О платках и шляпах…

О платках и шляпах…

– Оденьте девочке шапку.
– Матушка, молитесь спокойно…
– Нет, вы меня послушайте. Или оденьте шапку, или сейчас же выйдите из храма.
– Матушка, девочке можно находиться в храме без головного убора.
– А я говорю – нельзя!
– Я сам священник, что вы спорите.
– Ай-яй-яй… Сам священник, а такого не знает… Священник называется… Чему других-то научит, когда сам ничего не знает?..

Такой доброжелательный :))) разговор состоялся два года назад в храме маленького российского городка, в котором я оказался волею случая.
Со мной была маленькая дочь, и она была без шапочки.
Вновь и вновь происходят подобные ситуации, и в них, наверное, попадали и некоторые наши читатели. На самом деле, а почему женщина надевает перед тем, как войти в храм, головной убор? И почему мужчины его, наоборот, снимают?
Давайте сегодня об этом поговорим.

Такая традиция относится к глубокой христианской древности, а именно еще к апостольским временам. В то время всякая замужняя добропорядочная женщина, выходя из дома, покрывала голову. Головное покрывало, которое, например, мы видим на иконах Божией Матери, свидетельствовало о супружеском статусе женщины. Это головное покрывало означало, что она несвободна, что она принадлежит мужу. «Оголить темя» женщины или распустить ее прическу значило унизить или наказать ее (см.: Ис. 3:17; ср. Чис. 5:18). Блудницы и порочные женщины демонстрировали принадлежность к своим особого рода занятиям тем, что не покрывали голову.
Муж имел право развестись с женой без возврата ей приданого, если она появлялась на улице простоволосой, это считалось оскорблением мужу.
Девочки и девушки голову не покрывали, еще раз повторю, потому, что покрывало было знаком особого статуса замужней женщины.
Итак, дома замужняя женщина снимала покрывало, выходя из дома, обязательно его надевала.

Мужчины, выходя из дома, могли голову не покрывать. Во всяком случае, если и покрывали на улице, то от жары, а не потому, что так было положено. Во время богослужения иудеи голову тоже не покрывали, за исключением особых случаев. Так, например, покрывали голову во время поста или траура. Покрывать голову обязаны были также отлученные от синагоги и прокаженные.

А теперь представьте ситуацию: Апостолы возвещают наступление новых времен. Прежнее прошло, мир подошел к черте, за которой начнется все новое! Люди, принявшие Христа как своего Спасителя, переживают поистине революционное настроение. Немудрено в таком состоянии отвергнуть старое, прежнее и стремиться к новому. Это и произошло среди христиан Коринфа. Многие из них начинают учить, что традиционные формы поведения и приличий нужно отменить. По этому поводу Ап. Павел высказывает свое мнение и говорит, что такие споры крайне вредны, ибо дискредитируют христиан в глазах окружающих. Христиане представляются для посторонних Церкви людей скандалистами, нарушителями общепринятых приличий и норм поведения. Для того чтобы подтвердить свои слова, Апостол Павел, как он это любит и делает весьма часто, разворачивает целое богословское доказательство, что не нужно нарушать принятых норм поведения. Сначала давайте прочитаем отрывок, в котором Павел говорит на эту тему.
А потом я буду брать по одной-две строчки и комментировать. Таким образом, мы с вами разберем текст более или менее основательно.

1. Будьте подражателями мне, как я Христу.
2. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
3. Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог.
4. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
6. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
7. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
8. Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
9. и не муж создан для жены, но жена для мужа.
10. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
11. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога.
13. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?
14. Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
15. но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
16. А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
17. Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.
18. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.
19. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
1-е Послание к Коринфянам 11, 1-19

Разберем этот фрагмент подробней:

Будьте подражателями мне, как я Христу. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
Ап. Павел традиционно хвалит своих адресатов. Даже если они виноваты, Апостол никогда не начинает с упреков, с критики. Он говорит добрые слова, в свете которых виноватым должно стать стыдно, что они не оправдывают ожиданий великого Павла.
Про какие предания, которые держат люди, говорит Павел? Скорее всего, про то, что христиане не должны идти на конфликт с окружающим миром и с нехристианами. «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 18) – любимый совет Ап. Павла, который он нередко напоминает христианам.

Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог.
Мы говорили выше, что покрытие головы для женщины означало, что она – за-мужем, она подвластна мужу. То есть, платок на голове был знаком, что над нею есть муж.
Свою аргументацию Ап. Павел разворачивает и рисует целую цепочку взаимоподчиненности. Он хочет убедить читателей, что все в мире подчинено законам, пронизано иерархичностью. И не надо отменять то, что существует и служит делу гармонии и порядка. Надо отметить, что вообще Ап. Павел уважает закон, законность и никогда не призывает христиан к бунтам, неповиновению, экстравагантным акциям.

Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
Не совсем понятно, что имеет в виду Ап. Павел. Может быть, он намекает на то, что покрывать голову обязан был человек отлученный, преданный херему (иудейской анафеме) за тяжкие грехи?

