Так кем же был Ф. М. Достоевский?...

сомневающийся
Ну, это как я вижу
- А насчет веры, - начал он, улыбнувшись (видимо не желая так оставлять Рогожина) и, кроме того, оживляясь под впечатлением одного внезапного воспоминания, - насчет веры я на прошлой неделе в два дня четыре разные встречи имел. Утром ехал по одной новой железной дороге и часа четыре с одним С-м в вагоне проговорил, тут же и познакомился. Я еще прежде о нем много слыхивал, и между прочим, как об атеисте. Он человек действительно очень ученый, и я обрадовался, что с настоящим ученым буду говорить. Сверх того, он на редкость хорошо воспитанный человек, так что со мной говорил совершенно как с ровным себе, по познаниям и по понятиям. В бога он не верует. Одно только меня поразило: что он вовсе как будто не про то говорил, во всё время, и потому именно поразило, что и прежде, сколько я ни встречался с неверующими и сколько ни читал таких книг, всё мне казалось, что и говорят они, и в книгах пишут совсем будто не про то, хотя с виду и кажется, что про то. Я это ему тогда же и высказал, но, должно быть, неясно, или не умел выразить, потому что он ничего не понял... Вечером я остановился в уездной гостинице переночевать, и в ней только что одно убийство случилось, в прошлую ночь, так что все об этом говорили, когда я приехал. Два крестьянина, и в летах, и не пьяные, и знавшие уже давно друг друга, приятели, напились чаю и хотели вместе в одной каморке, ложиться спать. Но один у другого подглядел, в последние два дня, часы, серебряные, на бисерном желтом снурке, которых, видно, не знал у него прежде. Этот человек был не вор, был даже честный, и, по крестьянскому быту, совсем не бедный. Но ему до того понравились эти часы и да того соблазнили его, что он наконец не выдержал: взял нож и, когда приятель отвернулся, подошел к нему осторожно сзади, наметился, возвел глаза к небу, перекрестился и, проговорив про себя с горькою молитвой: "Господи, прости ради Христа!" - зарезал приятеля с одного раза, как барана, и вынул у него часы.

Рогожин покатился со смеху. Он хохотал так, как будто был в каком-то припадке. Даже странно было смотреть на этот смех после такого мрачного недавнего настроения.

- Вот это я люблю! Нет, вот это лучше всего! - выкрикивал он конвульсивно, чуть не задыхаясь: - один совсем в бога не верует, а другой уж до того верует, что и людей режет по молитве... Нет, этого, брат-князь, не выдумаешь! Ха-ха-ха! Нет, это лучше всего!..
(Достоевский, "Идиот")
 
Крещён в Православии
Платонизм Достоевского Ф.М., прозвучавший из уст старца Зосимы (Братья Карамазовы).

«На земле же воистину мы как бы блуждаем, и не было бы драгоценного Христова образа перед нами, то погибли бы мы и заблудились совсем, как род человеческий перед потопом. Многое на земле от нас скрыто, но взамен того даровано нам тайное сокровенное ощущение живой связи нашей с миром иным, с миром горним и высшим, да и корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных. Вот почему и говорят философы, что сущности вещей нельзя постичь на земле. Бог взял семена из миров иных и посеял на сей земле и взрастил сад Свой, и взошло все, что могло взойти, но взращенное живет и живо лишь чувством соприкосновения своего таинственным мирам иным; если ослабевает или уничтожается в тебе сие чувство, то умирает и взращенное в тебе. Тогда станешь к жизни равнодушен и даже возненавидишь ее» (VI, 3)».

