Зло и Добро

Крещён в Православии
Как легко можно собственными размышлениями осудить или оправдать действие другого человека, которого мы совсем не знаем.
Как вообще можно говорить о любых деяниях, оценивать человека, не зная его внутренних намерений?
Потому и сказано : «Не судите!»
Любое действие человека может быть злым, а может добрым. Но могут быть действия не злые и не добрые.
Всё зависит от помыслов и сердечных намерений.

О переходе на красный свет:
-Если человек бежит с мыслью о спасении ребёнка, перебегающего дорогу по неразумению и сам осознанно рискует жизнью, спасая жизнь другого человека;
-Если старушка, не понимая опасности переходит на красный свет;
-Если юноша, увидев старушку на середине проезжей части, бросается к ней, нарушая правила дорожного движения, чтобы довести её до тротуара;
-Если человек стоит на зелёный, а идёт на красный с мыслью: «Да пошли вы все!»

Но если человек стоит на красный, идёт на зелёный, при этом разговаривает с другом о работе или планах на отдых, то как можно оценить это действие с позиции добра или зла?
Всё одно, что оценить это действие как сладкое или горькое, белое или чёрное, холодное или горячее...
 
Православный христианин
И зло и добро происходит от сознания человека А человеческое сознание, даже в людях духовно про священных, спит
Духовная брань, это реакция человеческого сознания с неприемлемым фактом
Мое мнение, это нормально
 

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Как легко можно собственными размышлениями осудить или оправдать действие другого человека
Геннадий, а с чего Вы взяли, что отвечающие на Ваш вопрос о красном/зеленом, оценивали гипотетические действия иного, гипотетического человека?
Каждый применил это к себе и оценил свои действия и мотивы в этой гипотетической ситуации. А Вы легко собственными размышлениями осудили формучан ))

ПС. Желаюших заниматься морализаторством - просто потоком.
 
сомневающийся
Как вообще можно говорить о любых деяниях, оценивать человека, не зная его внутренних намерений?
Узнав о намерениях при помощи речи, т.е. спросив (у того человека).
Напр., относительно инф. из статьи азбуки о душе https://azbyka.org/dusha:
"Если мы обратимся к святоотеческому наследию, то увидим, что обычно в душе выделяют три основные силы: ум, волю и чувства, которые проявляются в разных способностях – мыслительной, желательной и вожделевательной".
В цитате опечатка, т.к. терминами желать и вожделеть обозначаем одно понятие.

Сравн. ранее, там же. "В строении души свв. Отцы выделяют три силы – разумную, раздражительную и вожделевательную." Здесь написано верно, т.к. замечаем наличие и различие, проверяя на себе и других. Ум есть, есть желания и есть раздражение, у людей. Видите, Геннадий, основание? Оно есть т.н. "внутренние намерения".

Рассмотрим предложенное знание "внутренних намерений", из православного св. предания, на выбранном вами примере дорога-светофор: "если человек стоит на красный, идёт на зелёный, при этом разговаривает с другом о работе или планах на отдых, то как можно оценить это действие с позиции добра или зла?"
Причина, что "человек стоит на красный" - не хочет попасть в дорожное происшествие, пострадать (кровь, боль, дерьмо). Не хочет относится к т.н. раздражительной силе души. См., что хочет (желательная сила души) "идёт на зелёный, при этом разговаривает с другом о работе или планах на отдых", т.е. хочет заработать денег и время для отдыха, выполнить план по отдыху, отдохнуть, получить удовольствие. Вероятно, с друзьями.
Как видите, такой человек не хочет знать горя, хочет получить удовольствие. Горем или страданием в православном св. предании называют зло, удовольствием - добро. Подробнее обсуждалось на 3,4 страницах темы. Т.е. оцениваем элементарно.

Гораздо сложнее оценить в социальном смысле, в части жертвовать своим добром (удовольствием) ради другого. То же вы показываете примерами, про спасение старушки, ребенка, в 122 сообщ. темы.

Не согласен с выводом вашим "Всё одно, что оценить это действие как сладкое или горькое, белое или чёрное, холодное или горячее". Он относится только к моно-человеку,воображаемому "коню в вакууме", или как правильно сказать. Да, у него есть добро (когда ему хорошо, приятно) и зло (когда плохо, страдает), т.е. "сладкое или горькое." В социальном смысле "все" не "одно", есть люди, общество, та сложная система отношений (сострадания), в которой мы участвуем.

