О возможности посмертного крещения Святым Духом и огнем.

Санкт Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Алексей Михайлович! Прежде, чем задать вопрос о возможности посмертного крещения Христом Святым Духом и огнем, подробно поясню, что является причиной его возникновения и каковы следствия от ответа на него.

1. Все виды крещений, которыми крестили до воплощения Христа, не обеспечивали духовное рождение человека заново от Нового Адама, как и сказано Христом: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Иоан.3:3-6). Или как сказал о крещении Христом Иоанн Креститель: - «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Матф.3:11). Соответственно этому никакое ветхозаветное крещение не избавляло от первородного греха. Поэтому до воплощения Христа и искупления Им грехов человечества все люди по смерти своей сходили в ад душой с первородным грехом.

С другой стороны известно, что Христос, когда по Крестной смерти Своей спустился в ад душой, вывел из ада в рай Адама, Еву, Авраама и других ветхозаветных праведных, ожидавших Спасителя. Но ведь они, имея первородный грех, не могут войти в Царствие Небесное. Следовательно, остается допустить, что возможно посмертное крещение Христом Святым Духом.

Также не исключено, что и некоторые ветхозаветные язычники, имевшие чистую совесть и чистое сердце и уверовавшие душой в проповедь Христа в аду, покаялись, приняли благую весть о спасении через веру в Христа Спасителя и также были выведены в рай вместе с ветхозаветными праведниками «потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2:13-15). «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1Пет.3:18-21). И тогда становится ясно, что, если посмертное крещение Христом возможно для ветхозаветных праведников, некрещеных Христом в земной жизни, то оно возможно и для язычников.

2. И сейчас, в новозаветные времена, все некрещеные, имея первородный грех, попадают в ад. Но ведь будет Второе Пришествие Христа, при котором ад отдаст души грешников для воскресения их и Последнего Суда над ними. – «И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим» (Откр.20:12-13).
И тогда не исключено, что не только язычники (буддисты и прочее), но и верующие других религий, которые любили людей, любили Бога в представлении своей религии (иудеи, мусульмане), имели чистое сердце, делали добрые дела, но выросшие в лживой среде, заблудившиеся в своих исканиях Бога, не имевшие условий и возможности уверовать в Христа в земной жизни, ходить в православные храмы, принимать Таинства Церкви и прочее, познав Христа на Последнем Суде, уверуют в Него и покаются в прежнем неверии. И тогда по милости Божией они могут быть прощены Христом за свое прежнее неверие и крещены Святым Духом и огнем.

Я говорю о принципиальной возможности посмертного уверования в Христа, покаяния и крещения Им при Втором Своем Пришествии таких людей, которые в земной своей жизни не утвердились в противоборстве Богу и в грехах своих. Прежде всего, говорю о тех, кто имел добрые намерения познать Христа, но нечаянная смерть не позволила ему креститься. Говорю также и об отцах, матерях наших и всех тех, кто, имея чистую совесть и сердце, погиб за нас по любви к нам, будучи некрещеным, и о которых ежедневно молимся в келейной утренней молитве: - «Ты же, яко Человеколюбец Бог, прости их и помилуй, вечныя муки избави, Небесному Царствию причастниками учини и душам нашим полезная сотвори». Что помешает Христу при Втором Своем Пришествии крестить Святым Духом преждевременно умерших некрещеных младенцев, (особенно, если православные родители молились об их упокоении), оглашенных, не успевших креститься по причине гибели по пути в храм на крещение (нечаянная смерть), мусульман, желавших принять православие, но не имевших возможности креститься по условиям проживания и прочее?

3. У человека не одна, и не две, а три жизни – одна жизнь земная и две посмертные или две временные и одна вечная:
- временная земная жизнь, в которой закладываются основы дальнейшей жизни,
- посмертная временная жизнь души в раю или в аду без тела и
- посмертная вечная жизнь воскресшего человека с духовным телом в Царстве Небесном или в геенне.
И две смерти:
- одна переходящая в воскресение телесная смерть, как оставление душой тленного тела и продолжение ее жизни без тела в раю или в аду,
- другая это вечная духовная смерть души, как полный разрыв общения грешника с Богом в результате укоренения его во зле и изоляция его в геенне от остального мира, то есть от Царства Небесного.
В соответствии с этим понятия ад и рай целесообразно применять к временной жизни души, а понятия геенна и Царствие Небесное – к вечной жизни воскресшего человека. Из рая человек воскреснет в Царствие Небесное, а из ада может быть воскрешен либо в геенну, либо, как я предполагаю, не исключено воскресение уверовавшего и покаявшегося грешника (по молитвам нашим и милости Божией) в Царствие Небесное.

Итак, пока душа жива, возможно, как я думаю, посмертное покаяние и крещение Христом Святым Духом некоторых воскресших грешников перед Последним Судом. И только после духовной смерти души (смерти второй) уже невозможно ни покаяние, ни посмертное крещение.

Вопрос.
1. Как святые отцы решают вопрос об очищении от первородного греха и духовного рождения заново ветхозаветных праведников, которые почили до искупления их грехов Христом?
2. Возможно ли при Втором Пришествии Христа покаяние, помилование и посмертное крещение Святым Духом и огнем тех грешников, кто не крещен водой и Святым Духом в земной жизни?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Юрий!

Вопросы, которые Вы задали, интересуют многих верующих: у многих из них есть некрещеные родственники (как умершие, так и живущие ныне земной жизнью), кто-то интетересуется данной тематикой и по любознательности.

Вы верно заметили, что многие души людей, живших земной жизнью в ветхозаветные времена, были выведены Христом из ада, при том, что они не были крещены. Кого-то этот факт наталкивает на мысль, что достижение Царства Небесного возможно и для некрещеных людей. Между тем, Вы сами отметили слова Искупителя: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Иоан.3:3-6).

Что можно на это сказать? Личное спасение достигается человеком в Церкви, через жизнь в Церкви, жизнь по Христу, со Христом. А вхождение человека в Церковь осуществляется через принятие Крещения. Вы обращаете внимание на то, что ветхозаветные праведники, в отличие от праведных христиан, не были омыты при жизни от скверны первородного греха, и в этом Вы видете их отличие от христиан.

А я обращу ваше внимание на другое: на то, что есть между ними общего. Как тогда из ада были спасены те души, которые восприняли проповедь Христа и пожелали последовать за Ним, так и спасающиеся христиане являются последователями Христовыми, принявшими его проповедь. В Царство Небесное попадают те люди (души), чье духовно-нравственное состояние соответствует в надлежащей мере состоянию обитателей Небесного Царства (кто желает и кто готов жить по нормам святых).

Относительно недоумения, существует ли возможность для обитателей ада достичь Царства святых, уместно сказать следуещее. Кто-то из них будет спасен по молитвам со стороны ближних, со стороны Церкви (разумеется, при помощи Божественной благодати); опять же, замечу, некоторые церковные писатели допускали возможность исключений относительно достижения некоторой степени блаженства даже теми людьми, кто при жизни не были (строгими) последователями Христа (см. по этому поводу: Спасутся ли все?), и кто, по мнению многих, "не должен" попасть в Царство святых.

Благодарю за вопрос!
 
Сверху