О платках и шляпах…

О платках и шляпах…

– Оденьте девочке шапку.
– Матушка, молитесь спокойно…
– Нет, вы меня послушайте. Или оденьте шапку, или сейчас же выйдите из храма.
– Матушка, девочке можно находиться в храме без головного убора.
– А я говорю – нельзя!
– Я сам священник, что вы спорите.
– Ай-яй-яй… Сам священник, а такого не знает… Священник называется… Чему других-то научит, когда сам ничего не знает?..

Такой доброжелательный :))) разговор состоялся два года назад в храме маленького российского городка, в котором я оказался волею случая.
Со мной была маленькая дочь, и она была без шапочки.
Вновь и вновь происходят подобные ситуации, и в них, наверное, попадали и некоторые наши читатели. На самом деле, а почему женщина надевает перед тем, как войти в храм, головной убор? И почему мужчины его, наоборот, снимают?
Давайте сегодня об этом поговорим.

Такая традиция относится к глубокой христианской древности, а именно еще к апостольским временам. В то время всякая замужняя добропорядочная женщина, выходя из дома, покрывала голову. Головное покрывало, которое, например, мы видим на иконах Божией Матери, свидетельствовало о супружеском статусе женщины. Это головное покрывало означало, что она несвободна, что она принадлежит мужу. «Оголить темя» женщины или распустить ее прическу значило унизить или наказать ее (см.: Ис. 3:17; ср. Чис. 5:18). Блудницы и порочные женщины демонстрировали принадлежность к своим особого рода занятиям тем, что не покрывали голову.
Муж имел право развестись с женой без возврата ей приданого, если она появлялась на улице простоволосой, это считалось оскорблением мужу.
Девочки и девушки голову не покрывали, еще раз повторю, потому, что покрывало было знаком особого статуса замужней женщины.
Итак, дома замужняя женщина снимала покрывало, выходя из дома, обязательно его надевала.

Мужчины, выходя из дома, могли голову не покрывать. Во всяком случае, если и покрывали на улице, то от жары, а не потому, что так было положено. Во время богослужения иудеи голову тоже не покрывали, за исключением особых случаев. Так, например, покрывали голову во время поста или траура. Покрывать голову обязаны были также отлученные от синагоги и прокаженные.

А теперь представьте ситуацию: Апостолы возвещают наступление новых времен. Прежнее прошло, мир подошел к черте, за которой начнется все новое! Люди, принявшие Христа как своего Спасителя, переживают поистине революционное настроение. Немудрено в таком состоянии отвергнуть старое, прежнее и стремиться к новому. Это и произошло среди христиан Коринфа. Многие из них начинают учить, что традиционные формы поведения и приличий нужно отменить. По этому поводу Ап. Павел высказывает свое мнение и говорит, что такие споры крайне вредны, ибо дискредитируют христиан в глазах окружающих. Христиане представляются для посторонних Церкви людей скандалистами, нарушителями общепринятых приличий и норм поведения. Для того чтобы подтвердить свои слова, Апостол Павел, как он это любит и делает весьма часто, разворачивает целое богословское доказательство, что не нужно нарушать принятых норм поведения. Сначала давайте прочитаем отрывок, в котором Павел говорит на эту тему.
А потом я буду брать по одной-две строчки и комментировать. Таким образом, мы с вами разберем текст более или менее основательно.

1. Будьте подражателями мне, как я Христу.
2. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
3. Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог.
4. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
6. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
7. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
8. Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
9. и не муж создан для жены, но жена для мужа.
10. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
11. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога.
13. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?
14. Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
15. но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
16. А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
17. Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.
18. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.
19. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
1-е Послание к Коринфянам 11, 1-19

Разберем этот фрагмент подробней:

Будьте подражателями мне, как я Христу. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
Ап. Павел традиционно хвалит своих адресатов. Даже если они виноваты, Апостол никогда не начинает с упреков, с критики. Он говорит добрые слова, в свете которых виноватым должно стать стыдно, что они не оправдывают ожиданий великого Павла.
Про какие предания, которые держат люди, говорит Павел? Скорее всего, про то, что христиане не должны идти на конфликт с окружающим миром и с нехристианами. «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 18) – любимый совет Ап. Павла, который он нередко напоминает христианам.

Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог.
Мы говорили выше, что покрытие головы для женщины означало, что она – за-мужем, она подвластна мужу. То есть, платок на голове был знаком, что над нею есть муж.
Свою аргументацию Ап. Павел разворачивает и рисует целую цепочку взаимоподчиненности. Он хочет убедить читателей, что все в мире подчинено законам, пронизано иерархичностью. И не надо отменять то, что существует и служит делу гармонии и порядка. Надо отметить, что вообще Ап. Павел уважает закон, законность и никогда не призывает христиан к бунтам, неповиновению, экстравагантным акциям.

Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
Не совсем понятно, что имеет в виду Ап. Павел. Может быть, он намекает на то, что покрывать голову обязан был человек отлученный, преданный херему (иудейской анафеме) за тяжкие грехи?

И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
«Обритая» женщина – это выставленная на позор за какое-то преступление. Для Павла странно слышать, что некоторые женщины снимают в христианских собраниях головное покрывало. Почему они это делали? Вы помните, как любили обращаться друг к другу христиане? Брат, сестра. Мы все близкие и родные, духовные родственники. Сам Христос считал учеников Своей семьей. В Евангелии описана шокирующая история. Однажды Иисус, как обычно, учил. «И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12, 47-50).
Надо помнить, как важны на Востоке были семейные связи, как много значили семья и родственники, чтобы понять шокирующий радикализм слов Христа. Он Свою семью расширяет на всех, кто станет Его учеником…
Поэтому христиане любили называть друг друга брат и сестра, поэтому и священников мы ласково называем отцом, батюшкой, а почтенных пожилых прихожанок величаем матушкой. Христианская община – твоя семья! А в семье, со своими, женщина могла голову не покрывать, покрывала она ее, выходя к чужим, на улицу.
Вот поэтому некоторые коринфские христианки снимали головной платок, приходя в общину.