И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
«Обритая» женщина – это выставленная на позор за какое-то преступление. Для Павла странно слышать, что некоторые женщины снимают в христианских собраниях головное покрывало. Почему они это делали? Вы помните, как любили обращаться друг к другу христиане? Брат, сестра. Мы все близкие и родные, духовные родственники. Сам Христос считал учеников Своей семьей. В Евангелии описана шокирующая история. Однажды Иисус, как обычно, учил. «И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12, 47-50).
Надо помнить, как важны на Востоке были семейные связи, как много значили семья и родственники, чтобы понять шокирующий радикализм слов Христа. Он Свою семью расширяет на всех, кто станет Его учеником…
Поэтому христиане любили называть друг друга брат и сестра, поэтому и священников мы ласково называем отцом, батюшкой, а почтенных пожилых прихожанок величаем матушкой. Христианская община – твоя семья! А в семье, со своими, женщина могла голову не покрывать, покрывала она ее, выходя к чужим, на улицу.
Вот поэтому некоторые коринфские христианки снимали головной платок, приходя в общину.

Но Ап. Павел не считает это удачной идеей. Ведь окружающие не будут вникать в богословские тонкости взаимоотношений членов христианской общины. Они будут сплетничать и зубоскалить. Вот собираются христиане вечером на молитву. Затворяют двери (непосвященных в собрание не пускали), совершают там богослужения, которые сами называют агапы – вечери любви. Что они там делают за закрытыми дверями, на вечерях любви, если даже женщины их, как в семье или как базарные блудницы, не покрывают голову?
Мы знаем о многих наветах и клевете, которую распространяли о христианах в первые века. Возможно, что христианки Коринфа, снимая головные покрывала, тоже давали повод придумывать о христианах всякие непристойные сплетни.

Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
Апостол Павел любил (это у него был такой риторический прием) свои размышления доводить, додумывать до конца, порой карикатурного.
Так и здесь. Не хочет женщина покрывать голову – пусть бреется наголо.
Понятно, что Ап. Павел это шутливо сказал, а не на самом деле давал такой совет. Его задачей было убедить женщин, что снимать головное покрывало на богослужении – такая же глупость, как и бриться наголо.

Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа.
Еще один риторический прием Ап. Павла – доказывать свою мысль разными примерами. Через это мысль его получала новое подкрепление и убедительность.
Вот и здесь, чтобы еще раз мотивировать необходимость женщине покрывать голову, Апостол напоминает эпизод с Моисеем. Когда Моисей сошел с горы Синай, от Бога, лицо его сияло так сильно, что он положил на него покрывало (Исх., 34-я глава). Вот так, говорит Ап. Павел, и в нашем мире. Женщина – принадлежит мужу. Она сияет его славой и честью и должна беречь это сияние под целомудренным покрывалом. Сияние это не должна открывать посторонним, но только своей семье.

Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
Не совсем понятно, что Ап. Павел имеет в виду. Может быть, ту историю из книги Бытие, что падшие ангелы прельстились красотой женщин и стали брать их себе в жены? Вспомните этот эпизод: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» (Быт. 6, 1-2)… Это, по рассказу Библии, повлекло за собой рождение людей-исполинов, гнев Божий и потоп.
Может быть, Апостол Павел имеет в виду, что, покрывая лицо для посторонних, женщина застрахована от той неприятности, что она приглянется демону?
Здесь есть и другие предположения [1], но все же неизвестно, что точно имел в виду Ап. Павел.

Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога.
Ап. Павел смягчается. Слишком сильно он «надавил» на христианок, слишком строг был. Поэтому он говорит, что все должны жить в уважении и любви и ни над кем не доминировать.
В конце Апостол приводит уже не богословские, а «естественные» аргументы в защиту того, что женщина должна покрывать голову. Ведь дает же ей Бог длинные волосы. Разве не понятно, что это для того, чтобы она могла прикрывать свою наготу:
Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?

Заканчивается этот отрывок весьма важным добавлением. Внимательно прочитайте его:
А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
Апостол говорит, что спорить, вводить какие-то экстравагантные новшества – не нужно: если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. Нет такого обычая – спорить и диктовать свои мнения Церкви! Впрочем, в конце Ап. Павел говорит, что ставить и мирно обсуждать какие-то вопросы – вполне допустимо. Возможно, тогда более искусный и убедительный оратор сможет доказать свою правоту.

А теперь, когда мы разобрали этот текст, давайте поставим ряд вопросов и на них ответим:

Ношение женщиной головного покрывала имеет ли христианское основание?
Нет, это общая восточная традиция, которая была принята во времена Ап. Павла. Чтобы христиане не «скандализировали» общество, не казались смутьянами и нарушителями общественных приличий, говорит Ап. Павел, им следует придерживаться этого обычая.

Сам Ап. Павел считает это нужным?
Несомненно. Ап. Павел, возможно, как человек своего времени и своей культуры считал, что это очень важно. Именно поэтому Апостол так горячо, вновь и вновь приводя различные аргументы, защищает эту традицию.
С другой стороны, не будем преувеличивать и для самого Ап. Павла значения этой традиции. Из всех своих Посланий (а их – 14) Апостол лишь в одном и один раз касается этого вопроса. Возможно, потому, что поведение христианок Коринфа вызвало какие-то скандалы в городе или нестроения в самой Церкви. Вообще Ап. Павел крайне мало уделяет внимания обрядам и традициям, на первое место ставя вопросы веры и нравственной жизни.

