Гоголь

Бог велел делиться
Стремящая сила...
(К дню рождения Николая Васильевича Гоголя)
Два года назад, проходя одним солнечным мартовским днем мимо Князь-Владимирского собора, я увидела на рекламной тумбе плакат, оповещавший о предстоящей 2 апреля 200-летней годовщине рождения Николая Васильевича Гоголя, и подумала, что надо бы постараться не забыть подать о нем в этот день прошение на Божественную литургию. И за делами, конечно, забыла…
Какое-то время спустя мне подарили книгу Владимира Воропаева «Николай Гоголь. Опыт духовной биографии» (М.: «Паломникъ». 2008). У меня в тот момент было какое-то другое чтение, и я ее отложила. Отложила, к стыду своему, еще и потому, что Гоголь, при всем почтении к нему, интересовал меня гораздо меньше, чем, скажем, Достоевский, который был для меня абсолютным духовным лидером русской литературы. Но, когда, наконец, дошла очередь до книги Воропаева, я была посрамлена и пристыжена, открыв для себя тот факт, что «Гоголь — одна из самых аскетических фигур нашей литературы, единственная, исключительная в своем роде. Вся его жизнь, подобно жизни инока, была непрерывным подвигом и восхождением к высотам духа, но знали об этой стороне его личности только ближайшие к нему духовные лица и некоторые из друзей» (из авторского предисловия к книге «Опыт духовной биографии»).
Вот теперь, спаси, Господи, раба Божия Владимира, знаю и я. И хочу, чтобы узнали и те, кто прочтет эти строки…


image22 163.JPEG

Вот лишь некоторые выдержки из книги В. Воропаева:
«Если брать нравоучительную сторону раннего творчества Гоголя, то в нем есть одна характерная черта — намерение вести людей к Богу путем исправления их недостатков и общественных пороков — то есть путем внешним. Вторая половина жизни и творчества Гоголя ознаменована направленностью к искоренению недостатков в себе самом — и таким образом он идет к более сложному и высокому, вступая на путь богословски оправданной аскетики. “Говорить и писать о высших чувствах и движеньях человека нельзя по воображенью, — утверждал Гоголь, — нужно заключить в себе самом хотя небольшую крупицу этого, - словом, нужно сделаться лучшим”».


«Летом 1840 года Гоголь за границей пережил род болезни, но скорее не телесной, а душевной. … Затем последовало “воскресение”, “чудное исцеление”, и Гоголь уверовал, что жизнь его “нужна и не будет бесполезна”. Ему открылся новый путь. “Отсюда, — пишет Аксаков, — начинается постоянное стремление Гоголя к улучшению в себе духовного человека и преобладание религиозного направления, достигшего впоследствии, по моему мнению, такого высокого настроения, которое уже несовместимо с телесною оболочкою человека”» (курсив мой).

«В “Авторской исповеди” Гоголь писал об этой эпохе своей жизни: “Я оставил на время все современное, я обратил внимание на узнанье тех вечных законов, которыми движется человек и человечество вообще. Книги законодателей, душеведцев и наблюдателей за природой человека стали моим чтением. Все, где только выражалось познанье людей и души человека, от исповеди светского человека до исповеди анахорета и пустынника, меня занимало, и на этой дороге, нечувствительно, почти сам не ведая как, я пришел ко Христу, увидевши, что в Нем ключ к душе человека...”

Зимой 1843/44 года в Ницце, живя у своих друзей Виельгорских, Гоголь делает выписки в особую тетрадь из творений святых отцов и учителей Церкви, пользуясь в основном академическим журналом “Христианское Чтение” за 1842 год. Эта рукопись дошла до нас в двух копиях, хранящихся ныне в Национальной научной библиотеке Академии наук Украины. Помимо древних отцов — Иоанна Златоуста, Василия Великого, Ефрема Сирина, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина, Кирилла Александрийского и других — в этом сборнике содержатся также отрывки из сочинений современных Гоголю духовных писателей: святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, Задонского затворника Георгия, епископа Костромского и Галичского Владимира (Алявдина), епископа Полтавского Гедеона (Вишневского), протоиерея Стефана Сабинина».

