Почему Бог добрый?

Интересующийся
Неужели, если некоторые «мудрецы» придумали, как Максим исповедник, например, который сказал, что «Бог дал нам бытие, и это благо... дал нам и вечнобытие, и это снова благо» - то так и есть? Почему не нелепо так думать? Есть ли в писаниях о том, что бытие человека есть благо ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА? Для Бога — может и так, если он создал людей для себя. Для чего бог позволил человеку судить — что хорошо, что плохо? - Разве для того, чтобы человек этим не пользовался и всегда соглашался с откровениями Бога.... Итак - почему Бог добрый? Потому, что вас запугали вечными мучениями?
 
Крещён в Православии
Неужели, если некоторые «мудрецы» придумали, как Максим исповедник, например, который сказал, что «Бог дал нам бытие, и это благо... дал нам и вечнобытие, и это снова благо» - то так и есть? Почему не нелепо так думать? Есть ли в писаниях о том, что бытие человека есть благо ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА? Для Бога — может и так, если он создал людей для себя. Для чего бог позволил человеку судить — что хорошо, что плохо? - Разве для того, чтобы человек этим не пользовался и всегда соглашался с откровениями Бога.... Итак - почему Бог добрый? Потому, что вас запугали вечными мучениями?
А Сергей Алексеев вам не родственник? Он хоть чуть чуть, но с Писанием знаком, как и с верой православной, а форум для разъяснения трудного, а не для катехизации... вы же "ни ухом..." ни по одному вопросу. Если вас не забанят за нарушение правил форума, можно попробовать вас катехизировать, если вы этого хотите конечно...а если так, потрындеть сюда пришли, то какой смысл вам и другим время терять...
 
Прочее
Неужели, если некоторые «мудрецы» придумали, как Максим исповедник, например, который сказал, что «Бог дал нам бытие, и это благо... дал нам и вечнобытие, и это снова благо» - то так и есть? Почему не нелепо так думать? Есть ли в писаниях о том, что бытие человека есть благо ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА? Для Бога — может и так, если он создал людей для себя. Для чего бог позволил человеку судить — что хорошо, что плохо? - Разве для того, чтобы человек этим не пользовался и всегда соглашался с откровениями Бога.... Итак - почему Бог добрый? Потому, что вас запугали вечными мучениями?
Это не Максим Исповедник, а Библия («Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его» (Плач. 3, 25).)
Сухую теорию хотите? Ее изложил Фома Аквинский:
Отвечаю: быть благим свойственно Богу наипревосходнейшим образом. Ведь вещь блага настолько, насколько желанна. Затем, все домогается того, что подобно его собственному совершенству; совершенство же и форма следствия некоторым образом подобны [совершенству и форме] действователя, поскольку каждый действователь делает подобное себе; таким образом, действователь сам по себе желанен и имеет природу блага. Выходит, для самой по себе вещи желанным является ее участие в уподоблении. Следовательно, поскольку Бог есть первая действующая причина всех вещей, очевидно, что Ему [необходимо] принадлежит момент блага и желанности; таков был и путь [рассуждений] Дионисия, когда он приписал благость Богу как первой действующей причине и сказал, что Бог назван Благом, «ибо в Нем все создалось»
Проще говоря, все Ваши действия так или иначе имеют цель, а у этих целей своя цель, по итогу у всех есть примерно одна итоговая цель. И вот эта цель совпадает с Богом, так как желанно то, что совершенно, притом желаем мы вещи как можно более совершенные, а все совершенства есть в Боге, и из него произошли. Даже если человек об этом не знает, но при том неосознанно к чему-то зачем-то стремится. Особенно учитывая, что Бог не благ, а он сам по себе благо, это его сущностная природа. Также - человек есть подобие Бога, а подобия стремятся к совершенству, которое есть у оригинала.
Это сухая теория, а по существу и в частностях - в принципе вопрос имеет право на существование. Если брать термин "добрый", а не "благо", то тут сразу встает вопрос - что под этим понимать. Потому что христианство в принципе оба термина через Бога и определяет. Не Бог добрый/благой, потому что соответствует какому-то определению, а ровно наоборот, Бог и есть благо или добро, поэтому нечто есть благо ровно настолько, насколько оно согласуется с Богом. И представления о добре у Бога, и в общепринятых смыслах могут очень сильно не совпадать. Даже в общепринятых у верующих смыслах.
 
Последнее редактирование:
Иерусалим
Православный христианин
Неужели, если некоторые «мудрецы» придумали, как Максим исповедник, например, который сказал, что «Бог дал нам бытие, и это благо... дал нам и вечнобытие, и это снова благо» - то так и есть? Почему не нелепо так думать? Есть ли в писаниях о том, что бытие человека есть благо ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА? Для Бога — может и так, если он создал людей для себя. Для чего бог позволил человеку судить — что хорошо, что плохо? - Разве для того, чтобы человек этим не пользовался и всегда соглашался с откровениями Бога.... Итак - почему Бог добрый? Потому, что вас запугали вечными мучениями?
Дорогой игорьалексеев, поверьте мне на слово, что, вот уже больше четверти века стоя у Престола, я слышу постоянно одни и те же вопросы, которых, навряд ли, больше ста. И вот, они повторяются, повторяются, повторяются - изо дня в день, из года в год. И нового ничего еще никто не придумал.

