Во-первых письмо коринфянам обращено ко всем христианам как и усопшим, так и ныне здравствующим и тех, которые еще не родились.
Дело, которое у кого то сгорит, а у кого то не сгорит, это тот духовный багаж, приобретенный христианином на протяжении всей жизни. Если багаж выраженный в золоте, серебре и драгоценных камнях, таков огню не подвержен. А тот, состоящий из дерева, сена, соломы, что само по себе не есть чем то плохими, но и ценности особой не составляет, таков багаж/дело сгорит. Таков потерпит урон в виде душевных стенаний и пройдя это путь (очищения) спасется.
Это и будет истинным церковным толкованием на 1Кор 3:10-17, а ваше предлагаемое основано на соломе и всякой шелухе, от которого следу не остается, в предметной дискуссии разумеется.
Нету ни малейшей логики в ваших словах. Во-перовых если этот строитель/проповедник спасется, так почему же Вы называете его горе-строителем? Ведь он выполнил свою миссию и достиг спасения. И почему должна погибнуть община, ее то вина в чем?
Строение не община, потому что если бы это была община, это касалось бы только проповедников, повлиявших и создавших общину. Послание же Павла коринфянам касается исключительно всех христиан.
Касается-то письмо всех христиан, и первых христиан касается; но в первую очередь оно (письмо) посвящено "
домостроителям тайн Божиих", т.е. проповедникам. Сказано:
- Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы.
- Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.
- Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их.
- И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны.
- Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше:
- Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ваше;
- вы же – Христовы, а Христос – Божий (1Кор. 3:17-23); и далее:
- Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.
- От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
- Для меня очень мало значит, ка́к судите обо мне вы или ка́к судят другие люди; я и сам не сужу о себе.
- Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.
- Посему не суди́те никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
- Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим (1Кор. 4:1-6)
Видите? Сказано: "
Посему не суди́те никак прежде времени, пока не придет Господь". То есть не судите ни о самом Павле, ни о Аполлосе, и не превозноситесь один перед другими, впадая в дух соперничества. Сам Павел, за "
собой" ничего такого не знает и не потакает таким разговорам среди своих учеников. Но из текста видно, что все-таки в общинах некоторых учителей такое превознесение есть, что некоторые учителя (мудрецы) за
умствованиями своими не замечают обособления своих общин от общин других ("
я Павлов"; "
я Аполлосов"; "
я Кифин" и т.д.). Сам апостол Павел у себя в общине это пресекает ("
Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь"). То есть Павел и свою вину в этом видит, что некоторые его ученики говорят "
я Павлов". Но сам Павел с этим борется. Это упрек учителям, которые не пресекают подобного разделения на "
Павловых" учеников, на "
Аполлосовых" учеников, на учеников "
Кифовых", и т.д. Ведь, "
дом, разделившийся сам в себе, не устоит".
Вот об этом и речь идет. Трудно упрекнуть Аполлоса, Кифу и, естественно, Павла, что они не спасутся. Спасутся. Но, вот, как быть с разделенными между собой, по недосмотру самих учителей, общинами? Вот и будет смотреть спасенный Аполлос на недосмотр свой, а Кифа на свой недосмотр: общины-то, которым они посвятили немало своих трудов, отделились от Вселенской Церкви, и дело погибло. Любое разделение в доме опасно. Сказано не в отношении этого случая и много ранее, но правильно: "…
порази пастыря, и рассеются овцы …".
Как будет чувствовать человек (допустим(!), Аполлос), который спасся, но вынужденный будет видеть, что община (допустим, Аполлосова), отделившись от остальных соработников Христовых, погибла в ересях, или вообще исчезла, и только потому, что он (Аполлос) не пресек разговоры в общине подобные: "
я Аполлосов"? Сам он будет спасен, а вот стяжает ли блаженство? Ведь сам Аполлос, того не желая (а, вернее, потакая говорившим "
я Аполлосов" своим молчанием; и нежеланием вмешиваться в ситуацию) стал знаменем первого раскола во Вселенской Церкви, и паства которого, говорившая "мы Аполлосовы" (вместо того, чтоб сказать "мы Христовы") подчеркивала этими словами разделение (мы, вот, Аполлосовы, а вы - нет). Ситуация критическая была. И только благодаря тому, что были живы апостолы из Двенадцати, и большинство апостолов из Семидесяти, ситуацию удалось взять под контроль, прежде всего благодаря апостолу Павлу. Сам Аполлос, апостол из числа Семидесяти, был на хорошем счету у апостола Павла. Аполлос был энергичен, хороший оратор, ничего не боялся и проповедовал с большой убедительностью и силой среди Иудеев, много трудился на благо Единой Церкви, но временами заблуждался. В частности в понимании Духа Святого:
- Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.
- Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.
- Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.
- А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью,
- ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос (Деян. 18:24-28), и далее:
- Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников,
- сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.
- Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение (Деян. 19:1-3).
Первое письмо Коринфянам апостола Павла было написано ок. 56 года, как раз тогда, когда он (ап. Павел) посетил Эфес. Поняв, что начался раскол, апостол Павел и пишет это письмо.
Сколько было подобных намечавшихся расколов? Немало. И некоторые из них приводили к действительному расколу. Хотели ли допустить подобное те из учителей, кто неосторожно высказывался в вероучительных истинах, или привносил в истины свое понимание, отличное от общепринятого, не сверяясь с другими
домостроителями Тайн Божиих? Конечно – нет. Почему Вселенские Соборы и собирались.
Так, в свое время, случится и с блаженным Августином и Фомой Аквинским. Много правильного и нужного говорили они, но их неосторожность в произнесении неоднозначно трактуемых слов приводила к заблуждениям "строителей" церкви, приводила к спорам и даже расколам.
Для того что бы понять, поначалу вдумайтесь в свои же слова. - Осужден не будет, но блаженства не видать. Это как ?
Разве апостолу Петру не больно видеть, как повела себя католическая церковь, отделившись от Единой Вселенской Церкви? Хотя какая может в этом быть вина апостола Петра? Никакой. Но вина многих других учителей церкви, наверно, присутствует, когда они, став объектом влияния мирских сил, позволили восторжествовать над собой таким вот взглядам своей паствы: "
я Аполлосов", или "я Петров". Неужто апостол Петр, взирая на раскол, блаженство испытывает?
Чистилище, это очистительный огонь, через который проходит страждущая душа. Мытари же, это те падшие духи, которые истязают душу, пока та не пройдет свой путь испытаний. В любом случае речь идет о посмертных стенаниях души человека не обретшего святости на земле, но и не заслуживающего на Ад.
Есть принципиальное различие Мытарств от Чистилища. По католическому катехизису Чистилище: "
Церковь называет чистилищем это конечное очищение избранных, совершенно иное, нежели наказание проклятых. Церковь сформулировала учение о чистилище главным образом на Флорентийском и Тридентском соборах. Церковное Предание, ссылаясь на некоторые тексты Писания, говорит об очистительном огне" (1031). В Чистилище уже есть некто "
избранные", и некто "
проклятые", есть как некая данность. Так вот мытарства предваряют эту данность. Мытарства - это, если хотите, и устанавливают кто "
избранный", а кто "
проклятый". Это если о несоответствиях сказать очень грубо. Почему грубо? Да потому, что нет никакого "
очистительного огня", даже в Вашем понимании.
Поскольку, что касается "
очистительного огня" - то Вы, Юрий, не совсем последовательны даже с точки зрения католического катехизиса, говоря, что когда речь идет об "
очистительном огне" понимать нужно "
посмертные стенания души человека". Увы, это не так. В католическом катехизисе Вы не найдете ничего про "
посмертные стенания души человека" связанные с "
очистительным огнем". Не дают права так считать и сноски на ссылки Священного Писания в католическом катехизисе
(1Кор. 3:15) и
(1Пет. 1:7). Золото не очищается через "
стенания"; сравнение некорректно, поскольку золото очищается вещественным внешним огнем, а никак не внутренним. Это из Ветхого Завета ясно насчет огня очищающего золото и серебро, и аллегория здесь прямая, если она здесь вообще присутствует.
Вот почитайте статью из труда
Марка Эфесского "
Опровержение латинских глав относительно очистительного огня. Слово второе", там изложены несколько моментов о заблуждении католиков относительно "
очистительного огня", и история появления этого заблуждения.