«Тогда же у Гоголя появляется потребность глубже войти в молитвенный опыт Церкви. В письме к Сергею Тимофеевичу Аксакову из Рима от 18 марта (н. ст.) 1843 года он просит прислать ему “молитвенник самый пространный, где бы находились почти все молитвы, писанные отцами Церкви, пустынниками и мучениками”. Результатом этой духовной жажды явилась толстая тетрадь (около ста листов) переписанных Гоголем из служебных Миней церковных песней и канонов (ныне хранится в Рукописном отделе Пушкинского Дома).

Эти выписки Гоголь делал не только для духовного самообразования, но и для предполагаемых писательских целей. В статье “В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность” он, в частности, замечал: “Еще тайна для многих этот необыкновенный лиризм — рожденье верховной трезвости ума, — который исходит от наших церковных песней и канонов…”»

А теперь — слово самому Николаю Гоголю:
«Друг мой! считай себя не иначе, как школьником и учеником. Не думай, чтобы ты уже был стар для того, чтобы учиться, что силы твои достигнули настоящей зрелости и развития и что характер и душа твоя получили уже настоящую форму и не могут быть лучшими. Для христианина нет оконченного курса; он вечно ученик и до самого гроба ученик. По обыкновенному, естественному ходу человек достигает полного развития ума своего в тридцать лет. От тридцати до сорока еще кое-как идут вперед его силы; дальше же этого срока в нем ничто не подвигается, и все им производимое не только не лучше прежнего, но даже слабее и холодней прежнего. Но для христианина этого не существует, и где для других предел совершенства, там для него оно только начинается. Самые способные и самые даровитые из людей, перевалясь за сорокалетний возраст, тупеют, устают и слабеют. Перебери всех философов и первейших всесветных гениев: лучшая пора их была только во время их полного мужества; потом они уже понемногу выживали из своего ума, а в старости впадали даже в младенчество. Вспомни о Канте, который в последние годы обеспамятел вовсе и умер, как ребенок. Но пересмотри жизнь всех святых: ты увидишь, что они крепли в разуме и силах духовных по мере того, как приближались к дряхлости и смерти. Даже и те из них, которые от природы не получили никаких блестящих даров и считались всю жизнь простыми и глупыми, изумляли потом разумом речей своих. Отчего же это? Оттого, что у них пребывала всегда та стремящая сила, которая обыкновенно бывает у всякого человека только в лета его юности, когда он видит перед собой подвиги, за которые наградой всеобщее рукоплесканье, когда ему мерещится радужная даль, имеющая такую заманку для юноши. Угаснула пред ним даль и подвиги – угаснула и сила стремящая. Но перед христианином сияет вечно даль, и видятся вечные подвиги. Он, как юноша, алчет жизненной битвы; ему есть с чем воевать и где подвизаться, потому что взгляд его на самого себя, беспрестанно просветляющийся, открывает ему новые недостатки в себе самом, с которыми нужно производить новые битвы. Оттого и все его силы не только не могут в нем заснуть или ослабеть, но еще возбуждаются беспрестанно; а желанье быть лучшим и заслужить рукоплесканье на небесах придает ему такие шпоры, каких не может дать наисильнейшему честолюбцу его ненасытимейшее честолюбие. Вот причина, почему христианин тогда идет вперед, когда другие назад, и отчего становится он, чем дальше, умнее».


«К спорам прислушивайся, но в них не вмешивайся. Мысль твоего сочинения, которым хочешь заняться, очень умна, и я даже уверен, что исполнишь это дело лучше всякого литератора. Но об одном тебя прошу: производи его в минуты, сколько возможно, хладнокровные и спокойные. Храни тебя Бог от запальчивости и горячки, хотя бы даже в малейшем выражении. Гнев везде неуместен, а больше всего в деле правом, потому что затемняет и мутит его. Вспомни, что ты человек не только немолодой, но даже и весьма в летах. Молодому человеку еще как-нибудь пристал гнев; по крайней мере, в глазах некоторых он придает ему какую-то картинную наружность. Но если старик начнет горячиться, он делается просто гадок; молодежь как раз подымет его на зубки и выставит смешным. Смотри же, чтоб не сказали о тебе: «Эк, скверный старикашка! всю жизнь валялся на боку, ничего не делая, а теперь выступил укорять других, зачем они не так делают!» Из уст старика должно исходить слово благостное, а не шумное и спорное. Дух чистейшего незлобия и кротости должен проникать величавые речи старца, так, чтобы молодежь ничего не нашлась сказать ему в возраженье, почувствовав, что неприличны будут ее речи и что седина есть уже святыня».

