Перепись Библии от руки.

Ростов Великий
Православный христианин
Здравствуйте. Простите, если не в ту ветку написал. Пришла мысль переписать от руки Библию. Прямо с экрана в тетрадки 96 листов в клетку. Начать с книги Бытия и закончить Апокалипсисом. Как мне кажется, лично мне это поможет глубже вникнуть в смысл. Когда читаю, внимание рассеивается. Не является ли такое желание греховным?
В свое время я тоже переписывал. Псалмы давида.

Тогда было сложно с книгами. Потому, взял в церковной библиотеке, и начал переписывать, чтобы иметь свое.

Переписал примерно половину, потом удалось купить.

Думаю, это было полезно.

*
Имею опыт учить наизусть Евангелие.

Хорошая вещь.

*

Со старцем разговаривал о сложностях с молитвой.

Когда совсем плохо, тот рекомендовал писать молитву "Господи, помилуй" на бумаге.

Хорошо, когда мысли утверждаются делами.

*

Писание говорит:

"пс118:9 В чесом исправит юнейший путь свой? внегда сохранити словеса твоя"

Написать, думаю, похоже на сохранить.

**
 
Православный христианин
Пришла мысль переписать от руки Библию. Прямо с экрана в тетрадки 96 листов в клетку. Начать с книги Бытия и закончить Апокалипсисом. Как мне кажется, лично мне это поможет глубже вникнуть в смысл.
Что такое "смысл Писания". На наглядном примере. У Писания есть внешний смысл, соответствующий букве Писания, и внутренний смысл, соответствующий его его духу, логосу (иногда таких смыслов несколько). Возьмем, например,

"Отврати Лице Свое от грех моих".

Внешний смысл это что-то вроде прошения о том, чтобы Бог простил грехи молящемуся. Слово "Лице" выступает здесь как некая метафора.
Внутренний смысл состоит в прошении о том, чтобы Господь взглянул на молящегося. Он содержит в себе практическое понимание того, что такое "Лице Господне" и как это бывает от того, что Он взглянул на молящегося, увлек его за Собой и ему простились все его грехи.
Разница между этими смыслами гигантская. Сколько не переписывай эту строчку Писания, внутренний смысл ее останется, скорее всего, для переписчика (долгое время) не раскрытым.
Поможет ему открыть его только собственный опыт созерцания и чтение отцов, у которых все это написано.
Поэтому переписывание текста само по себе, на мой взгляд, это занятие на любителя. Пониманию смысла Писания оно (практически) не способствует, разве что только внешнего.
 
Православный христианин
Не является ли такое желание греховным?
Выскажусь исходя из опыта собственных граблей. Если я правильно уловил настрой Сергия, является греховным, именно желание об этом "потереть", поразмышлять, а не само действие. С точки зрения морали как бы и нет ничего предосудительного, но со временем понимаешь как такое разлагает, это игра в игры, попытка обмануться. Когда мы реально осознаем какую-то потребность, то делаем.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Имею опыт учить наизусть Евангелие.

Хорошая вещь.

**
Отец Дионисий, а сколько текста вы выучили наизусть? И насколько прочно в вашем уме закрепился этот текст? Вы можете с любого выученного места цитировать наизусть?

Спрашиваю, потому что тоже "имею опыт учить наизусть Евангелие".

Плоды получились другие, чем предполагала. Со временем выученное ранее стирается из памяти (помню только общее содержание). Как будто "жесткий диск" моего ума ограничен по вместительности )) Но вот пребывание в течение долгого времени в одном евангельском фрагменте позволяет иногда увидеть неожиданные смыслы (учу каждое зачало не меньше месяца, ежедневно прочитывая и повторяя) . И главное, само закладывание текста в долговременную память меняет состояние ума. Получается молитвенный опыт, на который выхожу только через это. Теперь для меня важен сам процесс.

Жаль, что пока не встретился человек, который бы поделился своим опытом.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Это интересно. Какой-нибудь, если можно, пример...
Как правило, это небольшие "частные смыслы", подходящие лично для меня ))

Например, в Мф. 5:29 почему-то соблазняет десная (правая) рука, а не левая. Но ведь "левым" обычно маркируют неправильное мнение , оно-то, по идее, и должно представлять основную опасность соблазна.

В итоге поняла, что разобраться между "правым" и "левым" достаточно легко (в конце-концов жизнь вразумляет, если сам не смог). Но правое мнение может послужить основой более тонкого и опасного соблазна. Для оценки этого состояния можно даже привлечь понятие "прелесть". Уверенность в правоте маскирует подспудную страсть, мешает увидеть, как эта страсть манипулирует "правдолюбцем".

Я уже не помню, какие были тогда обстоятельства моей жизни, но на тот момент для меня было ценно понять, что уверенность в правоте тоже может соблазнить, лучше от этой уверенности отказаться.

Следствием такого "соблазна правоты" может явиться чувство превосходства над другими (иногда навязчивое желание поучать). БываетЮ что в одежды правоты рядится страсть (патологическая) бороться за справедливость. Если тебя какой-то правильный тезис выбивает из ровного благожелательного рабочего состояния, то не стоит в него углубляться. Значит "не по сеньке шапка" )))
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
пребывание в течение долгого времени в одном евангельском фрагменте позволяет иногда увидеть неожиданные смыслы
Это интересно. Какой-нибудь, если можно, пример...

Гораздо чаще в таком "внутрь-пребывании в тексте Писания" становится очевидным, что вот за этой деталью прячется некий смысл, но какой именно, ускользает. По аналогии всплыло "вижу людей как деревья". Что-то проступает, а что - не совсем понятно. Но все равно, само пребывание в "глубине слова" много дает душе. Отраду, утешение. "Свидения" (из 118 псалма). Мне по душе перевод этого слова как "свидание" (с особым оттенком).
 
Последнее редактирование:
Ростов Великий
Православный христианин
Отец Дионисий, а сколько текста вы выучили наизусть? И насколько прочно в вашем уме закрепился этот текст? Вы можете с любого выученного места цитировать наизусть?

Спрашиваю, потому что тоже "имею опыт учить наизусть Евангелие".

Плоды получились другие, чем предполагала. Со временем выученное ранее стирается из памяти (помню только общее содержание). Как будто "жесткий диск" моего ума ограничен по вместительности )) Но вот пребывание в течение долгого времени в одном евангельском фрагменте позволяет иногда увидеть неожиданные смыслы (учу каждое зачало не меньше месяца, ежедневно прочитывая и повторяя) . И главное, само закладывание текста в долговременную память меняет состояние ума. Получается молитвенный опыт, на который выхожу только через это. Теперь для меня важен сам процесс.

Жаль, что пока не встретился человек, который бы поделился своим опытом.

"Вижу человеки, как дерева ходящие"

Имеем последовательность: текст - смысл (семя) - делание (ветви и листья) - навык (плоды).

*

Иная последовательность: хвала - пение - слава.

То есть, сначала хвалим Сущего деланием, затем благоразумным применением, затем устроением духа.


**
 
Православный христианин
Например, в Мф. 5:29 почему-то соблазняет десная (правая) рука, а не левая. Но ведь "левым" обычно маркируют неправильное мнение , оно-то, по идее, и должно представлять основную опасность соблазна.
Интересная интерпретация
В итоге поняла, что разобраться между "правым" и "левым" достаточно легко (в конце-концов жизнь вразумляет, если сам не смог). Но правое мнение может послужить основой более тонкого и опасного соблазна. Для оценки этого состояния можно даже привлечь понятие "прелесть". Уверенность в правоте маскирует подспудную страсть, мешает увидеть, как эта страсть манипулирует "правдолюбцем".

Я уже не помню, какие были тогда обстоятельства моей жизни, но на тот момент для меня было ценно понять, что уверенность в правоте тоже может соблазнить, лучше от этой уверенности отказаться.

Следствием такого "соблазна правоты" может явиться чувство превосходства над другими (иногда навязчивое желание поучать). БываетЮ что в одежды правоты рядится страсть (патологическая) бороться за справедливость. Если тебя какой-то правильный тезис выбивает из ровного благожелательного рабочего состояния, то не стоит в него углубляться. Значит "не по сеньке шапка" )))
Правое мнение может быть опасным, даже если никому об этом не говорить (не превозноситься) если оно свое (твое, по отрывку текста), любая вещь окрашенная своим собственным сознанием-уже не правая...у нас есть способ получения ожидаемого, пользуясь своим понятийным аппаратом, который по большому счету нужно из этой схемы исключать...
 
Православный христианин
Жаль, что пока не встретился человек, который бы поделился своим опытом.
Я тоже убежден в пользе знания наизусть стихов Евангелия.
Как полезно в жизни знать разные молитвы наизусть. Наверное, так же приятно для всякой души в любой момент всегда иметь при себе Евангелие.
Верю, словами Святого Евангелия, как и Именем Господа Иисуса Христа, можно творить чудеса.
 
Москва
Православный христианин
Когда-то прочитала, по-моему, у кого-то из Оптинских старцев, что если не получается запоминать или понять какой-либо отрывок из Евангелия (Библии), не нужно силком стараться запоминать эти слова и понимать смыслы. Потому что всё это от Бога.

Для примера (это не хвастовство), с самого начала когда только пришла в церковь, могла читать церковно-славянские тексты.
Например, из Евангельского чтения на сегодняшний день :
- Є҆гда́ же приведꙋ́тъ вы̀ на собѡ́рища и҆ вла̑сти и҆ влады́чєства, не пецы́тесѧ, ка́кѡ и҆лѝ что̀ ѿвѣща́ете, и҆лѝ что̀ рече́те:
ст҃ы́й бо дх҃ъ наꙋчи́тъ вы̀ въ то́й ча́съ, ꙗ҆̀же подоба́етъ рещѝ.
Знаю, также, как это будет звучать на русском языке. Просто знаю, что есть люди которые учатся читать по церковно-cлавянски.

