Не познаваемость для твари природы, сущности, естества Божия
"Одному только по природе Сыну видим Отец, и притом именно так, как можно умопредставлять себе, соответственно Божественным свойствам, возможность видеть Божественную природу и быть видимою, – другому же из бытий никому. Посему отнюдь не выскажет лжи слово святых пророков, восклицающих, что они видели Господа Саваофа, ибо они не утверждают того, чтобы природа Божия могла быть созерцаема такою, какова она есть по самой своей сущности, но, напротив, сами ясно восклицают: «сие видение подобия славы Господни» (Иез. 2:1). " Свт. Кирилл Александрийский
"Посему, и возвышенный Иоанн, бывший в сем светозарном мраке, говорит: «Бога же не видел никто никогда», решительно утверждая сими словами, что не людям только, но и всякому разумному естеству, недоступно ведение Божией сущности. Посему Моисей, когда стал выше ведением, тогда исповедует, что видит Бога во мраке, то есть, тогда познает, что Божество в самом естестве Своем то самое и есть, что выше всякого ведения и постижения."
"Божественная природа, такова, какова она есть по сущности (
ὅ τι ποτὲ κατ᾽ οὐσίαν ἐστί), является простой, единообразной, несложной и никоим образом не созерцаемой "
"природа Божия (
ἡ θεία φύσις) превышает всякое постигающее разумение (
πάσης καταληπτικῆς διανοίας). И понятие (
νόημα), возникающее у нас о ней, есть лишь подобие искомого (
ὁμοίωμα τοῦ ζητούμενου), так как оно показывает не сам его вид (
αὐτὸ ἐκείνου τὸ εἶδος), который никто не видел и видеть не может, но в зерцале и гадании изображает лишь некое выражение (
ἔμφασίν τινα) искомого, составляемое в душах по некой догадке (
ἔκ τινος εἰκασμοῦ). "Свт
Григорий Нисский
"Если же кто-нибудь скажет, что богоявления некоторым святым бывают прямо и непосредственно (см.
Быт. 12:7;
Быт. 28:13), пусть и то ясно узнает он из священнейших Речений, что само сокровенное Божие, чем бы оно ни было, «никто не видел» и не увидит, богоявления же преподобным бывали в виде подобающих Богу изъявлений через некие священные и мере созерцающих соответствующие видения. Но что Бог есть сам в себе, того не видели не только пророки, но и ангелы и архангелы; и если бы ты спросил их об этом, то в ответ не слышал бы ничего о существе, а только пение: «
слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (
Лк. 2:14). Если бы ты пожелал узнать о том что–либо от херувимов, или серафимов, то услышал бы таинственную трисвятую песнь и что «
вся земля полна славы Его» (
Ис. 6:3). А если бы ты обратился с вопросом к силам еще высшим, то ничего не узнал бы, кроме того, что у них одно дело — хвалить Бога. «
Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его» (
Пс. 148:2). Итак, самого (Бога Отца) видит только Сын и Дух Святой. Да и как созданное существо, каково бы оно ни было, может видеть Несозданного!" ("славы Его" можно понимать – присутствия Его (благодать или энергия)) Свт
Иоанн Златоуст
"И когда услышишь о серафимах, что они закрывали глаза и отвращали взоры, и о херувимах, что они делали то же самое, не думай, что у них есть глаза или зрачки: — это принадлежности тел; — но веруй, что через это пророк указывает на их знание. Когда пророк говорит, что они не могли видеть снисходящего Бога, то разумеет не что иное, как то, что они не могут воспринять ясного знания о Нем и точного постижения, и не дерзают пристально смотреть не только на чистое и совершеннейшее существо, но и на самое снисхождение Его. А пристально смотреть значит знать. Поэтому Евангелист, признавая, что человеческой природе несвойственно знать это, и что Бог непостижим даже для вышних сил, выставляет нам учителем этого догмата Самого сидящего одесную Бога и знающего это в точности." он же
"ипостась всего сотворенного имеет пять разделений. По их словам, первое из них – то, которое отделяет от Нетварной природы тварную природу в целом, получившую бытие через творение. Действительно, как они говорят, Бог по Своей благости создал славное устройство всего сущего, из чего еще не ясно, кто Он и каков Он. Поэтому они и назвали разделением [также и] неведение, которое отличает в этом отношении тварь от Бога. Ведь они оставили неизреченным [то разделение], естественно разделявшее Творца и тварь друг от друга и не допускавшее соединения их в одну сущность, поскольку невозможно допустить для них один и тот же логос" прп Максим
"Если же кто-нибудь скажет, что богоявления некоторым святым бывают прямо и непосредственно (см.
Быт. 12:7;
Быт. 28:13), пусть и то ясно узнает он из священнейших Речений, что само сокровенное Божие, чем бы оно ни было,
«никто не видел» и не увидит, богоявления же преподобным бывали в виде подобающих Богу изъявлений через некие священные и мере созерцающих соответствующие видения" Ареопагитики
" Простота истинного учения предполагает, что Бог таковым, каков Он есть (
ὅπερ ἐστίν), не может быть объят ни именем (
οὔτε ὀνόματι), ни мыслью (
οὔτε διανοήματι), ни каким-либо иным постигающим размышлением (
οὔτε τινὶ ἄλλῃ καταληπτικῇ ἐπινοίᾳ), поскольку Он превосходит не только человеческое, но и ангельское и всякое премирное постижение (
πάσης ὑπερκοσμίου καταλήψεως); Он неизречен и невыразим (
ἄφραστόν τε καὶ ἀνεκφώνητον) и возвышается над всяким словесным обозначением (
πάσης τῆς διὰ λόγων σημασίας) и имеет только одно имя, обозначающее Его природу (
ἕν ὄνομα γνωριστικὸν τῆς ἰδίας φύσεως) – что только Он одни превыше всякого имени (
μόνον αὐτὸν ὑπὲρ πᾶν εἶναι ὄνομα)."
"есть только одно имя, указывающее на Божественную природу – это неизреченно возникающее в нашей душе удивление перед Ней" Свт
Григорий Нисский
(и (att.) не пытаюсь переубедить, учить, не настаиваю на свеем понимании ), просто чуть раскрываю на чем оно основано)