Мир Вам! Попробую, с Вашего позволения, изложить свое понимание Триединства в ракурсе возражения монотеистам. По-моему, обсуждение темы предполагалось изначально вести именно в подобном русле.
Формула догмата о Пресвятой Троице гласит
: «Бог есть един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святый Дух, Троица единосущная и нераздельная».
Прт. Олег (Давыденков) сводит учение о Троице к трем положениям. Во-первых, Бог троичен в Лицах (Ипостасях): Отец, Сын и Святой Дух; во-вторых, каждое Лицо Троицы есть Бог, в то же время, все три Лица есть не три Бога, но единое Божественное Существо; в-третьих, Лица различаются между Собой личными (ипостасными) свойствами.
Не буду останавливаться на истории догмата, отмечу, к слову, лишь то, что во всей христианской литературе, в т.ч. и в православной, как-то обходится стороной гениальность свт.
Феофила Антиохийского, первого богослова, которому Господь дал откровение о Своем Божественном Триединстве. В свою очередь свт. Феофил, начиная со второй половины второго века н.э., заставил весь христианский мир взглянуть на многие устоявшиеся богословские понятия совершенно по-иному. После откровения свт.
Феофила Антиохийского воистину христианское мировоззрение изменилось. В этом-то и проявляется гениальность святого.
Упомяну лишь вскользь земные образы, с которыми пытались сравнить Образ Святой Троицы многочисленные богословы. Это и солнце с его диском, теплом и светом; три свечи, соединенные в одном пламени; источник воды, ключ и поток и т.п. Все аналогии, проводимые между Образом Троицы и земными образами, оказываются, как правило, не очень убедительными. Наиболее удачными аналогами, по-моему, являются сравнения блаж. Августина и свт.
Игнатия (Брянчанинова). Блаж. Августин сравнивал Троицу с человеческими памятью (умом), мышлением (знанием), волей (любовью). Свт
Игнатий (Брянчанинов) проводил аналогию с человеческим умом, словом и дыханием (ум порождает слово, а слово воплощается через дыхание). В то же время самое неудачное сравнение, по-моему, - это аналогия с соединенным пламенем от трех свечей. Тут имеет место «суммарное пламя», т.е. суммарное действие трех независимых источников пламени (яркость свечения и излучаемое тепло, при этом, усиливаются в три раза). Тогда как Божественное Триединство подразумевает Триединое действие Трех Ипостасей, но тут ни в коем случае не имеется в виду суммарное действие трех раздельных независимых личностей, т.е. «троебожие».
Хотя в Святом Писании нигде не упоминаются понятия «Троица», «Триединство», «Триипостасность», однако через все Писание красной нитью проходит утверждение именно о Триединстве Создателя и о Его личностном существовании в Трех Ипостасях. Не стану отнимать время ссылками на соответствующие выдержки из Библии, хочу лишь поделиться своим очень несовершенным и несколько односторонним пониманием сути Пресвятой Троицы, КАК ВОЗРАЖЕНИЕ МОНОТЕИСТАМ.
По утверждению Св. Писания Бог есть Любовь. Мы знаем из Писания, что Бог, сотворив мир, излил на него Свою Любовь-Агапе. Однако до сотворения всего сущего Бог пребывал в Своем Пакибытии беспредельно. Неужели Бог «создал» и проявил Любовь лишь в момент сотворения Вселенной и даровал эту Любовь нам? Очевидно, что все происходило совсем не так. Поскольку Бог-Любовь существует беспредельно, то и Любовь Божия, как и Сам Создатель, существует беспредельно (Бог есть Любовь и этим все сказано). Следовательно, Творец до создания мира как-то проявлял Свою Божественную Любовь.
Если, допустим, Создатель существует, ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ МОНОТЕИСТОВ, как Одна Единственная Личность, то по отношению к кому до сотворения мира такой Бог проявляет Свою Любовь? В этом случае прослеживается некая «безответная» любовь. Безответная – потому что до создания Вселенной просто некому было ответить на такую «монотеистическую» любовь, кроме Самого Бога монотеистов (какой-то «нарциссизм», прости Господи!). Создается впечатление, что Бог монотеистов, будучи преисполненным «самовлюбленностью», между прочим создал наш мир и не излил на нас Свою Любовь без остатка, а просто поделился ею. Либо монотеистический Бог создал Вселенную и в момент создания «полюбил» Свое творение. Но в этом случае я бы не позволил себе сделать заключение, что такой Бог есть Любовь. Тут Он, как мне кажется, - просто Создатель, полюбивший Свое творение, точнее, Творец, которому очень понравилось то, что Он создал. Это принципиально не соответствует понятию «Любовь-Агапе». По-моему, здесь напрашивается вывод, что Господь существует совсем не так, как это представляют себе монотеисты. (ИМХО).
Если отбросить дуализм (не буду останавливаться на его несостоятельности), то нам остается обратиться к Триединому Богу Христиан, Который есть Любовь-Агапе и Который исполнен Любви. В Нем взаимная Любовь пронизывает Отца, Сына и Духа Святого и изливается на нас во всей полноте, как Благодать Божия. По-моему, и в этом тоже прослеживается взаимопроникновение (перихорезис) Трех Ипостасей в Любви и с Любовью в Их Триединстве. Ведь Триединый Бог-Любовь сотворил все Любовью, с Любовью и ради Любви. Другими словами, если говорить относительно Ипостасей, то Бог-Отец сотворил все с Любовью – с Сыном-Словом и с Духом Святым:
«Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». К тому же все создано Любовью – Сыном-Словом и ради Любви – ради Сына-Слова:
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1:1-3). Сын-Слово, в Свою очередь, есть Бог и есть Любовь. При этом все творение одухотворено и оживотворено Духом Святым, Господом Животворящим, и наполнено Им высшим Смыслом с той же Любовью-Агапе: (верую)
«И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки».
Триединый Бог есть беспредельная взаимопроникающая Любовь-Агапе Отца, Сына, и Святого Духа, излитая на нас, грешных, во всей Своей Божественной Полноте.
Когда я пытаюсь привести свидетелям Иеговы подобные аргументы, на меня либо обрушивается лавина цитат из Перевода Нового Мира, либо между нами встает стена глухого непонимания. Храни Вас Господь!