Моя Семинария. Друг: 1

Эта запись является частью серии записей Моя Семинария
Моя Семинария
Друг: Часть 1

Потомок графов Румянцевых
Сентябрь нашего первого года учебы в Семинарии. Урок катехизиса. Педагог (его уже давно нет в живых) говорит:
– Вот по телевизору показывали, как один человек говорит: «Церковь должна покаяться за то, что в советское время сотрудничала с советской властью и не защищала Божию правду». Да как он смеет обвинять в этом Церковь! Церковь должна покаяться! Да Церковь свята и непорочна, как Невеста Христа! Мы каждый день в Символе веры говорим: «Верую во Едину, Святую…».
И тут педагога перебивает один студент, который сидит на задней парте:
– Я с вами несогласен.
– Что? Что ты сказал?
– Церковь свята и непорочна. Но Церковь – это не абстракция, это собрание людей. И вот люди, которые составляют Церковь, не всегда святы и непорочны...
– Да не в чем Церкви каяться… Ты что, плохо слышал?
– Нет, я хорошо слышу. Я говорю, что не всегда святая Церковь состоит из святых людей. А если этот человек не рядовой верующий, а священник или епископ? И он по слабости сотрудничал с КГБ? Может быть, писал доносы? Так должны эти люди покаяться?..
Тут прозвенел звонок. Преподаватель с угрозой говорит:
– Ты тут поумничаешь; я вижу, ты еще не начал учиться в Семинарии и тебе это уже надоело. Все, идите на перемену.
На перемене я подхожу к моему сокурснику и говорю: «Простите, можно с вами поговорить?
Мы отошли и стали беседовать. Говорю:
– Мой духовник, когда я уезжал сюда, заповедал мне: смиряйся и молчи. Прошу вас: не спорьте, а то вас исключат.
Мой собеседник улыбался. Он не был, может быть, согласен, но последовал моему примеру.

Так состоялось знакомство с Дмитрием, вступившим на уроке в спор. Мы пожали друг другу руки и Дмитрий, так звали моего собеседника, стал заходить в нашу комнату на чай. Мы беседовали на разные темы и постепенно поняли, что отношение к вере и христианской жизни у нас очень похожее.

Дмитрий был коренной москвич. Он был старше меня на 9 лет, имел какое-то техническое образование связанное с театром, и проработал в театре несколько лет. Потом он уверовал в Бога, крестился и стал прислуживать в храме. Он много читал, думал… Настоятель благословил юношу проповедовать с амвона. Дмитрий показывал мне набранные на машинке листы своих проповедей, и я его зауважал еще больше. Потом Дмитрий поступился в Московскую Семинарию (это был конец 1980-х годов). Когда он отучился год, с ним встретились двое мужчин в штатском и его хотели завербовать осведомителем в КГБ. Им нужен был свой человек на каждом курсе Семинарии, а Дмитрий, уже не юноша, понимающий, что и как в жизни, умный, мог быть им очень полезен. Перед Дмитрием был поставлен выбор: «Если ты не с нами, ты будешь из Семинарии отчислен». Он сказал: «Нет».
Сейчас кому-то может показаться странной такая наглость Комитета ГБ, но они действительно наглели в конце 80-х, боялись потерять власть, которая начала из их рук уходить. Я знаю священников, которых в это время люди из того же отдела запугивали, прокатилась волна «несчастных случаев» с не желавшими сотрудничать с чекистами, а кое с кем и расправились. Хотя убийцы протоиерея Александра Меня (его убили 9 сентября 1990 года) не названы, есть ряд серьезных оснований предполагать, что это были комитетчики (в этом уверены близкие отца А., которые лично мне это и говорили).
И вот Дмитрий отказался сотрудничать с этими людьми, и его отчислили со второго курса Семинарии. В деканате развели руками и указали пальцем вверх: «Дмитрий, это оттуда». Сказали: «Даже не пытайтесь восстанавливаться, в Москве вам больше не учиться».
Дмитрий решил попробовать поступить в Ленинграде. И его приняли.

Наша дружба крепла, и мы уже давно перешли на «ты». На втором курсе, когда нас расселяли (нас каждый год расселяли по разным комнатам), Дмитрий упросил помощника Инспектора поселить нас в одной комнате. Наши кровати на долгие годы оказались стоящими рядом.
Летом Дима приезжал ко мне домой в гости, я ездил к нему в Москву.
Мы до глубокой ночи спорили о Бердяеве, Соловьеве, обсуждали возрождение церковной жизни.

Дима был умным и тонким человеком, имел большой вкус, но был очень избалован. Он был единственным ребенком у родителей, и вокруг него носились все родственники. «Однажды, – рассказывал он, – положили меня в больницу. Ну, мне лет 10-12 было. Хочу показать ребятам по палате, какой я крутой, и говорю: "Хотите, я попрошу родителей, привезти сюда телевизор?" Они: "Да ну…" Я говорю бабушке: "Привезите завтра в палату наш цветной телевизор". Дедушка на следующий день привозит телевизор. Но черно-белый, старый. А новый, цветной, дома оставили. Я расстроился… Только спустились вниз, я: "Эй!" Они подняли голову, смотрят, а я был на пятом, кажется, этаже. Я подтащил телевизор к окну и кричу: "Я просил цветной!". И шарах телевизор в окно. Он, как бомба, об асфальт».
«И что родители с тобой сделали?» – спрашиваю я. «Со мной? Со мной – ничего. Привезли цветной».

Конечно, вера меняет в лучшую сторону, но от каких-то вещей, заложенных как фундамент в детстве, отказаться трудно. Дима прекрасно понимал, что он избалован, упрям, где-то эгоистичен и боролся с этим, сам над собой подшучивал, но полностью победить это было сложно.

Вместе с тем эти плохие качества давали иногда хорошие плоды. Так, упрямство его стало вызовом нашей семинарской системе.
Например, у нас было запрещено ходить в душ утром. Мы могли пойти в душ вечером, но утром было нельзя. (Душевая комната была одна, разделенная на 8 душевых кабинок.) Почему существовал такой дикий запрет, я не знаю, но был отменен он именно благодаря Диме.
Дмитрий ходил в душ каждое утро. И каждое утро этого ждал и его ловил помощник Инспектора. Дима писал объяснительную. А потом подходил к Инспектору лично и объяснял, что он так привык с детства, что это нормальные общемировые гигиенические правила, что он просто плохо себя чувствует, если не может принимать душ каждое утро.
Несколько раз Диме снизили оценку, сделали предупреждение. А потом… махнули на него рукой. Сначала робко, а потом уверенней и другие семинаристы стали ходить в душ утром. Кажется, смешно, но эта маленькая победа была одержана не заматеревшим солидным Академистом, которого еще и могли бы послушать, а тщедушным второкурсником-семинаристом.

…В читальном зале Дмитрию сказали:
– Это твой заказ?
– А почему вы мне тычете?
Библиотекарь, еще советской закалки, открыла рот:
– Так ты же студент. Я всех студентов называю на «ты».
– Меня, пожалуйста, называйте на вы.

В следующий раз библиотекарь опять назвала его на «ты», он опять ее воспитывал.

Вот такими маленькими шагами Дмитрий заслужил уважение и почтение. Лысоватый, умный, меткий на язык, он пользовался уважением и студентов, и Администрации. Даже Инспектор уважал Дмитрия, и тот часто останавливался и беседовал с отцом Инспектором на разные высокие богословские темы.

Скоро Дмитрию предложили перескочить через курс: после окончания второго предложили сразу перейти в четвертый. А после окончания Семинарии его приняли в Академию сразу на второй курс.