Но Ап. Павел не считает это удачной идеей. Ведь окружающие не будут вникать в богословские тонкости взаимоотношений членов христианской общины. Они будут сплетничать и зубоскалить. Вот собираются христиане вечером на молитву. Затворяют двери (непосвященных в собрание не пускали), совершают там богослужения, которые сами называют агапы – вечери любви. Что они там делают за закрытыми дверями, на вечерях любви, если даже женщины их, как в семье или как базарные блудницы, не покрывают голову?
Мы знаем о многих наветах и клевете, которую распространяли о христианах в первые века. Возможно, что христианки Коринфа, снимая головные покрывала, тоже давали повод придумывать о христианах всякие непристойные сплетни.

Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
Апостол Павел любил (это у него был такой риторический прием) свои размышления доводить, додумывать до конца, порой карикатурного.
Так и здесь. Не хочет женщина покрывать голову – пусть бреется наголо.
Понятно, что Ап. Павел это шутливо сказал, а не на самом деле давал такой совет. Его задачей было убедить женщин, что снимать головное покрывало на богослужении – такая же глупость, как и бриться наголо.

Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа.
Еще один риторический прием Ап. Павла – доказывать свою мысль разными примерами. Через это мысль его получала новое подкрепление и убедительность.
Вот и здесь, чтобы еще раз мотивировать необходимость женщине покрывать голову, Апостол напоминает эпизод с Моисеем. Когда Моисей сошел с горы Синай, от Бога, лицо его сияло так сильно, что он положил на него покрывало (Исх., 34-я глава). Вот так, говорит Ап. Павел, и в нашем мире. Женщина – принадлежит мужу. Она сияет его славой и честью и должна беречь это сияние под целомудренным покрывалом. Сияние это не должна открывать посторонним, но только своей семье.

Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
Не совсем понятно, что Ап. Павел имеет в виду. Может быть, ту историю из книги Бытие, что падшие ангелы прельстились красотой женщин и стали брать их себе в жены? Вспомните этот эпизод: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» (Быт. 6, 1-2)… Это, по рассказу Библии, повлекло за собой рождение людей-исполинов, гнев Божий и потоп.
Может быть, Апостол Павел имеет в виду, что, покрывая лицо для посторонних, женщина застрахована от той неприятности, что она приглянется демону?
Здесь есть и другие предположения [1], но все же неизвестно, что точно имел в виду Ап. Павел.

Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога.
Ап. Павел смягчается. Слишком сильно он «надавил» на христианок, слишком строг был. Поэтому он говорит, что все должны жить в уважении и любви и ни над кем не доминировать.
В конце Апостол приводит уже не богословские, а «естественные» аргументы в защиту того, что женщина должна покрывать голову. Ведь дает же ей Бог длинные волосы. Разве не понятно, что это для того, чтобы она могла прикрывать свою наготу:
Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?

Заканчивается этот отрывок весьма важным добавлением. Внимательно прочитайте его:
А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
Апостол говорит, что спорить, вводить какие-то экстравагантные новшества – не нужно: если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. Нет такого обычая – спорить и диктовать свои мнения Церкви! Впрочем, в конце Ап. Павел говорит, что ставить и мирно обсуждать какие-то вопросы – вполне допустимо. Возможно, тогда более искусный и убедительный оратор сможет доказать свою правоту.

А теперь, когда мы разобрали этот текст, давайте поставим ряд вопросов и на них ответим:

Ношение женщиной головного покрывала имеет ли христианское основание?
Нет, это общая восточная традиция, которая была принята во времена Ап. Павла. Чтобы христиане не «скандализировали» общество, не казались смутьянами и нарушителями общественных приличий, говорит Ап. Павел, им следует придерживаться этого обычая.

Сам Ап. Павел считает это нужным?
Несомненно. Ап. Павел, возможно, как человек своего времени и своей культуры считал, что это очень важно. Именно поэтому Апостол так горячо, вновь и вновь приводя различные аргументы, защищает эту традицию.
С другой стороны, не будем преувеличивать и для самого Ап. Павла значения этой традиции. Из всех своих Посланий (а их – 14) Апостол лишь в одном и один раз касается этого вопроса. Возможно, потому, что поведение христианок Коринфа вызвало какие-то скандалы в городе или нестроения в самой Церкви. Вообще Ап. Павел крайне мало уделяет внимания обрядам и традициям, на первое место ставя вопросы веры и нравственной жизни.

На самом деле аргументы Ап. Павла доказывают ли решительно-принципиально важность ношения христианами головных покрывал?
Положа руку на сердце, можно сказать, что ни один из аргументов Ап. Павла не имеет принципиального богословского веса и важности. Если кто-то считает иначе, то пусть вспомнит, что Церковь очень легко рассталась, например, с тем утверждением Ап. Павла, что мужчина не должен во время молитвы покрывать голову. Для мирян оно остается в силе, но священнослужители покрывают голову во время молитвы скуфейками, камилавками, митрами, клобуками и т.д.
В самом деле, все аргументы Апостола – это аргументы, апеллирующие к традиции, обычаям, а не к принципиальным вещам, имеющим отношение к вере и Спасению.

Как, исходя из этого, должна поступать благочестивая христианка?
Похвально, что на Руси сохраняется благочестивый обычай женщине молиться в храме с покрытой головой. Этим женщина воздает уважение и почтение к первохристианской церковной традиции, к мнению Апостола Павла.
Однако не будем забывать, что речь идет не вообще о представительнице женского пола, а именно о замужней женщине. Для нее платок может быть «статусной» вещью, знаком ее замужества. Или, скажем, знаком вдовства либо просто почтенного возраста. От девочек-девушек не следует требовать покрывать голову.
Вместе с тем, женщина не должна относиться к головному покрывалу, как к чему-то принципиальному для веры и духовной жизни. Никаких «репрессий» к тем, у кого голова не покрыта, применять нельзя. Нельзя отлучать от Причастия, не допускать в храм и проч. Христиане должны понимать, что платок на голове у женщины – лишь дань древнему восточному обычаю, не более.

косынка 1.JPG
Григорий Михайлов. Девушка, ставящая свечу перед образом. 1842. Государственная Третьяковская галерея.

