Не из за "скалы"(πέτρα) свое имя Симон получил; - у Симона прозвище было Кифа, что есть "камень" на арамейском.
Павел, я обсуждаю греческий текст. Прозвище на арамейском языке כאפא (
Кифа - камень) дал апостолу Петру Христос. Не могли же переводчики (поскольку считается, что Евангелие от Матфея было единственным, написанным на еврейском) оставить в греческом тексте непереведенное слово. И они заменили его на πέτρα. Но это не исключает того, что сама по себе форма имени
Пέτρος стала новой для греческого, изобретенной на основании слов Христа. Именно из греческой "скалы" (
πέτρα) Петр (
Пέτρος) свое имя получил, причем даже не из арамейского כאפא. Греческий вариант "камня", или "скалы", усвоил Симон: он никогда не представлялся Кифой, но называл себя Петром. Потому Иоанн пишет: "и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты
наречешься Кифа,
что значит: камень (Петр)"
(Ин. 1:42). В греческом подлиннике: ἤγαγεν αὐτὸν πρὸς τὸν Ἰησοῦν ἐμβλέψας αὐτῷ ὁ Ἰησοῦς εἶπεν σὺ εἶ Σίμων ὁ υἱὸς Ἰωάννου σὺ
κληθήσῃ Κηφᾶς (будешь назван Кифой (имя, образованное от כאפא - "камня") [ὃ ἑρμηνεύεται Пέτρος (что в переводе значит Петр -
на греческом)]. Давайте будем разбираться с одним языком - греческим, с которого начали.
Вот что говорит по этому поводу проф. А.
Лопухин:
При этом Христос предвозвещает Петру, что он будет со временем – время в точности не обозначено – «называться», т.е. согласно употреблению глагола «называться» в еврейском языке, станет человеком в высшей степени твердым и энергичным (ср.
Быт. 32:28). Таково, действительно, значение греческого слова πέτρος, которым передано данное Христом Петру арамейское имя "Kифа" (точнее, «Kейфа», соответствующее древнееврейскому слову «кеф» – скала, камень), и таковым со временем стал Петр среди верующих. Христос, стало быть, в настоящем случае не менял Симону имени и не повелевал переменить его со временем: Он этим предсказывал Симону только великое будущее. Поэтому-то Симон, из благоговения к Господу приняв новое имя Петр, не оставил и прежнего, называясь до конца жизни своей Симоном Петром (
2Пет. 1:1).
Господь обратился к ученикам Своим, а не персонально к Петру. Симон-Петр отвечал и спрашивал за всех, т.е. был другой стороной диалога и представлял множество учеников. Это коллективное мнение учеников
Павел, почему Вы так решили? Если, например, учитель, ведя урок в классе, где присутствует 30 человек, спросил всех, а ответил какой-нибудь Вася, это тоже будет достоянием общественности? Кроме того, когда делается акцент на Петре, ему дается новое имя.
кроме одного: раз есть уже слово Пέτρος значит Господь мог уже сказать и Πέτρῳ; т.е. сказать, имея в виду Петра, можно было применив определенный артикль дательного падежа τῷ и изменив окончание мужского рода с "ος" на "ῳ", пусть даже и со строчной первой буквой (не с заглавной). Но не сказал, поскольку не имел в виду только Петра.
Павел, спор между православными и католиками не в том, что Иисус обращался напрямую к Петру, а в понимании слова "камень" (πέτρα). Православные, чью позицию разделяю и я, полагают камнем вероисповедание, в отличие от Римской церкви, верующие которой видят в этом слове личность самого Петра. Камень - это похвала Петру, награда за стойкость и непоколебимость характера, его преданное и искреннее вероисповедание, на котором потом (на такой же чистой вере людей) будет построена церковь.
Свт.
Иоанн Златоуст:
Что сказал Петр, и был ублажен? «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (
Мф. 16:16). Когда Отец открывал ему мудрость, неужели он не умел понять? Но он (Петр) нашёл имя мудрее таинственных преданий. Пётр владеет ключами; он получил ключи, когда сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго». Которых увидит Пётр называющими Сыном, тем открывает дверь царства; а которых найдёт называющими творением и богохульствующими, от тех закрывает дверь Церкви. Он получил ключи не прежде, чем сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго»; тогда и он слышит от Него: «блажен ты, Симон, сын Ионин, ...дам тебе ключи Царства Небесного»(
Мф. 16:17–19). После исповедания – власть; после веры – передача Церкви и царства.
Свт.
Кирилл Александрийский:
Боголепно взирает Видящий сердца и утробы (
Пс.7:10; Иер.11др.). Он видит, какого благочестия достигнет ученик и до какого совершенства в добродетели дойдет он, ибо Он есть «сведый вся прежде бытия их» (
Дан.13:42). Этим особенно Он и научает призванного ученика тому, что, будучи истинным Богом, Он обладает знанием без научения, ибо, не сказав ни одного слова и не спросив, кто или откуда пришел к Нему сей муж, от какого родился отца, Он говорит, кто он и как именуется. И уже приобретши его под свою власть и соделав Своим, не позволяет ему впредь называться Симоном, но переименовывает его в Петра, дав это имя от "скалы" (πέτϱα), так как намеревался основать на нем Свою
Церковь (
Мф.16:18).
А вот эти слова
Феофилакта Болгарского (о
великой награде Петру, что
именно на нем будет основана цeрковь) ничего хорошего христианству не принесли.
Если Вы взгляните на выражения, которые позволяли себе употреблять восточные святители к папам, то ужаснётесь. Там почти через каждое слово, что Римская церковь чуть ли не вселенская, есть стол и утверждение истины. Таков византийский витиеватый стиль комплиментов и лести, конечно, когда все хорошо. Но только папы начинали "буянить", их тут же ставили на место.