28 сентября - судьбы архиереев... плюс восполнение пропущенного.

О епископе, скончавшемся в этот день есть исключительно официальные сведения, да и то очень скупые. Поэтому добавлю ещё рассказ об архиерее, убитом во время гражданской войны, хотя и о нём надёжных данных сохранилось очень немного.

Епископ Полоцкий и Глубокский Глеб (Савин)
Савин Георгий Семёнович родился в 1945 году в селе Хизово Гомельской области, Белоруссии, в семье служащих.
По окончании средней школы в 1963 году поступил в Минскую духовную семинарию, но после её закрытия в том же году был вынужден возвратиться домой.
Исполнял послушания пономаря и псаломщика в Никольской церкви деревни Новый Кривск Гомельской области.

В 1965 году поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой в 1969 году продолжил учёбу в Московской духовной академии. 21 декабря 1971 года был пострижен в монашество. 15 февраля 1972 года рукоположен во диакона, 27 февраля 1973 года - во пресвитера.
В 1973 году окончил Московскую духовную академию, затем в 1973-1976 годах обучался в аспирантуре при Московской духовной академии, выполнял различные послушания в Троице-Сергиевой Лавре.

В 1976 году переведён в клир Донецкой епархии с назначением настоятелем Покровской церкви города Шахтёрска Донецкой области. В 1979-1983 годах преподавал литургику в Одесской духовной семинарии; с 1983 года продолжил пастырское служение в Покровской церкви Шахтёрска. В 1988 году назначен настоятелем Александро-Невского храма в городе Славянске Донецкой области.

2 августа 1990 года был хиротонисан во епископа Симферопольского и Крымского.
24 ноября того же года переведён на Днепропетровскую кафедру. Однако вскоре он был вынужден покинуть кафедру из-за конфликтов с духовенством епархии и ушел в монастырь.

11 июня 1992 года определением Синода Белорусского экзархата и 17 июля того же года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви назначен правящим архиереем Полоцкой епархии.
При нём была завершена реконструкция здания Полоцкого епархиального управления, возобновлён выпуск «Полоцких епархиальных ведомостей». Особой заботой архиерея было возрождение монашеской жизни в Евфросиниевом Полоцком женском монастыре, где им было налажено совершение уставных богослужений и начаты реставрационные работы.

28 декабря 1996 года освобождён от управления Полоцкой епархией и почислен за штат. По причине ухудшения здоровья поселился в городе Жлобине, где с разрешения правящего архиерея Гомельской епархии регулярно служил в близлежащих храмах.
Скончался 28 сентября 1998 года. Погребён, согласно завещанию, на кладбище села Хизова, рядом с могилами своих предков.


Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Иоаким (Левицкий)
Левицкий (или Левитский) Иван Акимович родился в 1853 году в Киевской губернии в семье причетника.
Окончил Киево-Софийское духовное училище и Киевскую духовную семинарию. Как лучший студент был направлен учиться на казенный счет в Киевскую духовную академию.

По окончании академии 9 августа 1879 года определен преподавателем Рижской духовной семинарии на кафедру гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей. 24 июня 1880 года рукоположен в сан священника к Рижскому кафедральному собору с оставлением в должности преподавателя.

В 1886 году овдовел и остался с тремя детьми - двумя мальчиками и девочкой, которая вскоре умерла.
28 июня 1893 года пострижен в монашество, 29 июня возведен в сан архимандрита и определен ректором Рижской духовной семинарии.

14 января 1896 года хиротонисан во епископа Балтского, викария Каменец-Подольской епархии.
24 мая 1897 года назначен епископом Брестским, викарием Литовской епархии.
С 13 января 1900 года - епископ Гродненский и Брестский.
В епархии при нем был основан Красностокский женский монастырь, построен новый собор в Бресте, стали выходить "Гродненские епархиальные ведомости", при Жировицком духовном училище были организованы педагогические курсы для учителей церковноприходских школ, в Гродно - курсы для регентов.

26 ноября 1903 года назначен епископом Оренбургским и Уральским. С 7 ноября 1908 года в связи с изменением границ епархии носил титул Оренбургского и Тургайского.
Епископ Иоаким ежегодно объезжал свою епархию, имевшую протяженность три тысячи верст, служил в отдаленных приходах торжественные литургии и проповедовал. Широко развил в своей епархии (Оренбургская губ., Тургайская обл. и земли Уральского казачьего войска) дело внутренней и внешней миссии. Были изысканы средства на содержание четырех епархиальных миссионеров, в Оренбургской духовной семинарии в качестве обязательных предметов были введены татарский язык и основы ислама. В связи с усилением активности сектантов в Тургайской обл. были организованы миссионерские курсы в Оренбурге и Кустанае. Архиерей приложил большие усилия по обращению в единоверие старообрядцев (уральских казаков и иногородних). Всего в епархии было образовано более 50 единоверческих приходов, где владыка служил по старопечатным книгам. Содействовал открытию епархиального женского училища в Челябинске. Благодаря его трудам большое число иноверцев, а также сектантов и старообрядцев присоединилось к Православной Церкви.