Геннадий, а с чего Вы взяли, что отвечающие на Ваш вопрос о красном/зеленом, оценивали гипотетические действия иного, гипотетического человека?
Каждый применил это к себе и оценил свои действия и мотивы в этой гипотетической ситуации. А Вы легко собственными размышлениями осудили формучан ))

ПС. Желаюших заниматься морализаторством - просто потоком.
А это Геннадий взял из своего положения на пути к Богу. Мысленно находится в области "светофора", узнает принципы движения. Как прочие участники данной темы.
 
Последнее редактирование:
сомневающийся
Относительно т.н. прилога, за который мы "закусились" с Олегом, на 3,4 стр. темы и воображаемого инфернального зла, в данном отношении. Которое, кроме человеческого горя и радости (зла и добра), подразумевает некие смутно определяемые "силы тьмы" и т.п. Мне известно следующее:
"Крещение не отъемлет самовластия и самопроизволения нашего, но дарует нам свободу от тиранства дьявола, который не может уже более против воли нашей властвовать над нами. По крещении в нашей же состоит воле: или пребывать самоохотно в заповедях Того, в Кого крестились, Христа, Владыки и Бога, и ходить путем повелений Его, – или, уклонясь от правого пути сего, опять возвратиться к дьяволу, противоборцу и врагу нашему.

122. Те, которые по святом Крещении повинуются хотениям лукавого и угодное ему творят, отчуждают себя от святых ложесн святого Крещения, по сказанному Давидом: «отчуждишася грешницы от ложесн» (Пс. 57, 4). Ибо каждый из нас не изменяется или не прелагается из естества, как создан, в другое. Но быв создан от Бога благим (ибо Бог ничего злого не сотворил), и пребывая непреложным по естеству и существу, как создан, что свободной своей волей произволяет и желает, то и делает, доброе ли то, или злое." Преп. Симеон Богослов, деятельные и богословские главы https://azbyka.org/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_5/2 .

Вместе с тем "Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему." 1 Ин., 5, 18 https://azbyka.org/biblia/?1Jn.5 .