Проблема в том, что человек, находящийся ВНЕ Традиции и ВНЕ общения с Живым Христом, недугует и болеет своим падшим умом. Падший ум, безусловно имеют все люди (от них же первый есть аз), но христиан вразумляет и согревает Христос - и питает и исцеляет нас Истиной.

Думаю, что мы с вами по-разному осознаем понятия "добра" и "блага". Так же как и всего прочего. К примеру, понятие "свободы" мы понимаем не как вседозволенность ("что хочу, того и ворочу"), а как нравственное самоограничение во имя любви.

Думаю, что и понятие "любви" мы с вами понимаем по-разному. Прежде всего, мы знаем, ЧТО такое любовь и ОТКУДА она изначально взялась. Могу поделиться с вами этим знанием. Любовь - есть природа взаимоотношения Лиц во Святой Троице.
Поэтому для нас любовь - не чувство, а свойство. Свойство Божественной Природы в человеке. Далее, "любовь" для нас, христиан, - это не имя существительное, а глагол. Потому подразумевает ДЕЙСТВИЕ. Любовь проявляется только через ваши дела. Любовь всегда есть жертва. Жертва любви ради нашего ближнего.

И это приносит счастье. Во-первых, потому, что "блаженнее даяти, нежели приимати" (Деян. 20:35). А во-вторых, потому что жертва любви невозможна без некоего смирения себя, и тогда вновь выходит по Писаниям: "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (Иак. 4:6).

Каково одно из главных откровений о Боге дает нам Новый Завет? Именно то, что "Бог есть Любовь" (1 Ин. 4:16) и что "Бог есть Свет и нет в Нем никакой тьмы" (1 Ин. 1:5), а значит, никакой лжи, лукавства, неправедности, злобы и пр. у Бога нет. Бог есть Абсолютная Совокупность всех Совершенств.

И именно по любви Своей Бог возжелал излить ее ВОВНЕ Себя. И Он задумал человека, чтобы излить на него Свою любовь. И ради человека созданы пространство и время, материя и Вселенная, галактики и скопления, горы и бездны и, собственно, всё сущее. И создано всё добрым: "И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма" (Быт. 1:31).

Что сказать о том, что "Бог создал человека для Себя"?
Да, действительно, блаженный Августин пишет в одном из своих богословских трактатов под названием "Исповедь": "Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе".
Но как понимать "для Себя"? А вот, как. Здесь диалектика. Бог Отец возжелал создать тварь, которая могла бы научиться свободно любить Бога Сына, и через любовь к Сыну и единство с Ним, войти в любовь Отца, как в нее входит Сын.

Что есть для человека благо? То, что задумал о нем Бог: вечное счастье со Христом в Его Небесном Царстве (надеюсь, вы понимаете, что Вечность - это не длинное-длинное-длинное время, а полная противоположность ему, т.е. категория вне-временная). И всё, что помогает человеку двигаться к этой цели - есть добро и благо, а всё, что мешает или тормозит - это вред и зло.

Почему Бог позволил человеку судить, что хорошо и что плохо? Потому что нравственность - это одно из свойств Богообразной души, которой Бог оживотворил человека. Посмею напомнить, что Образ Божий в человеке - это личностность, бессмертие, свобода, нравственность, самовластность, способность к творчеству, анализу, слову, браку и пр. А Подобие Божие - это то, к чему человек призван Богом прийти в результате своего жизненного пути.

Как достичь Подобия Божия? А очень просто. Нужно все свои способности, все свои дары, все свои таланты, все свои возможности, полученные от Бога, подобно Богу употреблять лишь во благо. Во благо ближнему. А кто такой ближний? Во-первых, это тот, кто оказал тебе помощь, без рассуждения роду и племени. А во-вторых, тот, кто нуждается в данный момент в твоей помощи. Также без рассуждения роду и племени.

Ну, и напоследок, о "вечных мучениях". Думаю, вы согласитесь, что для рыбы вода - жизнь, а воздух - смерть? А для птицы, наоборот, вода - смерть, а воздух - жизнь. Хотя и вода, и воздух остаются теми же самыми. Вот и Бог наш. Он есть Любовь. И ИЗМЕНИТЬСЯ Он не может, так как по природе Своей Он неизменен. У Бога "нет изменения и ни тени перемены" (Иак.1:16-17).

Поэтому важно понимать, что у Вечного блаженства и у Вечных мук - Один Источник. Всепоядающий огнь Божественной Любви (Евр. 12:29). И в этом Огне - ликует и блистается праведник. И в том же самом Огне Любви - корежится и мучается грешник.

Бог УТЕСНИЛ Себя, дав нам Свободу. И у этой свободы очень высокая цена.
Она такова, что каждому из нас придется нести ответственность за наши таланты и за то, как мы ими распорядились: за свои дела, за свои слова, свои поступки, свои начинания и помыслы. И Бог, по любви Своей, многажды нас предупреждает и учит нас, как жить и что делать, чтобы из-за наших поступков дел и слов нам не пришлось вечно стенать от невозможности покаяния - в Огне Его Любви.

Храни вас Бог.
 
