- Православный христианин
Здравствуйте, отец Герман!
а). Святые отцы, как правило, не отмечают разницы между адом и геенной.
– Святитель Иоанн Златоуст. – «АД (ГЕЕННА). Из ада никого ни выпускают, и заключенные там вечно горят в огне и претерпевают такое мучение, которого и описать невозможно. Если никакое слово не может выразить и тех лютых страданий, какие терпят люди, сжигаемые здесь, то тем более неизобразимы страдания мучимых там. Здесь, по крайней мере, все страдание оканчивается в несколько минут, а там палимый грешник вечно горит, но не сгорает (6)». (https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Zlatoust/simfonija-po-tvorenijam-svt-ioanna-zlatousta/1).
– Н. Василиадис. Таинство смерти. Каковы кары ада?
«Каковы же наказания, которые назначит справедливый Судия, когда возвестит Свое страшное решение в день Второго Пришествия? 1. «Само по себе проявление божественного недовольства» и удаление грешников от Бога, источника всякого мира и блаженства, «и лишение божественной славы представляют собой неизмеримо тяжкое наказание».1130 "Я знаю, – пишет святой Златоуст, – что многие только геенны испугались, «я же лишения небесной славы» считаю наказанием, большим геенны. Ибо, если бы даже не существовало ада, то не быть принятым Судией и удалиться от Него по слову: идите от Меня (Мф.25:41), то есть таким «позорным» образом, перед тем миром, наполненным столь великим сиянием, – это великая кара». (https://azbyka.org/otechnik/bogoslovie/tainstvo-smerti/27).
– Некоторые святые отцы, например, святитель Димитрий Ростовский, говорят, что до Последнего Суда Бог наполняет ад грешниками, а после Последнего Суда Бог запрет ад, чтобы грешники не могли выйти оттуда: – «Как кто насыпает полный мешок монет и завязывает, или как кто-либо накладывает полную бочку рыбы и закупоривает ее, так и Бог наполнит весь ад грешными людьми и запрет его, чтобы грешники не могли выйти оттуда. На Страшном Суде, когда Христос Бог наш скажет грешникам: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, — в тот час расступится под грешниками земля, как расступилась некогда под Кореем, Дафаном и Авироном, и тогда все грешники упадут в ад. После этого земля снова сомкнется на прежнем месте, а грешники останутся под землей в аду как запертыми в тесном и железном сосуде и не выйдут оттуда вовеки, как говорит и Сам Господь: Пойдут сии в муку вечную (Мф. 25:46)». (Поучение в неделю ваий).
Таким образом, обычно утверждается, что из ада нет выхода и что ад только наполняется грешниками, которые будут вечно там мучиться. Фактически, можно сказать, что святые не отличают ад от геенны.
б). Но уже из Евангелие можно понять, что есть принципиальная разница между понятиями ад и геенна.
Какие свойства и признаки ада, можно выделить из Евангелия? – «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр.20:13-15).
1. В аду находятся только души грешников после телесной смерти их и не находятся в аду грешники в состоянии соединения души и тела.
2. Как при Первом пришествии Христа ад отдал души ветхозаветных праведников Христу для вывода их в рай, так и при Втором пришествии Его ад отдаст души грешников теперь уже для воскресения их и Последующего Суда над ними.
3. Ад, в котором не останется душ грешников, будет повержен в озеро огненное вместе с дьяволом и бесами. Воскресшие грешники, осужденные на Последнем Суде, теперь будут брошены в огненное озеро (геенну), а их души уже более не возвратятся в ад, так как будут соединены с телами. Ад же будет поглощен геенной огненной, в которой будут вечно мучиться осужденные грешники. После этого не будет прежнего ада, куда сходил Христос при Первом Своем пришествии и из которого возможно было спасение грешников.
4. Кроме того, ад не изолирован от нашего мира и грешники в аду, наверное, могут слышать наши молитвы и души их могут иногда являться нам.
Итак, главными свойствами ада является то, что ад это место страданий душ грешников и ад отдаст эти души для воскресения грешников и последующего Суда над ними. Так как нет Суда без милости, то следует признать, что некоторые грешники могут быть помилованы и избегнут вечных мучений. То есть из ада воскресшие грешники будут по Последнему суду либо осуждены в огненное озеро (геенну огненную), либо, как я предполагаю, не исключено спасение уверовавших и покаявшихся грешников (по молитвам нашим и милости Божией) в Царствие Небесное.