Сегодня наши бабушки эту девушку заставили бы надеть косынку. Но в то время, когда люди понимали, «что и как надо на самом деле», подобных эксцессов не возникало.
Если кому интересно, два слова про косы:
Девочке волосы подстригали. Когда она становилась девушкой, то есть переходила в другую статусную группу, девушке заплетали одну косу. Эта коса была символом ее девичества, девушка берегла косу, ухаживала за ней. Существовало много поговорок на эту тему, например: «Коса – девичья краса» и др. Накануне замужества косу расплетали. В некоторых областях России косу подрезали, в некоторых просто расчесывали со специальными обрядовыми песнями и причитаниями. Расплетали обычно дружки невесты.
Затем ей заплетали две косы, которые она отныне и должна была носить. Эти косы укладывали вокруг головы. Носить одну косу замужняя женщина не могла, это было неприлично.
Косу отрезали девушке, если она впадала в блуд и лишалась девичества.
Также косу отрезали при монашеском постриге.

косынка 2.jpg
Аким Карнеев. Крестины. 2-я пол. 19-го века.

Обратите внимание на девушку, которая держит ребенка. Она тоже не покрыла голову. Одна коса говорит о том, что перед нами девушка, возможно, нянька малыша (а, может быть, крестная? но крестная бы получше оделась).

И последний вопрос: Как относиться к тому, что не только за Западе, но и во многих Православных Поместных Церквах (Греческой, Сербской и др.) женщины в храме головы не покрывают?
В восточных странах, преимущественно на Балканах, действительно появилась традиция женщинам в храме головы не покрывать. Греческие священнослужители говорили мне, что эта традиция идет от того времени, когда Греция и Балканы были под властью турок. Турчанки очень строго соблюдают все эти обычаи покровения головы. Греческие женщины, в пику им, в храме платки снимали, утверждая другие стандарты поведения.
Так это или нет, я не знаю, но в любом случае их традиции – их традиции. Никто не запретит русской женщине, если она хочет соответствовать духовной традиции, принятой на ее Родине, надевать при входе в храм платок.
Так же и мы должны к иным культурам относиться без осуждения.

По-моему, немножко в теме разобрались. Жду ваших комментариев и вопросов, которые помогут нам совершенно в ней разобраться.

Чтобы вам не было совсем скучно читать нашу статью:) и в качестве иллюстративного приложения, – несколько фотографий египетских женщин, одетых в соответствии с их культурой. Эти фотографии я сделал 6 лет назад в Египте. Культура эта сохранилась почти такой же, какой была во времена Апостолов. Показываясь на людях, женщины всегда покрывают головы платком.

египет1.JPG

египет2.JPG

египет3.JPG

египет4.JPG

египет5.JPG

египет6.JPG

египет7.JPG

египет8.JPG

египет9.JPG

египет10.JPG

египет11.JPG

египет12.JPG

Примечания

В благочестивой литературе есть мнение, что речь идет о светлых Ангелах, например об Ангелах Хранителях. Когда женщина носит покрывало, Ангелы видят, что она – замужем, и помогают ей в супружеской жизни.
Это очень красивое предположение, но едва ли верное. В то время, когда писал Ап. Павел, еще не было сформулировано учение об Ангелах как помощниках, тем более не было учения об Ангелах Хранителях. Оно появилось в последующие христианские века.

Комментарии

священник Константин Пархоменко написал(а):
Как я к этому отношусь? Положительно. В Петербурге митрополит Антоний Вадковский (еще до революции) привлекал девочек к совершению богослужения. Считали целесообразным это и другие авторитетные русские архипастыри. Об этом были дискуссии на Поместном соборе 1917-1918 гг., но из-за революции вопрос прикрыли.
Сегодня в Париже, в других православных храмах Европы привлекают девочек и девушек к совершению богослужений. Это совершенно нормальная древнехристианская традиция. Я бы, если бы мое мнение спросили, поддержал.

А можно еще вопрос? Евгений спросил "Меня смутило, что выходят девочки-девушки со свечами при выносе Евангелия, при Великом входе..." Т.е. я не совсем пойму - они находились и выходили из алтаря?

И еще Вы сказали, что участие в богослужении девушек это "совершенно нормальная древнехристианская традиция", я опять не пойму, т.е. они прислуживали непосредственно в алтаре? Я слышала и знаю про дьяконис, которые помогали при крещении лиц женского пола, несли труды милосердия, были, если можно так выразиться, катехизаторами и т.п., но чтобы прислуживать и участвовать непосредственно при богослужении в алтаре - не знаю таких фактов. Разъясните, пожалйста.
 
Наталия-Меланья написал(а):
А можно еще вопрос? Евгений спросил "Меня смутило, что выходят девочки-девушки со свечами при выносе Евангелия, при Великом входе..." Т.е. я не совсем пойму - они находились и выходили из алтаря?

И еще Вы сказали, что участие в богослужении девушек это "совершенно нормальная древнехристианская традиция", я опять не пойму, т.е. они прислуживали непосредственно в алтаре? Я слышала и знаю про дьяконис, которые помогали при крещении лиц женского пола, несли труды милосердия, были, если можно так выразиться, катехизаторами и т.п., но чтобы прислуживать и участвовать непосредственно при богослужении в алтаре - не знаю таких фактов. Разъясните, пожалйста.

Один древний канон (44-е правило Лаодикийского собора) запрещает женщинам входить в алтарь. Но речь идет о женщинах, а не о девочках и девушках. Тем более не о диаконисах, которые помогали при богослужении в алтаре и причащались так же, как и диаконы (на престоле). Сегодня в некоторых Православных Поместных Церквах девочки-девушки привлекаются к прислуживанию во время богослужений.
Было такое и при митрополите Антонии (Вадковском), ибо мальчиков-пономарей в Смольном институте не было (туда допускали лишь девиц).
О месте женщин в храме в Византийский период есть хорошая статья Роберта Тафта
 
Наталия-Меланья написал(а):
Вы пишите:"Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
Не совсем понятно, что Ап. Павел имеет в виду. Может быть, ту историю из книги Бытие, что падшие ангелы прельстились красотой женщин и стали брать их себе в жены? Вспомните этот эпизод: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» (Быт. 6, 1-2)… Это, по рассказу Библии, повлекло за собой рождение людей-исполинов, гнев Божий и потоп.
Может быть, Апостол Павел имеет в виду, что, покрывая лицо для посторонних, женщина застрахована от той неприятности, что она приглянется демону?"


