26 сентября - восполнение пропущенного.

Сведений о скончавшихся в этот день епископах не обнаруживается, поэтому возвращаюсь к пропущенным ранее жизнеописаниям.

Епископ Олонецкий и Петрозаводский Евгений (Мерцалов)
Мерцалов Евгений Александрович родился в 1857 году в Тульской губернии, в семье диакона.
Окончил Тульской духовной семинарии и в 1878 году был определен надзирателем (с сентября 1880 года - учителем чистописания) Ефремовского духовного училища.

1 октября 1883 года рукоположен во иерея к Введенской церкви с. Берёзовец Новосильского уезда Тульской губернии, также был утвержден законоучителем местной сельской школы. Перед этим, очевидно, вступил в брак. Рано овдовев, в 1889 году поступил в Московскую духовную академию. Окончил её только в 1895 году, поскольку 1892-1894 годы по болезни находился вне академии.

Указом от 22 января - 3 февраля 1896 года определен в Олонецкую духовную семинарию преподавателем основного, догматического и нравственного богословия; с 1 марта 1897 года одновременно преподавал еврейский язык.
Большой материал о епископе Евгении помещён на Информационном портале Петрозаводской и Карельской епархии (будет цитироваться и далее):
"Его педагогическая служба началась «в тяжелое время ректорства… архимандрита Стефана (Киструсского), когда преподаватели уходили из Олонецкой духовной семинарии при первой возможности». Недоброжелательство, доходящее до самодурства, нового ректора было особо тягостно на фоне той братской атмосферы, которую поддерживал его предшественник, протоиерей Петр Щеглов, все 23 года своего ректорства.

2 декабря 1897 г. в Петрозаводск прибыл новый епископ — Назарий (Кириллов), которому не исполнилось и 50 лет. Желая обратить на себя внимание в Синоде, он проявлял повышенную активность: объехал всю епархию, учредил «Олонецкие епархиальные ведомости», построил епархиальный (Братский) дом с залом для религиозно-нравственных чтений. Круг деятельности преподавателей семинарии, в том числе священника Евгения Мерцалова, значительно расширился. Они стали постоянными сотрудниками епархиального журнала и желанными лекторами в Братском доме. Ранее о. Евгений уже помещал свои проповеди в местной газете «Олонецкие губернские ведомости», публиковались они и в виде брошюр8. Что касается чтений в Братском доме, то о. Е. Мерцалов не только вошел в состав комиссии для выработки их программы, но и сам регулярно в них участвовал. Так, в 1900—1901 г. он выступал чаще всех — 19 раз (всего в тот год было 29 чтений).

Летом 1899 г. о. Евгений, не связанный семейными заботами, смог совершить паломничество в Святую Землю (в тот год из-за ремонта семинарского здания летние каникулы были удлинены). Своими впечатлениями он затем щедро делился и в письменной, и в устной форме. На страницах «Олонецких епархиальных ведомостей», он опубликовал немало очерков (очевидно, из-за большого спроса они были изданы также в виде оттисков), а в Братском доме он провел серию выступлений о Святой Земле, иллюстрируя рассказы «туманными картинками». Написанные живым языком, полные личных наблюдений, эти очерки с интересом читаются и сегодня."

22 декабря 1901 года пострижен в монашество.
В феврале 1902 года определен ректором Олонецкой духовной семинарии.
Одновременно был председателем Олонецкого епархиального училищного совета и редактором "Олонецких
епархиальных ведомостей".

8 января 1903 года назначен ректором Тверской духовной семинарии.
"Известно, что будущий епископ не отличался физическим здоровьем, но это не мешало ему быть настоящим руководителем. Так, в 1903 г. архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий (Самбикин) признался, что его первое впечатление от знакомства с ним оказалось ошибочным: «Не скрою, что когда вы, о. ректор, в первый раз явились ко мне, то я, при виде вашего небольшого роста и бледного лица, невольно подумал, достанет ли у вас сил для управления многолюдной нашей семинарией… Но в скором времени из вашей деятельности и из бесед с вами я вполне убедился, что в вашем сравнительно слабом теле живет крепкий дух, и что вы в состоянии будете водворить в нашей семинарии надлежащий порядок, мир и единение…»

Тверская семинария входила в число 5 крупнейших семинарий страны, превосходя Олонецкую по контингенту учащихся в 4 раза (соответственно 600 и 150 чел.). Из-за частой смены ее ректоров на рубеже XIX—XX вв. архимандрита Евгения ожидала усиленная работа по приведению в надлежащий порядок всего семинарского быта. Однако намеченные планы оказались бессильны перед лицом революционных событий осени 1905 г.: тверские семинаристы пополнили ряды забастовщиков. Правление духовной школы во главе с архимандритом Евгением проявило благоразумие и не стало накалять обстановку. При возобновлении занятий в январе 1906 г. было объявлено, что те семинаристы, которые особенно рьяно протестовали против «действующих ныне правил», могут не являться в семинарию, «причем они не будут считаться уволенными… а лишь отпущенными в дома родителей и родственников». Подобным образом, «кротко, но твердо», действовал и ректор С.-Петербургской духовной семинарии архимандрит Вениамин (Казанский) — будущий Петроградский митрополит-священномученик.

