Дорогой Денис,
Понятие СМЕРТИ может быть рассматриваемо исключительно по отношению к человеку и его месту, предназначению и его судьбе в Мироздании.
Потому что прекращение деятельности биологического организма обезьяны или рыбы - к смерти, вообще, не имеет никакого отношения. Многие тысячи (или даже миллионы, это совершенно неважно) лет - рыбы, птицы, животные и растения существовали, кушали друг друга и так или иначе существовали до естественного прекращения этого существования.
Потому что ВЕСЬ МИР был построен Богом по законам ДЕТЕРМИНИЗМА, т.е. по ЗАКОНУ ПРИЧИН и СЛЕДСТВИЙ.
Так же как не может быть понятия "убить животное", к примеру. Животное можно бить ("идем бить куропаток"), забить (как, к примеру на бойне или зооферме).
В принципе, животные и пр., их мясо, кость, мех и пр. предназначены Богом в употребление человеком. Для кого это возмутительно, читайте внимательно, хотя бы в Деяниях Святых Апостолов о видении святого Первоверховного апостола Петра перед встречей с сотником Корнилием: "востани, Петр, заколи - и ешь!" и всё, что перед этим
(Деян.10:9-13).
Когда Бог взял предуготовленное Им для этой роли животное - и преобразил это животное в Человека, вдохнув в него Свой Образ, то в Образе были переданы в т.ч. БЕССМЕРТИЕ, СВОБОДА и САМОВЛАСТИЕ, способность к ТВОРЧЕСТВУ (Ангелы этого, к примеру, не имеют), АНАЛИЗУ, СЛОВУ, БРАКУ и пр. Т.е. Человек был поставлен Богом НАД миром детерминизма, человек был поставлен Богом Царем и христом всего тварного мира.
Т.е. СМЕРТЬ, УБИЙСТВО и т.п. - это некий НРАВСТВЕННЫЙ таинственный акт, присущий исключительно ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕКА. И только по отношению к человеку, нравственному существу, сотворенному изначально ВЕЧНЫМ, может быть применимо.
Откуда взялась СМЕРТЬ?
"вошла в мир... грехом смерть"
(Рим. 5:12).
"возмездие за грех - смерть"
(Рим. 6:23).
Т.е. смерть появилась в мире посредством нравственного существа, и может относиться только к судьбе нравственного существа.
Что случилось с человеком в Раю? Об этом можно рассказывать часами, но приведу самую простую аналогию.
Представьте себе Мяч, который плавает на поверхности Океана. Какие бы ни были бури, волны, кто бы и что бы ни пытались потопить этот Мяч, ничего бы у них не вышло. Он всегда бы продолжал оставаться на поверхности.
Так и человек, имея почти Божественную природу, исполненный благодати Духа Святого, был недоступен, казалось бы, ни для какого зла.
А теперь представьте, что вы взяли спицу - и проткнули этот Мяч. Что произойдет? Из него выйдет весь воздух, и Мяч сам, безо всяких волн и посторонних усилий, опустится на самое дно, и там пропадет. Это и случилось с человеком. Несвоевременно, неподготовленно и нагло, в нарушение Божия Закона причастившись, человек утратил благодать Святого Духа, и "выпал" из блаженства и вечного бытия - в мир детерминизма и смерти. Совершенно логичным и законным образом. От которого его предостерегал Бог, давая заповедь поста: "в день, когда ты вкусишь от него - смертию умрешь"
(Быт. 2:17).
И весь мир исказился, когда Царь его пал. Воцарилась боль и мука.
Но душа-то человека, исковерканный им Образ Божий, оставалась вечной. И чтобы не умножались вечно грех, боль и мука человеческая (телесная и душевная), Бог положил предел этому - в виде физической смерти. И только такой путь у любого существа в мире детерминизма.
А что же произошло с человеческой СВОБОДОЙ?
Свобода воли, которая была у человека до грехопадения, сменилась свободой выбора. Т.е. у человека, в его падшем состоянии, есть СВОБОДА: к какой цепочке причинно-следственных связей ему присоединиться, из какой выйти, а какую, скажем, прекратить.
Апостол хорошо говорит о СМЕРТИ. Что есть СМЕРТЬ ПЕРВАЯ и есть СМЕРТЬ ВТОРАЯ. Причем первой он называет разлучение души человека от своего тела, а второй - разлучение души человека от Бога. Адам претерпел прежде т.н. "вторую смерть" - самую страшную, неестественную (от которой человека нужно было спасать, и это сделал Христос), а потом уже смерть первую, естественную.
На смерть вторую, в итоге, как пишет апостол и евангелист Иоанн Богослов, обрекают себя те, кто выбрал грех нормой жизни
(Откр. 20).