Богословский термин Троица отражает христианское учение, является вопросом веры и берется на веру. Сын рождается, Дух исходит, троичное единство ипостасей, это догма утвержденная Церковью, что есть символ веры.
Пытаясь достичь понимания догматов, мы должны быть твердо убеждены, что таковы не подлежат любому изменению или сомнению, потому как суть исходящие от Духа Святого. Сомневаться в истинности Церковного вероучения, тем самым подвергать сомнению свое же в Церкви членство, свою причастность к телу Христову. Однако мы так же понимаем, что эти вопросы в свое время (да и сейчас) скрупулезно изучались и обсуждались такими же людьми, как и мы с вами. Людьми объединенными благой целью, Кто Есть Христос Сын Бога Живого. Любовь же к Господу и безграничная преданность Слову Его проницает умы и открывает сердца для дыхания Духа Христова.
А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.(1Кор. 2:10)
Святитель
Василий Великий говорит:
не замыкай Бога в свои телесные представления; не ограничивай Его мерой своего ума. Он неограничен в Своем могуществе. Подумай о чем-нибудь великом, прибавь к этому большее по сравнению с тем, о чем ты подумал, а к этому — еще более великое и убедись, что в своих рассуждениях (мудрствованиях) ты никогда не достигнешь того, что бесконечно. Не пытайся представить. Его внешние очертания (αχημα) — Бог познается в могуществе, природа Его проста, величие неизмеримо. Он присутствует везде и над всем избыточествует; Он неосязаем, невидим. Он — то, что ускользает от восприятия твоего разума; Он не ограничен величиной, не имеет (досл.: не охвачен) внешних очертаний, не соразмерен никакой силе, не связан временем, не заключен ни в какие границы. К Богу не приложимо то, что приложимо к нам.
Живя в современном мире, мы многое узнаем о Вселенной. Ученые определяют ее возраст, размеры, ее массу. Вселенная неимоверно огромная, но все же измеримая и в принципе, мы можем представлять еще что то гораздо большее в размерах и за возрастом, математически соотнося все это в цифрах, с нулями и периодами. Однако достичь таким образом понимания величия Бога не возможно. Невозможно понимать то, что за пределами понимания. Разум мысли, рассуждения не способны объять Бога, потому как Бог и есть творец всего этого. Но может и не творить, при этом становясь немыслим (вне мыслей Им же сотворенных) и оставаясь в том же непостижимом величии. Поэтому, для начала должно принять своим разумом саму невозможность постижения истоков Бога. Того Кто выходит за пределы разума и мыслей.
Бог Сам предоставляет возможность познать Себя в своем же творении и вместе с творением появляется и его понимание. Бог творит для Себя и все сотворенное должно узнавать Его и Ему служить. Рассуждая и узнавая самого себя, землю и вселенную, тем самым познаем Бога.
Троичность Бога не есть нечто внешне определяемое, это символ вселенной, видимой и невидимой, созданной Отцом и Сыном и Духом Святым. Должно быть Слово и должен быть Дух для осязания Отцом сотворенного. Все наши чувства и ощущения мы передаем словами, хотя чувства это чувства, а слова это слова, а вместе суть полнота. Не владеющие словом, лишены духа и таковы, будучи сотворены, сами безучастны в творении. Отвергающие духовное - ущербны и в слове.
Может ли Бог быть, скажем четверицей или что то в этом роде. Может, в том плане, что Он всемогущ, однако осознания такого бога с позиции веры не существует, поскольку сама вера в Бога приводит к Его осознанию. Слово Божье, Кому верим безоговорочно и беспрекословно, приводит нас к пониманию ТриЕдиной сущности.
Возвращаясь к вопросу Божьего всемогущества, мы понимаем, что Бог может все и делает то, что считает нужным. Не может Бог, это в нашем понимании, - изменять самому себе. Поскольку бог, который обманывает, не может заслуживать доверия к себе, и собственно таков уже не наш Бог.
Поэтому, хоть Бог и не обязан творить, однако нЕтворцом мы Его представлять не можем, как и бездейственной не творящей Троицы, в понимании верующего человека, существовать не может. Хотя в своей немыслимости и непостижимости Бог конечно таковым может и не быть.
Пытаться представить себе картину мироздания - представить себя в роли творца. Очевидно для того, что бы что то сотворить сначала нужен сам замысел (воля). Реализация же замысла состоит из выраженных чувств, облаченных в символы. Музыкант, художник, писатель выражают чувства своей души в гармоничном сочетанием материальных символов, воспроизводимых и различаемых в телесном представлении. Потому как весь этот мир мы воспринимаем посредством нашего зрения, слуха, обоняния, осязания и на вкус. В то же время само материальное воспроизведение (музыка, холст, кулинарное произведение ..) не может быть гармоничным без вложенной в него души. И получается, что все сотворенное имеет в себе духовное проистекание, так же как и все духовное обретает смысл в телесном облачении.
Человек чувствует душой, а излагает свои мысли посредством слова. Словами принято выражать буквально все и душевные ощущения, и мысленные умозаключения. В любом случае в этом внешнем мире это единый способ коммуникации души и разума. Насколько он эффективный, трудно сказать .. Иногда слов не хватает, а иногда, будучи услышанными, слова остаются не понимаемы, очевидно, что без духовного родства общение словесное не есть полным. К тому же разный уровень духовный предполагает иное словесное общение.
.. что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. (2Кор. 12:4)
Собственно, как и наоборот, отвергаемо слово праведное в разбойничьем вертепе.
у них есть глаза, чтобы видеть, а не видят; у них есть уши, чтобы слышать, а не слышат; потому что они — мятежный дом. (Иез. 12:2).
Почему сотворение мира приобщено именно к Слову Божьему. Потому что иначе нельзя воспринимать этот мир как только посредством символов. Все наши ощущения должны иметь свое обозначение, название и тогда воспринимаемое нами становится реальными. Без обозначения предмета не существует реакции на него. Не возможно отреагировать на что то извне, не имея его определения. Мы видим что то или думаем про что то и называем про себя это что то. Без названия - ничего внешнего не существует, по сути реакции не существует. Не возможно отреагировать на то, что не имеет отголоска в душе ..
Этот отголосок и есть СЛОВО, обозначающее мир и несомненно это слово, обозначающее что то внешнее сотворенное не появляется само по себе, как утверждают материалисты, но имеет свой духовный исток. То же самое как и проявление чего либо духовного должно быть символически обозначено. Ибо без проЯвления его не существует. Оно заперто.
Понимание Троицы это понимание мироздания. Понимание личности и предмета, понимание духовной сущности всего сотворенного. путем его определения. Творение предполагает появление чего то нового и это новое должно иметь название. Поэтому любое движение суть телесно и должно быть как то обозначено. Обозначение двигаемого и есть показателем творения, потому как Один лишь Бог не сотворен и нерушим, и Он чистый дух. Все остальное имеет свое начало и поэтому состоит в движении. Сам же Бог волеизъявляет, приводя в движение небытие и движущим фактором в этом движении становятся Его Дух и Слово Его. Одухотворенное Слово живо и цельно, рождаясь от Бога Оно осветляет мир, принося в него жизнь.