- Крещён в Православии
Мне достаточно хорошо известно содержание тринитарного догмата.
Но являясь краеугольным камнем христианского вероучения, догмат о Пресвятой Троице в то же время есть догмат таинственный и на уровне рассудка непостижимый. Наш разум встает в тупик перед открывшейся реальностью Божественной жизни. Он бессилен понять, каким образом Троица одновременно есть и Единица; как «одно и то же соединено и раздельно» или что это за необычайное «разделение соединенное» и «единение разделенное».
Но что это означает в конкретной жизни верующего христианина? Согласно моему опыту и опыту общения с другими христианами – это означает то, что в молитве, в мыслях, в жизни мы отдельно обращаемся к Отцу, к Сыну, к Святому Духу. В реальной жизни для меня это три Бога, конечно, они находятся в полном согласии и единстве. У них разные функции по определению, они три разных субъекта в нашей жизни. Тринитарный догмат лишь говорит мне – это не многобожие. Но это формальное утверждение, которое в силу непостижимости я не могу применять в жизни. В конкретной жизни я поклоняюсь трем разным Богам, которые, в отличие от языческих богов, не конфликтуют между собой.
Но являясь краеугольным камнем христианского вероучения, догмат о Пресвятой Троице в то же время есть догмат таинственный и на уровне рассудка непостижимый. Наш разум встает в тупик перед открывшейся реальностью Божественной жизни. Он бессилен понять, каким образом Троица одновременно есть и Единица; как «одно и то же соединено и раздельно» или что это за необычайное «разделение соединенное» и «единение разделенное».
Но что это означает в конкретной жизни верующего христианина? Согласно моему опыту и опыту общения с другими христианами – это означает то, что в молитве, в мыслях, в жизни мы отдельно обращаемся к Отцу, к Сыну, к Святому Духу. В реальной жизни для меня это три Бога, конечно, они находятся в полном согласии и единстве. У них разные функции по определению, они три разных субъекта в нашей жизни. Тринитарный догмат лишь говорит мне – это не многобожие. Но это формальное утверждение, которое в силу непостижимости я не могу применять в жизни. В конкретной жизни я поклоняюсь трем разным Богам, которые, в отличие от языческих богов, не конфликтуют между собой.