На самом деле аргументы Ап. Павла доказывают ли решительно-принципиально важность ношения христианами головных покрывал?
Положа руку на сердце, можно сказать, что ни один из аргументов Ап. Павла не имеет принципиального богословского веса и важности. Если кто-то считает иначе, то пусть вспомнит, что Церковь очень легко рассталась, например, с тем утверждением Ап. Павла, что мужчина не должен во время молитвы покрывать голову. Для мирян оно остается в силе, но священнослужители покрывают голову во время молитвы скуфейками, камилавками, митрами, клобуками и т.д.
В самом деле, все аргументы Апостола – это аргументы, апеллирующие к традиции, обычаям, а не к принципиальным вещам, имеющим отношение к вере и Спасению.

Как, исходя из этого, должна поступать благочестивая христианка?
Похвально, что на Руси сохраняется благочестивый обычай женщине молиться в храме с покрытой головой. Этим женщина воздает уважение и почтение к первохристианской церковной традиции, к мнению Апостола Павла.
Однако не будем забывать, что речь идет не вообще о представительнице женского пола, а именно о замужней женщине. Для нее платок может быть «статусной» вещью, знаком ее замужества. Или, скажем, знаком вдовства либо просто почтенного возраста. От девочек-девушек не следует требовать покрывать голову.
Вместе с тем, женщина не должна относиться к головному покрывалу, как к чему-то принципиальному для веры и духовной жизни. Никаких «репрессий» к тем, у кого голова не покрыта, применять нельзя. Нельзя отлучать от Причастия, не допускать в храм и проч. Христиане должны понимать, что платок на голове у женщины – лишь дань древнему восточному обычаю, не более.

косынка 1.JPG
Григорий Михайлов. Девушка, ставящая свечу перед образом. 1842. Государственная Третьяковская галерея.

Сегодня наши бабушки эту девушку заставили бы надеть косынку. Но в то время, когда люди понимали, «что и как надо на самом деле», подобных эксцессов не возникало.
Если кому интересно, два слова про косы:
Девочке волосы подстригали. Когда она становилась девушкой, то есть переходила в другую статусную группу, девушке заплетали одну косу. Эта коса была символом ее девичества, девушка берегла косу, ухаживала за ней. Существовало много поговорок на эту тему, например: «Коса – девичья краса» и др. Накануне замужества косу расплетали. В некоторых областях России косу подрезали, в некоторых просто расчесывали со специальными обрядовыми песнями и причитаниями. Расплетали обычно дружки невесты.
Затем ей заплетали две косы, которые она отныне и должна была носить. Эти косы укладывали вокруг головы. Носить одну косу замужняя женщина не могла, это было неприлично.
Косу отрезали девушке, если она впадала в блуд и лишалась девичества.
Также косу отрезали при монашеском постриге.

косынка 2.jpg
Аким Карнеев. Крестины. 2-я пол. 19-го века.

Обратите внимание на девушку, которая держит ребенка. Она тоже не покрыла голову. Одна коса говорит о том, что перед нами девушка, возможно, нянька малыша (а, может быть, крестная? но крестная бы получше оделась).

И последний вопрос: Как относиться к тому, что не только за Западе, но и во многих Православных Поместных Церквах (Греческой, Сербской и др.) женщины в храме головы не покрывают?
В восточных странах, преимущественно на Балканах, действительно появилась традиция женщинам в храме головы не покрывать. Греческие священнослужители говорили мне, что эта традиция идет от того времени, когда Греция и Балканы были под властью турок. Турчанки очень строго соблюдают все эти обычаи покровения головы. Греческие женщины, в пику им, в храме платки снимали, утверждая другие стандарты поведения.
Так это или нет, я не знаю, но в любом случае их традиции – их традиции. Никто не запретит русской женщине, если она хочет соответствовать духовной традиции, принятой на ее Родине, надевать при входе в храм платок.
Так же и мы должны к иным культурам относиться без осуждения.

По-моему, немножко в теме разобрались. Жду ваших комментариев и вопросов, которые помогут нам совершенно в ней разобраться.

Чтобы вам не было совсем скучно читать нашу статью:) и в качестве иллюстративного приложения, – несколько фотографий египетских женщин, одетых в соответствии с их культурой. Эти фотографии я сделал 6 лет назад в Египте. Культура эта сохранилась почти такой же, какой была во времена Апостолов. Показываясь на людях, женщины всегда покрывают головы платком.

египет1.JPG

египет2.JPG

египет3.JPG

египет4.JPG

египет5.JPG

египет6.JPG

египет7.JPG

египет8.JPG

египет9.JPG

египет10.JPG

египет11.JPG

египет12.JPG

Примечания

В благочестивой литературе есть мнение, что речь идет о светлых Ангелах, например об Ангелах Хранителях. Когда женщина носит покрывало, Ангелы видят, что она – замужем, и помогают ей в супружеской жизни.
Это очень красивое предположение, но едва ли верное. В то время, когда писал Ап. Павел, еще не было сформулировано учение об Ангелах как помощниках, тем более не было учения об Ангелах Хранителях. Оно появилось в последующие христианские века.