PS Платоновские идеи – это источник вещей, причина их существования, их основание. Идея – субстанция. Идеи Платона – реальный мир. Этот мир даже более реален, чем мир обыкновенных чувственных вещей, которые обречены на разложение.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
- А насчет веры, - начал он, улыбнувшись (видимо не желая так оставлять Рогожина) и, кроме того, оживляясь под впечатлением одного внезапного воспоминания, - насчет веры я на прошлой неделе в два дня четыре разные встречи имел. Утром ехал по одной новой железной дороге и часа четыре с одним С-м в вагоне проговорил, тут же и познакомился. Я еще прежде о нем много слыхивал, и между прочим, как об атеисте. Он человек действительно очень ученый, и я обрадовался, что с настоящим ученым буду говорить. Сверх того, он на редкость хорошо воспитанный человек, так что со мной говорил совершенно как с ровным себе, по познаниям и по понятиям. В бога он не верует. Одно только меня поразило: что он вовсе как будто не про то говорил, во всё время, и потому именно поразило, что и прежде, сколько я ни встречался с неверующими и сколько ни читал таких книг, всё мне казалось, что и говорят они, и в книгах пишут совсем будто не про то, хотя с виду и кажется, что про то. Я это ему тогда же и высказал, но, должно быть, неясно, или не умел выразить, потому что он ничего не понял... Вечером я остановился в уездной гостинице переночевать, и в ней только что одно убийство случилось, в прошлую ночь, так что все об этом говорили, когда я приехал. Два крестьянина, и в летах, и не пьяные, и знавшие уже давно друг друга, приятели, напились чаю и хотели вместе в одной каморке, ложиться спать. Но один у другого подглядел, в последние два дня, часы, серебряные, на бисерном желтом снурке, которых, видно, не знал у него прежде. Этот человек был не вор, был даже честный, и, по крестьянскому быту, совсем не бедный. Но ему до того понравились эти часы и да того соблазнили его, что он наконец не выдержал: взял нож и, когда приятель отвернулся, подошел к нему осторожно сзади, наметился, возвел глаза к небу, перекрестился и, проговорив про себя с горькою молитвой: "Господи, прости ради Христа!" - зарезал приятеля с одного раза, как барана, и вынул у него часы.

Рогожин покатился со смеху. Он хохотал так, как будто был в каком-то припадке. Даже странно было смотреть на этот смех после такого мрачного недавнего настроения.

- Вот это я люблю! Нет, вот это лучше всего! - выкрикивал он конвульсивно, чуть не задыхаясь: - один совсем в бога не верует, а другой уж до того верует, что и людей режет по молитве... Нет, этого, брат-князь, не выдумаешь! Ха-ха-ха! Нет, это лучше всего!..
(Достоевский, "Идиот")
Сергей, но почему этот отрывок вы почему постоянно приводите и не один раз уже?;)
И почему вы выдергиваете только то, что якобы подтверждает ваше атеистическое понимание?:(
Читаем далее:
«...— Вот это я люблю! Нет, вот это лучше всего! — выкрикивал он конвульсивно, чуть не задыхаясь. — Один совсем в Бога не верует, а другой уж до того верует, что и людей режет по молитве… Нет, этого, брат князь, не выдумаешь!87 Ха-ха-ха! Нет, это лучше всего!..
— Наутро я вышел по городу побродить, — продолжал князь, лишь только приостановился Рогожин, хотя смех всё еще судорожно и припадочно вздрагивал на его губах, — вижу, шатается по деревянному тротуару пьяный солдат, в совершенно растерзанном виде. Подходит ко мне: «Купи, барин, крест серебряный, всего за двугривенный отдаю; серебряный!». Вижу в руке у него крест, и, должно быть, только что снял с себя, на голубой, крепко заношенной ленточке, но только настоящий оловянный, с первого взгляда видно, большого размера, осьмиконечный, полного византийского рисунка. Я вынул двугривенный и отдал ему, а крест тут же на себя надел, — и по лицу его видно было, как он доволен, что надул глупого барина, и тотчас же отправился свой крест пропивать, уж это без сомнения88. Я, брат, тогда под самым сильным впечатлением был всего того, что так и хлынуло на меня на Руси; ничего-то я в ней прежде не понимал, точно бессловесный рос, и как-то фантастически вспоминал о ней в эти пять лет за границей. Вот иду я да и думаю: нет, этого христопродавца подожду еще осуждать. Бог ведь знает, что в этих пьяных и слабых сердцах заключается. Чpез час, возвращаясь в гостиницу, наткнулся на бабу с грудным ребенком. Баба еще молодая, ребенку недель шесть будет. Ребенок ей и улыбнулся, по наблюдению ее, в первый раз от своего рождения. Смотрю, она так набожно-набожно вдруг перекрестилась. «Что ты, говорю, молодка?» (Я ведь тогда всё расспрашивал). «А вот, говорит, точно так, как бывает материна радость, когда она первую от своего младенца улыбку заприметит, такая же точно бывает и у Бога радость всякий раз, когда он с неба завидит, что грешник пред ним от всего своего сердца на молитву становится». Это мне баба сказала, почти этими же словами, и такую глубокую, такую тонкую и истинно религиозную мысль, такую мысль, в которой вся сущность христианства разом выразилась, то есть всё понятие о Боге как о нашем родном отце и о радости Бога на человека, как отца на свое родное дитя, — главнейшая мысль Христова! Простая баба! Правда, мать… и, кто знает, может, эта баба женой тому же солдату была. Слушай, Парфен, ты давеча спросил меня, вот мой ответ: сущность религиозного чувства ни под какие рассуждения, ни под какие проступки и преступления и ни под какие атеизмы не подходит; тут что-то не то, и вечно будет не то; тут что-то такое, обо что вечно будут скользить атеизмы и вечно будут не про то говорить. Но главное то, что всего яснее и скорее на русском сердце это заметишь, и вот мое заключение! Это одно из самых первых моих убеждений, которые я из нашей России выношу. Есть что делать, Парфен! Есть что делать на нашем русском свете, верь мне! Припомни, как мы в Москве сходились и говорили с тобой одно время… И совсем не хотел я сюда возвращаться теперь! И совсем, совсем не так думал с тобой встретиться!.. Ну, да что!.. Прощай, до свиданья! Не оставь тебя Бог!..».
(Федор Михайлович Достоевский; Идиот).
ПОДРОБНЕЕ:
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Приветствую зашедших!