5. Поэтому, как я думаю, одним из существенных свойств ада является возможность спасения из ада по покаянию грешников и милости Бога на Последнем Суде.
Таким образом, ад это не место вечных страданий грешников.
в). Теперь, рассмотрим, что такое геенна.
– «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Матф.10:28).
– Блаж. Иероним Стридонский. «Слово «геенна» не находится в древнейших книгах и в первый раз употребляется Спасителем. И Бог угрожает, что наполнит это самое место трупами мертвых, так что оно уже не будет называться Тофет и Ваал, а будет называться «Полиандриум» (Polyandrium), т. е. «холм мертвых». Таким образом, именем этого места называются будущие наказания и вечные муки, которыми будут мучимы грешники».
– Блаж. Феофилакт Болгарский. «Говоря: «в геенне», указывает на вечность наказания, ибо слово «геенна» происходит от греческого слова «вечно рождаться».
– Святитель Иоанн Златоуст. «Ты хочешь все-таки знать: в каком месте будет геенна? По моему мнению, где-нибудь вне всего этого мира. Как царские темницы и рудокопи бывают в местах отдаленных, так и геенна будет где-нибудь вне этой вселенной». (https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Zlatoust/simfonija-po-tvorenijam-svt-ioanna-zlatousta/1).
Озеро огненное, о котором говорится, в (Откр.20:13-15), это и есть геенна, главными свойствами которой являются следующие.
1. В отличие от ада, где некрещеные и непокаявшиеся грешники пребывают только душой, в геенне будут пребывать воскресшие грешники в соединении души и тела.
2. В отличие от ада, где души грешников пребывают по предварительному (частному) суду, в геенне будут пребывать грешники, осужденные на Последнем Суде окончательным приговором к изгнанию по приобретенной неспособности к покаянию из-за укоренения их в гордости, самолюбии, зависти и прочее.
3. В геенне, в отличие от ада, грешники будут пребывать вечно и никогда не освободятся для последующего воскресения к новой жизни.
4. Так как, согласно Писанию, геенна поглотит ад, то геенна это нечто отдельное от ада и внешнее по отношению к нему. Поэтому геенну нельзя считать частью ада. Скорее всего, поглощенный ад станет частью геенны. Геенна это отдельное понятие, отличное от ада.
5. Геенна (огненное озеро) будет навечно отделена от Царства Небесного и между геенной и миром святых будет великая пропасть, такая, что не будет никакого общения между грешниками в геенне, с одной стороны, и святыми и Богом, с другой стороны.
Вот этих существенных отличий ада от геенны (озера огненного), насколько мне известно, не различают святые отцы, говоря, что из ада никого не выпускают и что ад есть место вечных мучений. Как я понимаю из приведенных здесь слов Евангелие (Откр.20:13-15), вечные мучения воскресших грешников в том духовном теле, которое они приобретут в соответствии с состоянием их души, будут в геенне (огненном озере), а не в аду. В аду же мучения душ грешников, свободных от тела не вечны – они будут продолжаться только до Второго пришествия Христа.
*** *** ***
г). О возможности спасения из ада я писал, например, в теме «О возможности посмертного крещения Святым Духом и огнем» или «Сострадание и Рай» (#16).
Христос после Своей Крестной смерти победил ад и смерть, пребывал в аду душой, проповедовал там Евангелие и вывел из ада в рай души ветхозаветных праведников, а так же, как я предполагаю, вывел и души язычников, которые жили по доброй совести, любили людей, имели чистое сердце, исполняли Закон Божий, написанный в их сердцах, уверовали в Христа после своей смерти и покаялись.
Жизнь наша не кончается земной жизнью. Духовная жизнь души, живущей в аду до окончательного Суда, не остается в бездействии. Грешники, пребывающие в аду до Страшного Суда, могут быть примирены с Богом и спасены по молитвам ближних, пребывающих на земле в деятельной православной вере.
Усопшие слышат молитвы православных ближних об их спасении. Они воспринимают любовь ближних и могут ответить на их заботу любовью к ним и Богу. Поэтому душа, томящаяся сейчас в аду в ожидании Суда, может по деятельной православной вере и любви ближних возрасти духовно и обрести желание к покаянию, которое она может реализовать на Суде Христа после воскресения своего. Человеческий суд принимает покаяние, а Божий Суд, тем более, примет покаяние воскресшего грешника перед вынесением окончательного приговора, если он пожелает искренне покаяться, как покаялся разбойник на пороге смерти. Не бывает оглашения приговора на Суде без выслушивания просьбы о покаянии.
Вместе с этим следует сказать и о том, что найдутся и те, кто не захочет покаяться. И напрасно утверждают некоторые, что когда воскресшие грешники перед Судом увидят Христа во всей Славе, то все покаются. Может быть, и покаются, но не все. И тому пример дьявол. Он видел Бога, познал Его любовь и любил Его, когда был ангелом, но все равно не может покаяться, так как живет в непомерной гордости и зависти и укоренен в противоборстве Богу.
По моему мнению, только после осуждения на Страшном Суде на смерть вторую (в геенну огненную) нет покаяния.
д). Итак, вопрос.
Почему святые отцы обычно не отмечают отличий ада от геенны?
Пренебрежение отличиями между адом и геенной фактически приводит к утверждению о невозможности спасения из ада всех душ грешников, попавших туда после телесной смерти.
Зачем же тогда мы в утренних молитвах каждый день молимся об усопших близких, в том числе и о близких, умерших некрещеными – «Ты же, яко человеколюбец Бог, прости их и помилуй, вечные муки избави, Небесному Царствию причастниками учини»?
P.S. О том, что ад и геенна, как имеющие различные признаки и свойства, есть разные объекты, можно понять из сравнения понятий о воде и льде. Лёд, хотя и представляет собой, как вещество, воду, но все-таки нельзя назвать лед водой, так как он имеет существенно другие свойства, нежели вода. И окажись грешники в воде или во льду, они бы испытывали принципиально различные ощущения. В воде грешники бы плавали и чувствовали себя свободно, а во льду они были бы скованы и заперты.
а). Святые отцы, как правило, не отмечают разницы между адом и геенной.
– Святитель Иоанн Златоуст. – «АД (ГЕЕННА). Из ада никого ни выпускают, и заключенные там вечно горят в огне и претерпевают такое мучение, которого и описать невозможно. Если никакое слово не может выразить и тех лютых страданий, какие терпят люди, сжигаемые здесь, то тем более неизобразимы страдания мучимых там. Здесь, по крайней мере, все страдание оканчивается в несколько минут, а там палимый грешник вечно горит, но не сгорает (6)». (https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Zlatoust/simfonija-po-tvorenijam-svt-ioanna-zlatousta/1).
– Н. Василиадис. Таинство смерти. Каковы кары ада?
«Каковы же наказания, которые назначит справедливый Судия, когда возвестит Свое страшное решение в день Второго Пришествия? 1. «Само по себе проявление божественного недовольства» и удаление грешников от Бога, источника всякого мира и блаженства, «и лишение божественной славы представляют собой неизмеримо тяжкое наказание».1130 "Я знаю, – пишет святой Златоуст, – что многие только геенны испугались, «я же лишения небесной славы» считаю наказанием, большим геенны. Ибо, если бы даже не существовало ада, то не быть принятым Судией и удалиться от Него по слову: идите от Меня (Мф.25:41), то есть таким «позорным» образом, перед тем миром, наполненным столь великим сиянием, – это великая кара». (https://azbyka.org/otechnik/bogoslovie/tainstvo-smerti/27).
– Некоторые святые отцы, например, святитель Димитрий Ростовский, говорят, что до Последнего Суда Бог наполняет ад грешниками, а после Последнего Суда Бог запрет ад, чтобы грешники не могли выйти оттуда: – «Как кто насыпает полный мешок монет и завязывает, или как кто-либо накладывает полную бочку рыбы и закупоривает ее, так и Бог наполнит весь ад грешными людьми и запрет его, чтобы грешники не могли выйти оттуда. На Страшном Суде, когда Христос Бог наш скажет грешникам: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, — в тот час расступится под грешниками земля, как расступилась некогда под Кореем, Дафаном и Авироном, и тогда все грешники упадут в ад. После этого земля снова сомкнется на прежнем месте, а грешники останутся под землей в аду как запертыми в тесном и железном сосуде и не выйдут оттуда вовеки, как говорит и Сам Господь: Пойдут сии в муку вечную (Мф. 25:46)». (Поучение в неделю ваий).
Таким образом, обычно утверждается, что из ада нет выхода и что ад только наполняется грешниками, которые будут вечно там мучиться. Фактически, можно сказать, что святые не отличают ад от геенны.
б). Но уже из Евангелие можно понять, что есть принципиальная разница между понятиями ад и геенна.
Какие свойства и признаки ада, можно выделить из Евангелия? – «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр.20:13-15).
1. В аду находятся только души грешников после телесной смерти их и не находятся в аду грешники в состоянии соединения души и тела.
2. Как при Первом пришествии Христа ад отдал души ветхозаветных праведников Христу для вывода их в рай, так и при Втором пришествии Его ад отдаст души грешников теперь уже для воскресения их и Последующего Суда над ними.
3. Ад, в котором не останется душ грешников, будет повержен в озеро огненное вместе с дьяволом и бесами. Воскресшие грешники, осужденные на Последнем Суде, теперь будут брошены в огненное озеро (геенну), а их души уже более не возвратятся в ад, так как будут соединены с телами. Ад же будет поглощен геенной огненной, в которой будут вечно мучиться осужденные грешники. После этого не будет прежнего ада, куда сходил Христос при Первом Своем пришествии и из которого возможно было спасение грешников.
4. Кроме того, ад не изолирован от нашего мира и грешники в аду, наверное, могут слышать наши молитвы и души их могут иногда являться нам.
Итак, главными свойствами ада является то, что ад это место страданий душ грешников и ад отдаст эти души для воскресения грешников и последующего Суда над ними. Так как нет Суда без милости, то следует признать, что некоторые грешники могут быть помилованы и избегнут вечных мучений. То есть из ада воскресшие грешники будут по Последнему суду либо осуждены в огненное озеро (геенну огненную), либо, как я предполагаю, не исключено спасение уверовавших и покаявшихся грешников (по молитвам нашим и милости Божией) в Царствие Небесное.
5. Поэтому, как я думаю, одним из существенных свойств ада является возможность спасения из ада по покаянию грешников и милости Бога на Последнем Суде.
Таким образом, ад это не место вечных страданий грешников.
в). Теперь, рассмотрим, что такое геенна.
– «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Матф.10:28).
– Блаж. Иероним Стридонский. «Слово «геенна» не находится в древнейших книгах и в первый раз употребляется Спасителем. И Бог угрожает, что наполнит это самое место трупами мертвых, так что оно уже не будет называться Тофет и Ваал, а будет называться «Полиандриум» (Polyandrium), т. е. «холм мертвых». Таким образом, именем этого места называются будущие наказания и вечные муки, которыми будут мучимы грешники».
– Блаж. Феофилакт Болгарский. «Говоря: «в геенне», указывает на вечность наказания, ибо слово «геенна» происходит от греческого слова «вечно рождаться».
– Святитель Иоанн Златоуст. «Ты хочешь все-таки знать: в каком месте будет геенна? По моему мнению, где-нибудь вне всего этого мира. Как царские темницы и рудокопи бывают в местах отдаленных, так и геенна будет где-нибудь вне этой вселенной». (https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Zlatoust/simfonija-po-tvorenijam-svt-ioanna-zlatousta/1).
Озеро огненное, о котором говорится, в (Откр.20:13-15), это и есть геенна, главными свойствами которой являются следующие.
1. В отличие от ада, где некрещеные и непокаявшиеся грешники пребывают только душой, в геенне будут пребывать воскресшие грешники в соединении души и тела.
2. В отличие от ада, где души грешников пребывают по предварительному (частному) суду, в геенне будут пребывать грешники, осужденные на Последнем Суде окончательным приговором к изгнанию по приобретенной неспособности к покаянию из-за укоренения их в гордости, самолюбии, зависти и прочее.
