Беседа о непрестанной молитве: 1
Предлагаю полезную и интересную главу, написанную для моей книги О молитве.
Книга эта вышла в 2002 году, и где-либо купить ее уже невозможно.
Это рассказ о непрестанной молитве. Что такое непрестанная молитва? О таком роде молитвы мы читаем у древних подвижников веры, в Добротолюбии, в книгах современных афонских подвижников и проч. Но возможна ли такая молитва для нас, современных мирских людей? И если возможна, то в какой форме? Как мы можем научиться непрестанной молитве и исполнить заповедь Апостола Павла: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 17)?
Настоящая тема очень серьезна, и текст, который перед вами, нельзя назвать легким. Однако, если вы внимательно отнесетесь к нему, вчитаетесь, вдумаетесь, вы откроете для себя много нового и полезного.
И последнее: Я думал, как разбавить наш серьезный рассказ?.. Может быть, дать фотографии молящихся людей? Но таких фотографий на моем сайте немало. Может, дать что-то новое и не совсем обычное? И тогда я решил дать несколько фотографий, которые как-то пересекаются с темой молитвы и, тем не менее, впрямую ее не касаются. Это фотографии нашего паломничества с группой молодежи на остров Коневец.
Мы были там в 2004 году. Столько времени прошло... У этих молодых людей, которых вы увидите на фотографии, уже сложилась взрослая жизнь. Почти все женаты, есть дети, а один из молодых людей, который поехал с нами на Коневец, еще не решаясь назвать себя верующим, теперь уже... священник в Москве.
Наше паломничество было удивительным. Утренние и вечерние молитвы, которые мы читали у озера, наблюдая рассвет или закат, Божественные литургии в храме, в котором горят лишь лампады, трапезы у костра, пешие многочасовые прогулки...
Разглядывая эти фотографии, мысленно переношусь в свое светлое иерейское прошлое
Да, по ходу нашего рассказа вы встретите цифры со скобочкой. Это ссылки на цитируемых авторов. Тема, разбираемая нами, настолько серьезна, что без точных ссылок здесь не обойтись.
Ссылки помещены в конце 3-й части.
Беседа о непрестанной молитве 1
Большое искушение в молитве – отказаться от общения с Господом вовсе, по причине своего несовершенства, по причине отсутствия сил для полноценного служения Богу, для полной отдачи себя Ему. Однако Всемилостивый Господь никого не отвергает, Он с нами даже тогда, когда мы уделяем Ему ничтожную часть нашей жизни. А потому, если нет пока решимости все отдать Господу, будем молиться и просить не оставить нас в том состоянии нецельности, неполноты, в каком мы пока что пребываем. Уделим Господу хоть малую часть нашего времени и пообещаем быть, по крайней мере, честными и порядочными людьми. И любящий нас Господь откликнется. Он откроется нам в молитве в меру наших духовных усилий и на определенном уровне этой меры будет действовать в нашей жизни, потому что милость Его и любовь Его безмерны.
Но «блажен, кто имеет такую любовь к Богу, какую страстный любитель имеет к своей возлюбленной»2). Или же те, кто, по словам того же преп. Иоанна Лествичника, влекомы к Богу так, как жаждущий влеком к воде. «Действие голода бывает как-то неопределенно и неясно, а действие жажды ясно и ощутительно, ее узнают по внутреннему жару»3) . Блаженны те, для кого Бог занял центральное место в жизни, кто готов всего себя отдать в Его распоряжение, те, для кого жизнь обретает смысл только в Боге, а потому они все свое время желают посвятить Ему, не ища сколько-нибудь оставить для себя.
Раннее утро. На горизонте – волшебный монашеский остров Коневец
Собственно, христианство и проповедует такой максимализм: оно призывает не какую-то часть себя отдать Богу, но всего себя посвятить Ему. Только при таких отношениях с Богом общение с Ним будет полноценным. Только в этом случае возможно такое единение с Богом, когда, говоря словами Иоанна Затоуста, «сердце поглощает Господа, и Господь – сердце. И из двух становятся одним»4) .
В данном разделе хотелось бы рассмотреть как раз вопрос о том, есть ли возможность для человека, живущего в миру, обремененного многими обязанностями, полностью посвятить себя Богу и достигнуть описанного Иоанном Златоустом единения с Ним. Может ли обычный светский человек достигнуть того, к чему призывал Апостол Павел, – непрестанной молитвы? И если может, то каким образом, так как монашеская практика к мирскому человеку явно не применима.
В замечательной книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» после первых четырех рассказов, отредактированных святителем Феофаном Затворником, им же помещены «Три ключа ко внутренней молитвенной сокровищнице», основанные на святоотеческом учении о молитве Иисусовой. Поскольку каждый человек имеет свои особенности, то и пути достижения внутреннего делания могут несколько отличаться. Конечно, существуют общие для всех условия: доброделание, посильный подвиг, участие в Евхаристии, искреннее желание освободиться от грехов и соединиться с Богом. Необходима также и «наружная» молитва о даровании молитвы «внутренней»: «Господи научи нас молиться» (Лк. 11, 1). Многие святые во время углубленной молитвы сподабливались Божественного посещения, так как Иисусова молитва – только один из возможных путей достижения молитвы внутренней. Но она испытана на протяжении многих веков как очень удобная и на самом деле действенная формула молитвенного воздыхания; мы можем пользоваться святоотеческим опытом и идти по уже проторенной дороге.
Монах на послушании: удит рыбу
Группа молодых паломников из Петербурга на Коневце
Свт. Феофан выделяет у святых отцов три способа, или, скорее, принципа, для достижения внутреннего делания:
1) частость (мы бы сегодня сказали частота) призывания имени Иисуса Христа;
2) внимательность к призыванию;
3) вхождение внутрь себя (вхождение ума в сердце).
Это не значит, что, выбрав один способ, можно исключить из своей молитвы остальные (если молиться без внимания, к примеру, – это вообще не будет молитвой), но в зависимости от внешних обстоятельств какой-либо принцип мы полагаем для себя основным.
Один из способов достижения внутренней молитвы – частое устное произнесение молитвы Иисусовой. Это надо делать не спеша, напрягая язык и уста. В данном случае через некоторое время возникает своеобразная привычка, язык и губы начинают уже сами двигаться с произнесением молитвы, это становится легко, и ум начинает прислушиваться к этим движениям уст и языка, постепенно все больше сосредоточиваться на словах молитвы. Результатом такой частой, почти беспрерывной и нерассеянной молитвы может явиться то, что святые отцы называли сошествием ума в сердце, и человек будет непрестанно пребывать в любви Божией.
Однако этот способ подходит не для всех, а преимущественно для монахов, так как, хотя количество произносимых молитв увеличивается для начинающего постепенно, оно исчисляется не в десятках, а в сотнях и тысячах раз. Требование отказаться от всего внешнего и посвятить почти все время суток произнесению молитвы, но зато и относительно быстрое продвижение в молитве, вернее, в том, что в молитве зависит от человека, – особенность этого способа. В «Откровенных рассказах…» старец велел страннику совершать сначала 3000 молитв в день, потом 6000, потом 12 000, затем без счета как можно больше. «Однажды, рано поутру, как бы разбудила меня молитва. Стал, было, читать утренние молитвы, но язык не ловко их выговаривал, и все желание само собою стремилось, чтобы творить Иисусову молитву. И когда начал ее, как стало легко, отрадно, и язык и уста как бы сами собою выговаривали без моего понуждения!»5)
Этот способ молитвы в чем-то легче, в чем-то сложнее последующих двух, так что они уравновешиваются. Однако у святых отцов мы можем найти замечание, что другие два способа (внимание и сведение ума в сердце) выше первого, что он более предназначен для тех, «кои не приобучились еще ко вниманию и неспособны еще успешно работать над сердцем»6) , этот способ может быть также введением к последующим. Впрочем, каждый должен сообразовываться со своими условиями жизни и личными особенностями: «кому что удобнее, тот то да и избирает» (св. Никифор Монах)7).
Предлагаю полезную и интересную главу, написанную для моей книги О молитве.
Книга эта вышла в 2002 году, и где-либо купить ее уже невозможно.
Это рассказ о непрестанной молитве. Что такое непрестанная молитва? О таком роде молитвы мы читаем у древних подвижников веры, в Добротолюбии, в книгах современных афонских подвижников и проч. Но возможна ли такая молитва для нас, современных мирских людей? И если возможна, то в какой форме? Как мы можем научиться непрестанной молитве и исполнить заповедь Апостола Павла: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 17)?
Настоящая тема очень серьезна, и текст, который перед вами, нельзя назвать легким. Однако, если вы внимательно отнесетесь к нему, вчитаетесь, вдумаетесь, вы откроете для себя много нового и полезного.
И последнее: Я думал, как разбавить наш серьезный рассказ?.. Может быть, дать фотографии молящихся людей? Но таких фотографий на моем сайте немало. Может, дать что-то новое и не совсем обычное? И тогда я решил дать несколько фотографий, которые как-то пересекаются с темой молитвы и, тем не менее, впрямую ее не касаются. Это фотографии нашего паломничества с группой молодежи на остров Коневец.
Мы были там в 2004 году. Столько времени прошло... У этих молодых людей, которых вы увидите на фотографии, уже сложилась взрослая жизнь. Почти все женаты, есть дети, а один из молодых людей, который поехал с нами на Коневец, еще не решаясь назвать себя верующим, теперь уже... священник в Москве.
Наше паломничество было удивительным. Утренние и вечерние молитвы, которые мы читали у озера, наблюдая рассвет или закат, Божественные литургии в храме, в котором горят лишь лампады, трапезы у костра, пешие многочасовые прогулки...
Разглядывая эти фотографии, мысленно переношусь в свое светлое иерейское прошлое
Да, по ходу нашего рассказа вы встретите цифры со скобочкой. Это ссылки на цитируемых авторов. Тема, разбираемая нами, настолько серьезна, что без точных ссылок здесь не обойтись.
Ссылки помещены в конце 3-й части.
Беседа о непрестанной молитве 1
Большое искушение в молитве – отказаться от общения с Господом вовсе, по причине своего несовершенства, по причине отсутствия сил для полноценного служения Богу, для полной отдачи себя Ему. Однако Всемилостивый Господь никого не отвергает, Он с нами даже тогда, когда мы уделяем Ему ничтожную часть нашей жизни. А потому, если нет пока решимости все отдать Господу, будем молиться и просить не оставить нас в том состоянии нецельности, неполноты, в каком мы пока что пребываем. Уделим Господу хоть малую часть нашего времени и пообещаем быть, по крайней мере, честными и порядочными людьми. И любящий нас Господь откликнется. Он откроется нам в молитве в меру наших духовных усилий и на определенном уровне этой меры будет действовать в нашей жизни, потому что милость Его и любовь Его безмерны.
Но «блажен, кто имеет такую любовь к Богу, какую страстный любитель имеет к своей возлюбленной»2). Или же те, кто, по словам того же преп. Иоанна Лествичника, влекомы к Богу так, как жаждущий влеком к воде. «Действие голода бывает как-то неопределенно и неясно, а действие жажды ясно и ощутительно, ее узнают по внутреннему жару»3) . Блаженны те, для кого Бог занял центральное место в жизни, кто готов всего себя отдать в Его распоряжение, те, для кого жизнь обретает смысл только в Боге, а потому они все свое время желают посвятить Ему, не ища сколько-нибудь оставить для себя.
Раннее утро. На горизонте – волшебный монашеский остров Коневец
Собственно, христианство и проповедует такой максимализм: оно призывает не какую-то часть себя отдать Богу, но всего себя посвятить Ему. Только при таких отношениях с Богом общение с Ним будет полноценным. Только в этом случае возможно такое единение с Богом, когда, говоря словами Иоанна Затоуста, «сердце поглощает Господа, и Господь – сердце. И из двух становятся одним»4) .
В данном разделе хотелось бы рассмотреть как раз вопрос о том, есть ли возможность для человека, живущего в миру, обремененного многими обязанностями, полностью посвятить себя Богу и достигнуть описанного Иоанном Златоустом единения с Ним. Может ли обычный светский человек достигнуть того, к чему призывал Апостол Павел, – непрестанной молитвы? И если может, то каким образом, так как монашеская практика к мирскому человеку явно не применима.
В замечательной книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» после первых четырех рассказов, отредактированных святителем Феофаном Затворником, им же помещены «Три ключа ко внутренней молитвенной сокровищнице», основанные на святоотеческом учении о молитве Иисусовой. Поскольку каждый человек имеет свои особенности, то и пути достижения внутреннего делания могут несколько отличаться. Конечно, существуют общие для всех условия: доброделание, посильный подвиг, участие в Евхаристии, искреннее желание освободиться от грехов и соединиться с Богом. Необходима также и «наружная» молитва о даровании молитвы «внутренней»: «Господи научи нас молиться» (Лк. 11, 1). Многие святые во время углубленной молитвы сподабливались Божественного посещения, так как Иисусова молитва – только один из возможных путей достижения молитвы внутренней. Но она испытана на протяжении многих веков как очень удобная и на самом деле действенная формула молитвенного воздыхания; мы можем пользоваться святоотеческим опытом и идти по уже проторенной дороге.
Монах на послушании: удит рыбу
Группа молодых паломников из Петербурга на Коневце
Свт. Феофан выделяет у святых отцов три способа, или, скорее, принципа, для достижения внутреннего делания:
1) частость (мы бы сегодня сказали частота) призывания имени Иисуса Христа;
2) внимательность к призыванию;
3) вхождение внутрь себя (вхождение ума в сердце).
Это не значит, что, выбрав один способ, можно исключить из своей молитвы остальные (если молиться без внимания, к примеру, – это вообще не будет молитвой), но в зависимости от внешних обстоятельств какой-либо принцип мы полагаем для себя основным.
Один из способов достижения внутренней молитвы – частое устное произнесение молитвы Иисусовой. Это надо делать не спеша, напрягая язык и уста. В данном случае через некоторое время возникает своеобразная привычка, язык и губы начинают уже сами двигаться с произнесением молитвы, это становится легко, и ум начинает прислушиваться к этим движениям уст и языка, постепенно все больше сосредоточиваться на словах молитвы. Результатом такой частой, почти беспрерывной и нерассеянной молитвы может явиться то, что святые отцы называли сошествием ума в сердце, и человек будет непрестанно пребывать в любви Божией.
Однако этот способ подходит не для всех, а преимущественно для монахов, так как, хотя количество произносимых молитв увеличивается для начинающего постепенно, оно исчисляется не в десятках, а в сотнях и тысячах раз. Требование отказаться от всего внешнего и посвятить почти все время суток произнесению молитвы, но зато и относительно быстрое продвижение в молитве, вернее, в том, что в молитве зависит от человека, – особенность этого способа. В «Откровенных рассказах…» старец велел страннику совершать сначала 3000 молитв в день, потом 6000, потом 12 000, затем без счета как можно больше. «Однажды, рано поутру, как бы разбудила меня молитва. Стал, было, читать утренние молитвы, но язык не ловко их выговаривал, и все желание само собою стремилось, чтобы творить Иисусову молитву. И когда начал ее, как стало легко, отрадно, и язык и уста как бы сами собою выговаривали без моего понуждения!»5)
Этот способ молитвы в чем-то легче, в чем-то сложнее последующих двух, так что они уравновешиваются. Однако у святых отцов мы можем найти замечание, что другие два способа (внимание и сведение ума в сердце) выше первого, что он более предназначен для тех, «кои не приобучились еще ко вниманию и неспособны еще успешно работать над сердцем»6) , этот способ может быть также введением к последующим. Впрочем, каждый должен сообразовываться со своими условиями жизни и личными особенностями: «кому что удобнее, тот то да и избирает» (св. Никифор Монах)7).