Беседа о молитве 1

Эта запись является частью серии записей Беседа о молитве
Беседа о непрестанной молитве: 1

Предлагаю полезную и интересную главу, написанную для моей книги О молитве.
Книга эта вышла в 2002 году, и где-либо купить ее уже невозможно.
Это рассказ о непрестанной молитве. Что такое непрестанная молитва? О таком роде молитвы мы читаем у древних подвижников веры, в Добротолюбии, в книгах современных афонских подвижников и проч. Но возможна ли такая молитва для нас, современных мирских людей? И если возможна, то в какой форме? Как мы можем научиться непрестанной молитве и исполнить заповедь Апостола Павла: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 17)?

Настоящая тема очень серьезна, и текст, который перед вами, нельзя назвать легким. Однако, если вы внимательно отнесетесь к нему, вчитаетесь, вдумаетесь, вы откроете для себя много нового и полезного.

И последнее: Я думал, как разбавить наш серьезный рассказ?.. Может быть, дать фотографии молящихся людей? Но таких фотографий на моем сайте немало. Может, дать что-то новое и не совсем обычное? И тогда я решил дать несколько фотографий, которые как-то пересекаются с темой молитвы и, тем не менее, впрямую ее не касаются. Это фотографии нашего паломничества с группой молодежи на остров Коневец.
Мы были там в 2004 году. Столько времени прошло... У этих молодых людей, которых вы увидите на фотографии, уже сложилась взрослая жизнь. Почти все женаты, есть дети, а один из молодых людей, который поехал с нами на Коневец, еще не решаясь назвать себя верующим, теперь уже... священник в Москве.
Наше паломничество было удивительным. Утренние и вечерние молитвы, которые мы читали у озера, наблюдая рассвет или закат, Божественные литургии в храме, в котором горят лишь лампады, трапезы у костра, пешие многочасовые прогулки...
Разглядывая эти фотографии, мысленно переношусь в свое светлое иерейское прошлое:)


Да, по ходу нашего рассказа вы встретите цифры со скобочкой. Это ссылки на цитируемых авторов. Тема, разбираемая нами, настолько серьезна, что без точных ссылок здесь не обойтись.
Ссылки помещены в конце 3-й части.

Беседа о непрестанной молитве 1

Большое искушение в молитве – отказаться от общения с Господом вовсе, по причине своего несовершенства, по причине отсутствия сил для полноценного служения Богу, для полной отдачи себя Ему. Однако Всемилостивый Господь никого не отвергает, Он с нами даже тогда, когда мы уделяем Ему ничтожную часть нашей жизни. А потому, если нет пока решимости все отдать Господу, будем молиться и просить не оставить нас в том состоянии нецельности, неполноты, в каком мы пока что пребываем. Уделим Господу хоть малую часть нашего времени и пообещаем быть, по крайней мере, честными и порядочными людьми. И любящий нас Господь откликнется. Он откроется нам в молитве в меру наших духовных усилий и на определенном уровне этой меры будет действовать в нашей жизни, потому что милость Его и любовь Его безмерны.

Но «блажен, кто имеет такую любовь к Богу, какую страстный любитель имеет к своей возлюбленной»2). Или же те, кто, по словам того же преп. Иоанна Лествичника, влекомы к Богу так, как жаждущий влеком к воде. «Действие голода бывает как-то неопределенно и неясно, а действие жажды ясно и ощутительно, ее узнают по внутреннему жару»3) . Блаженны те, для кого Бог занял центральное место в жизни, кто готов всего себя отдать в Его распоряжение, те, для кого жизнь обретает смысл только в Боге, а потому они все свое время желают посвятить Ему, не ища сколько-нибудь оставить для себя.

ко1.JPG
Раннее утро. На горизонте – волшебный монашеский остров Коневец

Собственно, христианство и проповедует такой максимализм: оно призывает не какую-то часть себя отдать Богу, но всего себя посвятить Ему. Только при таких отношениях с Богом общение с Ним будет полноценным. Только в этом случае возможно такое единение с Богом, когда, говоря словами Иоанна Затоуста, «сердце поглощает Господа, и Господь – сердце. И из двух становятся одним»4) .
В данном разделе хотелось бы рассмотреть как раз вопрос о том, есть ли возможность для человека, живущего в миру, обремененного многими обязанностями, полностью посвятить себя Богу и достигнуть описанного Иоанном Златоустом единения с Ним. Может ли обычный светский человек достигнуть того, к чему призывал Апостол Павел, – непрестанной молитвы? И если может, то каким образом, так как монашеская практика к мирскому человеку явно не применима.