Комментарии

Иван1230123 написал(а):
Это почти тоже самое если хотите если она зайдет с глубоким декольте или обтягивающих брюках или со слоем штукатурки на лице.
Был случай когда бабуле одной нужно было сделать фотографию, причембабка древняя. Так вот, она стеснялась снять платок, понятно нам она что в платке что без него все равно...

Уважаемый Иван, в женской косметике не используются строительные материалы. В противном случае ночной крем Вашей мамы Вам тоже покажется чем-то непотребным.

Простите пожалуйста, а уместно ли обсуждать женскую одежду и подвергать критике женскую косметику, если Вы сам употребляете слово "бабка" да ещё с прилагательным древняя, по отношению к пожилой даме? Вам будет приятно услышать по отношению к Вам недозрелый пацан или молокосос? Дпй Бог Вам дожить до возраста этой пожилой дамы и оставаться в такой же, как она, умственной и физической бодрости, не путая дверь своей квартиры с балконной, а соседа с телевизором.
 
Спасибо,очень хорошая статья, все разъяснено. Но хотя и незамужняя, то в храм приходить все равно придется в платке - иначе съедят:) Протестовать против традиции - дело гиблое. Ношу платок, чтоб не вызывать агрессии, хотя считаю,что как-то специально наряжаться в храм - глупо. Одеваюсь скромно, прилично, аккуратно - этого для девушки достаточно. И для храма, и для работы - должен быть один вид, как мне кажется (исключая профессии повара, врача, асфальтоукладчика, маляра и т.п.:))

Кстати,по поводу батюшек...видела где-то в интернете, ответ священника на вопрос, надо ли одевать платок дома, на молитве, и он ответил, что при молитве надо показывать свое благочестие, и что НЕ ПОСЛЕДНЮЮ РОЛЬ в этом играет платочек...вот так вот. А люди верят же ответам священников. Так что их недовольство девушками без платка простительно.

К слову...Наличие платка не делает добрее, терпимее. Если я "обряжаюсь" в платок - это ведь все равно внешнее, не мое. И какое-то возникает ощущение неприятное,что вот,я в платочке, типа "хорошая", "правильная". Но это не так на самом деле. Внутри есть всякое - и внутренний мир не соответствует внешней "православной приличности", и грустно,что большинству прихожан и служителей храма нет дела до того,какой человек есть, с чем он пришел, а главное - соблюдение "формы".

Я за то,чтобы каждый одевался по своему вкусу...Если нравится в платочке - в платочке, если нравится без - значит, без, и все спокойны по этому поводу.
 
Не согласна. Ношение платка в повседневной жизни почему-то стало ассоциироваться многими священниками как "духовный фанатизм". Более того, с либерализацией всех сфер жизни - культурой, моралью, экономическими отношениями, стали либеральными и духовные сферы жизни. Мне кажется так: сначала батюшка скажет, что можно молиться и без платка (какие-то предрассудки), потом разрешит в "женских" брюках причащаться, потом разрешит накрашенными губами целовать икону. Завтра - это будут католические скамейки в храме, потом протестантские танцы и светомузыка. Это все звенья одной цепи, дорогие сограждане. Почему именно жители глубоко ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ не понимают, как это можно нарушать вековые традиции целомудрия и благочестия и ходить без платка в церковь. И заметьте, чем ближе к центру, столице - тем больше вариантность поведения, тем больше снисхождения. Не потому ли, что традиции - для простого человека. А мы все усложнились прогрессом в нашей финансово-денежной цивилизации, нам все кажется НЕ модным, НЕ удобным и прочим НЕ.
Вы посмотрите на иконы святых - Блаженной Ксении, Матроны Московской, местночтимых святых - все в платочках. Почему ? Они ведь не монахини...Но почему-то в платках.
Это - основы православного благочестия. Как грустно смотреть, когда выходя с храма женщина срывает с головы покрытие, как мешающую, уродующую ее необходимость.
Это - отношение не только к традициям. Это - согласие с модой, согласие с тем, что она более заботится о мнении окружающих о ней.
Тогда можно реабилитировать - и накрашенные когти, и уркашения, и высокие каблуки - все, что делает женщину соблазнительной.
Надевая платок, женщина демонстрирует несогласие с общественным антидуховным настроением.
У нас раньше в пед.университетах, года до 2000 студенткам запрещалось носить брюки. "Вы - педагоги, носить брюки в школе - неприлично".
Любые отступления от традиций - это обмирщение. И если церковь идет на уступки перед мирской модой, удобством (чтобы ЧЕЛОВЕКУ было удобнее) и т.д. - то это может закончится тем, что как у протестантов скоро внесут телевизоры в храм для трансляции футбольных матчей.
Женщина в платке в повседневности - меняет даже свой характер. Брюки делают ее доминантнее, юбка - женственнее. Женщина в брюках не способна интуитивно даже подчиниться мужу. Одежда накладывает свой отпечаток. Я это испробовала на себе. Когда я носила брюки и короткие юбки, я хотела нравится, и тем искушала многих.
Надев подлиннее юбку и платок - мужчины перестают замечать и проходят, как мимо столба. Эффект достигнут. Одежда отражает внутреннее состояние женщины. Женщина патологически склонна к соблазнению. Она должна себя сдерживать ежеминутно, под строгим контролем совести. И платок и юбка - в этом самые большие помощники, для самоконтроля над собой.
 
