Семья в православии: вызов или призвание?

Православный христианин
Уважаемые участники форума,

Сегодня я хотел бы обратиться к вам с глубоко личным и, возможно, вселяющим размышления вопросом, который занимает мои мысли последнее время. В мире, где каждое действие и каждый выбор имеют свою цель и значение, я обдумываю целесообразность создания семьи и рождения детей с точки зрения православного христианина.

Мне 21 год, и, будучи старшим сыном в семье, я сталкиваюсь с ожиданиями моего отца относительно женитьбы и продолжения рода. Однако, несмотря на эти ожидания, я задаюсь вопросом о фундаментальном смысле и цели семейной жизни. Всё в нашем мире служит определённой цели: мы едим, чтобы избежать голода; пьём, чтобы не страдать от обезвоживания; спим, чтобы отдыхать; и дышим, потому что нуждаемся в кислороде. Но какова же истинная цель создания семьи и рождения детей?

Апостол Павел в своём послании к коринфянам упоминает, что тем, кто не женат, лучше остаться таковыми. В этом контексте возникает вопрос: если продолжение рода не является обязательным аспектом христианской жизни и взаимопомощь, и поддержка могут быть найдены в сообществе монастыря, то какую роль играет семья в духовной жизни верующего? Ведь, как известно, семья считается "малой церковью", где супруги помогают друг другу на пути к спасению. Но не меньшую поддержку в этом деле можно найти и в монастырской жизни.

Осмысливая ценности и предписания Нового Завета, я задаюсь вопросом, основывается ли цель создания семьи исключительно на стремлении избежать блуда и усмирять телесные стремления своей природы? И являются ли дети естественным следствием супружеской жизни? Если так, то рождение детей представляется скорее следствием супружеской жизни, а не её изначальной целью.

Я искренне заинтересован в вашем мнении и опыте, уважаемые братья и сестры во Христе.

Как, по вашему мнению, мне следует поступить, осознавая все вышеупомянутые аспекты? Существует ли универсальный ответ на вопрос о смысле и цели семейной жизни для православного христианина, или же каждому из нас предстоит найти свой путь? И как вы лично понимаете и определяете цель семьи в свете нашей веры, учитывая современные вызовы и реалии?

С надеждой на откровенный и поучительный диалог,
Иоанн

P.S. - Изучая вопрос о значении создания семьи в православной традиции, крайне важно избегать фарисейства, когда мы выборочно применяем библейские стихи для поддержки собственных взглядов, игнорируя широкий контекст. Приводя в пример, стих из Бытия 1:28 о благословении Богом человека "плодитесь и размножайтесь", нельзя забывать, что многие другие указания Ветхого Завета, такие как строгие наказания за преступления, указанные в Исходе 21:12, Левите 24:16, и Второзаконии 17:12, уже не воспринимаются нами буквально в современной христианской практике. Это подчёркивает, что наш основной источник вдохновения и указаний — это Новый Завет, который призывает нас к любви, прощению и милосердию, а не к буквальному следованию всем законам, описанным в Ветхом Завете.
 
Крещён в Православии
Мне думается, что смысл жизни христиан в стяжании любви, поскольку Бог есть Любовь и две главные заповеди о любви.
В монастырь идут те, для кого любовь к Богу превыше всего, не способные или не желающие отвлекаться от служения Богу на что-то мирское.
В миру живут те, кто более приземленный, желающий стяжать мирские радости.
Цель семьи - создание малой Церкви и спасение всех членов этой Церкви. Я так понимаю.
 
Православный христианин
какую роль играет семья в духовной жизни верующего? Ведь, как известно, семья считается "малой церковью", где супруги помогают друг другу на пути к спасению. Но не меньшую поддержку в этом деле можно найти и в монастырской жизни.
Отталкиваясь от названия темы, можно сказать так: монашеская жизнь - это призвание для немногих, а семья - для большинства.
 
Православный христианин
  • Первая и главная цель брака – это полная и нераздельная преданность общения двух супружеских лиц. Поэтому в семье невозможно счастье без единых духовно-нравственных целей жизни. Это возможно лишь в том случае, когда супруги не стремятся получить друг от друга что-либо, а стремятся отдать себя для счастья своей половины.
  • Вторая цель брака, на которую указывает Священное Писание, есть рождение и христианское воспитание детей.
  • И третье значение брака – это предохранение человека от блуда. Человеческая природа, уязвленная грехом, требует контроля над собой. Половые отношения благословляются Церковью внутри брака, то есть человек может удовлетворять свои потребности, не нарушая заповеди Божией, сохраняя внутреннюю чистоту.
 
Православный христианин
я задаюсь вопросом, основывается ли цель создания семьи исключительно на стремлении избежать блуда и усмирять телесные стремления своей природы?
И на этом так же: "Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться" (1 Кор. 7:9)

И являются ли дети естественным следствием супружеской жизни? Если так, то рождение детей представляется скорее следствием супружеской жизни, а не её изначальной целью.
Я думаю, что дети являются заповдью для новобрачных, как Бог дал им заповедь плодиться и размножаться, одинаковая как для людей ветхого Завета, так и Нового, как видим и из вышеперечисленной цитаты. И поскольку человек женится с тем, что бы не разжигаться, то рождение детей является естественной основой брака, так как использование любых противозачаточных средств церковь осуждает
 
Крещён в Православии
Половые отношения благословляются Церковью внутри брака, то есть человек может удовлетворять свои потребности, не нарушая заповеди Божией, сохраняя внутреннюю чистоту.
Любопытно, половые отношения (секс) благословляются церковью, ради самих этих отношений, или в следствии возможности зачатия от этих отношений ребёнка? Если судить по комментарию выше, то, получается секс это потребность человека, как сон или пища. Тогда понятно что, такие отношения благословляются церковью, ради самих отношений. То-бишь церковь благословляет секс, ну это нормально. Любопытно что, у животных нет потребности в сексе как у человека, а только на момент зачатия потомства возникает такая потребность. Получается высокоразвитые животные совершеннее людей в этом плане, или нет?
 
Православный христианин
использование любых противозачаточных средств церковь осуждает
не любых, а только тех, которые уже после зачатия уничтожают эмбрион. Те, которые не допускают зачатия, разрешает церковь.
 
Крещён в Православии
не любых, а только тех, которые уже после зачатия уничтожают эмбрион. Те, которые не допускают зачатия, разрешает церковь.
Мне кажется разница тут небольшая. Не допустить рождения, или уничтожить зачатое.
 
Православный христианин
Дорогой Иоанн, поскольку мы живём в России сегодня, то создание православной семьи и воспитание православных детей важнее, чем монашеский путь. Россия сегодня - единственный оплот православия в мире. От нас зависит, начнёт ли побеждать зло и наступит конец света, или победит добро и конец света будет отложен на неопределённый срок. Для этого нас должно быть больше, и мы должны быть лучше.

Семья нужна для умножения любви.

Также семья - это миссия православия в мире. А миссия сегодня гораздо лучше осуществляется личным примером, делом, чем теоретическим словом. Потому что словам уже мало кто верит, по той самой причине, что говорящие не соответствуют своим словам. Время слов прошло, настало время дел.

И конечно, умертвить природу деторождения в человеке, заложенную Самим Богом, практически невозможно. Что бы кто ни говорил, но блудные грехи неизбежны, как минимум в мыслях, миновать их невозможно. Мф. 5:28 «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Только Один Христос безгрешен. Правда, и брак до конца от них не спасает, но в браке побеждать блуд гораздо легче и надёжнее.

Контрацепция в браке грехом не является. Если только она не убивает уже зачатый плод.

Рождение детей не является единственной целью брачных отношений. Дети - не цель, а следствие. А цель - любовь. Брачные отношения - это тоже любовь.

Что касается монашеской жизни, то эволюция монашества возрастает по ступеням Мир-Монастырь-Мир. По примеру Спасителя, как Он постился 40 дней в пустыне, а потом вернулся обратно к людям в мир. И сегодня наступило время концепции "Монастырь в миру". Это не значит, что повсюду должны появиться монастыри, но ведение подобия монашеской жизни в миру гораздо труднее и выше, чем в монастыре. Поэтому чистый брак посреди грязного мира выше чистой монашеской жизни в чистом монастыре.

Впрочем, уйти от мира невозможно. Каждый, кто приходит в монастырь, приносит туда свой мир с собой. А от себя уйти невозможно. Поэтому снова - семья лучше.

Однако, в целом, брак труднее монашеской жизни. Ученики Христа сказали, что лучше не жениться - в смысле легче, а не лучше. Таковы толкования святых отцов. Брак вынуждает заботиться о ближних, трудиться и брать на себя ответственность. Таков промысел Божий, такова задача брака, чтобы через любовь к ближним идти к любви к Богу не на словах, а на деле. Поэтому снова - брак лучше.

И спастись в браке надёжнее, чем в монастыре. Брачующиеся идут в рай ровной дорогой, а монахи карабкаются по скалам. Поэтому снова - брак.

Найти сегодня хорошую жену гораздо легче, чем найти сегодня хороший монастырь с хорошими наставниками. Старцев, похоже, уже давно нет. В монастырях сегодня такие же люди, как и везде. Вероятность разочароваться в выборе монашеского пути слишком велика, а обратного пути уже не будет. Потому что настало время "монастыря в миру". Поэтому снова - брак.

Положительные отзывы я слышал только о Сретенском монастыре.

За монашество есть один особый аргумент - если Вы имеете от Бога дар рассуждения, понимания и т.д., и хотите сделать карьеру в Церкви ради служения промыслу Божию о людях и мире. Без монашеского звания карьера сильно ограничена, так устроена система.

Однако без блата не стоит даже и начинать. В подавляющем (во всех смыслах этого слова) большинстве случаев никакие таланты от Бога не помогут, даже наоборот, чем больше их будет, тем больше бесталанные начальники будут вредить. На посты назначаются люди в основном не из соображений полезности, а из соображений личной преданности и карьерной безопасности. Собственно таково понимание самой полезности, а вовсе не пользы для Церкви, Бога и людей.

И всё это будет в условиях абсолютного подчинения, бесправия и унижения под маской смирения и прочих православных добродетелей. Здесь, как и в любой другой человеческой структуре, Господь предполагает, а человек располагает. Только здесь разочарований будет больше и катастрофичнее, т.к. ожидания больше, причём самые высокие. Вплоть до разочарования в вере и в жизни.

Результаты мы часто наблюдаем в виде пассивного бездействия и недееспособности морально и духовно сломленных, обезволенных и угрюмых людей.

Это не смирение, а безволие. Смирение – это активная деятельная позиция. Смирение равно противлению. Невозможно смиряться всему и всем подряд, иначе это неизбежно окажется согласием со злом и лукавым. Невозможно не выбрать направление, кому смиряться, а кому противляться. Смирение Богу = противлению лукавому, злу и греху. Смирение – это не уничтожение Богом данной воли, а силовое направление своей воли в соответствие с волей Божией. Как сказано: «Царствие Небесное силою берётся». Вот только в монастырях об этом мало кому говорится, из опасения, что не будет порядка и подчинения, на которое нацелено всё системное образование, и под которое целенаправленно осуществляется субъективная выборка из цитат Писания и святых отцов.

Так не должно быть, но так есть. Это следствие недостатка любви и духоносных наставников в наше время. А нет их потому, что настало время «Монастыря в миру», как более высокой ступени духовного развития.

Поэтому снова – брак.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Я искренне заинтересован в вашем мнении и опыте, уважаемые братья и сестры во Христе.

Как, по вашему мнению, мне следует поступить, осознавая все вышеупомянутые аспекты? Существует ли универсальный ответ на вопрос о смысле и цели семейной жизни для православного христианина, или же каждому из нас предстоит найти свой путь? И как вы лично понимаете и определяете цель семьи в свете нашей веры, учитывая современные вызовы и реалии?
Универсальный ответ существует, но вам никто его не даст, вы сами должны его извлечь его из глубин собственной души и не ошибиться. Семья создаётся по любви ( хотя бы намерение), а любовь всегда - жертва, если вы не готовы на жертву (всего себя), то о любви лучше не говорите.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Контрацепция в браке грехом не является.
То-есть не желание зачать ребёнка, при желании сексуальных отношений, грехом не является? А почему хотелось - бы узнать? Получается секс - это неосудительная страсть. Как это квалифицируется в плане потребностей?
 
Православный христианин
Осмысливая ценности и предписания Нового Завета, я задаюсь вопросом, основывается ли цель создания семьи исключительно на стремлении избежать блуда и усмирять телесные стремления своей природы? И являются ли дети естественным следствием супружеской жизни? Если так, то рождение детей представляется скорее следствием супружеской жизни, а не её изначальной целью.
Избежать блуда можно и вне брака, если Бог укрепляет. Блудная страсть просто отнимается Богом и перестаёт беспокоить, возвращаясь иногда лишь за грехи, чтобы человек вспомнил свою немощь. Брак же это великое таинство Божие, в котором заключено и послушание, и самопожертвование, и большой труд, над собой в первую очередь. Ну а дети это не просто следствие брака, это великое благословение Божие, которое даётся не всем и которое само по себе браком не гарантируется.

Монашество же это не тихая беззаботная обитель, это передовая линия фронта борьбы со злом. Поэтому для монашества нужно правильное устроение духовное, телесная крепость, хорошее владение словом и много чего ещё, но самое главное, монашество всегда связано с призванием от Бога. Однозначный выбор монашества бывает всегда по откровению Божьему.

В идеале, в семейной жизни нужно ставить такие же высокие цели, как и в монашестве - жить с Богом и в Боге. Не просто вырастить и воспитать детей, но сделать это так органично, чтобы живая Вера Христова стала для детей вторым дыханием, стала их настоящей жизнью с Богом в исполнении заповедей любви, а через это перешла и к внукам. Чтобы род ваш благословлялся Богом, и чтобы ваша семья была примером благочестия и укрепления в Вере и других людей.

Как писал отец шестерых детей, протоиерей Глеб Каледа в своей замечательной книге «Домашняя Церковь»: «Семья, дети – малое словесное стадо, которое дается человеку для апостольского служения, для проповеди Христовой. Домашний апостолат всегда был неотъемлемым от жизни Церкви; без него нет и самой домашней Церкви».

Книгу весьма советую, там вы найдёте ответы на многие вопросы.
 
Православный христианин
То-есть не желание зачать ребёнка, при желании сексуальных отношений, грехом не является? А почему хотелось - бы узнать? Получается секс - это неосудительная страсть. Как это квалифицируется в плане потребностей?
Когда у вся будет пять детей ( если ещё будет), вопрос снимается сам собой. А пока что вы рассуждает о том, о чем понятия не имеете.
 
Крещён в Православии
Когда у вся будет пять детей ( если ещё будет), вопрос снимается сам собой. А пока что вы рассуждает о том, о чем понятия не имеете.
А Вы откуда знаете Николай в чём я имею понятие, а в чём не имею? И сколько у меня детей? Прозреваете что-ли?
 
Православный христианин
Любопытно, половые отношения (секс) благословляются церковью, ради самих этих отношений, или в следствии возможности зачатия от этих отношений ребёнка? Если судить по комментарию выше, то, получается секс это потребность человека, как сон или пища. Тогда понятно что, такие отношения благословляются церковью, ради самих отношений. То-бишь церковь благословляет секс, ну это нормально. Любопытно что, у животных нет потребности в сексе как у человека, а только на момент зачатия потомства возникает такая потребность. Получается высокоразвитые животные совершеннее людей в этом плане, или нет?
Как ап. Павел сказал, брак честен и ложе непорочно. Поэтому сами брачные отношения благословляются. Не благословляется только грех.
Животные тоже соединяются не только ради рождения потомства, но и ради любви. Однако не все из них способны к продолжению рода круглый год. И в этот момент их любовь значительно превосходит необходимую для произведения потомства. Например, львы соединяются каждые 15 минут на протяжении 1-2 недель. Понятно, что для зачатия вполне было бы достаточно и 1-2 раз. Но любовь...
 
Православный христианин
То-есть не желание зачать ребёнка, при желании сексуальных отношений, грехом не является? А почему хотелось - бы узнать? Получается секс - это неосудительная страсть. Как это квалифицируется в плане потребностей?
Секс - это любовь. Страсть - это заложенная Богом в человеческую природу сила души.
Ничто в мире не является греховным кроме самого греха.
Греховными являются не предметы, а направления ко греху. Как сказано, для чистых всё чисто, а для нечистых всё нечисто.
Нежелание зачать ещё одного ребёнка в браке грехом не является. Это невозможно считать убийством. И нет такой обязанности, что в результате каждой брачной ночи должен рождаться новый ребёнок. Родители сами определяют, скольких детей они желают воспитать.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Животные тоже соединяются не только ради рождения потомства, но и ради любви.
Животные не соединяются ради соединения (то-есть удовольствия). В природе всё рационально, и всё обусловлено физиологически инстинктами. Имеете опыт в плане содержания животных? Откуда такие познания что, животные могут любить? Любить может только свободное и разумное существо.
Страсть - это заложенная Богом в человеческую природу сила души.
Да, а мне казалось это случилось с природой человека по грехопадению, оказывается это Бог заложил в человека страстность.
 
Православный христианин
А Вы откуда знаете Николай в чём я имею понятие, а в чём не имею? И сколько у меня детей? Прозреваете что-ли?
Простите мне мою невнимательности, я свой посыл адресовал Иоанну-1453. Не верю я в его "искренность", ибо это только мечтания не знамо о чем, слушался бы лучше родителей.
 
Крещён в Православии
Родители сами определяют, скольких детей они желают воспитать.
Так это теперь, а раньше, до контроцептивов, когда рождали всех, Господь определял, а не родители, сколько детишек у них будет. Но времена меняются, теперь на пути Божьего действа, по приведению человека в бытие, стоит на страже контроцептив, как чёрный ангел.
Ну, а если родители решат,что, ни одного не захотят родить, находясь в браке, это тоже не грех? ведь не обязаны.
 
Православный христианин
Да, а мне казалось это случилось с природой человека по грехопадению, оказывается это Бог заложил в человека страстность.
Именно по грехопадению!
Человек стал страстен по попущению Бога, а не по замыслу.
Но и страсти имеют в себе не греховную природу, Иисус с гневом изгонял торговцев из храма, но не согрешил при этом, ибо гнев Его был проведён.
 
Сверху