Но почему Вы приводите лишь эту трактовку толкования из Бытия. И по сей день множество споров и версий на сей счет, я не хочу утверждать как истину какую-либо из них. Но несправедливо, когда мнение святых отцов и учителей Церкви, таких как Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, блаж.Феодорит, Кирилл Иерусалимский, Иероним, Августин и др., замалчивается, хотя их точка зрения очень весома и популярна в Церкви. А так, создается впечатление...женщина спросила - неужели, батюшка, такое возможно, что ангелы женились на людях, а в ответ - будто одна единственная и возможная версия...Ваша.

А ведь есть и другие................
QUOTE]

Уважаемая сестра. Спасибо за проделанную работу. Но Вы пишете о благочестивых толкованиях святых отцов (а у них на один и тот же текст часто совершенно разные мнения), я же говорю о научной точке зрения.
Святые отцы Древней Церкви жили во времена, когда такой страны и таких реалий, какие описаны в Библии, не было. Почему? - другой вопрос. Если Вам интересно, почитайте соответствующую литературу.
Только в последние 150 лет благодаря раскопкам, кропотливым исследованиям и т.д. практически из небытия появляется Святая Земля библейских времен и для нас оживают ее реалии и ее язык.
 
священник Константин Пархоменко [FONT=Times New Roman написал(а):
Уважаемая сестра. Спасибо за проделанную работу. Но Вы пишете о благочестивых толкованиях святых отцов (а у них на один и тот же текст часто совершенно разные мнения), я же говорю о научной точке зрения.[/FONT]

Во-первых, как-раз таки у святых отцов толкование и мнения на тот или иной счет, по крайней мере по важным вопросам, более часто совпадают.

Во-вторых, что есть самое главное, научную точку зрения (кстати туманную, какая наука мне сможет доказать или опровергнуть факт якобы или не якобы плотского смешения духов и людей, это еще при том, что духи плоти не имеют?) Вы ставите выше благочестивых толкований св.отцов? Зря обольщаются люди, уповающие на науку. Наука так же может быть неверна и обманчива порой, как последняя потаскушка (уж извините за это сравнение) в захудалом кабаке. Сам Господь предупреждал, чтоб верные Его не надеялись на "князей мира сего" и на "сынов человеческих". "...но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;называя себя мудрыми, обезумели...", "Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом" (1 Кор 3, 19), "потому что немудрое Божие премудрее человеков" (1 Кор 1, 25), "Бог избрал немудрое мира" (1 Кор 1, 27), Симеон Новый Богослов: "Ученики мудрецов века сего считают учеников Божиих безумными…".
Наука занимает свое немаловажное место в мире, пусть занимает, но слепо верить ей...как последней истине или суду правды в высшей инстанции...неблагонадежно, человек должен критично на все смотреть, "все испытывайте, хорошего держитесь".

прп.Ефрем Сирин: "Итак, выслушайте вы и разумейте сказанное Апостолом, чтобы удостоиться вам истинной мудрости; ибо сказал он: Никтоже себе да прельщает: аще кто мнится мудр быти в вас в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет. Премудрость бо мира сего, буйство у Бога есть, писано бо есть: запинаяй премудрым в коварстве их. И паки: Господь весть помышления мудрых, яко суть суетна (1Кор.3:18-20). Итак, отложив в сторону бредни эллинского скудоумия и исполнившись удивления пред владычеством Вседержителя Бога и пред чудесами Его, взывайте с Пророком: Велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа (Пс.146:5). Ему слава во веки веков! Аминь.
Присовокуплю к слову и следующее: когда в Константинополе начался мор и многие кончили жизнь, один врач, по имени Домн, видя, что умерших много, а другие объяты сильным страхом, сказал: "гибнут ремесленники, которые работают у огня, и имеют помещение в подземных храминах; а которые живут на высоких местах, пользуются чистым и тонким воздухом, те не подвергаются заразе". Так рассуждал он, потому что прилежно изучал эллинские науки и заразил ими ум свой. Однако же через два или три дня после того, как объявил свое мнение, сам, пораженный болезнью, лежал он полумертвый, и собирал рабов своих, чтобы взяли его в загородное его имение и, когда кончит жизнь, похоронили там. Другой врач, по имени Македоний, увидев, что его, борющегося со смертью, взяли и понесли (а Македоний был один из слышавших его глумление), сказал: "Вот, у него прекраснейший дом, и чистым пользуется он воздухом, однако ж не спасся: болезнь сломила его, и пустословие его не помогло ему". Домн, перенесенный за город, там умер и похоронен. А Македоний, избавившись от усилившегося мора и отрекшись от мира, стал истинным монахом, не став жертвою Домнова нечестия."(Творения, том 2) Эти слова преподобного могут некоторым показаться невежественными и смешными, но святой прав - не надейся на человеческий разум и на земное учение, все в руке Божьей.
 
Простите, но нельзя же быть такой занудой, Наталия-Меланья! Не обижайтесь, но не надо считать себя самой умной и учить других уму-разуму, тем более отца Константина.

Ксения.
 
"Святые отцы Древней Церкви жили во времена, когда такой страны и таких реалий, какие описаны в Библии, не было. Почему? - другой вопрос. Если Вам интересно, почитайте соответствующую литературу." - Ясное дело, почему, потому что св.отцы жили в иные времена и в иных реалиях, это так же как мы живем не во время и при реалиях Древней Руси, а в современной РФ.

"Только в последние 150 лет благодаря раскопкам, кропотливым исследованиям и т.д. практически из небытия появляется Святая Земля библейских времен и для нас оживают ее реалии и ее язык." - Непонятно как раскопки могут опровергнуть мнение св.отцов, по крайней мере в данном вопросе - о книге Бытие, про женитьбу "сынов Божиих" и дочерей человеческих. К тому же в истории есть реальные факты, когда ученные делали подлоги, напр.один ученый симпотизирующий теории эволюции Дарвина сделал муляж черепушки, потом обман вскрылся и он опозорился.

"Впрочем, Вы можете почитать об этом: http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=1058" - здесь говорится о профессиональном изучении Библии, я не против граммотности и честности в этом деле. Но к слоу сказать, что и великие учителя Церкви не были невеждами со скотного двора, лишь по случайности занявшие свое место, они были образованы, в том числе и в светских науках, знали языки. Хотя есть и такие "невежды" со скотного двора, премудрость которых не могут вместить мудрецы земные, и на устах их глагол истины, потому что премудрость их от Духа Святого. Это я о преподобных, о святых.

И Ксении: я не считаю себя самой умной, мудрыми я считаю Апостолов и св.отцов, которые утверждали Истину чрез Господа. Я просто не люблю когда по какому-либо вопросу однобоко утверждается мысль, претендующая как единственно верная. Я предпочитаю когда мне доказывают, а не просто говорят. Я предпочитаю "испытывать"...и желательно "хорошего держаться", а не глотать все подряд без разбору.
 
Уж простите, Наталия-Меланья, за мою резкость, но отец Константин не хуже нас с Вами знает Апостолов и св. отцов. И мне кажется. что здесь никто никому ничего не доказывает, а просто батюшка делится с нами своими мыслями и знаниями. Я их с благодарностью принимаю, не хотите не принимайте, но не надо нравоучений.

Ксения.
 
Незарегистрированный написал(а):
Уж простите, Наталия-Меланья, за мою резкость, но отец Константин не хуже нас с Вами знает Апостолов и св. отцов. И мне кажется. что здесь никто никому ничего не доказывает, а просто батюшка делится с нами своими мыслями и знаниями. Я их с благодарностью принимаю, не хотите не принимайте, но не надо нравоучений.

Ксения.

Читала некоторые записи отца Константина, один читатель сослался на апостолов (Послания св.Апостолов), а о.К ответил, что апостолы такие же люди, и у них могут быть свое частное мнение, и они тоже могут ошибаться. Для меня это звучит странно - св.апостолы в своих посланиях не учат как щи-борщи варить, они говорят о главном и важном, и каждое слово в посланиях есть истина. Поэтому Ваша, Ксения, фраза "отец Константин не хуже нас с Вами знает Апостолов и св. отцов" не успокаивает. Знать то знает, а вот насколько доверяет? и то, что говорю я - говорю не от своих хотений-похотений, а так как учит учение, Предание Церкви, и слова современных батюшек, кстати тоже обученных в семинариях и академиях, уважаемых людей.
Возможно, Вы путаете Церковь с какой-то другой организацией, но не каждое слово, мнение того или иного священника есть непререкаемый закон, мы служим и являемся фанатиками не священника, кому который понравится, по вкусу будет, а Христу.

Не имею целью низвергнуть образ отца Константина в Ваших глазах, видит Бог, я не вру, я тоже его люблю, но на то здесь и присутствует функция комментариев, не нравится - уберите, люди будут просто читать и соглашаться или не соглашаться.
 
"Возможно, Вы путаете Церковь с какой-то другой организацией, но не каждое слово, мнение того или иного священника есть непререкаемый закон, мы служим и являемся фанатиками не священника, кому который понравится, по вкусу будет, а Христу."

Вот, опять нравоучение. Не хочу вдаваться в дальнейшие обсуждения и больше комментариев в ответ Вам, Наталия-Меланья, писать не буду. Просто хочу сказать, что я ничего не путаю, ничьим фанатиком не являюсь, насколько я служу и доверяю Христу прошу Вас не судить. И еще я НИКОГДА ничего противоречащего Евангелию, апостольскому учению, св.отцам у отца Константина не прочла. Не фарисействуйте.

Ксения.
 
Зашла на форум и заинтерисовалась вопросом вот по какому случаю:вчера на службе
одна бабушка сделала строгое замечание другой бабушке по поводу головного убора-на той была надета скромная темная шляпа.Мол надо одевать платок!!!Бабушка в шляпке сильно смутилась и начала возражать,мол - голова же покрыта!?Меня смутила эта ситуация,потому что я была в берете,иногда стою на службе зимой в шапке.Решила изучить вопрос,т.к.слыхала,что голова просто должна быть покрыта,но не важно чем.Вот что выяснила и вспомнила:платочек-это каждодневный крестьянский головной убор,в нем работали на поле,в коровнике.Воскресенье-праздничный день и в церковь горожанки одевали маленькие шляпки,а женщины из народа парчовые головные уборы(тип шапочки),были они очень разнообразные,в зависимости от местных традиций.Сверху крестьянки в холод могли накинуть красивый платок.Никаких этих косынок-платочков не надевали,только в рабочие будни.
Другими словами нет такой русской православной традиции ,даже,носить платочки.Это современный благочестивый обычай.Приводят в пример изображения Святых Жен и Богоматери.Мол они в платках,а мы должны подражать.Во-первых они вовсе не в платках.А в огромных покрывалах-омофорах.Во-вторых св.Мужи на иконах не в БРЮКАХ и Сам Господь носил длинную рубаху-хитон.Призывая женщину к подражанию древней греческой одежде,было бы справедливо и мужчин попросить облачится в хитоны.Я вообще брюки,хоть мужские,хоть женские ,считаю наблагочестивой одеждой.Потому что они открывают и подчеркивают два интимных места,что спереди,что сзади.Что у мужчин,что у женщин.Меня смущают мужчины в храме-я начинаю волноваться.Поэтому прошу обсудить и поднять тему и о том,можно ли вообще носить брюки мужчинам.Ведь святые их не носили,а только хитоны,а русские(славяне)носили их под рубахой до колена,под пояс.Если вопрос стоит о благочестии,то брюки являются стыдной современной одеждой,независимо от пола.Каково мнение батюшки Константина и других участников дискуссии?
 
О платках и шляпах… Отцы учат, что вся суть не в том, чтобы тупо покрыть голову и этим будто угодишь Богу, как будто Богу это надо, а суть в том с каким чувством и намерением ты это делаешь, а делать это надо со смирением, и суть вся – в смирении, кротости и тишине. Жена этим признает, что она подвластна под мужем, а не сама властвует над ним, и т.о. показывает красоту «кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» и чему умиляются Ангелы (потому что смирением человек роднится с Ангелами Божьими и является им другом). То же относится не только к замужним дамам, но и к девицам.

