Дорогая Екатерина, я сейчас мучаюсь тем же вопросом, что и Вы - выходить ли замуж за человека (не конкретного, а одного из, чьи характеры все похожи между собой), в котором какие-то черты держат тебя в состоянии настороженности и уже заранее располагают на то, чтобы терпеть. С такой же формулировкой к себе - "не нужно ли сразу взять на себя крест, ведь брак - это несение креста"? Хотя я на 4 года постарше Вас, мне 28.
Мне думается, такой вопрос возникает, с одной стороны, от остроты Вашей совести, а с другой - от особенностей нашего восприятия своих грехов и достоинств, которые мы не можем оценить здраво и которые хорошо видно со стороны. Например, это может быть от гордости, которая "поддевает" к себе на крючок оборотной стороной, под видом того, что мы недостаточно благочестивы, недостаточно хороши там, и здесь в нашем духовном состоянии.
Батюшка, у которого я исповедуюсь (т.е. он меня уже как-то знает) часто меня охлаждает, говорит: "Вот здесь полегче", "Вот тут попроще". "Не пускают родные в храм? Ну и ладно, ну и Слава Богу!", "Вот здесь на пару ложек больше съела или лишний кусочек мармелада? Ну и ладно, и Слава Богу!", "В храм каждую неделю не ходишь на причастие? Слава Богу!". Т.е. он знает мою склонность уходить в крайность самостийного самоистязания и останаливает коней на скаку: "попроще, потише".
Надо, чтобы всё было без внутренней натуги, чтобы и всё доброе совершалось легко. И любовь должна быть, чтобы на сердце было легко, чтобы хотелось что-то сделать для человека, но без состояния агнца на заклание, идущего терпеть.
Меня батюшка спрашивает: "А как вы думаете, почему вам такие (сложные) попадаются?". Я сразу ответила: потому что я сама такая. А надо быть проще (проще - не в смысле незамысловатей и не рассуждающей о своих делах/словах/мыслях, а просто делающей - что делается - от сердца, а что не делается - ну и не надо делать, себя тянуть). Простота приходит когда? Когда мы видим свои грехи, видим ту, безусловно, страшащую и неприглядную бездну, которая отдаляет нас от Бога, но понимаем, куда мы направляем свой путь - а направляем мы его ко Спасению, значит, мы полны желания исправиться, полны желания быть с Богом, и во всём - и в наших поступках, и в наших словах, и в наших помыслах, и в движениях сердечных - быть чистыми, чтобы быть достойными узреть его в Царствии Небесном, а если есть такое устроение - то сам Бог нам, несомненно, будет нам в каждом нашем движении к нему помогать, об этом многие учителя пишут: Господь помогает тем, кто хочет спастись и придти к нему. А если так, то что нам печалиться!
Так что любая потуга, надрыв, тяга к подвигам на почве того, что "я неидеален", "я недостаточно хорош" перед Богом, будет мешать.
Это не значит, что нужно быть просто веселей, беспечней, бездумней. Просто знать свои недостатки, но не дать им главенствовать над собой. Не хочу выступать в роли учителя, но, мне кажется, наше с Вами духовное состояние схоже. Исходя из своего опыта осознания себя, я думаю, что на этом этапе нужно руководствоваться этим, а дальше уже, под руководством батюшки, постепенно возрастать духовно, переходить к другим ступеням, опять же под руководством.
А пока хочу пожелать трезвости и побольше оценивать себя со стороны, и 10 раз отмерять и 1 раз отрезать. Мирской человек сказал бы, что желание пожертвовать собой, отречься от себя - от низкой самооценки, с духовной т.зр. гордость нам всегда "нашёптывает" "ты мало тут сделал, недостаточно там, мало молишься, мало Богу угождаешь, мало людям помогаешь-да что ты! вообще такой-никакой!", с позывами у каждого к своим каким-то уклонениям в крайность, в зависимости от наклонностей, кому в какую добродетель "броситься".
Молодые люди, с которыми я водила дружеские отношения с перспективой более серьёзных, были такие же: сложные, ищущие своего удобства (даже на свидании пойти на то кино, которое я просила, им было сложно), и в то же время как бы ждущие, что на неровности их характера согласятся и будут самоотверженно им служить. Возможно, правильно Вам кто-то сказал, они разглядели это желание в Вас и просто оказались более умелыми.
Они видят эту Вашу "сложность" и притягиваются, подобное же притягивается к подобному, Вы, наверное, это замечали.
Вот и я буквально недавно задавала батюшке вопрос, стоит ли идти замуж, если вроде и что-то не так, и вроде и "крест понести". Он сказал мне то же, что Вам здесь написали: человек к человеку должен стремиться, с человеком должно быть легко и радостно. Не надо подвигов, подвиги сами явятся, когда нужно и в нужном количестве. Я думаю, для меня так верно. И для Вас, наверное, тоже.
Удачи Вам, Екатерина, помощи Божией и правильно рассудить во всех Ваших обстоятельствах!
А у Вас есть постоянный батюшка, к которому Вы ходите?
Хорошо бы с ним советоваться, чтобы он Вас вёл.