Последнее редактирование:
Прочее
Поэтому важно понимать, что у Вечного блаженства и у Вечных мук - Один Источник. Всепоядающий огнь Божественной Любви (Евр. 12:29). И в этом Огне - ликует и блистается праведник. И в том же самом Огне Любви - корежится и мучается грешник.
Не догмат. А довольно экстравагантная современная теория, призванная устранить несправедливость, сказать, что ад и рай - это одно и тоже, только для одних одно, других - другое. На деле "им приготовлен мрак вечной тьмы" (2Пет. 2:17), а вовсе никакой не огонь божественной любви. А качество адского огня - «горящие угли, огонь и сера, и палящий ветер – их доля из чаши» (Пс. 10,6), «дуновение Господа, как поток серы, зажжет его» (Ис. 30,33).
"идите от Меня, проклятые, в огонь вечный" (Мф. 25:41) сильно отличается от "идите ко Мне, проклятые, в огонь вечный".
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Не догмат. А довольно экстравагантная современная теория, призванная устранить несправедливость, сказать, что ад и рай - это одно и тоже, только для одних одно, других - другое. На деле "им приготовлен мрак вечной тьмы" (2Пет. 2:17), а вовсе никакой не огонь божественной любви. А качество адского огня - «горящие угли, огонь и сера, и палящий ветер – их доля из чаши» (Пс. 10,6), «дуновение Господа, как поток серы, зажжет его» (Ис. 30,33).
"идите от Меня, проклятые, в огонь вечный" (Мф. 25:41) сильно отличается от "идите ко Мне, проклятые, в огонь вечный".
++Не догмат++
Да

++А довольно экстравагантная современная теория, призванная устранить несправедливость, сказать, что ад и рай - это одно и тоже, только для одних одно, других - другое. ++

Ну не такая уж современная ).

"Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение вящее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания. Неуместна никому такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией. Любовь есть порождение ведения истины, которое (в чем всякий согласен) дается всем вообще. Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой. И вот, по моему рассуждению, геенское мучение есть раскаяние. Души же горних сынов любовь упоевает своими утехами."

https://azbyka.org/otechnik/Isaak_Sirin/slova-podvizhnicheskie/18#sel=17:1,17:107

++На деле "им приготовлен мрак вечной тьмы" (2Пет. 2:17)++

Тут несколько не корректный перевод, в 2Пет.2:17 нет слова "вечной", по критическому тексту, а если смотреть Textus Receptus / Stephanus 1550, Общепринятый текст, то употреблено αἰῶνα (об этом чуть ниже).

( https://bible-teka.com/strong/47/2/17/ )

Да и здесь https://azbyka.org/biblia/?2Pet.2:17&r~g~el~el-na28 нет αἰῶνα.

++"идите от Меня, проклятые, в огонь вечный" (Мф. 25:41)++

Вот и добрались до αἰώνιος.​

Этимология: от G165, αἰών​

Значение:
1. век (жизнь человека, поколение), эпоха, эра;
2. вечность, неопределенно долгий период времени;
3. мир, вселенная;
4. мирская система, обычай (этого мира), сей век.​

В Ветхом Завете: H5769 (עוֹלָם‎).​

5769: עוֹלָם‎

долгое время, долго;

2. вечность, вечно, вовек;

( https://bible-teka.com/strong/40/25/41/ )

Совсем не факт что нужно обязательно понимать вечность как бесконечность, тем более что в древнегреческом, еще от Аристотеля, есть вполне понятное и употребляемое бесконечность= άπειρο (ἄπειρον), а святые отцы были весьма и весьма образованные люди. Я когда-то "покопал", не скажу что очень глубоко, про вечность/бесконечность и употребляется все от αἰών.

Ну и также встретил:

"Наряду с учением о всеобщем спасении у свт. Григория Нисского встречаются изречения и выражения, к-рые могут показаться противоречащими этому учению. Рассуждая о человеке, отлученном от Церкви, святитель отмечает, что его душа, «будучи заключена в мрачное некое место... останется там, казнясь нескончаемым и во веки непрекращающимся плачем» (Castig.). В слове «Против ростовщиков» он обличает стяжателя, к-рого ожидает «вечное наказание» (Contr. usur.). Свт. Григорий использует и такие выражения, как «огненное мучение, и притом вечное» (De Benefic.), «гибель вечная» (Adv. Ar. et Sab. 6) и др. Во всех этих случаях он употребляет слова αἰών («век») и αἰώνιος («вечный»), к-рые, по мнению митр. Макария (Оксиюка), исследовавшего эсхатологическое учение свт. Григория Нисского, означают здесь «чрезвычайно долгую продолжительность». Когда же свт. Григорий размышляет о «вечности в абсолютном смысле», то использует слова ἄπειρος («беспредельный», «бесконечный») и ἀΐδιος («постоянный», «вечный»). С их помощью он описывает, напр., вечность Божественной жизни, Бога как Царя предвечного, Который «будет царствовать вовеки и в вечность» (Исх 15. 18), и т. п. (Макарий (Оксиюк), митр. Эсхатология св. Григория Нисского. К., 1914. М., 1999р. С. 386-387)."

https://www.pravenc.ru/text/75604.html

(это безотносительно поста Лазаря, он (пост) – без комментариев)
 
Иерусалим
Православный христианин
Не догмат. А довольно экстравагантная современная теория, призванная устранить несправедливость, сказать, что ад и рай - это одно и тоже, только для одних одно, других - другое. На деле "им приготовлен мрак вечной тьмы" (2Пет. 2:17), а вовсе никакой не огонь божественной любви. А качество адского огня - «горящие угли, огонь и сера, и палящий ветер – их доля из чаши» (Пс. 10,6), «дуновение Господа, как поток серы, зажжет его» (Ис. 30,33).
"идите от Меня, проклятые, в огонь вечный" (Мф. 25:41) сильно отличается от "идите ко Мне, проклятые, в огонь вечный".
Дорогой Сергей, что могу напомнить вам и Андрею, это то, что внешнее знание - надмевает, а назидает - любовь (1 Кор. 8:1).