В Твери о. Евгений состоял цензором «Тверских епархиальных ведомостей» (с 5 февраля 1903 г.), был членом совета Тверского епархиального историко-археологического комитета, а 26 декабря 1906 г. вошел в состав новоучрежденной Епархиальной комиссии по составлению и изданию историко-статистического описания Тверской епархии."

16 декабря 1907 года хиротонисан во епископа Муромского, второго викария Владимирской епархии.
"В Муроме епископ Евгений имел резиденцию в Спасском монастыре, настоятелем которого он состоял. В 1909—1910 гг. он переиздал в Муроме свои «палестинские» очерки, а также свидетельствующее о его глубоком знании древнерусских летописей и житий исследование «Как совершалась канонизация святых в первое время существования Русской Церкви?» (1-е изд. — Спб., 1903). Находил он время и для новых научной занятий – им опубликован труд «О церковном прославлении и почитании св. праведной Иулиании Лазаревской. (Исторический очерк)» (Муром, 1910) с приложением: «Житие св. праведной Иулиании Лазаревской (в двух редакциях) и служба ей». (СПб., 1910). В наши дни это произведение русской агиографии XVII века широко известно как «Повесть об Ульянии Осоргиной». 7 июня 1908 г. епископ Евгений участвовал в погребении в Успенском кафедральном соборе во Владимире тела Экзарха Грузии архиепископа Никона (Софийского), убитого в Тифлисе националистами от православия 28 мая 1908 года."

С 14 июня 1912 года - епископ Юрьевский, первый викарий той же епархии, настоятель Боголюбского Богородице-Рождественского монастыря.
После Февральской революции значительные перемены происходили и в церковной жизни. 3 мая епархиальный съезд постановил удалить из епархии Владимирского и Шуйского архиепископа Алексия (Дородницына) /осенью 1917 года он самовольно поселился в Киево-Печерской лавре, при поддержке Центральной Рады пытался захватить церковную власть в Киеве и объявить автокефалию на Украине, 7 января 1918 года за непослушание священноначалию и нарушение канонов был извержен из сана Всеукраинским церковным собором, умер в конце 1919 года в Новороссийске, возможно принеся покаяние/.

Первоначально Синод предоставил архиепископу Алексию двухмесячный отпуск, возложив временное управление епархией на епископа Евгения. 10 июня Синод всё же уволил архиепископа Алексия на покой и благословил произвести выборы кандидата для замещения Владимирской архиерейской кафедры. 9 августа 1917 года на чрезвычайном епархиальном съезде правящим архиереем был избран (и 10 августа утвержден) архиепископ Сергий (Страгородский), будущий Патриарх. Епископ Евгений на выборах во втором туре получил 27 голосов.

17 ноября 1919 года назначен епископом Олонецким и Петрозаводским.
"Из всех епархий Европейской России самой многострадальной в советский период оказалась Олонецкая. Угроза ее существованию возникла уже в 1919 г., когда правящий епископ фактически бросил свою паству. Его пришлось уволить на покой. /Управлявший с 1916 года Олонецкой епархией епископ Иоанникий (Дьячков) в 1917-1918 годах участвовал в Поместном Соборе. Жил на подворье Александро-Свирского монастыря в Петрограде, "не имея возможности поселиться в ни Петрозаводске, ни в Александро-Свирском монастыре". Впрочем, учитывая его последующее уклонение в обновленчество (умер в 1923 году без покаяния), возможно в этом обвинении и нет преувеличения./

Олонецкую епархию, оставленную на расхищение большевикам, самоотверженно принял под временное управление ее же уроженец, митрополит Петроградский и Гдовский св. Вениамин (Казанский). Осенью 1919 г. митрополит лично посетил Петрозаводск. Его поездка имела огромное значение, как для морального, так и для административного укрепления епархии. По докладу митрополита Вениамина Высшему Церковному Управлению в ноябре 1919 г. Олонецкая кафедра была замещена. Нового епископа Олонецкого и Петрозаводского, Евгения (Мерцалова), уже хорошо знали в Олонии: на рубеже XIX—XX веков он состоял преподавателем, а затем инспектором и ректором Олонецкой духовной семинарии.

Патриарх Тихон первоначально указал «озаботиться выборами» епископа. Началась активная подготовка к ним, но выборы так и не состоялись. Назначение епископа Юрьевского Евгения в Петрозаводск было произведено 17 (4) ноября 1919 г. — административным порядком.

Под резиденцию епископу приспособили деревянный дом на бывш. Соборной пл. (пл. Свободы, д. 6). Там он и скончался 7 мая 1920 г. от кровоизлияния в мозг, встретив в Петрозаводске всего одно Рождество и одну Пасху (в 1920 г. она пришлась на 29 марта/11 апреля)."

ПЭ Древо и Википедия также говорят о скоропостижной кончине епископа Евгения.
Однако БД ПСТБИ и сайт Комиссии по канонизации Владимирской епархии сообщают, что он был убит.
Также "его память чтят преимущественно в Муроме, где поминают как убиенного — расстрелянного «в ссылке в Олонецком краю»."

Погребен был за алтарем Свято-Духовского кафедрального собора (храм взорван в 1936 году).
  • Like
Реакции: Елена 1972

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху