет ни слова о нательном кресте?.. Надевать новокрещенному на шею крестик - это наша традиция, но Устав никак не подразумевает это.


Как же носили нательные кресты в старину? Многие надевали кресты поверх одежды, когда выезжали в город, в гости. Дома, в повседневной жизни, кресты снимали. Сами кресты были красивыми, изящными и предназначались для ношения поверх одежды.
Кто-то носил "тельники" постоянно. Это были, обычно скромные каменные, или медные крестики.


Обычай носить всем православным крест появляется только в 19-м веке. Впрочем, многие и в 19-м веке не носили его всегда. Только сейчас, в советское и постсоветское время, когда священствовать стало множество батюшек, не имеющих никакого богословского образования и руководствующихся подчас деревенскими безграмотными представлениями, некоторые стали требовать от прихожан безоговорочного ношения нательного креста.
Хочешь-не хочешь, а приходится об этом говорить: действительно, в советские годы и в послеперестроечные посвящали в священный сан кого угодно. Махровым цветом расцвело магическое обрядоверие, безграмотные богословские представления.
Нынешний Святейший Патриарх пытается, как может, бороться с этим. Например, обязал всех священников, не имеющих богословского образования, окончить семинарию. При семинариях срочно открыли заочные сектора. Я сам преподаю в семинарии и вижу многих батюшек, приехавших из деревень. Общаюсь с ними, и часто вижу богословские представления крайне дремучие...
Поэтому нужно подходить к мнению священника, если оно удивляет, или соблазняет, с мудрым критическим отношением.


Что касается меня, еще раз напомню, что я считаю носить всем христианам нательный крест очень хорошей традицией.
 
svepls написал(а):
Отец Константин, Вы всегда попадаете в самую больную точку моей души: затронули тему о платках, и прихожанах, превращающих посещение церкви в пустые ритуалы, и я не могу успокоиться. Много думаю об этом последнее время, пытаясь понять, почему Господь попустил мерзопакостные танцы одержимых женщин в балаклавах. И почему нечисть не боится переступить порог церкви…

….. Очень люблю Донской монастырь. Особенно малый собор. Однажды весенним днем ставила я в малом храме свечки. На душе было так хорошо, как редко бывает. Может, потому что шла "сумачеччая" весна. А может, потому что накануне исповедовалась и причастилась. В церкви никого не было кроме меня и молоденького послушника за свечным прилавком. Я подошла к специальному столику, заваленному цветными шариковыми ручками, и стала писать записки о здравии. Была я в дорогом белом плаще и очень осторожничала, чтобы его не испачкать. И вот, представьте мое огорчение, когда по выходе из храма я заметила, что плащик мой любимый кто-то цветными шариковыми ручками искалякал. Возмущенного вскрика я не сдержала (хоть и нельзя громких изъявлений чувств в храмах допускать). Монашек, сразу оживился и спросил, что случилось. А я сама не пойму, кто испортил мою одежду. Людей около меня не было, юный без пяти минут инок из-за прилавка не выходил...Тут-то послушник мне и говорит ( с доброй такой улыбкой): "Это ЛЮДЕЙ в церкви нет...А ОНИ есть…» - «Кто ОНИ?...» «Бесенятки…Детские козни строят, маленькие еще…Вы, матушка, видать причащались недавно» - «Да, два дня назад…» - «Ну, тогда все понятно. Плохо им, что душа человеческая от них ускользает, вот и гадят, как могут». А я стою вся такая обалдевшая, и хочется, с одной стороны, вызвать скорую психиатрическую помощь, а с другой стороны хочется запричитать: «Свят, свят, свят…». Юноша мне опомниться не дает и обыденным тоном продолжает (будто речь идет о привычных вещах): «ОНИ не любят, когда человек причащается. А Вам плеваться последние дни не хотелось? Или есть еду, которую сплевывать надо? Семечки или еще чего?» - « Креветки…» - «Вот, видите, причащение – суть принятие Тела Христова. А бесы, которые внутри нас, они вынуждены бежать от Христа. А бежать не хочется. Квартирка –то обжитая» - « Так это они из меня повылазили и плащ испортили?» - «Нет…Ваши бесы при Вас….Это наши местные монастырские бесенятки пошалили с плащом…Вы такая не первая…»
Я до сих пор не пойму, что это было. Но только не плод моего воспаленного воображения, потому что того мальчика-послушника в Донском встречала часто (он теперь уже монах). Моя здравомыслящая мама посоветовала никому не рассказывать об этом случае, и попыталась дать всему случившемуся рациональное объяснение: дескать, ты не заметила, как сама все же прислонилась к столику с цветными шариковыми ручками и.т.д.. Хорошо…А сзади мой плащ кто разрисовал?

Разрисовали не бесы, но кто-то, кто, вполне вероятно, мог быть вдохновлен на это бесами. Это реальность - бесовская злоба и месть. Поэтому монашек, вероятно, знал, что говорил.
Я и сам убеждался, что, когда человек идет в храм с самыми добрыми намерениями, его нужно предупреждать, чтобы ждал гадости. От близких, коллег, знакомых. Лукавый через кого угодно действует...
 
Отец Константин, не совсем по теме вопрос - побывал на службе в Князь-Владимирском соборе. Меня смутило, что выходят девочки-девушки со свечами при выносе Евангелия, при Великом входе... Смутило и все)) разрешите ситуацию, пожалуйста!
 
Евгений Ананьев написал(а):
Отец Константин, не совсем по теме вопрос - побывал на службе в Князь-Владимирском соборе. Меня смутило, что выходят девочки-девушки со свечами при выносе Евангелия, при Великом входе... Смутило и все)) разрешите ситуацию, пожалуйста!

Как я к этому отношусь? Положительно. В Петербурге митрополит Антоний Вадковский (еще до революции) привлекал девочек к совершению богослужения. Считали целесообразным это и другие авторитетные русские архипастыри. Об этом были дискуссии на Поместном соборе 1917-1918 гг., но из-за революции вопрос прикрыли.
Сегодня в Париже, в других православных храмах Европы привлекают девочек и девушек к совершению богослужений. Это совершенно нормальная древнехристианская традиция. Я бы, если бы мое мнение спросили, поддержал.
 
Сверху