Тайны Божии во многом антиномичны - и их не понять извне, а чаще всего, даже и изнутри, без должного опыта жизни во Христе.
Как вы не можете знать тайны сердца человеческого, а можете судить лишь по человеку внешнему, так же и тайны Божии.
Не всё написанное христианами за 7000-летнюю историю Христовой Церкви истинно. Во всем требуется добродетель рассуждения и глумления (глумление - это не насмешка, а глубокое изучение, попытка докопаться до самых глубин), и это невозможно вне Церкви.

В сегодняшнем чтении апостол Павел как раз пишет: "укоренены в любви и на ней основанные, да возможете разумети со всеми святыми, что есть широта и долгота, и глубина, и высота, разумети же превосходящую всякий разум любовь Христову, да исполнитесь во всяком исполнении Божии" (Еф. 3:16-18). Бог верным Своим подаёт ЭПИГНОСИС.

Не внешним дает Бог это откровение, но Своим, внутренним, которых Он "избрал и поставил" (Ин. 15:16).
И то, что я написал для вас, это не новое и не старое, а объективная реальность бытия.

Еще одно постараюсь объяснить вам.
Бог наш, Бог любви - не прокурор, не судья и не палач. Бог наш - сердобольный Врач и любящий Отец, бдящий над одром своего смертельно больного ребенка.
Вот еще один термин, который мы понимаем по-разному - "наказание". Мы понимаем наказание, как научение, обучение, как урок, да, иногда не очень приятный, но полезный для спасения души.

Бог ничего никому не посылает "за что-то", за прошлое (за грехи, ошибки провинности, наглость и пр.), нет.
По любви Своей всё, что Он посылает нам, Он посылает "ради чего-то", ради нашего будущего, ради нашего спасения.

Теперь, что касается муки Вечной и почему "идите ОТ Меня..."
Хорошо говорит книга Притчей Соломоновых: "бежит нечестивый ни едину гонящу" ("нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним") Прит. 28:1.

Не Бог гонит. Грех гонит ОТ Бога, как гнал Адама, прятавшегося от Бога под кустом, как гнал Каина...
Самое же страшное здесь вот, что.
Умерший во грехе - не может идти к Богу. Грех гонит его ОТ. И это движение "ОТ" - будет вечным. Потому что "нет общения у Христа с велиаром" (2 Кор. 6:15).
Так что "идите ОТ" - не приговор изменения от любви, а констатация факта НЕВОЗМОЖНОСТИ к изменению грешника.
Храни Господь.
 
Крещён в Православии
а констатация факта НЕВОЗМОЖНОСТИ к изменению грешника.

хммм, а кто Вы такой есть чтобы констатировать факты?

"Как-то уже в старости, когда один аскет-отшельник начал убеждать его, что «Бог накажет всех безбожников, и будут они гореть в аду», Силуан (св Силуан Афонский) спросил его: «Ну скажи мне, пожалуйста, если посадят тебя в рай и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?» «А что поделаешь, сами виноваты», — сказал монах. И старец со скорбным лицом ответил: «Любовь не может этого понести…"

Дорогой Сергей Лазарь, что могу напомнить вам и Андрею Вам, это то, что внешнее знание - надмевает, а назидает - любовь (1 Кор. 8:1).
(исправление мое)
 
Крещён в Православии
Неужели, если некоторые «мудрецы» придумали, как Максим исповедник, например, который сказал, что «Бог дал нам бытие, и это благо... дал нам и вечнобытие, и это снова благо» - то так и есть? Почему не нелепо так думать? Есть ли в писаниях о том, что бытие человека есть благо ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА? Для Бога — может и так, если он создал людей для себя. Для чего бог позволил человеку судить — что хорошо, что плохо? - Разве для того, чтобы человек этим не пользовался и всегда соглашался с откровениями Бога.... Итак - почему Бог добрый? Потому, что вас запугали вечными мучениями?

попробую ответить широко но коротко )), не знаю получится ли.

христианство говорит о том, что
1 - смерти нет
2 - смерти нет
3 - смерти нет

т.е. через, максимум, несколько десятков лет будет не вообще end, абсолютное небытие, а будет продолжение в бесконечность, ну или если бесконечность сложно понимается/"осязается" то пусть вечность (тысяча пятьсот или миллион лет, или тысяча пятьсот миллионов лет, или ...), и "подобное к подобному", это еще до воплощения Слова знали. и если хочется после нескольких десятков лет оказаться в среде обитания где естественное состояние обитателей есть соответствие заповедям, то, видимо, нужно и самому вроде как соответствовать этим заповедям, и жизнь до смерти понимается как предуготовление к жизни будущей (1), вот Господь и желает блага, это понятно из простейшей арифмЭтики ), несколько десятков и много_гораздо_больше уходящее в даль ). если не к Нему, то лукавые будут драть как сидорову козу.
1 - это понятно даже на бытовом уровне, предыдущее во многом определяет последующее
 
Последнее редактирование:
Прочее
Еще одно постараюсь объяснить вам.
Бог наш, Бог любви - не прокурор, не судья и не палач. Бог наш - сердобольный Врач и любящий Отец, бдящий над одром своего смертельно больного ребенка.
Вот еще один термин, который мы понимаем по-разному - "наказание". Мы понимаем наказание, как научение, обучение, как урок, да, иногда не очень приятный, но полезный для спасения души.
Любовь, понимаемая как желание блага (волевого, разумного характера) не противоречит наказаниям, а наказания не противоречат практике. Если Бог допускает те страдания, которые имеются на данный момент, значит ничего не противоречит в них любви Бога. Примеров наказания, и довольно жесткого в Библии предостаточно, особенно в Ветхом Завете (этот факт смущать не должен, так как Бог не меняется).
Наказание для тех, кого можно спасти и кого спасти нельзя - разное, так как преследует разные цели.
Теперь, что касается муки Вечной и почему "идите ОТ Меня..."
Хорошо говорит книга Притчей Соломоновых: "бежит нечестивый ни едину гонящу" ("нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним") Прит. 28:1.