Добрый день, отец Константин.
Сегодня вспомнился ваш рассказ о шляпах и ваше обращение к женщине "Молитесь матушка спокойно"
Сегодня был в подобной ситуации.
В чем суть.
Сегодня во всех праздник Дмитреевская суббота и в такие дни в храмах народу, как говорится яблоку негде упасть, так как многие пришли на Литургию помолится о своих успопших родных и близких и как того требует традиция нужно подать записку « О Упокоении» и поставить свечу « За упокой». С записками все понятно подал в лавку купил свечу и дальше в Храм поставить свечу. И тут возникает проблема
-Куда? На канун.

Ведь канун заставлен свечам и народу вокруг него много и что делать.
Вот в такой ситуации оказалась женщина стоящая около меня.

Я ей посоветовал поставить свечу на любой свободный подсвченик, так как в такие дни когда канун занят можно поставить свечу на любой подсвечник и добавил ,что в очах Господа не возможно поставить не туда, он знает за что и за кого ставят свечу.

Её это немного смутило. Как так за упокой и ставить на подсвечник где ставят За здравие. Её разум отказывался принят такой ход. Она спросила о стоящей женщине , а может ей лучше в руках подержать. На что я заметил, что это не самый лучший вариант что народу много и ваша свеча может нечаянно испортить кому ни будь одежду. Ведь народу много. Дальше спрорить и переубеждать кого либо я не стал. Ведь шла Литургия.

Я уже был раз свидетелем такого случая когда одна дама наотрез отказалась поставить свечу и держала в руках, народу в часовне было много и её толкнули и она впереди стоящей женщине пропалила куртку. Было это в субботу великого поста.

Как тут не вспомнить слова Святителя Игнатия Брянчанинова В России, – потому что христианской верой занимаются очень поверхностно и грубо, идут к познанию Христа семинарией и академией, которых Хритос не установил, а оставили очищение себя святыми подвигами, которое Христос установил и заповедал, – пребывают вне истинных, живых понятий о вере Христовой. – Какое Христианское образование найдем в России? В простом народе, наиболее излишнюю, скрупулезную привязанность ко всему вещественному, к форме, – от чего родились расколы; – недостаток, крайний недостаток в познаниях и ощущениях духовных. Этот же недостаток в обществе образованном: к нему присоединяется небрежение к форме, странно-соединенное с врожденным, усвоившимся уродливым уважением к этой же самой форме. – Вы встречаете человека образованного нынешним образованием, заимствованным из развращенной Европы, умеющего расшаркаться, извернуться, быть ловким на бале, в дипломатическом салоне, имеющего о всех предметах кое-какой, свой, по большей части бестолковый толк; – Вы находите в нем по отношению к религии неверие, скептицизм, и, внезапно, рядом возле философского скептицизма Европы грубое суеверие, предрассудок глупый и смешной избы русской; он ни за что не сядет тринадцатым за стол, – чрезвычайно обеспокоится, когда соль будет просыпана, – оплевывается на все стороны при встрече с попом или монахом. В человеке, который хвалится своим разумом – две крайности, две пропасти погибельные: неверие и суеверие! Где ж вера чистая, святая? – Ее нет ни в слепых односторонних приверженцах формы, ни в превозносящемся разуме и премудрости человеческой, разуме и премудрости падших, отверженных Богом»
 
