Так кем же был Ф. М. Достоевский?...

Православный христианин
Я выступаю против того, что творчеству Достоевского приписывают церковность и пророчество. В моем понимании Достоевский далек от Церкви и ее православного и святоотеческого учения. Для Достоевского государство и Церковь это две части единого устройства жизни человечества, которые могут сообщаться и выражать в совсем содержании действия другой части.
https://pismadljaliz.livejournal.com/4794475.html
…По внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому, – не будет у России, и никогда ещё не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобождёнными!
Особенно приятно будет для освобождённых славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия – страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации.
 
сомневающийся
А тема убийства? Древняя, как мир? Вы полагаете, что всего этого в людях нет?
Если в одном есть, то и во всех ...
Это да, ему вообще свойственно поднимать все темное, затаенное, что есть в людях...
 
сомневающийся
Я выступаю против того, что творчеству Достоевского приписывают церковность и пророчество.
Нет церковности потому что для общей массы людей писалось. Всем не угодишь. А насчет пророчества... Многое актуально и по сей день.
 
Крещён в Православии
Нет церковности потому что для общей массы людей писалось. Всем не угодишь. А насчет пророчества... Многое актуально и по сей день.
Елена, Вы ошибаетесь. Достоевский писал для для малой части "общей массы людей" - для зарождающейся российской интеллигенции.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
гордыня человека, достигшего некой должности в клире
Я к клиру никак не отношусь, я мирянин.
Ваше самомнение о себе, как имеющим некое моральное право обличать других, зашкаливает.
Это мне говорит человек, который отказывается молитвенно поминать брата, который, по его мнению, согрешил? Это - любовь? Это - Православие?
Меня в обличении других обвиняет человек, написавший:
В моем понимании Ф.М. Достоевский слабо разбирался в православной вере.
Это было бы забавно, если бы не было так печально!
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Я к клику никак не отношусь, я мирянин.

Это мне говорит человек, который отказывается молитвенно поминать брата, который, по его мнению, согрешил? Это - любовь? Это - Православие?
Меня в облучения других обвиняет человек, написавший:

Это было бы забавно, если бы не было так печально!
Извините, описался. Надо было написать причет. Вы же служите в алтаре храма?
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Это да, ему вообще свойственно поднимать все темное, затаенное, что есть в людях...
Если говорить о Достоевском как о писателе, то да, талантливый человек.Если рассматривать его творчество с догматической позиции, то он проповедовал пелагиаство.У него и другие наши догматы искажены.
Без искусственной драматургии, книги читать никто не будет.И очень нужно осторожно касаться религиозных тем.
 
Сергей, научитесь для начала, хотя бы не лукавить самому себе.
Читаем, то, что вы не хотите в упор замечать:
Тогда как же понимать приведенный мной отрывок?
Вообще, мне говорили, что Докинза и не все биологи признают. Я читала его книгу "Бог как иллюзия", стало как-то не по себе от его сравнения религии с педофилий. Мол, педофилия меньшее из зол. Это уже для меня сигнальчик
Читайте "Рассказ предка", "Величайшее Шоу на Земле", "Слепой часовщик". Докинз все же биолог, а не богослов.
 
Крещён в Православии
Однако, он вроде как с детства верил в Бога
К осознанной вере Достоевский пришел уже в зрелом возрасте:

"Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла."

Арестован за что?
Вы же сами указали - за чтение писем Белинского.
Пропаганды социализма в произведениях Фёдора Михайловича нет, стало быть, он не социалист.
А чем плох социализм?
 
сомневающийся
Итак… Дискуссия на три страницы уже, можно подвести некоторые итоги.
Достоевский был человеком верующим, но придерживавшегося пелагиаства.
Ради писательского опыта тот рискует собственной жизнью для вступления в социальный круг. Там он зачитывает перед главными радикалами атеистические письма, возможно (это не скрывалось) зная о том, что это является большим преступлением. А так же агитирует переходить к коммунизму. Не спорю, предположим необходимо было втереться в доверие.
«Раз в неделю у Петрашевского бывали собрания, на которых вовсе не бывали постоянно все одни и те же люди. Это был интересный калейдоскоп разнообразнейших мнений о современных событиях, распоряжениях правительства, о произведениях новейшей литературы по различным отраслям знания; приносились городские новости, говорилось громко обо всем без всякого стеснения», — писал в мемуарах петрашевец Дмитрий Ахшарумов.

Полиции удалось внедрить в организацию своего агента. Через него содержание бесед попало к властям.

22 декабря 1849 года Достоевский вместе с другими ожидал на Семёновском плацу исполнения смертного приговора. «Мы, петрашевцы, стояли на эшафоте и выслушивали наш приговор без малейшего раскаяния… в ту минуту … чрезвычайное большинство из нас почли бы за бесчестье отречься от своих убеждений … Приговор смертной казни расстрелянием … прочтён был вовсе не в шутку; почти все приговорённые были уверены, что он будет исполнен, и вынесли … десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти … но то дело, за которое нас осудили, те мысли, те понятия, которые владели нашим духом, представлялись нам не только не требующими раскаяния, но даже чем-то нас очищающим, мученичеством, за которое многое нам простится!». Над приговорёнными переломили шпагу, а затем последовала приостановка казни и помилование. По резолюции Николая I Достоевскому казнь была заменена 4-летней каторгой и последующей сдачей в солдаты. Ночью 24 декабря Достоевский был отправлен из Петербурга в Сибирь.
Во время короткого пребывания в Тобольске с 9 по 20 января 1850 года на пути к месту каторги жёны сосланных декабристов Ж. А. Муравьева, П. Е. Анненкова и Н. Д. Фонвизина устроили встречу писателя с другими этапируемыми петрашевцами и через капитана Смолькова передали каждому Евангелие с незаметно вклеенными в переплет деньгами (10 руб.). Свой экземпляр Евангелия Достоевский хранил всю жизнь как реликвию.

Писать в остроге было запрещено, поэтому основной творческой работой Достоевского стало обдумывание его будущих романов. Разнообразного материала вокруг было бесконечно много.

Выйдя на свободу, мы видим, что человек полностью переменил свое мировоззрение. Все «новое», все европейское и западное – становится порицаемым, бесчестным.

Придерживаясь своих идей касаемо богоизбранности русского народа, который должен встать во главе всего мира и научить неправильную европу и запад мыслить правильно. Тем не менее, по статистическим данным мы видим, что уровень жизни в России и Европе разнились. Таким образом, если в России среднестатистический работяга-крестьянин жил в среднем лет 30, то в той же самой Америке выше – около 50.

Уровень образования был практически нулевой, в сравнении с той же самой неправильной Европой. Так, чему же мы могли их научить?

Так в чем же культ Федора Михайловича? (Загадочная русская душа)

Как писали ранее, автор не являлся церковником… Так что не для каждого христианина, должно быть. Но и не для современников, так как для них он будет являться закоренелым консерватором и пр. тем, что не нравится современному человеку, а современный надо добавить, будет являться всем тем, что он так отрицал.

Приветствую!

К осознанной вере Достоевский пришел уже в зрелом возрасте:

"Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла."

Вы же сами указали - за чтение писем Белинского.
А мораль? Осознанность веры приходит с тяжелым опытом?
А чем плох социализм?
"[Христос] первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и мученичеством запечатлел, утвердил истину Своего учения. " (с)
 
сомневающийся
Докинз все же биолог, а не богослов.
Он прежде всего радикал)) И как всякий радикал он рубит с плеча. Необязательно быть богословом, чтобы вести конструктивный диалог с читателем, без оскорблений, деликатно. Без агрессивного навязывания своей точки зрения аля "я прав - у меня логика!", "ты не прав, потому что верующий!". Для рационалиста он беспокоен, взбешен даже.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
чем плох социализм?
А он плох? Я, честно говоря, далек от политики и от размышлений о том или ином виде социального устройства.

