У царебожников в секте, а секта царебожники в Церкви.
...Есть незнание, которое происходит от наивного невежества, как и есть нравственные недостатки, происходящие от немощи. А есть упорное сопротивление истине и упорное пребывание в грехе. Первое есть
грех не к смерти, второе – грех к смерти.
Относительно христианской жизни надо учесть, что совершенство не достигается одним скачком, но идет тернистым путем преодоления своих недостатков. Естественно, поэтому в Церкви наравне с более совершенными всегда были и будут менее совершенные и немощные и даже грешные христиане. Об этом говорят притчи о плевелах (
Мф. 13:24–30) и о десяти девах (
Мф. 25:1–13; смотри также
1Ин. 2:1, 2,
1Ин. 5:16–18.
1Кор. 11:19,
Гал. 2:4, 5). Из апостольских посланий мы узнаем о распрях, спорах, тщеславии, самолюбии, эгоизме, блудодеянии и других нравственных недостатках среди христиан того времени.
Церковь свята потому, что она освящает верующих, но не все верующие святы по причине своих недостатков.
Отношение к людям, согрешающим по немощи:
«Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (
1Ин. 1:8). «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не грешили, а если... кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за
грехи всего мира» (
1Ин. 2:1, 2). «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и
Бог даст ему жизнь,
то есть согрешающему
грехом не к смерти. Есть
грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти. Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (
1Ин. 5:16–18).
Разномыслия неизбежны. Они не отсекают человека от Церкви, пока он способен смириться и осознать свою ошибку.
Ап. Иаков:
«Братья мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (
Иак. 3:1). «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (
1Кор. 11:19). «Вкравшимся лжебратьям, скрытно приходящим подсмотреть за нашей свободою... чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовестия сохранилась у вас» (
Гал. 2:4, 5). «Цель... увещания есть любовь... от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают» (
1Тим. 1:5–7). «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь»(
Евр. 13:9).
Даже и пастыри не всегда отвечают высоте своего звания:
«Берегитесь злых делателей» (
Фил. 3:2).
С другой стороны, существует
грех ума – ересь, которая происходит от гордости. Ересь отсекает человека от Церкви. Она есть упорное пребывание во лжи; всякая же ложь – от дьявола, который и есть – отец лжи. Тексты на эту тему:
Мф. 7:22, 23,
Мф. 15:13,
Мф. 18:17,
Мф. 24:24,
Деян. 20:28–31,
Иак. 3:1,
2Пет. 2:1,
1Ин. 4:1,
2Ин. 1:9–11,
2Кор. 2:17,
2Кор. 11:13–15,
Гал. 1:8, 9,
Кол. 2:8,
Фил. 3:2,
2Фес. 2:10–12,
1Тим. 1:5–7,
1Тим. 4:1, 2,
2Тим. 2:16–19,
2Тим. 4:3, 4,
Тит. 1:9–11,
Тит. 3:10,
Евр. 13:9,
Откр. 2:6, 2, 20.
Господь предсказывает судьбу обществ, чуждых Церкви:
«Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» (
Мф. 15:13). Он предостерегает верующих: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (
Мф. 7:15). «Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (
Мф. 24:24). Еще о лжепророках смотри:
Ис. 9:15,
Иер. 14:14–16,
Иер. 23:15–17,
Иер. 23:26–28,
Иез. 13:3–16,
Иез. 14:9–11,
Соф. 3:4,
Мих. 3:5–7.
Ап. Иоанн:
«Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (
1Ин. 4:1). «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (
2Ин. 1:9–11). Ап. Петр: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь от искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (
2Пет. 2:1).
Ап. Павел много внимания уделяет опасности ложных учений. Он, например, оставляет такое завещание служителям Церкви, которых он рукоположил:
«Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти
Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своей. Ибо я знаю, что, после отъезда моего войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (
Деян. 20:28–31). «Мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренне, как от Бога, пред Богом, во Христе» (
2Кор. 2:17). «Таковы лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (
2Кор. 11:13–15). «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (
Кол. 2:8). На епископе лежит обязанность держаться «истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать. Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые дома, уча, чему не должно, из постыдной корысти» (
Тит. 1:9–11).
Апостол объясняет, как пагубна всякая ересь:
«Если бы мы или даже Ангел с неба стал бы благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали,
так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (т. е. да будет отсечен от Церкви) (
Гал. 1:8, 9). Поэтому «еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (
Тит. 3:10). Господь хвалит Ангела (епископа) за его ненависть к учению Николаитов (гностиков), и порицает Ангелов (епископов) Пергамской и Фиатирской церквей за их равнодушие к еретическому учению Валаама и пророчицы Иезевели, которые вводят в заблуждение верующих (
Откр. 2:6, 14, 20).
Предсказание о неспособности людей последних времен принять истину:
«Они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (
2Фес. 2:10–12). «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (
1Тим. 4:1, 2). «А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Имений и Филит, которые отступили от истины... Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, призывающий имя Господне" (
2Тим. 2:16–19). «
Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (
2Тим. 4:3, 4)...
Труд епископа Александра (Милеанта) «Священное Писание о Церкви». Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, FB2, PDF.
azbyka.ru