Не согласна. Ношение платка в повседневной жизни почему-то стало ассоциироваться многими священниками как "духовный фанатизм". Более того, с либерализацией всех сфер жизни - культурой, моралью, экономическими отношениями, стали либеральными и духовные сферы жизни. Мне кажется так: сначала батюшка скажет, что можно молиться и без платка (какие-то предрассудки), потом разрешит в "женских" брюках причащаться, потом разрешит накрашенными губами целовать икону. Завтра - это будут католические скамейки в храме, потом протестантские танцы и светомузыка. Это все звенья одной цепи, дорогие сограждане. Почему именно жители глубоко ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ не понимают, как это можно нарушать вековые традиции целомудрия и благочестия и ходить без платка в церковь. И заметьте, чем ближе к центру, столице - тем больше вариантность поведения, тем больше снисхождения. Не потому ли, что традиции - для простого человека. А мы все усложнились прогрессом в нашей финансово-денежной цивилизации, нам все кажется НЕ модным, НЕ удобным и прочим НЕ.
Вы посмотрите на иконы святых - Блаженной Ксении, Матроны Московской, местночтимых святых - все в платочках. Почему ? Они ведь не монахини...Но почему-то в платках.
Это - основы православного благочестия. Как грустно смотреть, когда выходя с храма женщина срывает с головы покрытие, как мешающую, уродующую ее необходимость.
Это - отношение не только к традициям. Это - согласие с модой, согласие с тем, что она более заботится о мнении окружающих о ней.
Тогда можно реабилитировать - и накрашенные когти, и уркашения, и высокие каблуки - все, что делает женщину соблазнительной.
Надевая платок, женщина демонстрирует несогласие с общественным антидуховным настроением.
У нас раньше в пед.университетах, года до 2000 студенткам запрещалось носить брюки. "Вы - педагоги, носить брюки в школе - неприлично".
Любые отступления от традиций - это обмирщение. И если церковь идет на уступки перед мирской модой, удобством (чтобы ЧЕЛОВЕКУ было удобнее) и т.д. - то это может закончится тем, что как у протестантов скоро внесут телевизоры в храм для трансляции футбольных матчей.
Женщина в платке в повседневности - меняет даже свой характер. Брюки делают ее доминантнее, юбка - женственнее. Женщина в брюках не способна интуитивно даже подчиниться мужу. Одежда накладывает свой отпечаток. Я это испробовала на себе. Когда я носила брюки и короткие юбки, я хотела нравится, и тем искушала многих.
Надев подлиннее юбку и платок - мужчины перестают замечать и проходят, как мимо столба. Эффект достигнут. Одежда отражает внутреннее состояние женщины. Женщина патологически склонна к соблазнению. Она должна себя сдерживать ежеминутно, под строгим контролем совести. И платок и юбка - в этом самые большие помощники, для самоконтроля над собой.


ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСНА!!! Не сумела так красиво написать:) +++
 
Споря о платочках и юбках/брюках, женщины часто забывают, что наша одежда - не только для Господа и прихожан важна, но и вообще для окружающих нас в миру людей. Всегда замечаю, что красиво одетые люди вызывают у меня чувство радости! То же самое и у детей бывает: оденется мама или бабушка красиво, и малыш радуется, веселится, переживает ощущение праздника! Что уж говорить о мужчинах, о наших мужьях, которые любят ГЛАЗАМИ!.. Для большинства мужчин просто-таки необходимо, чтобы их жена была привлекательно одета, производила приятное впечатление на окружающих!

А еще одеждой можно вдохновлять других! И даже привлекать в храмы! :) Зайдёт какая-нибудь девушка в храм - смотрит, а там все женщины симпатичные, приятно одетые, и ей будет не страшно и не стыдно прийти туда снова. А женщины "закутанные" с ног до головы, старательно прячущие свою привлекательность в молодые годы, часто пугают нецерковных людей и отталкивают их от себя, и от храма. Красивой можно быть и в длинной юбке и в элегантных брючках, в платке и без платка. Целомудрие - это, бесспорно, добродетель. Но и внешняя привлекательность замечательна, если сочетается с целомудрием и добрыми намерениями!
 
Как-то мой друг-мусульманин высказался в том ключе, что христианки - падшие женщины, потому, что недостаточно одеты и не носят платков. Пришлось ответить, что нам просто повезло с мужчинами: они настолько целомудренны, что глядя даже на обнажённую женщину думают не о похоти, а о Творце, создавшем подобную красоту.
Правда, дело было в некоем подпитии, и оба высказывания выглядели несколько более ёмко и менее цензурно, чем здесь описано.
 
Виктория Голубкова как всегда нашла те самые правильные слова, и как всегда я с ними полносью согласна.

"Надев подлиннее юбку и платок - мужчины перестают замечать и проходят, как мимо столба. Эффект достигнут. Одежда отражает внутреннее состояние женщины."

Простите, дорогая незарегистрированная,но очень жаль,что Вы не видели, как красиво можно выглядеть в юбке и платке. Не надо одевать на себя нечто бесформенное и бесцветное (хотя если это внутренне мне необходимо,то пожалуйста). Думаю,что лучше одеться в храм красиво(не дорого,а просто красиво,со вкусом). Если внутри у женщины чистота,то и не будет она никого соблазнять.

Ксения.
 
Полностью согласна с Викторией! Когда я стала воцерковляться и каждое воскресенье ходить в Храм, решила: Хватит! Никакой косметики, никаких брючек, никакой одежды ярких цветов! Вот прихожу как-то в школу (я- учитель) и вдруг коллеги начинают спрашивать меня, хорошо ли я себя чувствую, не случилось ли у меня чего... что-то я неважно выгляжу.. И тогда я поняла, что хорошо выглядеть - это просто элементарное уважение к окружающим! У нас все знают, что я - верующий человек, и мне хотелось бы подчеркнуть это своим поведением, отношением к окружающим (ах, как это трудно! Гораздо труднее, чем надеть юбку и платочек!), а не внешним видом. Не надо смешивать отсутствие платочка и наличие скромной косметики с мини-юбками, глубокими декольте и боевыми раскрасками!!! Когда всего в меру, и все со вкусом, смотреть на женщину - просто глаз радуется! Для меня идеал - актриса Одри Хепберн, которая и глазки красила, и брючки носила, но при этом при всем ее называли "ангелом", такой от нее веяло чистотой и целомудренностью! Ирина.
 