Убежден, однако, в том, что если бы во власти были люди, для которых выполнение Заповедей Христовых о любви к Богу и ко ближнему было бы безусловным приоритетом, любой социальный строй был бы хорош. Хоть капитализм, хоть социализм. И любая форма правления, хоть диктатура, хоть монархия, хоть демократия.
 
Крещён в Православии
Интересные аргументы и факты о Достоевском Ф.М.

Великий плохой писатель. Достоевского ругали все: от Льва Толстого до Набок​

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. Какая магия скрыта в числе 11.11.11? 09/11/2011

От западных же предков младенцу досталось право использовать знаменитый польский дворянский герб «Радван». А также фамилия, которая происходила от пожалованного ещё в XVI столетии сельца Достоево в Пинском повете. Впоследствии этого польско-татарского дворянина читатели и критики назначат главным ответственным по вопросам загадочной русской души. Звали новорождённого Фёдором Достоевским.

Впрочем, до этого самого «впоследствии» надо было ещё дожить, чего Достоевскому не удалось. При жизни очень многие считали его неважным, а то и вовсе плохим писателем. Причём второстепенным, проходящим где-то по разряду Эжена Сю, автора полицейских и фельетонных романов, которые, дескать, пишутся за месяц, читаются за вечер и забываются через пару дней. Кстати, сам Достоевский весьма его ценил и даже собирался перевести на русский язык один из наиболее одиозных романов Сю «Матильда».

О плохом отношении к Достоевскому свидетельствует, например, и тот факт, что даже «Братьев Карамазовых» считали чем-то вроде наспех сделанного бытового криминального романчика. А при переводах с прекрасной формулировкой «за ненадобностью» выбрасывали из него главу о «Великом инквизиторе».

Трубадур банальности​

Доставалось классику и от современников, и от наследников. Вот говорит Глеб Успенский: «Редкие описания в его романах бесцветны и банальны до невозможности, а кроме того - потрясающе небрежны». Вот сознаётся Белинский в письме к мемуаристу и историку литературы Павлу Анненкову: «Надулись же мы, друг мой, с Достоевским-гением!» Вот Лев Толстой более-менее деликатно замечает: «Достоевский - серьёзное отношение к делу, но дурная форма, однообразные приёмы, однообразие в языке». А вот Владимир Набоков рубит сплеча: «Достоевский есть не что иное, как низкопробное трюкачество, не имеющее себе равных по глупости во всей мировой литературе. К тому же все его известные сочинения создавались в условиях крайней спешки».

Самое интересное, что во всём этом есть изрядная доля правды. Пожалуй, именно «условиями крайней спешки» можно объяснить ставший уже хрестоматийным «ляп» Достоевского: «В гостиной стоял круглый стол овальной формы». Да и насчёт банальностей... Разнообразные героини «со следами бывшей красоты на лице», ставшие лютым штампом ещё во времена детства Достоевского, так густо населяют его романы, что впору прореживать. Юный и ехидный Антоша Чехонте всласть оттоптался на подобных клише в своём коротком рассказе «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.». По его мнению, чаще всего, к примеру, встречаются «Белокурые друзья и рыжие враги». Можно провести эксперимент и перечитать, скажем, «Преступление и наказание», чтобы самостоятельно убедиться: все положительные герои там худощавые, а все отрицательные - либо толстые, либо «слегка жирноватые».

Ну а упомянутая Успенским небрежность Достоевского проявлялась не только в его романах, но и в публичных, причём весьма ответственных, выступлениях. Именно этой небрежности мы обязаны тем, что в каждом школьном сочинении по «Евгению Онегину» можно найти пассаж о трагедии Татьяны Лариной, которую выдали замуж за старого генерала. На самом деле из пушкинского текста ясно следует, что «толстый этот генерал» и Онегин - почти ровесники. Но Достоевскому в своей речи на открытии памятника Пушкину из каких-то загадочных соображений было угодно назвать мужа Татьяны стариком, и теперь этого «старика», похоже, не вырубишь топором, что свидетельствует о чудовищном, всеподавляющем авторитете «плохого писателя».

Русский мальчик​

А был ли он настолько плох? Теоретически нападки коллег на Достоевского можно объяснить элементарной завистью. Есть, правда, одно исключение, которое носит имя Лев Толстой. Литературоведы говорят, что его, дескать, «не удовлетворяли принципы миропостижения Достоевского». На человеческий язык это можно перевести просто - Толстым двигала не зависть, о которой смешно говорить, но ревность. А ревновать было к чему - решался вопрос, кто в литературе будет «главным исповедником загадочной русской души». Тот, кто воевал, как Толстой, или тот, кто сидел, как Достоевский.

История рассудила их по-своему, и, похоже, вполне справедливо. Во-первых, через сто лет в русской литературе эту дилемму разрешил Александр Солженицын, который, подобно Достоевскому, угодил на цугундер по политической статье и, в точности как Толстой, воевал в звании капитана артиллерии. Ну а во-вторых, герои романов и Толстого, и Достоевского прочно вошли в наш обиход на самом важном, бытовом уровне. Уж здесь известные всем анекдоты и про Наташу Ростову («Гусары, молчать!»), и про Родиона Раскольникова («Ну, не скажите! Десять старушек - уже рупь!») точно стоят наравне. Да и пошлое механически слепленное определение русской литературы «Сплошной Толстоевский» дорогого стоит!

Тем не менее всё-таки кажется, что в этом заезде Достоевский вырывается вперёд. Максимум, что можно поставить ему в вину, так это то, что городок Скотопригоньевск (место действия «Братьев Карамазовых») так и не стал русским аналогом Баскервилль-холла, хотя интрига в русском романе закручена ничуть не хуже, чем у Конан Дойла.

Видимо, как раз в этом и проявился феномен «русских мальчиков», мастерски нарисованный Достоевским: «Дайте русскому школьнику карту звёздного неба, и на следующий день он вернёт вам её исправленной». А сам Фёдор Михайлович оказался настолько крут, что смог обычный полицейский детектив превратить в высокий психологический роман, которому вечно будут изумляться и из которого уже не станут выбрасывать «Легенду о Великом Инквизиторе».
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Я отказываюсь причащаться в расколе, который организован иерархией МП.
Вячеслав, поскольку вы упорствуете в своем расколе, я должен предупредить:
о. Лаврентий еще в 1923 г. был тайно пострижен в схиму Лаврским схиигуменом Гавриилом.

Схи́ма (греч. σχημα – образ, внешний вид) с высшая ступеньправославного монашества
Пострижение в схиму дает монашествующему особую благодать для подвижничества. Благодать схимы названа свв. Отцами вторым крещением

Так почему до сих пор упорствуете???
«...Киево-Печерской Лавры наместник отец Кронид (Родился: 10 марта 1883 г., Драбов-Умер: 17 апреля 1954 г. (71 год), Киев) Батюшке возразил, что уже самосвяты и униаты на Украине исчезли. Батюшка ответил грустно и печально:
«Бес в них войдет и они с сатанинской злобой ополчатся против Православной Веры и Церкви, но им будет позорный конец, а их последователи понесут небесную кару от Господа Царя Сил».
Какие Батюшкины драгоценные слова, им нет цены: Батюшка все предвидел и знал наперед. Теперь явился украинский самосвятский архиерей, назвал себя Киевским Патриархом. Да он не знает и забыл, что в Киеве никогда не было Патриарха... И некоторые себе на вечные мучения и к своему стыду кричат в безумии: «Наш Патриарх».
Батюшка предупреждал, чтобы мы были верны Московской Патриархии и ни в коем случае не входили ни в какой раскол. Что те архиереи и иереи, которые ввели в смуту верных людей, большой сделали себе вред и множество православных душ погубили.
«Уходят в раскол и в ересь только недостойные милости Божией и великие грешники, которые не хотят знать: «Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь!
»...».
Смотри подробнее .

И если вы не покаетесь как и эти про которых говорит пр. Лаврентий Черниговский?
«...Другие, называющие себя церквами, это не церкви, а плевелы диавола среди пшеницы и скопища диавола». Батюшка при этих словах молился обо всех заблудших и отступившихся от Правоверия, но заплакав свидетельствовал: «Нет, не призовет их Господь к покаянию, не спасутся, ибо не достойны милости Божией. Сие мне открыто Царицей Небесной и Святым Ангелом Хранителем»...».
Смотри:
Жизнеописание преподобного Лаврентия Черниговского. Всеукраинский журнал «Мгарский колоколъ» №43
То окажитесь недостойны Царствия Божия как еретик и раскольник.
 
Крещён в Православии
Вячеслав, поскольку вы упорствуете в своем расколе, я должен предупредить:
о. Лаврентий еще в 1923 г. был тайно пострижен в схиму Лаврским схиигуменом Гавриилом.

Схи́ма (греч. σχημα – образ, внешний вид) с высшая ступеньправославного монашества
Пострижение в схиму дает монашествующему особую благодать для подвижничества. Благодать схимы названа свв. Отцами вторым крещением

Так почему до сих пор упорствуете???
«...Киево-Печерской Лавры наместник отец Кронид (Родился: 10 марта 1883 г., Драбов-Умер: 17 апреля 1954 г. (71 год), Киев) Батюшке возразил, что уже самосвяты и униаты на Украине исчезли. Батюшка ответил грустно и печально:
«Бес в них войдет и они с сатанинской злобой ополчатся против Православной Веры и Церкви, но им будет позорный конец, а их последователи понесут небесную кару от Господа Царя Сил».
Какие Батюшкины драгоценные слова, им нет цены: Батюшка все предвидел и знал наперед. Теперь явился украинский самосвятский архиерей, назвал себя Киевским Патриархом. Да он не знает и забыл, что в Киеве никогда не было Патриарха... И некоторые себе на вечные мучения и к своему стыду кричат в безумии: «Наш Патриарх».
Батюшка предупреждал, чтобы мы были верны Московской Патриархии и ни в коем случае не входили ни в какой раскол. Что те архиереи и иереи, которые ввели в смуту верных людей, большой сделали себе вред и множество православных душ погубили.
«Уходят в раскол и в ересь только недостойные милости Божией и великие грешники, которые не хотят знать: «Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь!
»...».
Смотри подробнее .

И если вы не покаетесь как и эти про которых говорит пр. Лаврентий Черниговский?
«...Другие, называющие себя церквами, это не церкви, а плевелы диавола среди пшеницы и скопища диавола». Батюшка при этих словах молился обо всех заблудших и отступившихся от Правоверия, но заплакав свидетельствовал: «Нет, не призовет их Господь к покаянию, не спасутся, ибо не достойны милости Божией. Сие мне открыто Царицей Небесной и Святым Ангелом Хранителем»...».[/b]
Смотри:
Жизнеописание преподобного Лаврентия Черниговского. Всеукраинский журнал «Мгарский колоколъ» №43
То окажитесь недостойны Царствия Божия как еретик и раскольник.
Без комментариев. Беспокойтесь о себе.
 
Православный христианин
Крещён в Православии
Простите, именно вы ответить ничего не можете, что ушли в раскол и стали просто еретиком, поэтому и?
Я не участвую в расколе, который устроил Патриарх Кирилл со своими верными. Я остался во Вселенской Православной Церкви. Больше на эту тему Вам не отвечаю. Нет необходимости.
 
Последнее редактирование:
Сверху