3. В геенне, в отличие от ада, грешники будут пребывать вечно и никогда не освободятся для последующего воскресения к новой жизни.
4. Так как, согласно Писанию, геенна поглотит ад, то геенна это нечто отдельное от ада и внешнее по отношению к нему. Поэтому геенну нельзя считать частью ада. Скорее всего, поглощенный ад станет частью геенны. Геенна это отдельное понятие, отличное от ада.
5. Геенна (огненное озеро) будет навечно отделена от Царства Небесного и между геенной и миром святых будет великая пропасть, такая, что не будет никакого общения между грешниками в геенне, с одной стороны, и святыми и Богом, с другой стороны.
Вот этих существенных отличий ада от геенны (озера огненного), насколько мне известно, не различают святые отцы, говоря, что из ада никого не выпускают и что ад есть место вечных мучений. Как я понимаю из приведенных здесь слов Евангелие (Откр.20:13-15), вечные мучения воскресших грешников в том духовном теле, которое они приобретут в соответствии с состоянием их души, будут в геенне (огненном озере), а не в аду. В аду же мучения душ грешников, свободных от тела не вечны – они будут продолжаться только до Второго пришествия Христа.
*** *** ***
г). О возможности спасения из ада я писал, например, в теме «О возможности посмертного крещения Святым Духом и огнем» или «Сострадание и Рай» (#16).
Христос после Своей Крестной смерти победил ад и смерть, пребывал в аду душой, проповедовал там Евангелие и вывел из ада в рай души ветхозаветных праведников, а так же, как я предполагаю, вывел и души язычников, которые жили по доброй совести, любили людей, имели чистое сердце, исполняли Закон Божий, написанный в их сердцах, уверовали в Христа после своей смерти и покаялись.
Жизнь наша не кончается земной жизнью. Духовная жизнь души, живущей в аду до окончательного Суда, не остается в бездействии. Грешники, пребывающие в аду до Страшного Суда, могут быть примирены с Богом и спасены по молитвам ближних, пребывающих на земле в деятельной православной вере.
Усопшие слышат молитвы православных ближних об их спасении. Они воспринимают любовь ближних и могут ответить на их заботу любовью к ним и Богу. Поэтому душа, томящаяся сейчас в аду в ожидании Суда, может по деятельной православной вере и любви ближних возрасти духовно и обрести желание к покаянию, которое она может реализовать на Суде Христа после воскресения своего. Человеческий суд принимает покаяние, а Божий Суд, тем более, примет покаяние воскресшего грешника перед вынесением окончательного приговора, если он пожелает искренне покаяться, как покаялся разбойник на пороге смерти. Не бывает оглашения приговора на Суде без выслушивания просьбы о покаянии.
Вместе с этим следует сказать и о том, что найдутся и те, кто не захочет покаяться. И напрасно утверждают некоторые, что когда воскресшие грешники перед Судом увидят Христа во всей Славе, то все покаются. Может быть, и покаются, но не все. И тому пример дьявол. Он видел Бога, познал Его любовь и любил Его, когда был ангелом, но все равно не может покаяться, так как живет в непомерной гордости и зависти и укоренен в противоборстве Богу.
По моему мнению, только после осуждения на Страшном Суде на смерть вторую (в геенну огненную) нет покаяния.
д). Итак, вопрос.
Почему святые отцы обычно не отмечают отличий ада от геенны?
Пренебрежение отличиями между адом и геенной фактически приводит к утверждению о невозможности спасения из ада всех душ грешников, попавших туда после телесной смерти.
Зачем же тогда мы в утренних молитвах каждый день молимся об усопших близких, в том числе и о близких, умерших некрещеными – «Ты же, яко человеколюбец Бог, прости их и помилуй, вечные муки избави, Небесному Царствию причастниками учини»?
P.S. О том, что ад и геенна, как имеющие различные признаки и свойства, есть разные объекты, можно понять из сравнения понятий о воде и льде. Лёд, хотя и представляет собой, как вещество, воду, но все-таки нельзя назвать лед водой, так как он имеет существенно другие свойства, нежели вода. И окажись грешники в воде или во льду, они бы испытывали принципиально различные ощущения. В воде грешники бы плавали и чувствовали себя свободно, а во льду они были бы скованы и заперты.