В замечательной книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» после первых четырех рассказов, отредактированных святителем Феофаном Затворником, им же помещены «Три ключа ко внутренней молитвенной сокровищнице», основанные на святоотеческом учении о молитве Иисусовой. Поскольку каждый человек имеет свои особенности, то и пути достижения внутреннего делания могут несколько отличаться. Конечно, существуют общие для всех условия: доброделание, посильный подвиг, участие в Евхаристии, искреннее желание освободиться от грехов и соединиться с Богом. Необходима также и «наружная» молитва о даровании молитвы «внутренней»: «Господи научи нас молиться» (Лк. 11, 1). Многие святые во время углубленной молитвы сподабливались Божественного посещения, так как Иисусова молитва – только один из возможных путей достижения молитвы внутренней. Но она испытана на протяжении многих веков как очень удобная и на самом деле действенная формула молитвенного воздыхания; мы можем пользоваться святоотеческим опытом и идти по уже проторенной дороге.

ко2.jpg
Монах на послушании: удит рыбу

ко3.JPG
Группа молодых паломников из Петербурга на Коневце


Свт. Феофан выделяет у святых отцов три способа, или, скорее, принципа, для достижения внутреннего делания:
1) частость (мы бы сегодня сказали частота) призывания имени Иисуса Христа;
2) внимательность к призыванию;
3) вхождение внутрь себя (вхождение ума в сердце).

Это не значит, что, выбрав один способ, можно исключить из своей молитвы остальные (если молиться без внимания, к примеру, – это вообще не будет молитвой), но в зависимости от внешних обстоятельств какой-либо принцип мы полагаем для себя основным.
Один из способов достижения внутренней молитвы – частое устное произнесение молитвы Иисусовой. Это надо делать не спеша, напрягая язык и уста. В данном случае через некоторое время возникает своеобразная привычка, язык и губы начинают уже сами двигаться с произнесением молитвы, это становится легко, и ум начинает прислушиваться к этим движениям уст и языка, постепенно все больше сосредоточиваться на словах молитвы. Результатом такой частой, почти беспрерывной и нерассеянной молитвы может явиться то, что святые отцы называли сошествием ума в сердце, и человек будет непрестанно пребывать в любви Божией.
Однако этот способ подходит не для всех, а преимущественно для монахов, так как, хотя количество произносимых молитв увеличивается для начинающего постепенно, оно исчисляется не в десятках, а в сотнях и тысячах раз. Требование отказаться от всего внешнего и посвятить почти все время суток произнесению молитвы, но зато и относительно быстрое продвижение в молитве, вернее, в том, что в молитве зависит от человека, – особенность этого способа. В «Откровенных рассказах…» старец велел страннику совершать сначала 3000 молитв в день, потом 6000, потом 12 000, затем без счета как можно больше. «Однажды, рано поутру, как бы разбудила меня молитва. Стал, было, читать утренние молитвы, но язык не ловко их выговаривал, и все желание само собою стремилось, чтобы творить Иисусову молитву. И когда начал ее, как стало легко, отрадно, и язык и уста как бы сами собою выговаривали без моего понуждения!»5)
Этот способ молитвы в чем-то легче, в чем-то сложнее последующих двух, так что они уравновешиваются. Однако у святых отцов мы можем найти замечание, что другие два способа (внимание и сведение ума в сердце) выше первого, что он более предназначен для тех, «кои не приобучились еще ко вниманию и неспособны еще успешно работать над сердцем»6) , этот способ может быть также введением к последующим. Впрочем, каждый должен сообразовываться со своими условиями жизни и личными особенностями: «кому что удобнее, тот то да и избирает» (св. Никифор Монах)7).
Перейти к следующей записи Беседа о молитве 2

Комментарии

Я немного не понимаю. Старец сказал страннику произносить 12 000 молитв в день... Это получается, если исключить сон, то должно быть 8,5 молитв в минуту. Если предположить, что странник спал 4 часа, то получается 10 молитв в минуту. 1 молитва за 6 секунд! А Игнатий Бренчанинов говорит, что молитву нужно произносить, очень медленно, примерно 1 за 17 секунд. Кому верить?
Не являются ли "Рассказы странника" такой же выдумкой, как и "Отец Арсений"?
 
Сверху