Павел, пройдусь по вашему последнему комментарию.
отрадно будет созерцать то, как другой супруг в аде, будучи в муках, будет мучим в пламени сем?
Этот вопрос отвечен святыми отцами. Ответ примерно такой: как находящиеся в темноте видят тех, кто находится на свету, а эти тех, пребывающих во тьме, не видят (например, освещенная комната с окном и темная улица), так и находящиеся в раю не будут видеть ада, но ад будет (или возможно) видеть или знать о них. Вот так. Кажется, у прп.
Паисия Святогорца так читал.
А некоторые живут, с позволения сказать, "браке" и зарегистрированном у гражданских властей, и, даже, венчанном, только вот "брак" этот нисколько не нормальный и не здоровый, хотя, вроде как и христианский. С последним все понятно. А, вот, когда один из супругов - христианин, а другой - нет: как такой брак в вечности будет иметь продолжение? ... Так, что, наверно такой брак никакого продолжения или значения Там иметь не будет. А супруг, который на лоне Авраамовом, памяти о прошлом никакой иметь не будет.
Наверное или даже определенно, не будет. Все-таки первое и главное разделение - со Христом или нет, в рай или в ад, и уже для рая все предположения, может ли там быть какое-то родство душ (например, узнавание и особая духовная радость). А если бывшие супруги или любые сообщавшиеся меж собой в жизни души разделены такой пропастью, то скорее всего они и в земной жизни были ею уже разделены, и родными по большому счету не являлись, и участь их так и оказалась разная. Да, нельзя сказать, что супруги атеист и верующий не могут никакого ощущать родства - могут, конечно, в этой жизни, но на счет загробной участи
вы наверное правы, что не будет ничего.
наверно такой брак никакого продолжения или значения Там иметь не будет. А супруг, который на лоне Авраамовом, памяти о прошлом никакой иметь не будет.
И логично. Все-таки первый определяющий критерий, барьер - вера и отношения с Богом. Затем уже все другие, т.ч. брак и родство душ. Как я слышал тоже предположение, у о.Даниила Сысоева, кажется, что мы будем помнить такое прошлое отчужденно, как не наше (например, как сейчас помним события из прошлого, которые нам уже безразличны, или каких-то бывших знакомых, от которых мы давно отдалились и даже забыли о них), или же вообще не будем помнить.
у вас может возникнуть вопрос: те муж и жена, которые прожили в браке достойно, почему не должны иметь никакого продолжения Там, на лоне Авраамовом?
Опять-таки о какой-то связи ада и рая я не видел, чтобы кто-то в этой теме предполагал, но именно о спасенных, угодивших Богу.
Хорошо, допустим, сохранятся брачные узы и Там... Но, как же тогда быть по отношению к тем, кто остался без супруга
Никак, никаких проблем. В раю все счастливы.
Пара счастливая та тягостное впечатление может произвести на того, кто остался один.
Похоже, вы домысливаете про пары, никто их не упоминал кроме вас (я не видел, вроде не было). Пар не будет, "пребывают как Ангелы на небесах". А узнавание и особая духовная радость это не пары, а буквально узнавание и духовная радость - от этого узнавания и общения прежде родных душ, которые, надо заметить, имели эту радость общения еще даже до переселения в вечность, но во Христе. Ту же дружбу возьмите, или своего любимого святого, к которому больше обращались в земной жизни: есть же особая радость здесь? Мне кажется, да, и это нормально, благо общения, для которого человек создан. Хотя общение в духовном мире и между нами и святыми происходит в Духе Святом (т.е. через Бога все открывается), но и тогда не вижу препятствий для узнавания и особой духовной радости.
Так вот, кроме того, что никаких пар, на счет
тягостного впечатления вообще вопрос разрешается таким же образом, как о неравенстве духовных благ (т.е. как
звезда от звезды разнится в славе, 1 Кор. 15:41), когда все имеют свою полноту, сколько они вмещают и никто не ощущает недостатка, но эта полнота у всех разная, и разницу их небесного блаженства никто не знает кроме Бога, никому это и не надо знать. Еще есть слова
"побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает" (Откр. 2:17).
Вот как о.Даниил Сысоев об этом говорит.
"Человеку будет дано особое, уникальное задание, особые, неповторимые отношения с Богом. Это в аду все будут в одну шеренгу, а в Царстве Небесном, наоборот, каждый человек — личность, каждый имеет имя, «которого никто не знает, кроме того, кто получает», и белый камень особого дара, особого контакта с Богом. Вот таково обещание тем людям, которые победят."
А вот свт.
Игнатий (Брянчанинов):
"Эти утешения – «манна сокровенная» Апокалипсиса, о которой сказал, явившийся Иоанну Богослову Сын Божий: «побеждающему дам ясти от манны сокровенныя». – Она – точно «сокровенная»: незрима человеками; ее видит подающий Бог – видит невидимо, видит ощущением приемлющий раб Божий. Таковый раб Божий, пребывая во множестве людей, пребывает один с единым Богом, видимый и невидимый, знаемый и никому неведомый."
Т.е. не обязательно, что чье-то "узнавание и особая духовная радость" будут известны другим. В то же время, зависть надо искоренять еще на земле как губительнейшую отраву и главного врага заповеди "возлюби ближнего"; ничто нечистое в Царство Небесное не войдет
(Откр.21:27).
А сколько молодых ребят на лоне Авраамовом, никогда не женатых, погибших в 18 - 20 лет на войне ли, спасая других ли в мирное время... как будут чувствовать происходящее, если память о прошлом у всех будет сохранена?
Думаю, не стоит сомневаться, что в раю будут чувствовать себя прекрасно. И что не были женаты на земле ничего не меняет для них там. В раю сожалеть уже не о чем. Пример к сравнению, многие монахи, наши преподобные, которые от юности не женились.
Просто вы задаете эти вопросы из контекста своих же собственных предположений о "парочках", потому выходят такие вопросы, усугубляете. Как саддукеи спрашивали, то же самое в принципе и вы спрашиваете. Нет, супружеских уз не ожидается, но узнавание и особая духовная радость от общения родных душ вполне возможны при всем, что известно о Царстве Небесном.