Вот почему странно желание православных отнести т.н. прилог, который есть повод ко греху (вина в цсл.), в область третьих лиц, сил тьмы, абстрактного зла и проч. Напр., "это не я, лукавый попутал" и т.п. Как он может нечто попутать и приложить, если "не прикасается", по тексту св. писания, и "пребывая непреложным по естеству и существу (каждый из нас), как создан, что свободной своей волей произволяет и желает, то и делает, доброе ли то, или злое", по св. преданию?
Когда вор крадет какие-то серьги, деньги и т.п., лукавый его путает? Нет конечно, он хочет получить удовольствие, с помощью таких вещей, владеть ими, тратить их + элементы риска в момент кражи, общее приятное возбуждение тела и ума (говорят, адреналин), и проч. Как видим, лукавый здесь ни при чем. Также с другими т.н. прилогами.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Рассмотрим предложенное знание "внутренних намерений"
Спасибо, Антон, за интересное рассуждение. Но я считаю, что внутренние намерения человека знает только Бог, а человек может знать только свои намерения, а не другого человека. Поэтому мой вопрос был, как сказала Жанна, гипотетическим. И вопрос к Вам. Как Вы считаете, может ли живой человек какое-то время своей жизни не делать ни добра, ни зла? Если можно «да» или «нет».
Каждый применил это к себе и оценил свои действия и мотивы в этой гипотетической ситуации. А Вы легко собственными размышлениями осудили формучан ))
Здравствуйте Жанна. В отношении меня Вы ошиблись. Я никого из участников форума не осуждал. У каждого своё понимание и меня это не раздражает. Я просто хочу понять, возможно ли, чтобы живой человек хоть иногда не делал ни добра ни зла. Этот вопрос для меня возник не сейчас при обсуждении темы, а гораздо раньше. Года два назад я задавал этот вопрос православному священнику и он сразу ответил «Да, человек может не делать ни добра, ни зла...» И после этого он привёл убедительные для меня примеры. Не скрою, мне очень понравился его прямой и убедительный ответ.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Я просто хочу понять, возможно ли, чтобы живой человек хоть иногда не делал ни добра ни зла. Этот вопрос для меня возник не сейчас при обсуждении темы, а гораздо раньше. Года два назад я задавал этот вопрос православному священнику и он сразу ответил «Да, человек может не делать ни добра, ни зла...» И после этого он привёл убедительные для меня примеры. Не скрою, мне очень понравился его прямой и убедительный ответ
ТАКОЕ НЕ ВОЗМОЖНО! Поясню почему.Все очень просто. Памятуете о Боге,вы делаете добро. Забыли...Это уже проявление греха,а грех основа зла. Даже если человек стоит и не знает как поступить, какое намерение принять - он остается на стороне зла,хотя видимого проявления не совершает.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Вот почему странно желание православных отнести т.н. прилог, который есть повод ко греху (вина в цсл.), в область третьих лиц, сил тьмы, абстрактного зла и проч. Напр., "это не я, лукавый попутал" и т.п. Как он может нечто попутать и приложить, если "не прикасается", по тексту св. писания, и "пребывая непреложным по естеству и существу (каждый из нас), как создан, что свободной своей волей произволяет и желает, то и делает, доброе ли то, или злое", по св. преданию?
Когда вор крадет какие-то серьги, деньги и т.п., лукавый его путает? Нет конечно, он хочет получить удовольствие, с помощью таких вещей, владеть ими, тратить их + элементы риска в момент кражи, общее приятное возбуждение тела и ума (говорят, адреналин), и проч. Как видим, лукавый здесь ни при чем. Также с другими т.н. прилогами.
не все так просто в этом вопросе. То что вы описали,скорее результат работы духов,влияния которых мы за частую даже не замечаем, по привычке своего не внимания и духовной дебелости. Но люди имеющие тонкий духовный слух,могут распознать нотки вмешательства в волю человека. И за частую,их очень много,просто мы не осознаем,не улавливаем кто и когда вмешался в волю нашу. Не улавливаем. по причине того же эгоизма к себе,зациклены на себе и своих внешних чувствах и эмоциях, сплетениях мысли и т.д.
За частую, мы и воли своей не знаем...Лишь конечный плод можем осознать,а где она зарождается и каково истинное намерение наше,нам трудно понять.
Помните Апостола павла - чего хочу не делаю, а чего не желаю, творю...
 
Крещён в Православии
Переславль Залесский
Православный христианин
Может здесь Вы сильно упрощаете? Добродетель через мудрость." Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут."
Или бесы, помятуя о Боге, делают добро?
бесы не памятуют о Боге, Он перед ним всегда с бичем опаляющим... У беса - как духа, воля уже определена,он отвернулся от Бога. Потому и покаяться они уже не могут. Они не могут творить добро,потому как выбрали зло однажды. Трепещут они...да. Но веры в них нет.
 
Казахстан, Караганда
Православный христианин
ТАКОЕ НЕ ВОЗМОЖНО! Поясню почему.Все очень просто. Памятуете о Боге,вы делаете добро. Забыли...Это уже проявление греха,а грех основа зла. Даже если человек стоит и не знает как поступить, какое намерение принять - он остается на стороне зла,хотя видимого проявления не совершает.
А мне кажется, наоборот - большую часть времени человек не делает ни добра, ни зла, если не общается с людьми. Невозможно же непрерывно думать о каком-то негативе. Есть много занятий, во время которых и о Боге не думают, и не осуждают никого.
 
Екатеринбург
Православный христианин
Я думаю, тут рассматривается общая, наиболее распространённая, ситуация, когда человек стоит перед светофором и готовится идти, никаких экстраординарных ситуаций не возникает, и у него мысленный выбор: бежать на красный цвет или подождать зелёный. Ещё близкая ситуация, которую часто наблюдаю у себя в городе: люди бегут на трамвай, чтобы успеть, через поток машин, хотя недалеко находится светофор. Тут такая опасность и безрассудство.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
А мне кажется, наоборот - большую часть времени человек не делает ни добра, ни зла, если не общается с людьми. Невозможно же непрерывно думать о каком-то негативе. Есть много занятий, во время которых и о Боге не думают, и не осуждают никого.
Почему только Христос один без греха,потому что Он в Боге постоянно. Его воля определена волей Отца, то есть постоянно, непрестанно Он знает волю Его и исходя из нее проявляет свою. Мы грешны уже тем, что волю свою не можем определить к Богу без перерывов. Она не направлена постоянно к удовлетворению и сочетанию Божественных начал,а имеет либо в лучшем случает импульсную основу, с периодичностью... либо часто просто забвение и увлечение и удовлетворение своих желаний. Тема сложная...
 