Уже позволю объяснить от себя – почему соглашаюсь, что и девицам тоже следует покрывать голову. Девица, т.е. та, которая пришла уже в разумный возраст, которая уже все понимает, дееспособна и т.п., если она с кротостью и в тишине сердца, с миром покрывает свою главу с пониманием для чего она это делает, то она уже этим показывает свое благорасположение, готовность к смирению, готовность и желание к тому, что она согласна, чтобы в будущем ее потенциальный муж стал ее главой, что она признает в муже славу Господа, по крайней мере, она хочет чтобы так все и получилось, она настроена на это. И тогда она тоже предстанет пред Господом и Ангелами в красоте духа.
Если же девица хранит свое девство не для мужа, а ради Господа, то тем более, для нее не должно быть тяжко покрыть свою голову, она смиряется пред Самим Господом.
Все дело – в намерении. А действием (покрыванием главы) мы просто выражаем это намерение, чувство, готовность. Готовность к смирению. Может быть это есть проявление смирения в малом, но кто «в малом верен, тот и во многом верен будет».
Поэтому не согласна, что покрывание главы для жены\девицы это пустая внешняя форма «мнимого» благочестия, уже отжившая свое, и могущая исполняться лишь как дань какой-то там древней, загибающейся традиции.

Другое дело, когда речь идет о маленькой девочке, которая еще не понимает в чем суть.
Хотя в минувшую Пасху я столкнулась с такой картиной. Стояла девочка, лет 9 максимум, в красивом платье, нарядная, все хорошо, волосы были завиты, сбрызнуты лаком, вместо традиционного платка – красивая заколка в виде большого цветка, воткнутая в волосы. Еще она была «профессионально» разукрашена видимо мамочкой, ладно губы и щеки подрумянены (я так на детсадовские праздники тоже ходила), а у нее глаза еще тушью и тенями были накрашены. И вот стояла она, бедная, всю службу дергалась, поправляя волосы и заколку, и все ее внимание было приковано на нее саму. Настроение тогда у меня было не пасхальное, потому и замечала все, я затосковала, решив, что вот, даже дети не славят Господа, а с самодовольным видом занимаются только собой, и когда я только это подумала, то мой взгляд поймал другую девочку примерно такого же возраста, она была в платочке (нравится это кому то или нет), некоторые прядки немного выбились из под платка, и она с такой любовью пред иконой Христа что-то шептала себе под нос, казалось она сейчас вся изольется в любовь, и это было для меня тогда утешением.
Я не утверждаю, что маленькая девочка без платка в церкви не способна на любовь и искренность пред Богом, но делаю вывод, что покрывание главы помогает отрешиться от всего земного, внешнего, не думать излишне о своем внешнем виде, особенно это касается уже взрослых людей.
Действительно, апостол сказал, что для жены ращение волос это честь. А для современных женщин волосы это уже не честь, а украшение, мы украшаем себя с помощью красивых здоровых волос, стрижек, причесок, укладок. И я считаю, что приходя к Богу для молитвы в собрание верных (в церковь) человек ничем не должен хвалиться пред Богом. Никакая плоть да не хвалится…Я также не буду своим внешним видом не дай Бог в ком вызывать зависть или в лицах противоположного пола отвлечение. Покрывая себя я словно покрываюсь сейчас от всего внешнего, мирского, мой разум и сердце сейчас только для Бога, я хочу принести покаяние и молитву, я хочу духовного единения с остальными, а не выставлять себя на показ, на обозрение, предлагая познать цену внешнего. У нас и так хватает житейских забот, суеты, мирского, что хотя бы в храме охото отрешиться от всего мирского, не следовать человеческим стереотипам поведения, мирским границам, рамкам. Мирской стереотип – женщина должна всем нравиться, особенно мужчинам, она должна в своей внешности всегда быть на высоте. Это и не совсем уж по христиански. Отцы учат – не желай нравится другим, не желай чтобы тебя любили, старайся сам любить людей в чистоте и бескорыстно. В храме желаешь иного – богообщения и единения в союзе веры и мира с ближними. Я аккуратно и опрятно выгляжу – и этого довольно, а остальные красоты и «славу» плоти уж позвольте мне прикрыть в смирении, в том числе и красоту и украшение своих волос, тем более известно, что вся «слава» плоти мимоходяща, прейдет как цвет на траве, а в вечности мы будем покрываться красотой своего духа.
 
Еще не считаю, что все так трагично в нашей Церкви. что кругом царствует фарисейство и злоба. я вот тоже несколько раз приходила в церковь без платка, потому что не думала что в тот день пойду в церковь, меня никто метлами не выгонял, было дело, что даже священник кадил передо мной "непокрытой", женщины просто тихо спрашивали "а что, платка нет с собой", тихонько отводили меня с собой, ставили целую набитую корзину и говорили "выбирай любой, какой нравится". Всё. Никаких проклятий, осуждений, упреков. Бывала и в других храмах, где присутствовали "непокрытые", и их никто с позором не выгонял и не отчитывал.
Еще разность - почему женщина без платка. Одно дело, когда есть извинительные причины. А другое дело, когда она по гордости, строптивости, желая низвергнуть, упразднить то, чего не понимает, показывает свою "свободу" от "отживших обычаев". Последняя противна пред Господом. Правда как и та, что мнит будто одев платок без осмысления внутреннего, она чем-то угодила Богу.
 
Незарегистрированный написал(а):
Я вообще брюки,хоть мужские,хоть женские ,считаю наблагочестивой одеждой.Потому что они открывают и подчеркивают два интимных места,что спереди,что сзади.Что у мужчин,что у женщин.Меня смущают мужчины в храме-я начинаю волноваться.Поэтому прошу обсудить и поднять тему и о том,можно ли вообще носить брюки мужчинам.Ведь святые их не носили,а только хитоны,а русские(славяне)носили их под рубахой до колена,под пояс.Если вопрос стоит о благочестии,то брюки являются стыдной современной одеждой,независимо от пола.Каково мнение батюшки Константина и других участников дискуссии?

Ну смотря какие брюки...Вообще, хорошо что последнее время, особенно в сезон весна-лето, в моде макси, большой выбор красивых длиных платьев и юбок, причем модных, продающихся не на православных выставках, а в соврем.бутиках в ТЦ. В прошлое лето был выбор и юбок-штанов. Я не понимаю, что там может быть стыдного в такой одежде, если она не просвечивает, не обтягивает и т.п. Не понимаю, что может быть пошлого в молодежных "шароварах" например, если возраст и место позволяет одевать, девчонки носят. Вот обтягивающие джинсы или брюки мне тоже стало стыдно носить, но можно их комбинировать с удлиненным кардиганом или что-то подобное, и изляшняя откровенность будет прикрыта.
Были случаи, когда гуляешь с подружками по парку или даже по улице идешь, и когда были одеты в эти самые узкие джинсы-брючки, если встретиться компания парней, идут сзади и обсуждают нашу физиологию, кому какая задница (извиняйте за откровенность) больше нравится, кому слева, кому справа, кому посередине, а кто "всеяден". Кончно, это ненормально. Но иногда и такие юбочки бывают, что уж луше одеть старые-добрые джинсы, намного благочестивей будешь.
 
Смейтесь, смейтесь :)
Я вас не заставляю понимать. :)
А вот я не все поняла. Вопрос о допущении лиц женского пола в алтарь для меня не разрешен. Есть версия, что в алтарь напротив допускались пожилые монахини по благословению, а совсем не девочки и девицы.
?
 
Не понимаю, "уж сколько раз твердили миру": ношение платка - обычай для замужних женщин, видимый знак их статуса. Причем тут дети, девственницы, вдовы? И почему они "обязаны" носить платки, как мусульманки? Недавно только в храме одна из прихожанок сделала мне "втык": вы ничего не забыли? Платочек не хотите одеть? У меня - для удобства короткая стрижка, покрывать-то почти нечего, у некоторых певчих тоже голова не покрыта, у многих женщин на голове платки подвязаны так, что больше похожи на повязки, но вот я оказалась "крайней". Говорю, мол, что это - не заповедь, а обычай, традиция, к тому же для замужних женщин, а я - не замужем. Единственный текст из Нового Завета, в котором говорится о "покрытии", - послание ап. Павла, в нем говорится только, повторюсь, о замужних женщинах. Причем тут я? Она мне говорит: а-а, в Библии нет такого, а вы все по Библии только делаете, баптистка что ли? Я ей отвечаю: нет, к тому же и некоторые баптисты относятся к женщинам, как инквизиторы. Помиловала меня и оставила в покое... И это при том, что в этом храме я уже около 7 лет, и последние полгода (с осени до весны) ходила в повязке, закрывающей уши от холода. То есть, если голова покрыта на 40% - это благочестиво, а если нет - все, вон отсюда? Хоть убейте, не понимаю такого отношения! "Что смущаете жену?" Я вот, лично, не люблю делать то, смысла чего не понимаю. В таком "действе" смысла не вижу. И еще больше меня поражает, когда "благочестивые" родители насильно подвязывают косынку девочке, которой это неприятно... Видно, чтоб с детства чувствовала "мужскую руку", если речь идет об отце... Слышала недавно проповедь епископа, которую он произнес в ремонтируемом храме: ремонт, благолепие храма - это замечательно, но нужно, чтобы в этот храм кто-то приходил. Потому что построен он - для людей... Самое смешное, что сектанткой меня обозвали и в храме, и случайный прохожий на улице! Иду, настроение очень хорошее, улыбаюсь. А он мне: "Чего улыбаешься? Сектантка..." И для "внешних", и для "внутренних" - сектантка! :-(
 
Читаю такие вещи и грустно мне становится. Вместо того, чтобы всем дружно сражаться со злом в себе и в окружающем нас мире, грызть друг друга по ничтожным поводам. Про древних христиан писали язычники так: "Они обожают своего Распятого Мудреца и любят друг друга". Можно это про нас сказать? :-( В интернете есть объявление, обращенное к чеченкам (кто-то сфотографировал и выложил в сеть): "Дорогие сестры! Хотим вам напомнить, что каждая чеченка, согласно нормам, традициям ислама, нашим обычаям, обязана носить платок… Сегодня мы вас обливали краской. Это всего лишь предупреждение. Не заставляйте нас прибегать к более жестким мерам!" "Более жесткие меры" - видимо, обливание кислотой. В той же сети есть сайты, на которых выложены фотографии мусульманок, облитых кислотой своими мужьями, ухажерами, родными за то, что оказали "неповиновение" в чем-то: отказались от брака, решили развестись с мужем и т.д. Фотографии шокируют: от лица почти ничего не осталось. Самое страшное, что многим из них нет и 25 лет, им в таком виде надо будет еще, возможно, очень долго жить. А были потрясающе красивые девушки и женщины. К чему это я пишу? К тому, что некоторые пастыри ставят покорность и внешний вид мусульманок нам в пример. Но я ведь не мусульманка! Я служу не Аллаху, а Христу. Хотите, чтобы у нас к женщинам такое же отношение выработалось, "слепой покорности обычаям"? Как вы думаете, какой "дух" учит такому вот отношению к женщинам? Не тот ли, который услышал когда-то: "Вражду положу между тобою и между женою"? Кстати, тот факт, что мусульманки закутаны от головы до ног, отнюдь не способствует уничтожению многоженства и расцвету целомудрия. Страсть живет не во внешнем мире, а в нашем сердце. Можно закопаться по шею в землю и умереть духовно от блудных помыслов. Можно быть замужем/жить с супругой и изменять своей половине, хотя бы и мысленно. Если почитать истории искушаемых людей, можно заметить, что блудная страсть не щадит никого: ни старцев/стариц, ни семейных людей, ни монашествующих, ни мирян, ни святых. Надо себя лечить и звать Иисуса на помощь, иначе не выжить. Если у девушки аккуратная скромная прическа, свободные брюки, прикрытые верхней длинной одеждой, - она своим видом может смутить только такого человека, который вместо того, чтобы молиться в храме Богу и следить за ходом Богослужения, высматривает "грешниц" и прикидывает: выгнать их, сказав им свое слово, или помиловать? К тому же, в современной культуре, когда девушка/женщина носит юбку/платье, считается, что она "вышла на охоту, мужика подцепить". Вообщем, пристают к ней с неприличностями. Так что, можно сказать, что свободная одежда, короткая стрижка - возможный воинский наряд христианки, защищающий ее от посягательств. Господь на намерение человека смотрит, а не на внешние поступки. Если человек ходит в платочке или отрастил бороду, но не являет в своей жизни людям Христовой любви, он смахивает скорее на актера, чем на верующего человека. Поступайте и дальше так, и скоро в храмы вообще никто не станет приходить, чтоб лишний раз "взбучку" не получить. Вы этого хотите? Господь на Страшном Суде спросит с "выгонятелей и ревнителей по внешнему виду" за души, которые они жестоко обидели своим отношением. Ведь Он нам сказал: "Суббота для человека, а не человек для субботы". Все, что мы делаем, нам нужно, должно приближать нас к Богу. Если не так - все напрасно делается.
 