Милые девушки и женщины, одевайтесь, как хотите. На все воля Божия. У нас (в Израиле) принято одеваться просто, мало кто носит даже каблуки, и мало кто красится так, что это видно окружающим. Просто у нас жарко, и благодаря климату уже не думаешь, как ты выглядишь, а думаешь, как бы попить воды:) И косметика течет, если ее положишь:) Климат другой, мысли другие. С Богом!
 
Приветствую всех. Приезжаю погостить к родителям в г. Саров. На дверях в главный храм батюшки Серафима, где чаще всего и служат, уже давным-давно висят крупными, агрессивными, я бы сказала, буквами, распечатки-выдержки из апостола Павла и про платочки, и про мужскую одежду. И священство наше это, видимо, поддерживает, раз висят давно уже. Вот и попробуй... Я не люблю провоцировать людей и склоки в храме подобного рода переживаю потом по неделе. Поэтому в храм всегда прихожу одетой согласно "этикету". Но вот мамочка моя, которая верит с сомнениями, с метаниями и мучениями, с дочкой моей зашла маленькой (лет 5 ей тогда было) в небогослужебное время свечу батюшке Серафиму поставить. На нее какая-то дама полупреклонного возраста с буклями на голове, прикрытыми франтоватым платком, налетела с шипением: "Ага, батюшку Серафима не уважаете!!!". Так я теперь если что в защиту людей церковных говорю, моя мама через раз эту даму с буклями вспоминает. Я не в осуждение этой даме, конечно. Я с младшеньким сыночком сейчас по возможности каждый день хожу в наш храм в Нижнем Новгороде причастить его. У нас в будни в храме одни эти бабуленции и есть. Они налетают с платками и юбками на каждую внезапно пришлую и, видимо, потом тоже вспоминаются "добрым" словом. Зато я теперь знаю, что эта же бабулька может помочь тебе с детскими одевашками, самоотверженно угукать и лялякать с 3 малышами подряд, пока мамочки пытаются отдышаться после получасовой борьбы с грудничком за тишину во время Евхаристического канона, пытаются всучить тебе какую-нибудь сладость, не взирая на доводы, что полугодовалые дети шоколадные конфеты не едят, и т.п. У нас на дверях нет ничего ни про платочки, ни про штаны, но все ходят в юбках и с покрытой головой, и я буду, чтобы бабулек наших не расстраивать, хотя по моему глубокому убеждению обручального кольца и приличных, женского покроя брюк должно быть достаточно.
 
Очень интересная тема здесь обсуждается и я так рада что нашла в ней ответы на некоторые волновавшие меня вопросы.
 
Здравствуйте, отец Константин!
Читала эту тему и решила поделиться.
В храм начала ходить совсем недавно. Решилась пойти к исповеди. Чтобы узнать, когда приходить лучше, зашла в субботу перед вечерней. А в силу обстоятельств повязалась платком поверх брюк. Батюшка все объяснил, потом добавил: "В брюках не приходите", так по-доброму... На службу не осталась, вышла и попала на другого батюшку. Попросила благословления. Хотела ему поцеловать руку, но он меня поцеловал в голову, немного поговорили, и он тоже с такой лаской - "в брюках не приходите, ну да, если так получилось, я понимаю...". Так тепло стало на душе...
 
14. Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, ....Вот что не понятно почему тогда служители церкви отращивают волосы
 
На трактат Тертулиана: где-то я читала, как при переписи библии один иудей решил исправить ошибку: "Дева родит" на "Жена родит", так Святой Дух не позволил ему это сделать.
А за платочки огромное спасибо Вам, батюшка Константин!
После вчерашнего чтения Апостола Павла я сегодня весь день мучалась - как же мне без платка и молитву на принятие пищи прочитать в кафе, и молитву Господню в течение дня, и Славу?! Я директор, всегда на людях, что же мне делать-то без платка?!
Теперь хоть вздохнула - Слава Богу! Я тоже начала сомневаться - ведь это внешнее убранство, а Богу должно быть важнее наша духовная составляющая.
 
Вы пишите:"Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
Не совсем понятно, что Ап. Павел имеет в виду. Может быть, ту историю из книги Бытие, что падшие ангелы прельстились красотой женщин и стали брать их себе в жены? Вспомните этот эпизод: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» (Быт. 6, 1-2)… Это, по рассказу Библии, повлекло за собой рождение людей-исполинов, гнев Божий и потоп.
Может быть, Апостол Павел имеет в виду, что, покрывая лицо для посторонних, женщина застрахована от той неприятности, что она приглянется демону?"

Но почему Вы приводите лишь эту трактовку толкования из Бытия. И по сей день множество споров и версий на сей счет, я не хочу утверждать как истину какую-либо из них. Но несправедливо, когда мнение святых отцов и учителей Церкви, таких как Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, блаж.Феодорит, Кирилл Иерусалимский, Иероним, Августин и др., замалчивается, хотя их точка зрения очень весома и популярна в Церкви. А так, создается впечатление...женщина спросила - неужели, батюшка, такое возможно, что ангелы женились на людях, а в ответ - будто одна единственная и возможная версия...Ваша.

