Читаю
Игнатия (Брянчанинова) о грехе ("Зрение греха"):
и еще там (не могу найти где) он пишет, что Бог может воссоздать единство ума, сердца и тела при покаянии, что разъединение - это просто следствие греха. Вроде бы интуитивно понятно, но не уверена, что правильно. Ваши мысли (или опыт) о воссоединении единства и вообще о взгляде на грех как на разъединение частей?
У нас в городе был один подвижник, взял пост,захотел стать святым, увезли в психиатрию.
Сначала и вообще у простого человек хаос и вообще нет никакого согласия т.е. ум обуреваем всякими помыслами идущими один за другим, полностью на него оказывает воздействие окружающий мир, что он видит тем и начинает блудодействоать в уме, все эти помыслы насеиваемые извне окружающим миром или сатаной входят легко в сердце, так что сердце зависимо от движений кровяных и легко возбуждается( в зависимости от того какие страсти преобладают в человеке).В свою очередь сердце наполненное страстями или сидящими в ней духами оказывает влияние на ум. Демоны легко входят в человека и так как нет никаких препятствий,легко владеют человеком. Таким образом духи злобы убивают душу свойственными ей страстями, видя полный разлад и множество помыслов с которыми человек не может бороться. Представьте гнев в душе,все его испытывали, когда он наполняет сердце дает разгорячение всему телу и уму,страсть пронзает и душу одержимую духом злобы, таким образом этот бес мучает и душу и тело и сердце и ум.Человек от гнева ничего не понимает что делает.Тело же привыкшее исполнять пожелания ума и сердца подчиняется повеления владык своих ума и сердца. Оно тело впитало в себя все соки страстей и легко соглашается.
Только не совсем понятно, скорее всего бесы объемлют все тело. У одного святого, не помню как звать,есть рассказ как он сидит в саду ,а послушник пытается выкорчевать камень и святой видит как бес вошел в него взял своими когтями руки послушника за мотыгу и таким образом подчинив себе его тело двигал послушником. Параллельно с этим духи гордости и тщеславия кидали его ум своими стрелами. Тело, выходит исполнитель ума и сердца. Случай когда Христос повелевает духу слепому и глухому выйти, то отсюда следует, наверное,что эти духи сидят либо в сердце,уме, либо в теле или органах соответствующих.Чем больше человек одержим духами всякими тем больше разлад в уме,сердце и теле. Это проявляется в том, что человек занимается всякими множественными делами,независимо положительный или отрицательный эффект он получает.Если положительный то человек закрепляет это дело(беса) в себе,в уме,сердце и теле.Особенно сейчас много появилось людей одержимых так называемым активным образом жизни, они стараются вместить в себя как можно больше всяких увлечений(страстей, духов праздных и вредных) руководимые одним духом гордости, остальные подчиненные (святые говорят что у них тоже есть какая-то иерархия подчинения). У таких людей все меняется постоянно одно увлечение другим, в уме постоянная смена мыслей,в сердце постоянная смена желаний, тело же говорит слушаю и повинуюсь. Они движимы этими духами (как послушник с мотыгой), только человек думает что он делает это своей энергией и желанием, самообольщаясь и пребывая в заблуждении. Дьяволу это заблуждение очень на пользу и он постоянно посылает помыслы самоутверждения,поддержания всяких идей,ересей, учений, интересов и т.д. Логики или истины в таких людях почти нет.Они зависимы от сердечных и умственных побуждений, сердце говорит одно,ум думает о другом,ну а тело, тело хочет на диван или кружечку пивка или вкусняшку какую-нибудь,одним словом расслабиться.
Воссоединение же видимо состоит в следующем:
Человек идет путем искоренения страстей(бесов),отрекается от всех своих пожеланий вредных. Всего конечно не опишешь.Подвижник очищает Сердце под влиянием и при помощи Христа начинает искоренять духов злобы. Их можно сказать легион в сердцах. когда же духи мал-помалу уходят из сердца, оно оживает для добродетельной жизни, духи злобы заменяются добродетельными духами.(см. книгу Пастырь Гермы) Сердце мертвеет для греха,то чем человек раньше увлекался его уже не беспокоит. Ум всегда обуреваем помыслами, причем это бывает очень по-разному,то сильней,то слабей, Христос начинает заботится. Сердце уже не возбуждается и не разгорячается, оно хладно. Тело уже диван ненавидит, от пивка его тошнит,но вкусняшку все еще хочет. Тело начинает подчиняться уму и сердцу. Надо заметить что на все это уходят годы или даже десятилетия. Болезни всяческие тела, связаны с пороками и страстями, когда болезни происходят(язвы,рак,воспаления всякие) то это говорит о том что надо искоренять какие-то страсти. Допустим,страсть чревоугодия выражается в ожирении и полноте тела, тут бессмысленно тело кормить всякими лекарствами и прочим, надо бороться с бесом чревоугодия.
Итак, помыслы которые раньше беспокоили сердце и входили в него уже не беспокоят, приходит покой сердечный,наступает тишина, помыслы есть но они задерживаются и уходят из ума (блажен кто разобьет младенцев твоих о камень, камень же есть Христос).Тут еще зависит от самого подвижника. Дальше выше. Бог бесстрастен(об это писали все святые) и добродетели тоже страсти, только добродетельные.Подвижник творит добродетели и он страстен. Человек который спорит,что-то пытается доказывать, горд и подвержен страстям. Потом уже идут высшие ступени,которым тоже нет конца. Он уже начинает быть бесстрастным. Тело давно подчинено сердцу и уму, и умеет жить и в скудости и в изобилии(Апостол Павел писал). Начинается воссоединение,или может чуть раньше или позже. Подвижника уже не задевает ничего,ни добрые дела ни злые.Когда
Антония Великого вытащили из пещеры где он находился долгое время,он вообще был невозмутим ничем,так что все удивлялись, его лицо сияло как солнце. Ум как бы становится безвидным и безмятежным. Здесь еще надо сказать о смирении пару слов: Подвижник начинает считать себя никем, он смотрит на себя, на руки,ноги и видит что это все не его, а Господа, он как бы пропадает для себя, у него напрочь начинает отсутствовать своя воля.Господь говорит,- вселюсь в них и буду ходить в них. Подвижник как бы уже движим кем-то другим.(Духом Святым) Зла уже нет для него, а если кто-то причиняет его ему, то он считает это благом. Тогда у человека своей воли уже нет и Христос начинает творить Свою Волю. Ибо если у человека есть своя воля,он не может служить Христу. Но остается произволение и дается ему жало в плоть ангел сатанин( по Златоусту это люди противоборствующие ему,а не немощь тела). Человек начинает быть участником мира духовного, время не властно над ним, по временам он из него выпадает, так что один час у него может быть целым днем.
Этот вопрос высшего духовного порядка и вряд ли кто из сидящих в интернете обладает полным воссоединением ума,сердца и тела, поэтому все что здесь пишется на просторах интернета -гадательно. А если кто-то желает кому-то что-то доказать то он уже в страстях и гордости и прелести. Ибо если человек достигнет чего-то подобного,то в интернете,он наверное сидеть не будет. Таких людей один на миллион, для нас достаточно найти истинного покаяния,смирения, потому что и это не легко, а тот путь трудный и опасный, многие подвижники за историю христианства с ума сошли и возгордились и пали. Конечно человекам это невозможно,но не Богу.