Добрый день, отец Константин.
При чтении статьи возникло несколько вопросов:

(1) «Многие из них начинают учить, что традиционные формы поведения и приличий нужно отменить. По этому поводу ап. Павел высказывает свое мнение и говорит, что такие споры крайне вредны, ибо дискредитируют христиан в глазах окружающих. Христиане представляются для посторонних Церкви людей скандалистами, нарушителями общепринятых приличий и норм поведения».
Было много других вещей, которые «дискредитировали» христиан в глазах «внешних»: девственная жизнь; отказ воздавать Божеские почести кому-то кроме Христа, хотя бы и лицемерно; таинственные собрания за закрытыми дверями, на которых, как говорили, христиане пили кровь младенцев; «дурной пример» сильных мира сего, которые, уверовав во Христа, делом показали свою веру: отпустили рабов и рабынь на свободу, продали имения, стали зарабатывать деньги трудом. Самому Павлу досталось от тех, кто кормился за счет изготовления «богов» и «богинь»: проповедуя христианство, он лишил их «клиентуры». Все это было довольно-таки скандально, правда? Да и вера в распятого на Кресте Бога для язычников безумием была. Странно, что язычники, обожествлявшие блуд, могли подозревать христиан в «разврате». Если бы они так думали, скорее, попробовали бы пробраться туда, где, по их подозрению, замужние дамы ведут себя, как блудницы. Обвинение в убийстве младенцев для совершения службы, вроде, посильнее будет. Однако язычников в то время на Литургию не пускали, чтобы они могли убедиться в невинном характере совершаемых действий, не вникая в их смысл, так? Но даже по такой логике дело представляется таким: христианки Коринфа своим поведением вызвали еще один, к уже имевшимся, скандал; ап. Павел дал такое правило для замужних женщин, чтобы не соблазнять современников; прошло 2000 лет, такого «соблазна для внешних» больше нет, потому как в современном обществе платки носят всюду, за очень редким исключением, только мусульманки. Зачем же это сейчас нужно? И почему это так агрессивно порой насаждается, чуть ли не как главная Божья заповедь? Люди не знают ни слов апостола, ни смысла его совета, зато принимают на себя Божьи полномочия, решая, кто будет молиться в храме, а кто - нет. Ведь речь идет не о том, чтобы иметь возможность приходить в храм с прической панка и в рваных джинсах, которые на пупке висят, вовсе нет! Вид верующих людей должен быть опрятным и скромным, и все. На одном из форумов священник спросил у некоего мужчины, который отстаивал необходимость ношения всеми женщинами платков, соответствует ли его внешний вид той норме, которая была принята в обществе, когда ап. Павел отправлял письмо коринфянам: носит ли он бороду, как то полагается мужчине? Одевает ли тунику и сандалии? Приходит ли в таком виде в храм? Видимо, нет. Тогда какие претензии к сестрам?
(2) «Надо помнить, как важны на Востоке были семейные связи, как много значили семья и родственники, чтобы понять шокирующий радикализм (!) слов Христа». Это к слову о «скандалах». Господь ведь не говорил, что Его последователи будут, как сыр в масле кататься, никаких проблем у них с окружающим миром, «во зле лежащем», не будет? Про Спасителя говорили, что Он «одержим бесом и безумствует, что слушаете Его»? И вот «благочестивые» первосвященники и фарисеи боятся зайти в преторию к Пилату, чтобы не «оскверниться», и в этот же день распинают своего Создателя и Благодетеля, Которому, как бы, они усердно и служат. Иисус сказал фарисеям, что «хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное». Больше всего обличений в Евангелии от Господа достается именно фарисеям, которые поставили свои собственные предания и обычаи выше Его заповедей. И соблюдая внешнее благочестие по своим правилам, внутренне были исполнены лукавства и лицемерия.
Учитывая все вышесказанное, как-то все равно не очень понятна реакция ап. Павла. К слову сказать, когда в Карфагене монтанисты получили откровение от "духов", что не только замужние дамы, но и девы должны покрываться, тогдашняя Церковь в Карфагене категорически от такого обычая отказалась.
 
Вопрос этот бесконечный.В плане воцерковления .в самом начале,внешние правила мне очень помогли.Очень хотелось стать частичкой этого христианского братства, а я ничего не понимаю и сознаю,что внутренне нужно очень много времени чтобы стать ближе.А одеть платок, поменять брюки на юбку,перестать делать боевой раскрас, бросить курить выпивать, ругаться матом, и многое др. ради Христа(без ссылок на Евангелие без умничания)просто "ради Христа" с Божией помощью смогла. А теперь когда внешние вопросы утряслись,оказалось, что самое главное гораздо труднее- терпеть себя и справляться со своими страстями.По поводу замечаний- кто давал право женщинам пришедшим в Храм помочь по уборке,делать резкие замечания другим.?Знаю одного настоятеля который категорически запрещает вообще делать замечания по поводу внешнего вида.Всем желаю больше терпения и Христовой любви.
 
Сверху