Не Бог гонит. Грех гонит ОТ Бога, как гнал Адама, прятавшегося от Бога под кустом, как гнал Каина...
Самое же страшное здесь вот, что.
Умерший во грехе - не может идти к Богу. Грех гонит его ОТ. И это движение "ОТ" - будет вечным. Потому что "нет общения у Христа с велиаром" (2 Кор. 6:15).
Так что "идите ОТ" - не приговор изменения от любви, а констатация факта НЕВОЗМОЖНОСТИ к изменению грешника.
Храни Господь.
Именно отсюда и берется наказание адом. Все же созерцание Бога - это строго для спасенных награда. А по аду, вот Григорий Двоеслов его полагает вполне себе если не материальным, то околоматериальным местом, но ключевое - противоположным небу, более того, еще дальше от неба, чем земля:
должно заметить, что если мы потому называем ад преисподнею, что он находится внизу, то ад по отношению к земле будет то же, что земля по отношению к небу. Поэтому, может быть, и псалмопевец говорит: «избавил душу мою от ада преисподнего» (Пс 85.13), чтобы показать, что земля есть как бы верхний ад, а под землей находится ад преисподнейший. С этим мнением согласны и слова Иоанна, когда он говорит, что видел книгу запечатанную семью печатями, и никто не нашелся достойным – ни на небе, ни на земле, ни под землею – раскрыть книгу и сломить ее печати; «и я много плакал» (Откр 5.4). Впрочем, далее он говорит, что книгу раскрыл Лeв «от колена Иудова». Что разумеется под этой книгой, как не Св.Писание? Ее раскрыл один наш Искупитель, Который воплощением, смертью, воскресением и вознесением открыл все тайны, заключенные в Св. Писания и никто на небе не мог открыть книгу, т.е. ни Ангелы, никто на земле, т.е. ни люди, живущие еще в теле, никто под землей, т.е. ни души, вышедшие из тела никто, кроме Господа, не мог открыть нам тайн Св. Писания. Когда же говорится, что никто под землей не нашелся достойным раскрыть книгу, то я не нахожу ничего противного слову Божию полагать ад под землей.
Ну а насчет вечности (тот же источник):
Петр. Но ни одного верного раба правдивый господин не судит с излишнею строгостью и лукавого раба повелевает бить только для того, чтоб исправить его пороки: ему наносятся удары в надежде исправления. Если же нечестивые, преданные геенскому огню, не достигнут исправления, то с какой целью будут вечно гореть?

Григорий. Всемогущий Бог как Милосердый управляет добрыми людьми без жестокости; но как Правосудный не перестанет вечно наказывать нечестивых. Впрочем, нечестивые люди, определенные на вечные мучения, хотя наказываются за свое нечестие, будут гореть и с другою некоторою целью. Все праведники увидят и блаженство в Боге, которое получат, и мучения грешников, которых избежали. И чем яснее увидят они вечное наказание за грехи, Которые победили при помощи Божией, тем более будут сознавать себя вечными должниками Божественной благодати.
И тут хотелось бы заметить, что гореть они будут не потому, что по испорченной природе не могут не гореть, то есть по состоянию души, а ровно потому что их туда отправят волевым способом. К слову, кроме душ у них будут еще и тела. И в "огонь вечный" их обещали отправить полностью, а не только их души. Соответственно и огонь будет... материальным (!), из-за чего возникает дилемма, а как материальный огонь будет воздействовать на нематериальные души, и этот вопрос св. Григорий Двоеслов тоже разбирает:
Что душа богача содержалась в огне, показывают следующие слова его, которыми умолял он Авраама: «пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк 16.24). Итак, если Сама Истина утверждает, что грешный богач осужден был на мучение в огне, то кто из умных людей станет отрицать, что души грешников содержатся в огне?

Петр. Правда, и разумом, и свидетельством Истины душа побуждается к вере, но когда приходит в раздумье, опять медлит убеждаться. Ибо каким образом бестелесное существо может быть содержимо и мучимо вещественною силою?

Григорий. Скажи, пожалуйста, телесными или бестелесными ты считаешь отпадших духов, лишенных небесной славы?

Петр. Какой здравомыслящий человек духов назовет телесными?

Григорий. А огонь геенский ты признаешь невещественным или вещественным?

Петр. Не сомневаюсь, что огонь геенский вещественный и в нем непременно будут мучиться тела.

Григорий. Истинно скажет отверженным в последний день Сама Истина: «идите... во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его» (Мф 25.41). Итак, если диавол и его аггелы, будучи бестелесными, осуждены на мучения в вещественном огне, что удивительного, если и души, еще прежде соединения с телами, могут чувствовать вещественные мучения?

Петр. Истина очевидна, и ум не должен более сомневаться в этом предмете.
Кажется несправедливым, жестоким и несоответствующим любящему образу отца? Да, но что, мало ли таких примеров в Библии? Никто и не обещал, что наши представления о справедливости, милосердии и любви будут совпадать с представлениями Бога о них. Это вовсе не повод пытаться придумать более нравящиеся нам объяснения, которые не очень сочетаются и со святыми, и с самим Писанием.
 
Иерусалим
Православный христианин
Любовь, понимаемая как желание блага (волевого, разумного характера) не противоречит наказаниям, а наказания не противоречат практике. Если Бог допускает те страдания, которые имеются на данный момент, значит ничего не противоречит в них любви Бога. Примеров наказания, и довольно жесткого в Библии предостаточно, особенно в Ветхом Завете (этот факт смущать не должен, так как Бог не меняется).
Наказание для тех, кого можно спасти и кого спасти нельзя - разное, так как преследует разные цели.

Именно отсюда и берется наказание адом. Все же созерцание Бога - это строго для спасенных награда. А по аду, вот Григорий Двоеслов его полагает вполне себе если не материальным, то околоматериальным местом, но ключевое - противоположным небу, более того, еще дальше от неба, чем земля:

Ну а насчет вечности (тот же источник):

И тут хотелось бы заметить, что гореть они будут не потому, что по испорченной природе не могут не гореть, то есть по состоянию души, а ровно потому что их туда отправят волевым способом. К слову, кроме душ у них будут еще и тела. И в "огонь вечный" их обещали отправить полностью, а не только их души. Соответственно и огонь будет... материальным (!), из-за чего возникает дилемма, а как материальный огонь будет воздействовать на нематериальные души, и этот вопрос св. Григорий Двоеслов тоже разбирает:

Кажется несправедливым, жестоким и несоответствующим любящему образу отца? Да, но что, мало ли таких примеров в Библии? Никто и не обещал, что наши представления о справедливости, милосердии и любви будут совпадать с представлениями Бога о них. Это вовсе не повод пытаться придумать более нравящиеся нам объяснения, которые не очень сочетаются и со святыми, и с самим Писанием.
Дорогой Сергей7, к моему глубокому сожалению, вы не понимаете предметов, о которых говорите.
Простите меня, грешного
 
Прочее
Дорогой Сергей7, к моему глубокому сожалению, вы не понимаете предметов, о которых говорите.
Простите меня, грешного
Нет, у нас просто сильно разное понимание этих предметов. Я Ваше представляю, оно базируется на современных богословских теориях (ад и рай как состояние души вне времени и пространства, ну и самая современная - дескать это вообще одно "место"). Но это эти теории - не согласуются ни с Библией, ни со Святыми Отцами. Правда в том, что верно старое понимание, как бы многие ни были удивлены, а именно... а именно изложенное выше св. Григорием Двоесловом, а именно, что ад - это место (а не "место"), приспособленное для вечного (в смысле бесконечного во времени) наказания грешников вещественным огнем (которое сравнивается по качеству с серой, дымом и углями, а не с божественным светом, в Боге нет геенского огня, в Нем - Божественный огонь). Грешников в теле, напоминаю, так как тела будут воскрешены, а телесному свойственно в том числе и время, и материя, и пространство. Вот собственно и все. И никакие ссылки на "а как же Бог есть Любовь" этого не изменят.
 
Прочее
"Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их" (Лк. 16)
Как будто Христос после смерти в состояние души спускался. Притом свое собственное.
 
Православный христианин
Любовь, понимаемая как желание блага (волевого, разумного характера) не противоречит наказаниям, а наказания не противоречат практике.
Провокатор-это вы и есть, потому что с оговорками типа- "я не прямо о ком то, я лишь про сам дух говорю," раскритиковали и Президента и Патриарха. После смерти вас Бог не будет спрашивать ни о том ни о другом,он спросит только о вас. А вы будучи никем тут сейчас что то пытаетесь на высшие темы рассуждать Любовь и т.п. темы...
 
Прочее
Провокатор-это вы и есть, потому что с оговорками типа- "я не прямо о ком то, я лишь про сам дух говорю," раскритиковали и Президента и Патриарха. После смерти вас Бог не будет спрашивать ни о том ни о другом,он спросит только о вас. А вы будучи никем тут сейчас что то пытаетесь на высшие темы рассуждать Любовь и т.п. темы...
Будете продолжать - попрошу модератора вмешаться, если по-русски словами не понимаете. Тем более, что он уже закрыл ту тему.
 
Иерусалим
Православный христианин
Нет, у нас просто сильно разное понимание этих предметов. Я Ваше представляю, оно базируется на современных богословских теориях (ад и рай как состояние души вне времени и пространства, ну и самая современная - дескать это вообще одно "место"). Но это эти теории - не согласуются ни с Библией, ни со Святыми Отцами. Правда в том, что верно старое понимание, как бы многие ни были удивлены, а именно... а именно изложенное выше св. Григорием Двоесловом, а именно, что ад - это место (а не "место"), приспособленное для вечного (в смысле бесконечного во времени) наказания грешников вещественным огнем (которое сравнивается по качеству с серой, дымом и углями, а не с божественным светом, в Боге нет геенского огня, в Нем - Божественный огонь). Грешников в теле, напоминаю, так как тела будут воскрешены, а телесному свойственно в том числе и время, и материя, и пространство. Вот собственно и все. И никакие ссылки на "а как же Бог есть Любовь" этого не изменят.
Дорогой Сергей7, ну, конечно же, разные понимания, а как же.
Я понимаю всё изнутри Традиции, а вы пытаетесь объяснить необъяснимое извне.

Мне несколько раз доводилось уже писать, что многие важные и принципиальные вещи мы понимаем по-разному.
Бог - не полицейский. Бог - любящий отец и премудрый врач.
Он есть Источник и Владыка всего сущего.
Он задумал нас для счастья.
И Его любовь не терпит нас такими, в кого мы превратили себя.

Бог подобен гениальному кузнецу, который, сетуя о куске ржавого железа (но таки железа!), то нагревая его докрасна, то остужая до бела, бьет это железо всяческими методами и инструментами со всех сторон, чтобы из этого куска ржавчины вышло некое прекрасное изделие, которым можно любоваться. «Проидохом сквозь огнь и воду - и извел ны еси в покой», говорит Писание (Пс. 65:12).

Но со стороны, с чужого глаза, всё это может выглядеть, как издевательство над металлом.

Или, допустим, мы со стороны видим, как кто-то в кого-то втыкает нож. Или отрезает язык. Или руку.
Но если «втыкающий» - это опытный и умелый врач?
Бог, как врач, посылает нам одно лекарство и смотрит. Если мы это лекарство игнорируем, Он посылает нам иное, если же и иного отвращаемся, то третье… Но чаще всего бывает, что человека нужно просто спасать, тогда Бог делает ту или иную операцию, и это очень хорошо описано в Нагорной проповеди.

Также мне уже довелось писать, что Бог дал нам свободу, утеснив Себя. Свободу от прошлого. Свободу от обстоятельств и даже свободу от Него Самого.
Чтобы мы были ответственны за свой выбор, и не пеняли на Бога.

Т.е. НЕ Бог наказывает и карает грешника, ибо Бог есть Любовь, а человек сам, своей свободой и тем, как он ей распорядился в жизни, выносит себе суд на свою Вечность. Вспомним притчу о талантах.

И еще Бог Любви дает каждому возможность покаяния и исправления - до самой последней минуты жизни. Вспомните пример Благоразумного разбойника.

И еще. Бог - Не-справедлив в нашем плотском понимании. Ибо «благодать превыше закона, а милосердие превыше справедливости».
Кто ищет справедливости, тот ошибся религией.

Ибо справедливости от Бога требует диавол. Ибо он и пал - от чрезмерной жажды справедливости.

А Любовь не ищет справедливости, но милости.
Любовь ищет не за что бы обвинить, а за что бы оправдать. Поэтому каждый из нас может быть помилован Богом по Его долготерпению и неисповедимой милости.

Многие часто спрашивают, почему так много болезней и страданий сегодня?
Потому что Бог рассматривает жизнь каждого из нас в векторе Вечности.
Он видит, что мы разучились молиться, не желаем поститься, неспособны к любви и иным добродетелям…
Поэтому, по неисповедимой любви Своей Он посылает нам болезни и различные скорби, чтобы мы могли хоть в чем-то, хоть немного спострадать Ему.
Чтобы у Него было хоть что-то, чтобы оправдать нас на Страшном Суде.

Такие, вот, антиномии.
 
Интересующийся
Дорогой игорьалексеев, поверьте мне на слово, что, вот уже больше четверти века стоя у Престола, я слышу постоянно одни и те же вопросы, которых, навряд ли, больше ста. И вот, они повторяются, повторяются, повторяются - изо дня в день, из года в год. И нового ничего еще никто не придумал.

Проблема в том, что человек, находящийся ВНЕ Традиции и ВНЕ общения с Живым Христом, недугует и болеет своим падшим умом. Падший ум, безусловно имеют все люди (от них же первый есть аз), но христиан вразумляет и согревает Христос - и питает и исцеляет нас Истиной.

Думаю, что мы с вами по-разному осознаем понятия "добра" и "блага". Так же как и всего прочего. К примеру, понятие "свободы" мы понимаем не как вседозволенность ("что хочу, того и ворочу"), а как нравственное самоограничение во имя любви.

Думаю, что и понятие "любви" мы с вами понимаем по-разному. Прежде всего, мы знаем, ЧТО такое любовь и ОТКУДА она изначально взялась. Могу поделиться с вами этим знанием. Любовь - есть природа взаимоотношения Лиц во Святой Троице.
Поэтому для нас любовь - не чувство, а свойство. Свойство Божественной Природы в человеке. Далее, "любовь" для нас, христиан, - это не имя существительное, а глагол. Потому подразумевает ДЕЙСТВИЕ. Любовь проявляется только через ваши дела. Любовь всегда есть жертва. Жертва любви ради нашего ближнего.

И это приносит счастье. Во-первых, потому, что "блаженнее даяти, нежели приимати" (Деян. 20:35). А во-вторых, потому что жертва любви невозможна без некоего смирения себя, и тогда вновь выходит по Писаниям: "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (Иак. 4:6).

Каково одно из главных откровений о Боге дает нам Новый Завет? Именно то, что "Бог есть Любовь" (1 Ин. 4:16) и что "Бог есть Свет и нет в Нем никакой тьмы" (1 Ин. 1:5), а значит, никакой лжи, лукавства, неправедности, злобы и пр. у Бога нет. Бог есть Абсолютная Совокупность всех Совершенств.

И именно по любви Своей Бог возжелал излить ее ВОВНЕ Себя. И Он задумал человека, чтобы излить на него Свою любовь. И ради человека созданы пространство и время, материя и Вселенная, галактики и скопления, горы и бездны и, собственно, всё сущее. И создано всё добрым: "И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма" (Быт. 1:31).

Что сказать о том, что "Бог создал человека для Себя"?
Да, действительно, блаженный Августин пишет в одном из своих богословских трактатов под названием "Исповедь": "Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе".
Но как понимать "для Себя"? А вот, как. Здесь диалектика. Бог Отец возжелал создать тварь, которая могла бы научиться свободно любить Бога Сына, и через любовь к Сыну и единство с Ним, войти в любовь Отца, как в нее входит Сын.

Что есть для человека благо? То, что задумал о нем Бог: вечное счастье со Христом в Его Небесном Царстве (надеюсь, вы понимаете, что Вечность - это не длинное-длинное-длинное время, а полная противоположность ему, т.е. категория вне-временная). И всё, что помогает человеку двигаться к этой цели - есть добро и благо, а всё, что мешает или тормозит - это вред и зло.

Почему Бог позволил человеку судить, что хорошо и что плохо? Потому что нравственность - это одно из свойств Богообразной души, которой Бог оживотворил человека. Посмею напомнить, что Образ Божий в человеке - это личностность, бессмертие, свобода, нравственность, самовластность, способность к творчеству, анализу, слову, браку и пр. А Подобие Божие - это то, к чему человек призван Богом прийти в результате своего жизненного пути.

Как достичь Подобия Божия? А очень просто. Нужно все свои способности, все свои дары, все свои таланты, все свои возможности, полученные от Бога, подобно Богу употреблять лишь во благо. Во благо ближнему. А кто такой ближний? Во-первых, это тот, кто оказал тебе помощь, без рассуждения роду и племени. А во-вторых, тот, кто нуждается в данный момент в твоей помощи. Также без рассуждения роду и племени.

Ну, и напоследок, о "вечных мучениях". Думаю, вы согласитесь, что для рыбы вода - жизнь, а воздух - смерть? А для птицы, наоборот, вода - смерть, а воздух - жизнь. Хотя и вода, и воздух остаются теми же самыми. Вот и Бог наш. Он есть Любовь. И ИЗМЕНИТЬСЯ Он не может, так как по природе Своей Он неизменен. У Бога "нет изменения и ни тени перемены" (Иак.1:16-17).

Поэтому важно понимать, что у Вечного блаженства и у Вечных мук - Один Источник. Всепоядающий огнь Божественной Любви (Евр. 12:29). И в этом Огне - ликует и блистается праведник. И в том же самом Огне Любви - корежится и мучается грешник.

Бог УТЕСНИЛ Себя, дав нам Свободу. И у этой свободы очень высокая цена.
Она такова, что каждому из нас придется нести ответственность за наши таланты и за то, как мы ими распорядились: за свои дела, за свои слова, свои поступки, свои начинания и помыслы. И Бог, по любви Своей, многажды нас предупреждает и учит нас, как жить и что делать, чтобы из-за наших поступков дел и слов нам не пришлось вечно стенать от невозможности покаяния - в Огне Его Любви.

Храни вас Бог.
Но Бог же знал, что произойдёт потом, после сотворения Адама и Евы. Что миллионы людей окажутся в вечных мучениях. Это люди не знают, что их сын окажется убийцей и мучителем людей. А если бы они знали и всё равно бы его породили - разве они не были бы виноваты в его злодеяниях? Очевидно - виноваты. а бога почему надо оправдывать? Он же всё знал и всё мог сделать по-другому. Мог сделать так, чтобы рождались только те, кто СВОБОДНО его выберет, а не окажется потом в вечных мучениях. В общем - всеведающий, всемогущий, добрый - выбирать любые 2 ... Все 3-никак не получается
 
Интересующийся
попробую ответить широко но коротко )), не знаю получится ли.

христианство говорит о том, что
1 - смерти нет
2 - смерти нет
3 - смерти нет

т.е. через, максимум, несколько десятков лет будет не вообще end, абсолютное небытие, а будет продолжение в бесконечность, ну или если бесконечность сложно понимается/"осязается" то пусть вечность (тысяча пятьсот или миллион лет, или тысяча пятьсот миллионов лет, или ...), и "подобное к подобному", это еще до воплощения Слова знали. и если хочется после нескольких десятков лет оказаться в среде обитания где естественное состояние обитателей есть соответствие заповедям, то, видимо, нужно и самому вроде как соответствовать этим заповедям, и жизнь до смерти понимается как предуготовление к жизни будущей (1), вот Господь и желает блага, это понятно из простейшей арифмЭтики ), несколько десятков и много_гораздо_больше уходящее в даль ). если не к Нему, то лукавые будут драть как сидорову козу.
1 - это понятно даже на бытовом уровне, предыдущее во многом определяет последующее
Но Бог же знал, что произойдёт потом, после сотворения Адама и Евы. Что миллионы людей окажутся в вечных мучениях. Это люди не знают, что их сын окажется убийцей и мучителем людей. А если бы они знали и всё равно бы его породили - разве они не были бы виноваты в его злодеяниях? Очевидно - виноваты. а бога почему надо оправдывать? Он же всё знал и всё мог сделать по-другому. Мог сделать так, чтобы рождались только те, кто СВОБОДНО его выберет, а не окажется потом в вечных мучениях. В общем - всеведающий, всемогущий, добрый - выбирать любые 2 ... Все 3-никак не получается
 
Сверху