1. Православным монархистом? 2. Социалистом прогнувшимся под монархией?

Если первое, тогда это объясняет его отношение к социализму и защите священного. Но не объясняет почему именно он состоял в социалистическом кружке будучи уже в осознанном возрасте (28 лет, если не ошибаюсь).
Если второе – не является ли фарисейством его христианское мировоззрение?

Благодарю за обсуждение!
С Рождеством!

Ваш вопрос напомнил мне диалог из "Собачьего сердца" М.А. Булгакова:

"- Вы анархист-индивидуалист? - спросил Швондер, высоко поднимая брови.

- Мне белый билет полагается, - ответил Шариков на это.

- Ну-с, хорошо-с, не важно пока..."

Разве не достаточно того, что Фёдор Михайлович Достоевский - великий писатель и мыслитель?

Зачем цепляться за ничего не значащий факт его состояния в социалистическом кружке, если мы не знаем причин этого состояния? Возможно, он, будучи писателем, изучал это явление изнутри, не разделяя его?

Мы не знаем этого наверняка, поэтому судить и вешать ярлыки мне представляется занятием не богоугодным и не перспективным...
 
сомневающийся
@Сергей Алексеев не берусь рассуждать об Авторе в целом и его творчестве исключительно по одной вырванной цитате из общего контекста, который еще нужно охватить прочитав роман. Каюсь, не читала. В ближайшем будущем возьмусь. Но перечитав несколько его работ уже создалось двоякое впечатление.

Приветствую!
Взаимно!
Разве не достаточно того, что Фёдор Михайлович Достоевский - великий писатель и мыслитель?
При жизни его вроде как не любили. Был в тени Толстого и Тургенева. Да и критиковали частенько.
Зачем цепляться за ничего не значащий факт его состояния в социалистическом кружке, если мы не знаем причин этого состояния? Возможно, он, будучи писателем, изучал это явление изнутри, не разделяя его?
Ну, а вы будучи христианским писателем ради изучения стали бы читать тексты противоречащие вашей вере? Насколько мне удалось узнать, он был за реформы - отмены крепостного и цензуры в литературе.
При этом сам Достоевский, если верить другому члену кружка, поэту Аполлону Майкову, считал Петрашевского «дураком, актером и болтуном, у которого не выйдет ничего путного», агитируя переходить к Николаю Спешневу, называвшему себя «коммунистом», и Павлу Филиппову.
Мы не знаем этого наверняка, поэтому судить и вешать ярлыки мне представляется занятием не богоугодным и не перспективным...
Возможно, просто пытаюсь понять его как человека, так как именно его мировоззрение и отображается на страницах его книг и описывает его как личность. Он много говорит о русских и России, а на самом деле описывает себя, собственные комплексы, страхи, проблемы. Когда он говорит, что типичный русский человек стремится к бездне, это не русский человек стремится к бездне, это Достоевский стремится к бездне.
Противоречивая личность не умеющая быть счастливой. Достоевский же как - он сначала себе всю душу вывернет наизнанку, а потом с читателем сделает тоже самое.
Все, или практически все, описанное в книгах - проверено на его собственной жизни. Единственное, что мне крайне беспокойно - это его тематика растления малолетних.
В романе "Преступление и наказание" мы видим пьяную девочку в оборванном виде, с которой гг встретился возле лавочки. Мы видим несчастную Соню (кстати, почему нельзя было пойти мыть полы?). Свидригайлову снится сон обесчещенной юной девочки, а еще после сон в котором малолетняя кроха совращает персонажа.
В "Бесах" ситуация со Ставрогином... Более, к сожалению не читала, прочту. Но может и в других книгах писателя отображена эта тематика. Почему же она его так тревожила?
 
сомневающийся
Потому что там говорится про атеиста.
У него много и других цитат про атеизм. Вообще, автор борец с атеизмом как с рассадником вседозволенности и распущенности - это точно.

"Русский атеизм никогда дальше каламбура не заходил." (с)

"Любит человек падение праведного и позор его." (с)

"Легко сделаться атеистом русскому человеку, легче, чем всем остальным во всем мире! И русские не просто становятся атеистами, а непременно уверуют в атеизм, как в новую веру, никак того не замечая, что уверовали в нуль." (с)

"Атеизм есть болезнь аристократическая, болезнь высшего образования и развития, стало быть, должна быть противна народу."(с)

"Религия есть только формула нравственности."(с)

"В отвлеченной любви к человечеству любишь почти всегда одного себя."(с)
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
а вы будучи христианским писателем ради изучения стали бы читать тексты противоречащие вашей вере?
Конечно! Чего я только не читаю! Например, уважаемый мной Сергей Алексеев частенько ссылается на произведения Хокинга и Докинза. Я его, Сергея, убеждений не разделяю, но, тем не менее, с упомянутыми книгами знакомлюсь. Просто для того, чтобы понимать, о чем говорит мой оппонент. И, с Божьей помощью, я вижу разрывы логики в этих текстах, и укрепляюсь в своей вере.
именно его мировоззрение и отображается на страницах его книг и описывает его как личность
Вы сами ответили на Ваш вопрос! Пропаганды социализма в произведениях Фёдора Михайловича нет, стало быть, он не социалист.
Он препарирует собственную душу, как Вы справедливо заметили. Вообще, именно тёмные и светлые стороны души человека составляют предмет его исследований в каждом произведении, а никак не общественное устройство и не проблемы общества.
 
Православный христианин
Потому что там говорится про атеиста.
Сергей, научитесь для начала, хотя бы не лукавить самому себе.
Читаем, то, что вы не хотите в упор замечать:
Слушай, Парфен, ты давеча спросил меня, вот мой ответ: сущность религиозного чувства ни под какие рассуждения, ни под какие проступки и преступления и ни под какие атеизмы не подходит; тут что-то не то, и вечно будет не то; тут что-то такое, обо что вечно будут скользить атеизмы и вечно будут не про то говорить.
 
Православный христианин
В "Бесах" ситуация со Ставрогином... Более, к сожалению не читала, прочту. Но может и в других книгах писателя отображена эта тематика. Почему же она его так тревожила?
А тема убийства? Древняя, как мир? Вы полагаете, что всего этого в людях нет?
Если в одном есть, то и во всех ...
 
Крещён в Православии
Подходит ко мне: «Купи, барин, крест серебряный, всего за двугривенный отдаю; серебряный!». Вижу в руке у него крест, и, должно быть, только что снял с себя, на голубой, крепко заношенной ленточке, но только настоящий оловянный, с первого взгляда видно, большого размера, осьмиконечный, полного византийского рисунка. Я вынул двугривенный и отдал ему, а крест тут же на себя надел, — и по лицу его видно было, как он доволен, что надул глупого барина, и тотчас же отправился свой крест пропивать, уж это без сомнения8
Один крест спьяну продает, а другой трезвый его покупает. Почему не пожертвовал двугривенный пьяному солдату без покупки креста и обзывания того христопродавцем, хотя сам выступил в роли христопокупателя? Потом сцена с молодкой и ее непонятные действия и слова о сравнении якобы первой улыбки ее ребенка с радостью Бога, когда грешник становится перед Богом на молитву. И самое главное (по-мысли Достоевского), что все это только русское сердце народа-богоносца понимает. Ошибся Достоевский с русским народом-богоносцем, который, начиная с 1917 года храмы громили попов убивал, а его архиереи с радостью молились за Временное правительство, а потом за Советскую власть. Ошибся Достоевский и с Русским Христом.

"Русский Христос, т. е. Христос в том аспекте, в каком Его принял в свое сердце русский народ, составляет сущность русского православия. «Сущность русского призвания, — пишет Достоевский Страхову в 1869 г., — состоит в разоблачении перед миром Русского Христа, миру неведомого, и которого начало заключается в нашем родном Православии». «Пусть наша земля нищая, — говорил он в Пушкинской речи, — но эту нищую землю и в рабском виде исходил благословляя Христос». Поэтому он надеется, что воскрешение Европы может быть осуществлено «русским православием». «Надо, — говорит князь Мышкин в гостиной Епанчиных, — чтобы воссиял в отпор Западу наш Христос, Которого мы сохранили и Которого они и не знали! Не рабски попадаясь на крючок иезуитам, а нашу русскую цивилизацию им неся, мы должны теперь стать пред ними».
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
- А насчет веры, - начал он, улыбнувшись (видимо не желая так оставлять Рогожина) и, кроме того, оживляясь под впечатлением одного внезапного воспоминания, - насчет веры я на прошлой неделе в два дня четыре разные встречи имел. Утром ехал по одной новой железной дороге и часа четыре с одним С-м в вагоне проговорил, тут же и познакомился. Я еще прежде о нем много слыхивал, и между прочим, как об атеисте. Он человек действительно очень ученый, и я обрадовался, что с настоящим ученым буду говорить. Сверх того, он на редкость хорошо воспитанный человек, так что со мной говорил совершенно как с ровным себе, по познаниям и по понятиям. В бога он не верует. Одно только меня поразило: что он вовсе как будто не про то говорил, во всё время, и потому именно поразило, что и прежде, сколько я ни встречался с неверующими и сколько ни читал таких книг, всё мне казалось, что и говорят они, и в книгах пишут совсем будто не про то, хотя с виду и кажется, что про то. Я это ему тогда же и высказал, но, должно быть, неясно, или не умел выразить, потому что он ничего не понял... Вечером я остановился в уездной гостинице переночевать, и в ней только что одно убийство случилось, в прошлую ночь, так что все об этом говорили, когда я приехал. Два крестьянина, и в летах, и не пьяные, и знавшие уже давно друг друга, приятели, напились чаю и хотели вместе в одной каморке, ложиться спать. Но один у другого подглядел, в последние два дня, часы, серебряные, на бисерном желтом снурке, которых, видно, не знал у него прежде. Этот человек был не вор, был даже честный, и, по крестьянскому быту, совсем не бедный. Но ему до того понравились эти часы и да того соблазнили его, что он наконец не выдержал: взял нож и, когда приятель отвернулся, подошел к нему осторожно сзади, наметился, возвел глаза к небу, перекрестился и, проговорив про себя с горькою молитвой: "Господи, прости ради Христа!" - зарезал приятеля с одного раза, как барана, и вынул у него часы.

Рогожин покатился со смеху. Он хохотал так, как будто был в каком-то припадке. Даже странно было смотреть на этот смех после такого мрачного недавнего настроения.

- Вот это я люблю! Нет, вот это лучше всего! - выкрикивал он конвульсивно, чуть не задыхаясь: - один совсем в бога не верует, а другой уж до того верует, что и людей режет по молитве... Нет, этого, брат-князь, не выдумаешь! Ха-ха-ха! Нет, это лучше всего!..
(Достоевский, "Идиот")
Не надо выдумку одного писателя, хотя и талантливого, принимать за истину. В моем понимании Ф.М. Достоевский слабо разбирался в православной вере. Давным давно читал "Братьев Карамазовых" и несколько раз перечитывал, также смотрел фильмы разных режиссеров. Когда узнал святоотеческое понимание православной веры Церкви, многие слова и мысли Ф.М. Достоевского стали вызывать лично у меня недоумения.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
В моем понимании Ф.М. Достоевский слабо разбирался в православной вере.
В том, что Вы полагаете Православной верой, он, возможно, и впрямь разбирался не очень... но кто Вам, человеку, из-за собственной гордыни на годы отказавшемуся от Евхаристии (с Ваших слов), сказал, что Вы - Православный?
 
Православный христианин
Не надо выдумку одного писателя, хотя и талантливого, принимать за истину. В моем понимании Ф.М. Достоевский слабо разбирался в православной вере. Давным давно читал "Братьев Карамазовых" и несколько раз перечитывал, также смотрел фильмы разных режиссеров. Когда узнал святоотеческое понимание православной веры Церкви, многие слова и мысли Ф.М. Достоевского стали вызывать лично у меня недоумения.
Нет сомнения что художественный вымысел Достоевского не всегда коррелирует со святоотеческой прозой. Но Он и не ставил задачу быть очередным вероучительным оратором. Основную христианскую идею которую показал Достоевский- это отвратительность греха в человеке... Он богатой палитрой речевых красок показал гнусность человеческой природы отравленной пороком.. Достоевский не догматик..поэтому очевидно вы его и не поняли... Смотреть его через призму советских фильмов искаженных режиссерской работой коммунистического периода-это наивное упрощение его идей... Рекомендую посмотреть цикл лекций о творчестве Достоевского замечательного литературоведа М.М. Дунаева
 
Крещён в Православии
Нет сомнения что художественный вымысел Достоевского не всегда коррелирует со святоотеческой прозой. Но Он и не ставил задачу быть очередным вероучительным оратором. Основную христианскую идею которую показал Достоевский- это отвратительность греха в человеке... Он богатой палитрой речевых красок показал гнусность человеческой природы отравленной пороком.. Достоевский не догматик..поэтому очевидно вы его и не поняли... Смотреть его через призму советских фильмов искаженных режиссерской работой коммунистического периода-это наивное упрощение его идей... Рекомендую посмотреть цикл лекций о творчестве Достоевского замечательного литературоведа М.М. Дунаева
художественные вымыслы Достоевского вообще не коррелируется со святотечекой и церковной мыслью. В его творчестве прослеживается идея хиллиазма и многое другое, в том числе миисианство одного народа для других народов - речь о русском народе. Не надо быть догматиком, чтобы быть православным христианином, живущим в Церкви. У Достоевского его герои не посещают Церковь, не исповедуются и не причащаются Святых Даров, они живут вне Церкви.

Относительно вашей рекомендации прослушать курс лекций М.М. Дунаева. Я не спорю с гениальностью творчества Достоевского, которое имеет отношение к пересказу чувственно-страстных переживаний деклассированных элементов общества. Мне больше интересна философия Достоевского, которую он демонстрирует в своих дневниках. Я выступаю против того, что творчеству Достоевского приписывают церковность и пророчество. В моем понимании Достоевский далек от Церкви и ее православного и святоотечесекого учения. Для Достоевского государство и Церковь это две части единого устройства жизни человечества, которые могут сообщаться и подменять действия другой части.
 
Последнее редактирование:
сомневающийся
Конечно! Чего я только не читаю! Например, уважаемый мной Сергей Алексеев частенько ссылается на произведения Хокинга и Докинза. Я его, Сергея, убеждений не разделяю, но, тем не менее, с упомянутыми книгами знакомлюсь. Просто для того, чтобы понимать, о чем говорит мой оппонент. И, с Божьей помощью, я вижу разрывы логики в этих текстах, и укрепляюсь в своей вере.
Вообще, мне говорили, что Докинза и не все биологи признают. Я читала его книгу "Бог как иллюзия", стало как-то не по себе от его сравнения религии с педофилий. Мол, педофилия меньшее из зол. Это уже для меня сигнальчик. Общая подача - типично атеистическая... Грубая и невежественная. Автор просто изливает свои ненавистные претензии к религии, не умея вести конструктивный диалог. Это проблема многих подобных книг.
Напомнили мне одного моего знакомого, который тоже много чего читает будучи христианином... Он даже библию сатаны читал. Я у него интересуюсь - "Ну, как?". Он ответил, что троечку поставить можно, но не более))
Вообще, именно тёмные и светлые стороны души человека составляют предмет его исследований в каждом произведении, а никак не общественное устройство и не проблемы общества.
А внешний мир разве не влияет на внутренний писателя? Что он видит перед собой, то и отображается у него внутри, о том он и пишет... Возможно.
 
Крещён в Православии
В том, что Вы полагаете Православной верой, он, возможно, и впрямь разбирался не очень... но кто Вам, человеку, из-за собственной гордыни на годы отказавшемуся от Евхаристии (с Ваших слов), сказал, что Вы - Православный?
Ваши выводы обо мне ложные. Я отказываюсь причащаться в расколе, который организован иерархией МП.

Олег, у Вас наблюдается неумная гордыня человека, достигшего некой должности в клире и Ваше самомнение о себе, как имеющим некое моральное право обличать других, зашкаливает. Подобное явление я часто наблюдал в храмах. Кроме того наличие у Вас невежества в знании основ веры, не позволяет вам делать правильные выводы, а мне позволяет относиться к вам с нисхождением.
 
Сверху