Однажды Дмитрий сказал: «Надо семинаристов просвещать». Это было время, когда подавляющим большинством студентов были украинцы, молдаване. Там церковь преследовали не так, как в России, было больше храмов, народ в принципе был более религиозен. Отсюда и количество поступающих из этих областей было в разы больше, чем количество русских ребят. На некоторых курсах украинцы и молдаване составляли 80%.
И вот Дима решил показывать хорошие художественные фильмы, затрагивающие религиозную тему, а потом проводить обсуждение. Договорился с Ректором и Инспектором использовать для этих целей телевизор с видеомагнитофоном, которые были в Семинарии, но обычно хранились под замком в лингафонном кабинете.
Мы приносили аппаратуру в Актовый зал, водружали на принесенную из аудитории для этих целей парту и показывали кино.
Нам разрешали показывать фильм один раз в неделю, в какой-то из дней, после ужина. За несколько дней до этого мы вывешивали объявление о картине, которую мы будем смотреть.
Таким образом нам удалось провести несколько киносеансов. Это был знаменитый оскароносный фильм «Бен Гур» пятидесятых годов (тем, кто не смотрел, я настоятельно рекомендую посмотреть этот по-настоящему шедевр), фильм «Иисус из Назарета» (реж. Дзефирелли), что-то еще. Последним фильмом, после которого наш «кинопроект» закрыли, был фильм «Отходная молитва».
Для тех, кто не смотрел этот замечательный фильм, я в двух словах напомню его сюжет: Один нанятый киллер (его играет Микки Рурк) убивает бандита. Свидетелем этой расправы становится священник. Священник собирается идти в полицию, но киллер не намерен этого допустить. Он поджидает священника у храма, в котором тот исповедует, чтобы батюшку навсегда заставить замолчать. Уже приготовлен пистолет и навинчен глушитель – как вдруг убийцу посещает интересная мысль. Когда-то он был верующим человеком, и вот он, зная, что тайна исповеди священна, решает исповедаться в грехе убийства священнику. Эта исповедь свяжет священнику уста.
И в самом деле. Полицейские приходят к священнику и не понимают: «Вы же хотели нам что-то рассказать». «Теперь не хочу».
И дальше идет очень глубокая духовная история. Киллер постепенно обращается к Богу и к покаянию. Это сложный и болезненный процесс. Чем все закончилось, я не буду рассказывать, вдруг вы захотите посмотреть этот фильм. Там есть над чем серьезно подумать.
Но вопрос вот в чем: в фильме есть эротическая сцена. Она очень деликатная, и сегодня на такие сцены вообще никто не обращает внимания, но в то время, да еще в стенах Духовной Семинарии, которая не монастырь, но все же как бы наполовину монастырь, встает вопрос: показывать такое кино или нет. Сцену из кино не выбросишь, но ведь можно смутить кого-то, например, семинариста, собирающегося стать монахом (или регентшу, готовящуюся в монахини).
Мы с Димой много думали над тем, как показать хороший, заставляющий думать, а для пастыря так вообще полезный фильм, и одновременно никого не смутить…

Немного отвлекусь, чтобы пояснить, что для меня, например, как и для Дмитрия, подобные сцены никогда мира душевного не затрагивали. Или же возводили ум к Богу. Я глубоко убежден, что, если душа настроена правильно, она даже из созерцания эротических сцен будет выносить радость от красоты и премудрости Божьего творения. Вожделеть, разжигаться, желать потребительски и похотливо «обладать» вместо того, чтобы восхищаться красотой человеческого тела и отношений между мужчиной и женщиной показывает, что ум ориентирован неверно.
Но верно или неверно – дело самого человека и его духовника. Не мое дело лезть в душу к людям, которые меня об этом не просили.

Но мы все же решили кино показывать. Но перед сеансом сделали объявление. Мы сказали: «Братья и сестры. Фильм содержит эротическую сцену. Кого-то она может смутить. Сразу, во избежание смущений, об этом предупреждаем и просим уйти с фильма».
Никто не ушел.
Но на следующий день подошел помощник Инспектора и сказал, что на нас написано две жалобы, и еще несколько человек выражали устное возмущение развратным фильмом, который мы показали вчера.
Дима пошел к Инспектору. Тот взял кассету, просмотрел, хмыкнул и сказал, что он не понимает, в чем проблема. Дело дошло до Ректора, и тот, во избежание брожений указал: киносеансы прекратить.

Инспекция уважала Дмитрия. За его свободный и смелый нрав, соединенный не с анархичностью и грубостью, а с культурой и интеллигентностью. Что с него возьмешь, потомок графов Румянцевых, голубая кровь…

Продолжение следует...
Перейти к следующей записи Моя Семинария. Друг: 2
Перейти к предыдущей записи Моя Семинария
  • Like
Реакции: 1 человек

Комментарии

Интересная история. Священники казались всегда необычными людьми, как бы "не от мира сего". Благодаря таким историям понимаешь, что они такие же люди. Становятся ближе и понятнее. Хотя, конечно, чтобы выбрать своим призванием такое служение нужно осознать, что в этой жизни является действительно Важным. (особенно в те годы)
 
ЗдОрово написано отец Константин. Легко читается и с интересом прочитал про совершенно незнакомого мне человека. А про тех кто заложил вас с Вашим другом наверное и говорил Дмитрий в начале Вашего повествования. Люди с похожим складом и писали раньше анонимки на соседа во времена сталина после чего того как врага народа... вобщем. Вы же все по честному предупредили, да и цепями никто неприковывал, могли уйти и во время просмотра, если сцена задела их светлые чувства. Так нет же... Именно про таких людей и говорил Дмитрий.
 
Очень хорошо! Спасибо, что вернулись к семинарской теме. И о фильмах хорошо бы говорить с нами. К сожалению, многие верующие считают, что смотреть вообще ничего не нужно .Наверное, такие и написали на Вас жалобу, несмотря на предупреждение...
 
Хорошая тема, отец Константин, рада,что к ней вернулись! И друг у Вас хороший...Он стал священником?

