17 августа - восполнение пропущенного.

На сегодняшнюю дату сведений о почивших архиереях не обнаруживается, поэтому можно рассказать ещё о ком-то из епископов зарубежья. Позавчерашний рассказ об Александре (Немоловском) побуждает вспомнить о его преемнике, личности довольно неоднозначной.

Архиепископ Филадельфийский и Карпаторосский Адам (Филипповский)
Адам Аполлинариевич Филипповский-Филипенко родился в 1881 году в селе Руда Жидачевского уезда в Восточной Галиции (на территории Австро-Венгрии) в семье православного священника, принадлежавшего к старинному роду.

Окончил народного училища, а затем гимназию города Бережаны. В гимназии вёл тайный литературно-просветительский кружок по изучению русской истории и литературы, что было запрещено в Австро-Венгрии.
Поступил в Львовский университет на богословский факультет, затем перешел на юридический. Выдержав в 1903 году первые государственные экзамены, выехал в США, где стал помещать свои статьи в русскоязычной печати, в основном в газете "Правда" ("Truth"), вскоре став её редактором.

Познакомился с архиепископом Алеутским и Североамериканским Тихоном (Беллавиным) - будущим Патриархом, свщенниками Александром Хотовицким (будущий священномученик) и Александром Немоловским, ставшим впоследствии епископом. Под их влиянием решил принять духовный сан.

В 1905 году вернулся во Львов для завершения обучения во Львовском университете.
В 1912 году по окончании университета снова выехал в США.
Был женат на вдове, что делало невозможным его рукоположение с точки зрения церковных канонов.
Тем не менее был рукоположен епископом Александром (Немоловским) 14 сентября 1912 года во диакона, а 17 сентября - во священника.

Служил в различных храмах Русской Православной Церкви в Америке.
В 1916 году умерла его жена. Архиепископом Алеутским Евдокимом (Мещерским) был назначен настоятелем Свято-Троицкого кафедрального собора в Виннипеге (Канада) и благочинным православных приходов в Канаде, в том же году объединённых в Канадскую епархию. Помогал епископу Канадскому Александру (Немоловскому) в осуществлении миссии среди карпаторосских униатов. В том же году был им пострижен в монашество и возведён в сан архимандрита.

Поскольку епископ Александр бывал в своей епархии лишь наездами, сделался фактическим управляющим ей и получил благословение стать администратором Канадской епархии в 1917 году. Впоследствии разошёлся с епископом Александром, обвинял его в украинофильстве.

После ухода епископа Александра с должности главы Североамериканской епархии был рукоположён во епископа Канадского. Хиротонию совершили епископ Питтсбургский Стефан (Дзюбай) и епископ Моравско-Силезский Горазд (Павлик) без согласия митрополита Платона (Рождественского), ставшего правящим архиереем Североамериканской епархии, но ещё не вступившего в полной мере в управление ею.
Руководил группой карпаторосских общин.

Возможно присоединялся к обновленцам. По данным Википедии "Согласно списку, переданному Тучкову обновленческим Синодом 5 апреля 1925 года, в Североамериканской епархии пребывало 5 архиереев-обновленцев: архиепископ Иоанн Кедровский, епископ Сан-Францизский Николай Соловей, епископ Питсбургский Стефан (Дзюбай), епископ Филадельфийский Адам Филипповский и епископ Бруклинский Евфимий (Офейш)".

В 1930 году был принят в каноническое ведение Русской Православной Церкви Заграницей и определён епископом Питтсбургским, викарием Северо-Американской епархии. Однако уже к 1931 году вышел из послушания Зарубежной Церкви. К какой юрисдикции принадлежал до 1935 года - данных нет.

В 1935 году вошёл в Северо-Американский митрополичий округ, возглавляемый митрополитом всей Америки и Канады Феофилом (Пашковским) и был назначен на Филадельфийскую и Карпаторосскую епархию. (Североамериканская Митрополия отделилась от Московской Патриархии в 1924 году, а от РПЦЗ - в 1926-м.)

В 1938 году вышел из состава Северо-Американской митрополии и перешёл в ведение Московской Патриархии, но 27 июля 1939 года за неподчинение был лишён сана.
А. А. Кострюков в статье К истории разделения между Московской Патриархией и Североамериканской митрополией в 1933 г. сообщает:
"В литературе встречается утверждение, что деятельность архиепископа Вениамина в Америке была чуть ли не триумфом Московской Патриархии. На самом деле все шло не так успешно. В качестве примера можно привести случай с архиепископом Адамом (Филипповским), возглавлявшем карпаторусскую общину в Америке и до 1937 г. находившемся в РПЦЗ. Дальнейшие события описал Л. Н. Парийский: «Присоединился к нему Архиепископ Адам с 60-ю священниками. Неизвестно, чем объяснить, что М[итрополит] Вениамин сделал донос на Архиепископа Адама в Москву и Архиепископ Адам, к общему изумлению, был лишен сана. Может быть, М[итрополит] Вениамин надеялся получить его 60 приходов, но они тоже ушли от него в разные стороны. После этой расправы с Архиепископом Адамом, движение в сторону Патриаршей Церкви совершенно прекратилось. Священники так рассуждали: “Все мы не без греха, а Экзарх и Московская Патриархия необыкновенно строги: если с архиереем не посчитались, то с нами тем более”». О том, что действия в адрес архиепископа Адама были неправильны, говорит тот факт, что в 1944 г. он был восстановлен в сане Московской Патриархией."
Однако учитывая всё предыдущее - так ли уж неправ был в этом случае митрополит Вениамин?

В 1944 году обращался к патриарху Сергию за утверждением его архиерейства, но получил отказ из-за брака с вдовой.
Однако, в том же 1944 году, по личному заявлению и просьбе о восстановлении, Собором архиереев в Москве был восстановлен в епископском сане и оставлен в достоинстве архиепископа "за понесенные им патриотические труды в пользу Советского Союза и Матери Церкви".

В 1945 году был инициатором меморандума, направленного послу СССР и в ООН, о присоединении Холмщины, Лемковщины и Карпато-Руси к СССР. Провел для этого в США съезды представителей организаций, приходов и общественности.
В 1946 и 1950 годах посетил СССР.

С 21 августа 1947 года по 31 октября 1947 года (а также с середины 1953 года по 30 июля 1954-го) временно управлял Экзархатом РПЦ в Северной и Южной Америке.
"После смерти в 1953 году экзарха приходов Московского Патриархата в Америке митрополита Макария (Ильинского) остроту приобрёл вопрос о его преемнике. Наиболее подходящим для этой должности считали архиепископа Адама (Филипповского), хорошо знавшего американскую жизнь. Однако, как писал протоиерей Борис Старк, назначение архиепископа Адама спровоцировало бы раскол. Главная тому причина — регулярное посещение архиепископом Адамом посольства СССР. Если у советских граждан это соблазна не вызывало, то американцы в подобных контактах видели тайное сотрудничество иерарха с коммунистами."

В 1953 году был назначен викарием Патриаршего Экзархата в Америке.
30 июля 1954 года, согласно прошению, уволен на покой по состоянию здоровья с назначением пенсии.
Скончался 29 апреля 1956 года в Филадельфии. Погребен на кладбище Маунт-Оливет в городе Маспет (штат Нью-Йорк).
  • Like
Реакции: Елена 1972

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху