А у вас получается, что технические приемы сами по себе притянут Благодать.
Отцы учат отсекать помыслы...Это технический прием?
Постоянная память Божия, конечно, вещь похвальная, но можно все время думать о Боге, оставаясь бесплодным.
Не бывает такого. Мысль о Боге уже дар Благодати, направление ума духа своего и сердца,уже дар Благодати. Как можно такое называть бесплодным?
Можно молиться, не имея ни молитвы, ни Благодати.
Словесная молитва имеет тоже свою ценность. Это приуготовление к молитве. У иных этот этап может растянуться на долго. Но я объяснял это- почему так происходит.
Добрые дела..., но и они как и злые рождают в душе тщеславие или прелесть.
Тут спорный вопрос. Всех под одну гребенку ровнять не стоит. Ты можешь сделать доброе дело для кого-то и даже не заметить этого. Чем тогда тщеславиться. Доброе потому и доброе - что свершается благодатью в человеке, а не им самим.
Благодать устроит сама все,что бы не было греха при этом.
По Брянчанинову мы все находимся в прелести, чтобы не делали...
А Богородица как же??? Этот тезис отца Игнатия, больше для удержания себя от самовозвышения,опять же - технический прием подавления своего самомнения. Это не мера всех людей вокруг. Сапожник вон, всех считал святыми, а не прельщенными и это отношение его ставило выше в глазах Бога праведного Антония.
Внимание к помыслам - это естественно необходимо, чтобы отвергать злые, как учат отцы, но это не значит не иметь своих мыслей вообще. И даже всего этого недостаточно, чтобы ум и сердце сделать чистыми.
На вашем уровне внимания это вполне дельное состояние и отношение,не спорю. Но вы пока не понимаете, что просто переставляете кубики с места на место. Одни мысли пытаетесь заменить другими. Отвлечь рассудочный ум от греховных мыслей, положительными мыслями, но так и не привлекая ум духовный.
Непрестанно молитесь - это не означает твердить молитву день и ночь, это означает иметь духовное внимание и внимание сердца к чувству пребывания Бога внутри человека...И уже из этого рождаются сами собой, Боголюбивые мысли. Даже те же ключи, вы прежде попросите Христа благословить вас испросите помощи на свое дело необходимое.
Встречал в одной книге ("Птицы небесные") замечание (от афонского монаха), что все помыслы греховны. Но не могу понять насколько это правдиво.
На определенном этапе,лучше так и относиться к помыслам, так как распознание помыслов требует большего внимания и оно скорее интуитивно естественное должно быть, наученным Благодатью. Это все равно,что распознавать предметы по запаху, а не форме.
Но вообще не принимать никаких помыслов — это великая тайна, которую мало кто уразумевает.
Это значит распознавать их на уровне прилога, первого образа помысла...Распознавать дух идущий прежде.
Вы про автоматизмы. Но при обучении никакого автоматизма нет.
Это скорее навык. А навык от работы всегда есть. В природе человека это называется привычкой, а если глубже - рефлекс. Рефлекс - как раз и напоминает проявление воли духа, она так же рефлекторна. Но эти понятия из области разговора выше.
И кто то этот автоматизм без мыслей продолжает считать молитвой, где суть в мысли ( по началу) обращённой к Богу.
В этом вы правы, безмыслие еще не молитва. Это должно быть неким условием для вхождения в молитву, при чем по естеству, когда внимание рассудочного ума замирает и не мешает вниманию духовному направляться в область сердца, потому как любая мысль, может порвать связь внимания с сердечным местом,куда вела тебя Благодать.