И про фильмы - это отличная идея, подобные мероприятия можно проводить при любом храме, сначала фильм,потом обсуждение.

Что касается эротических сцен...Да, я думала, как быть, фильм если хороший, интересный, но есть такие сцены. Показ эротики для режиссеров сейчас практически обязателен:) Для себя считаю их просмотр неполезным, не все могут абстрагироваться и видеть только красоту. Можно перематывать, например.

И конечно, вы правильно сделали,что предупредили о том, что в фильме есть такие сцены. А написавшие потом жалобы..эх, такие есть везде, не только в семинарии.

Еще просьба: можете написать список фильмов,которые могут чему-то научить, где есть, о чем подумать?
 
Алёнушка написал(а):
Еще просьба: можете написать список фильмов,которые могут чему-то научить, где есть, о чем подумать?

Алёнушка, если интересует эта тема, то могу назвать один фильм, который недавно очень глубоко тронул меня, но который почему-то никто не вспоминает (или не знает). Я очень люблю актриссу Одри Хёпберн и недавно потрудилась собрать коллекцию всех её удачных фильмов. Тот фильм, о котором я говорю - "История монахини", где Одри сыграла главную роль. Несмотря на то, что речь в фильме идёт о католической монахине, мне казалось, что я вместе с Одри прожила небольшую жизнь в настоящем монастыре. Это очень серьезный, глубокий и преображающий душу фильм. Я бы порекомендовала посмотреть его всем православным, так как в нём начисто отсутствуют западные перегибы. Мы с мужем смотрели вместе и, также как после просмотра фильма "Остров", долго находились под сильнейшим впечатлением... А еще этот фильм замечательно смотреть во время поста - он помогает настроиться на соответствующий лад.
 
Один из моих любимых фильмов - фильм о ГЛАВНОМ - "Джузеппе Москати.Исцеляющая любовь",там есть эрот.сцена, но сам фильм настолько глубокий и сильный,я всем советую посмотреть. И считаю,что такая сцена "в контексте" и как бы символически показанная не является чем-то ужасным.
И ещё "Последняя надежда/Тьма" реж.Бхансали.
 
И два прекрасных, каждый в своем роде, фильма:

1."Великое безмолвие" (Philipp Groning. Il grande silenzio).
Вот отзыв:

"06.03.2007 15:08
С сайта http://www.blagovest-info.ru
Документальный фильм режиссера Филиппа Грёнинга «Великое безмолвие» ("Die große Stille") был показан на прошлой неделе в Культурном центре «Духовная библиотека» в Москве. Зрители на 169 минут могли погрузиться в атмосферу жизни едва ли не самого сурового и закрытого католического аббатства.
Монастырь Гранд Шартрёз близ Гренобля во французских Альпах основан в 1084 году св. Бруно Кёльнским. С тех пор мало что изменилось в укладе картузианцев, а вход для любопытствующих в обитель по-прежнему закрыт.
В 1984-м, как раз когда монастырю исполнилось 900 лет, немецкий режиссер Филипп Грёнинг захотел снять о нем фильм. Монахи ему тогда ответили: нужно подождать лет 10. И через 16 лет они сказали, что теперь готовы.
Условия съемки, выдвинутые аскетами, были под стать им самим: режиссер должен работать в одиночку, без съемочной группы, отказаться от использования осветительной техники. Никаких комментариев, интервью и музыки. Никаких праздных слов…
Режиссер превратил стесненные условия в художественный принцип. В результате картина о картузианцах, несущих обет молчания, в самом деле, молчалива: вместо саундтрека в привычном понимании там изредка звучит лишь грегорианское унисонное пение и колокольный звон, который регламентирует распорядок дня монахов, призывая их то на молитву, то на работу. В фильме, как и в жизни, что течет за оградой Гранд Шартрёз, не говорят почти ничего, кроме слов молитвы. В ритме картины есть повторы сродни музыкальным, так что безмолвие становится партитурой фильма, и мы начинаем слышать музыку тишины, ощущать монотонное течение времен года, дней и часов, сменяющих друг друга.
Грёнинг, снимая фильм, провел в монастыре полгода, благодаря чему смог показать быт монахов взглядом изнутри, придать картине созерцательность. От «Великого безмолвия» нет ощущения «сделанности» или беспомощной натужности, которое часто возникает, когда на экране пытаются выразить молитвенный «процесс».
Автор показал ежедневную жизнь католических аскетов через череду рутинных занятий – монахи молятся и трудятся, читают Писание, выполняют каждый свои обязанности – кто на кухне, кто в саду, кто в мастерской. Живут затворнически в отдельных кельях, собираясь на молитву и на трапезу, иногда – на редкие совместные прогулки. Один из братьев развозит на тележке сосуды с простой пищей, оставляя ее на специальных окошках. В случае какой-нибудь нужды монахи выражают свою просьбу в записке и спустя некоторое время получают просимое.
Повторяющиеся сцены сообщают простым действиям многозначительность и красоту. В картине заведомо нет постановочных эпизодов – ведь одним из условий к режиссеру было ничем не нарушать ход монашеской жизни. Зато есть предельная естественность почти каждого лица: никто не играет, все просто живут.
Редкие развлечения – сама невинность – тоже встречаются: режиссер показывает, как пожилой монах кормит кошек и разговаривает с ними, или как с крутой заснеженной горки катаются монахи помоложе.
Один из лучших эпизодов – монолог слепого старика-монаха: он на мгновение нарушает тишину картины и говорит, что благодарен Господу за свою слепоту, поскольку уверен, что Бог сделал это для его блага.
«Это было путешествие в другой мир», – рассказал Филипп Грёнинг в газете «Дейли Телеграф», назвав работу над фильмом «шансом исследовать, что значит время для тех, кто знает, что никогда не покинет эту обитель. Я подумал, что это здорово – сделать фильм, где исчезает речь, а время становится главным средством передачи мысли».