Крещён в Православии
ТАКОЕ НЕ ВОЗМОЖНО! Поясню почему.Все очень просто. Памятуете о Боге,вы делаете добро. Забыли...Это уже проявление греха,а грех основа зла. Даже если человек стоит и не знает как поступить, какое намерение принять - он остается на стороне зла,хотя видимого проявления не совершает.
Вадим, когда Вы ещё не крестились в Иисуса Христа, делали ли Вы добрые дела?
 
Казахстан, Караганда
Православный христианин
Почему только Христос один без греха,потому что Он в Боге постоянно. Его воля определена волей Отца, то есть постоянно, непрестанно Он знает волю Его и исходя из нее проявляет свою. Мы грешны уже тем, что волю свою не можем определить к Богу без перерывов. Она не направлена постоянно к удовлетворению и сочетанию Божественных начал,а имеет либо в лучшем случает импульсную основу, с периодичностью... либо часто просто забвение и увлечение и удовлетворение своих желаний. Тема сложная...
Конечно, быть святым, непрерывно думающим о Боге, лучше. Это удел совершенных. Но и несовершенные могут просто не творить зла, если навыком приучены.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Вадим, когда Вы ещё не крестились в Иисуса Христа, делали ли Вы добрые дела?
Конечно, быть святым, непрерывно думающим о Боге, лучше. Это удел совершенных. Но и несовершенные могут просто не творить зла, если навыком приучены.
Вы судите о добре и зле лишь по видимым деяниям, не беря во внимание внутренние процессы принятия решения,намерений, как таковых. Если ты не идешь к Богу, а всего на всего остановился на секунду, мгновение - ты совершаешь грех, это закон духовного существования. Мир духовный находится в постоянном движении и если ты остановился, тебя просто "снесет" на "периферию" вся сила и существо сущего наполнения(подобрать слова сложно для описания) ,все равно что на повороте и на скорости выпрыгнуть из машины. Потому как ты там в едином наполнении мира,там невозможно быть отдельно,то есть "стоять" умом или волей... Нам многому предстоит еще "научиться", что бы попасть в Царство Небесное. Нужно научиться быть духовнотонкими людьми, предельно,но естественно(по естеству) внимательными к проявлениям воли.
 
Крещён в Православии
Вы судите о добре и зле лишь по видимым деяниям, не беря во внимание внутренние процессы принятия решения,намерений, как таковых. Если ты не идешь к Богу, а всего на всего остановился на секунду, мгновение - ты совершаешь грех, это закон духовного существования. Мир духовный находится в постоянном движении и если ты остановился, тебя просто "снесет" на "периферию" вся сила и существо сущего наполнения(подобрать слова сложно для описания) ,все равно что на повороте и на скорости выпрыгнуть из машины. Потому как ты там в едином наполнении мира,там невозможно быть отдельно,то есть "стоять" умом или волей... Нам многому предстоит еще "научиться", что бы попасть в Царство Небесное. Нужно научиться быть духовнотонкими людьми, предельно,но естественно(по естеству) внимательными к проявлениям воли.
И всё-таки...?
 
Казахстан, Караганда
Православный христианин
Вы судите о добре и зле лишь по видимым деяниям, не беря во внимание внутренние процессы принятия решения,намерений, как таковых. Если ты не идешь к Богу, а всего на всего остановился на секунду, мгновение - ты совершаешь грех, это закон духовного существования. Мир духовный находится в постоянном движении и если ты остановился, тебя просто "снесет" на "периферию" вся сила и существо сущего наполнения(подобрать слова сложно для описания) ,все равно что на повороте и на скорости выпрыгнуть из машины. Потому как ты там в едином наполнении мира,там невозможно быть отдельно,то есть "стоять" умом или волей... Нам многому предстоит еще "научиться", что бы попасть в Царство Небесное. Нужно научиться быть духовнотонкими людьми, предельно,но естественно(по естеству) внимательными к проявлениям воли.
О! Может, Вы и правы... :oops:
 
Сверху