13 августа 1910 года назначен епископом Нижегородским и Арзамасским.
При нем в епархии была усилена миссионерская и противосектантская деятельность, учреждена должность епархиального противосектантского миссионера. С началом первой мировой войны был создан епархиальный комитет помощи раненым. Практически во всех монастырях Нижегородской епархии были открыты лазареты и приюты для беженцев и осиротевших детей. Владыка организовал помощь монастырям и духовным учебным заведениям, эвакуированным на территорию епархии из прифронтовой полосы.

15 апреля 1917 года, после Февральской революции, решением обер-прокурора В. Н. Львова в числе других членов Синода уволен от должности. Вместе с Киевским митр. Владимиром (Богоявленским), архиепископами Литовским Тихоном (Беллавиным), Новгородским Арсением (Стадницким) и Гродненским Михаилом (Ермаковым) подписал заявление о несогласии с действиями светских властей и о необходимости канонической организации нового состава Синода. Был отстранен от управления епархией, некоторое время находился под домашним арестом.

Взял отпуск для участия в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918. 10 апреля 1918 года указом патриарха Тихона и Синода уволен на покой с назначением настоятелем Новоиерусалимского Воскресенского монастыря. Оставался членом Поместного Собора по особому постановлению Собора.

Осенью 1918 года выехал в Крым к сыну Николаю.
Убит грабителями в начале 1921 года на даче своего сына Николая в окрестностях Севастополя.

Некоторые дополнительные сведения о нём есть в жизнеописании епископа Варнавы (Беляева):
"Архиепископ Нижегородский Иоаким (Левицкий), из вдовых священников, был хорошим администратором старой школы. Все положенное по должности добросовестно исполнял, много разъезжал по епархии. Дочери председателя казенной палаты, Соне Булгаковой, тогда еще подростку, запомнился владыка величественным духовным сановником, холодным и властным. Епархию он возглавил в 1909 году, в 1916 стал архиепископом. При нем был порядок, но — безжизненный. Когда же началась революционная смута, он стушевался, большей частью отсутствуя: то в Петрограде (был постоянным членом Синода), то он в Москве (как член Всероссийского Поместного Собора).

Уже после Октябрьского переворота, в январе 1918 года, он успел выступить на открытии христианских курсов в Нижнем и объяснить присутствующим, что происходящие тяжелые события исходят «от незримой, неуловимой, таинственной, адской силы, скрывающейся под именем масонства, прикровенно заменившего истинное богопознание и богопочитание сатанизмом... поклонением древнему змию-диаволу. Это сатанинское сообщество уже охватило все страны света. Оно, действуя разрушительно против всех религий и государственных установлений, с особенною силою нападает на Церковь православную... Все, что ныне совершается: и современное богоотступничество, и нравственное одичание, и развращение, и разрушение... семейных устоев... и междоусобные брани... все это... совершается так, как программно определено масонскими протоколами». Но далее, поставив закономерный вопрос: «Что же делать братьям-христианам?» — не дает ответа, кроме общих призывов: «Стойте... будьте... защищайте...»

Сам он вскоре, уже из Москвы, после закрытия очередной сессии Собора, бросает епархию, уезжает в Крым. Там у него была дача, которую впоследствии разграбили бандиты, повесив архиепископа.
Посмертного почитания архиепископа Иоакима не было среди его бывшей паствы. Он попал в списки новомучеников благодаря книге о. Михаила Польского "Новые мученики российские". Первый церковный агиограф послереволюционного периода российской Церкви нарисовал образ архиепископа, в основном, по официальным статьям в периодической церковной печати начала века, но в статьях такого рода почти все архиереи того времени выглядят на одно лицо: хорошие администраторы, борющиеся с сектантством. Сообщение автора об аресте архиепископа при Временном правительстве не получили подтверждения. Сведения же о смерти владыки от рук большевиков (в кафедральном соборе Севастополя), приведенные о. Михаилом, опирались, очевидно, на непроверенные слухи."
  • Like
Реакции: Елена 1972

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху