Антон же выше написал, что были случаи (я не проверял, но верю Антону)
Тут серьезный вопрос. Сами посудите, что может быть серьезней церковной анафемы на умершего от Вселенского Собора. Это приговор. Отцы Соборов это лучше нас понимали и даже знали, так как среди них много святых было.
Вселенские Соборы непогрешимы.
Например, Пятый Вселенский Собор анафематствовал некоторые сочинения
блаженного Феодорита, а самого его в последствии Церковь прославила. Он анафематствовал Нестория и покаялся. А вот Нестория и
Оригена сочли еретиками, то есть не заблуждающимся, а упорными в ереси, и анафематствовали их со всеми их еретическими писаниями, и всех последователей их, например Осипова и осиплян, если пребудут в своем нечестии до смерти.
когда при жизни никто человеку не сказал, что это ошибка, никто эту ошибку сразу не распознал. А уже после смерти рассмотрели, что это ересь, и только после смерти такого человека причислили к еретикам
Вот представьте, живет где-нибудь неграмотная бабушка, допустим, такие еще остались. И думает она, что Троица это Христос,
Богородица и Никола Угодник. Может и была где такая бабка. Потом ей объяснили, что это не так, а она не верит. Прихожане к ней ходят, священник к ней в избу ходит, год, другой, а она на своем стоит. Вот тогда она в ереси. А если объяснили что к чему, и она согласилась, то значит она была в заблуждении, и анафематствовать ее на за что. А теперь сравните с некоторыми из местных модернистов.