2."Рассекая волны" (Breaking the Waves), Ларс фон Триер.
 
Людмила, напишите, пожалуйста, про фильм "Рассекая волны", видела его однажды случайно в глубокой ночи по телевизору, поразил меня совершенно, интересно Ваши впечатления. Спасибо.
 
Джулия, спасибо! Но для этого мне надо его пересмотреть, помню только свое впечатление, такого же плана, как у вас. Когда выдастся время, посмотрю и напишу.
С Богом!
 
Отзывы по фильму "Рассекая волны" в большом количестве можно почитать здесь: http://www.kinoexpert.ru/index.asp?comm=4&num=12027. У нас дома тоже есть этот фильм. Муж посмотрел и сказал, что мне смотреть его не стоит - слишком жестоко. После совета Людмилы Александровны тут я несколько засомневалась, но всё-таки, наверное, послушаюсь мужа. :)
 
Спасибо, Людмила, буду терпеливо ждать. И Вику благодарю за рекомендации... а мужа слушаться надо, это правильно :)
 
о. Константин, Вы пишите
«Да Церковь свята и непорочна, как Невеста Христа!»
А то-то из служителей РПЦ пишет (возможно, Вы так не считаете)
«Церковь может ошибаться»

1) совершенно не понятно Ваше определение слов «свята», «непорочна»
2) может быть за ошибки лучше покаяться, а не проявлять гордыню
 
Евгений Горчагов написал(а):
о. Константин, Вы пишите
«Да Церковь свята и непорочна, как Невеста Христа!»
А то-то из служителей РПЦ пишет (возможно, Вы так не считаете)
«Церковь может ошибаться»

1) совершенно не понятно Ваше определение слов «свята», «непорочна»
2) может быть за ошибки лучше покаяться, а не проявлять гордыню

Что-то я запутался, читая Ваше письмо. При чем тут "я пишу"?.. Я привожу диалог преподавателя и одного студента. Там моего мнения нет ни грамма.

Если Вам интересно, что православные люди вкладывают в понятие "Церковь Святая", почитайте соответствующую литературу, хотя бы у меня: http://azbyka.org/parkhomenko/knigi/tcerkov_hristova_parkhomenko-all.shtml#_g21


И последнее: Напишите, в чем Церкви каяться? Не убегайте от ответа, напишите, в чем конкретно ей надо покаяться, и я отвечу.
 
Спасибо всем за рекомендованные к просмотру фильмы.У меня как раз подрастают дети и хочется их воспитывать на лучших произведениях кинематографа, а у меня к сожалению опыт в этом достаточно скуден. А на меня лично огромное впечатление произвел фильм "Жизнь прекрасна", хотя там и не затрагивается напрямую тема взаимоотношений человека с Богом, но есть замечательный пример самозабвения и самопожертвования отца ради сына в немецком концлагере. Хотя смотреть фильм тяжело, но после просмотра остается в душе светлое чувство. На мой взгляд это отличает качественный фильм от дешевки или даже душевредного. Посмотришь хороший фильм - и самой хочется изо всех сил тянуться к свету и ощущаешь, что этот Свет в мире есть. Татьяна
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
10.411
Комментарии
16
Последнее обновление
Сверху