Почему может быть вариант невозможности? Из-за нелинейности, вызванной процессом творения. А исследования всегда строятся на допущении того, что линейность не нарушалась.
Так что причем агностицизм? Просто нет пока возможности учета влияния нелинейности. Плюс вторая нелинейность - большая вероятность влияния грехопадения в том числе и на физические законы мира.
Чтож, похоже наша беседа упёрлась в научный агностицизм. Вполне понятно - это удобная позиция довести вопрос до грани принципиально не познаваемого. На этом обсуждение схлопывается, дальше обсуждать невозможно. Отказ от проблемы как выход из проблемы. Вполне понятное дело.
Тем не менее эта позиция так скажем "научного агностицизма" (как и теория снежка и альтеризм) сама по себе вызывает вопросы. Уже было сказано, что эта позиция утверждает по сути, что мир лжив и возводит претензии к Богу, Который, выходит, оставляет нас в состоянии принципиального заблуждения.
Но нахожу и другие замечания к это позиции.
Так, чтобы утвердиться на этой позиции необходимо сначала разобраться в вопросе этой "нелинейности", в её причинах и границах.
Утверждение, что грехопадение изменило в том числе и законы природы, причём настолько, что любая попытка найти в природе закономерности и сделать выводы - обречена на провал, - это лишь чистое предположение, но далеко не богословский факт.
Так Писание очевидно и безусловно открывает нам глаза на трагедию грехопадения, в результате которого мир действительно изменился. Но в Писании мы не находим свидетельств о том, что грехопадение охватило всё бытие мира и изменило его до полной неузнаваемости. Наоборот, Господь утверждает неизменность установленных Им законов природы, уставов. Бог по прежнему содержит мир в бытии и промыслительно о нём заботится. Также мы не находим, чтобы Бог творил что-либо после Шестого Дня. Также Писание указывает нам на то, что творение свидетельствует о Творце. Всё это скорее противоречит идеи абсолютной, категоричной перемены законов природы. Писание всё таки не говорит нам о том, что познавая мир мы познаём только феномены после грехопадения, а не само творение.
Даже если для изучения и познания нам доступны лишь феномены падшего мира, лишь изменившаяся физика мира, то всё равно уже эта падшая физика не меняется. Тут она несомненно сохраняет свою линейность. А значит все закономерности после грехопадения, действуют именно как законы природы. А значит мы должны и иметь возможность на основе этих - уже неизменных - законов рассчитать возраст падшего мира.
Если же предположить, что грехопадение просто сделало все законы природы просто лживыми, что их исследование и расчёты по ним будут принципиально лживы по отношению к реальным событиям, то тут помимо того, что Бог раскрывая нам трагедию грехопадения, нигде не указывает на эту кардинальную проблему в научном познании, мы впадаем в противоречие с самим научным познанием: если законы мира после грехопадения неизменны, то как они могут быть лживы? По любому действия этих законов (новых, изменившихся) течёт уже линейно, от самого момента грехопадения до нашего дня, а значит расчёт должен быть верным.
Тут возникает какое-то причинно-следственное противоречие.
Итак, 7500 лет назад законы природы качественно изменились. Но с тех пор они не меняются.
И именно в виду изменения законов природы происходит невозможность расчёта.
Так скорость света должна была соотв. замедлится 7500 лет назад. Но если так, то звёзды должны прекратить светиться. Свет просто не сможет дойти до нас.
Тут возникает два противоречия.
1) мы не можем делать верных выводов на основе изменившихся законов.
2) с другой стороны эти изменившиеся законы неизменны и соотв. по ним можно считать.
Остаётся вывод, что законы природы принципиально лживы. Так скорость света оказывается даст ложный результат по расчёту времени. При этом же скорость падшего света остаётся неизменной. Так свет от костра, который зажёг Адам должен по любому пройти 7500 световых лет и не дальше. Так и все геологические, химические и прочие процессы должны будут идти неизменно все эти 7500 лет назад. Но мы почему-то находим иное.
Выходит всё равно, что законы мира изменились до полной лживости, при этом сами эти изменившиеся законы оказываются неизменными. Выходит, что посчитать можно верно, но всё равно выходит ложно.
Это всё приводит к каким-то принципиальным противоречиям, неопределённости, принципиальной лживости законов мира, к самому настоящему научному агностицизму.
Итак, полагаю, что прежде чем брать за основание предположение о кардинальной смене законов природы после грехопадения, то, что эти законы стали действовать будто из альтернативной реальности, неплохо бы разработать эту теорию, сделать её непротиворечивой Писанию, Преданию, самой внутренней логике, определить границы возможного и невозможного, дать этому обоснование и дать ответ на вопрос как же нам относиться к этим изменившимся законам природы, которые неожиданно дают нам ложные результаты (словно действительно будто законы нашего мира описывают альтернативный мир).
Итак, эту теорию о изменении законов природы я нахожу весьма спорной и тёмной.
Повторю, что ответил Вам выше, с чем я был согласен.
Ну стоит сказать, что и отцы пытались согласовать современную им картину мира с богословием. "твёрдонебизм" как раз по этой теме.
Но я тут согласен с Вами. *пожимаю Вашу руку* Нужно иметь холодную голову. Тут мне очень нравится позиция Дамаскина, когда он писал о форме земли... что как бы то ни было, какой бы формой земля не обладала, нам не надо отходить от благочестивого образа мыслей.
Именно поэтому мне не нравится радикальность буквалистов. Если Дамаскин был готов предположить разные варианты реальности мира, и не видел в этом принципиальной проблемы, то и нам сегодня надо быть не столь костными в этом вопросе.
В любом случае, как и отцам, так и нам естественно согласовывать картину мира с богословием. Это нормально.
Так мне бы и хотелось видеть здравомыслие. Не только вполне здравый скепсис о научной картине мира, но и здравое богословие относительно научных данных, открытий и теорий.
Утверждение же о нелинейности нужно обосновать и научно и логически и философски и богословски. Пока же такое утверждение лишь предположение, которое закрывает вообще вопрос о науке и религии, доводя его до принципиальной невозможности дать адекватный ответ. Такое предположение логически делает невозможным дальнейшее обсуждение вопроса. Если нынешние, изменившиеся законы природы, дают ложные результаты, то и говорить тут не о чем. Остаётся только печалиться о том, что мы живём в таком лживом мире, и втихаря пользоваться результатами научного прогресса.
P.S.
Если наша беседа дошла до идеи принципиального научного агностицизма, то дальнейшее обсуждение в самом деле бессмысленно. Научный агностицизм само собой закрывает вопрос, делая обсуждение невозможным.
Имеет смысл теперь обсуждать сам этот научный агностицизм и идеи в его основе. Но это уже другая тема.