«Друг мой, храни вас Бог от односторонности: с нею всюду человек произведет зло: в литературе, на службе, в семье, в свете, словом — везде. Односторонний человек самоуверен; односторонний человек дерзок; односторонний человек всех вооружит против себя. Односторонний человек ни в чем не может найти середины.
Односторонний человек не может быть истинным христианином: он может быть только фанатиком. Односторонность в мыслях показывает только то, что человек еще на дороге к христианству, но не достигнул его, потому что христианство дает уже многосторонность уму».
Упокой, Господи, душу ныне приснопамятного раба Твоего Николая!


Комментарии

Александр Васильевич, я очень благодарна Вам за то, что Вы обратили внимание именно на эту запись: она мне очень дорога, особенно ее последний абзац, остро актуальный, к сожалению...
Христос Воскресе!
 
Как хорошо и правильно сказано про односторонность и фанатизм!Нет, чтобы самой внимательно читать Гоголя. Спасибо, что ставите вешки, на что обращать внимание.
 
Дорогая Людмила Александровна, спасибо за статью, хоть и с очень большим опозданием. Но мой интерес к Николаю Васильевичу Гоголю начался значительно позднее, кстати благодаря Вашей статье "Путимец", а потом я случайно увидела в библиотеке книгу В.Вересаева "Гоголь в жизни", состоящую из выдержек из писем самого писателя и его знакомых к нему и о нем. Иногда так вдруг пронзительно выступит из текста какая-нибудь фраза. Из статьи доктора Тарасенкова "Последние дни" : "Поздно вечером призван д-р Клименков и поразил меня дерзостью своего обращения. Он стал кричать с ним,как с глухим или беспамятным, начал насильно держать его руку, добиваться, что болит...Ясно было, что больной терял терпение и досадовал.Наконец он умоляющим голосом сказал:"Оставьте меня!" - отвернулся и спрятал руку." Это "спрятал руку" своей беспомощностью, человечностью тронуло меня до слез. После этого стала поминать р.Б. Николая в молитве об усопших. Из плоской фигуры классика русской литературы он вдруг стал близким человеком. Но я не поняла роли в последних годах жизни Гоголя священника Матвея Константиновского. Из книги Вересаева можно вынести достаточно неблагоприятное впечатление: "Разговоры этого духовного лица так потрясали его, что он, не владея собою, однажды прервав речь, сказал ему:"Довольно! Оставьте, не могу далее слушать, слишком страшно!" (это доктор Тарасенков, светское лицо). Но вот слова протоиерея Ф.И.Образцова (Тверские Епархиальные Ведомости, 1902, №5 ):"О.Матвей, как духовный отец Гоголя, взявший на себя обязанность очистить совесть Гоголя и приготовить его к христианской непостыдной кончине, потребовал от Гоголя отречения от Пушкина. "Отрекись от Пушкина,- потребовал о. Матфей.- Он был грешник и язычник..."Что заставило о.Матфея требовать такого отречения? Он говорил, что "я считал необходимым это сделать"..." Однако на сайте Православие я нашла статью В Воропаева, где он все неблагоприятные отзывы о о.Матвее отвергает как неосновательные и пишет, что никто не понимал так хорошо Гоголя, как о. Матвей. Может быть Вам известен еще какой-нибудь источник? С уважением, Татиана.
 
Дорогая Татьяна, я, к сожалению, не могу ни подтвердить, ни опровергнуть ту трактовку роли о. Матвея в духовной биографии Н. Гоголя, которую дает В. Воропаев. Мне она показалась убедительной, но вот, есть и другой взгляд. Не знаю, глубоко я это не копала. Недавно, кстати, где-то я снова столкнулась с критическим отзывом об этом священнике как духовнике Гоголя. Очень возможно, что истина, как это часто бывает, где-то посредине... Но для меня так же, как и для Вас, главное значение не читанных мною ранее произведений Гоголя и работы о нем В. Воропаева - в том, что "из плоской фигуры классика русской литературы он вдруг стал близким человеком". Интересно, что Ваши размышления предварили день именин раба Божия Николая...
 
Сверху