А ведь есть и другие. Позвольте привести лишь некоторые.
В полемике Кирилла Иерусалимского с Юлианом-Отступником, где император-язычник в своем "творении" "Против галилеян" ссылался на это место в Библии, с помощью которого ему якобы удалось ниспровергнуть уникальное сыновство Христа, то Кирилл категорически отвергал такое толкование (где подразумевались непосредственно ангелы) и утверждал, что это потомки Сифа, которые развратились с нечестивыми потомками-дочерьми Каина.
22 беседа на Бытие свт.Иоанна Златоуста: "нужно тщательно исследовать это место и
опровергнуть пустословие тех, которые обо всем говорят необдуманно… дабы вы
простодушно не слушали тех, которые произносят хульные речи и дерзают говорить на
свою голову. Они говорят, будто это сказано не о людях, но об ангелах...не безумно ли говорить, будто ангелы
снизошли до сожительства с женами и бестелесная природа унизилась до совокупления с телами?… Мы уже прежде сказали вам, что Писание имеет обычай и людей называть сынами Божиими. Так как они вели род свой от Сифа и от сына его, названного Еносом («сей бо, говорит Писание, упова призывати имя Господа Бога»), то его дальнейшие потомки в божественном Писании названы сынами Божиими, потому что они до тех пор подражали добродетели предков; а сынами человеческими названы те, которые родились прежде Сифа, от Каина, и от него вели свой род"
Августин Иппонский (О граде Божьем, 15.23): "Существует весьма распространенная молва… что сильваны и фавны, которых в просторечии называют инкубами, часто являются сладострастникам и стремятся вступать и вступают с ними в связь… Но что касается святых ангелов Божиих, то я никогда не поверю, чтобы они могли в то время так пасть…сыны Божии, которые называются и ангелами Божиими, смешались с дочерьми человеческими, т. е. с дочерьми живущих по человеку; т. е. сыны Сифа с дочерьми Каина… Благодаря Духу Божию они были ангелами Божиими и сынами Божиими; но когда уклонились к худшему, стали называться людьми, именем природы, а не благодати».
Также святой Ефрем Сирин в 46 гимне О вере утверждает и поясняет, что "сынами Божьими" здесь именуются люди, а не ангелы.

Ну и, наконец, это место из послания к Коринфянам о том, что жена должна покрывать свою голову в знак смирения, ради ангела, тоже имеет и иное объяснение у св.отцов. Например, свт.Феофан Затворник так поясняет это место: "Сего ради должна есть жена власть имети на главе, Аггел ради.«Чего же ради? – Ради всех показанных причин, и кроме того Ангел ради. Если ты, говорит, не обращаешь внимания на мужа, то постыдись Ангелов» (святой Златоуст). Власть имети на главе, то есть знак власти мужа над нею – покрывало головное. «Властию назвал Апостол покрывало, как бы так говоря: пусть показывает подчиненность, покрывая себя, и особенно ради Ангелов, которые приставлены к людям, потому что им вверено попечение о них. Так и в Деяниях сказали о Петре (стучавшем в двери): не сам он, но Ангел его есть (Деян. 12, 15). И Господь говорит: блюдите, да не презрите единаго от малых сих, верующих в Мя; глаголю бо вам, яко Ангели их выну видят лице Отца Моего небеснаго (Мф. 18, 10)»...Итак, покрытие есть знак покорности и подчинения; оно побуждает смотреть вниз, смиряться и соблюдать добродетель, ибо добродетель и честь подчиненного состоят в том, чтобы пребывать в послушании...

И позвольте высказать свою точку зрения.
1) "Сынами Божьими" уж точно не могли бы быть святые верные Богу Ангелы, как это смеют утверждать некоторые "толкователи". Потому что, по непреложному учению Церкви, когда сатана "чёкнулся", то смог соблазнить и утощить, низвергнуть за собой часть ангелов. Остальная часть не прельстилась и осталась верна Богу, и этот их выбор, как учат отцы, дословно не помню, но что-то вроде того, что так укоренился в них, что они теперь не могут предать Бога. Они навечно уже святы и преданы Ему. Следовательно, они не могли и не могут прельстится чем-то, а уж тем более красотой женщин, чтобы предать Бога, Которым живут.
2) На счет падших духов. Мне лично версия тоже кажется маловероятной. Во-первых, мы знаем, что без воли Бога никакой бес не смеет даже приблизиться к нам, и я сомневаюсь, чтобы Бог попустил такому разврату, Он может попустить вселиться бесу в человека, попустить ему материализоваться и отлупить чел-ка и т.п.,но чтобы попустить такое, не знаю, сомневаюсь. Во-вторых, падшие ангелы - суть духи, и не имеют плоти, они могут принимать различные образы, менять их в мгновение ока, но остаются по сути духами. В-третьих, в этом отрывке из Бытия сказано "брали себе в жены", т.е. даже не просто там соблазняли, блудили и т.п., а именно "в жены". Создается вопрос - а что бесы живут обычной жизнью или жили (в Писании это нигде не подтверждается), создавали семьи, ходили на труд, растили детей\внуков, и вообще, у бесов нет пола, почему тогда они смешивались только с дочерьми, сыновья человеческие были страшные, в отличии от красоток-дочерей?
 
Сверху