К чему пишу, всё от Бога. - И память и понимание, или не понимание чего-либо.

Несколько дней назад, читала, в связи с этой темой, о памяти и учения наизусть Евангельских отрывков, материал - на Азбуке. Материал был о том (cвоими словами скажу смысл), что когда память забита суетными вещами, не богомыслием, не молитвой, то - тогда она отказывается что-либо запоминать иное. Или совсем, или будет запоминать в небольшом объёме.
Когда же просто начать, на постоянной основе, Евангелие (Библию), то ненужная информация будет постепенно уходить и её место будут занимать Евангельские слова (Библия) и смыслы.
По аналогии, если в какой-либо сосуд налит чай. А нужно чтобы там была чистая вода. Для этого нужно чай вылить. И налить в сосуд чистую воду. И если её не смешивать больше ни с чем, то в сосуде так и останется - чистая вода.
Как Батюшка Серафим, всегда с собой носил Евангелие и - " Батюшка Серафим постоянно имел при себе Псалтирь с восследованиями. Он совершал по ней ежедневно монашеское правило по чину первых, строгих пустынножителей. В течение недели прочитывал весь Новый Завет по порядку: в понедельник ‒ Евангелие от Матфея, во вторник ‒ от Марка, в среду ‒ от Луки, в четверг ‒ от Иоанна, в остальные дни ‒ Деяния и послания святых апостолов"(c ).

Поэтому память у каждого человека такая, какая у кого есть. В соответствии с тем, как и сколько он читает Библию. И сколько в его жизни занимают мирские попечения.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
В тему, где-то читал - не помню. Но одного старца пленили мусульмане и стали искушать - типа, у нас люди знают Коран наизусть. А у вас как? На что старец ему ответил - нам Христианам и заучивать ничего не надо, ибо правило короткое - Люби Бога и людей.

Ну и действия важны - ибо по вашим действиям будут судить о вашей религии. Толку-то выучить Евангелие и не использовать разученное на практике. Вот насчет подаяния - я уже который год практикую, чтобы при подаянии все было на автомате - чтобы левая рука не знала, что делает правая, но до сих пор проблемы. Примерный посыл я помню, но это только 1% от успеха. На остальные 99% нужно молиться и просить сил.

Еще важна мера - слишком много запоминать и читать - это может быть признаком бесноватости. Можно перегореть. Усилить гордыню. Нужна мера - лучше недоделать, чем переделать. Опять-таки для нахождения меры надо молиться. Чисто логически ее не вычислишь. Бесы будут одолевать и наговаривать - чтобы человек переборщил, потом разочаровался и остыл. Будут давить на гордыню.

Правильное движение - поступательное и планомерное. Можно на велике два часа раз в неделю прокатиться, а можно каждый день по 20 минут. Системности и поступательности гораздо больше во втором случае. Это сформирует привычку, а вот перенапряг на два часа раз в неделю обескуражит и надорвет.
 
Крещён в Православии
Что такое "смысл Писания". На наглядном примере. У Писания есть внешний смысл, соответствующий букве Писания, и внутренний смысл, соответствующий его его духу, логосу (иногда таких смыслов несколько). Возьмем, например,

"Отврати Лице Свое от грех моих".

Внешний смысл это что-то вроде прошения о том, чтобы Бог простил грехи молящемуся. Слово "Лице" выступает здесь как некая метафора.
Внутренний смысл состоит в прошении о том, чтобы Господь взглянул на молящегося. Он содержит в себе практическое понимание того, что такое "Лице Господне" и как это бывает от того, что Он взглянул на молящегося, увлек его за Собой и ему простились все его грехи.
Разница между этими смыслами гигантская. Сколько не переписывай эту строчку Писания, внутренний смысл ее останется, скорее всего, для переписчика (долгое время) не раскрытым.
Поможет ему открыть его только собственный опыт созерцания и чтение отцов, у которых все это написано.
Поэтому переписывание текста само по себе, на мой взгляд, это занятие на любителя. Пониманию смысла Писания оно (практически) не способствует, разве что только внешнего.
Отврати́ лице́ Твое́ от грѣ́хъ мои́хъ и вся́ беззако́нiя моя́ очи́сти. https://azbyka.org/biblia/?Ps.50&c

Не могу ни указать на ошибку в цитировании. Все-таки есть польза в заучивании ключевых псалмов наизусть)) Сразу почувствовал, что что-то не так.
 
Православный христианин
Переписывание Писания без необходимости это очень похоже на прилог справа, чтобы отвлечь вас от молитвы при помощи бессмысленной, хотя на вид и весьма благочестивой работы. В памяти ничего не отложится при этом, это будет монотонная механическая работа, утомительная, долгая, кропотливая. Куда полезнее читать в день по одной главе и размышлять о прочитанном.

Что касается заучивания любых отрывков из Священного Писания, будь то Псалтирь или Евангелие, это невозможно без помощи Божией, своими силами. Нужно просить Помощи Божией и знать, для чего вы просите поместить в вашу память священный текст, для миссионерской деятельности, для катехизации, или для просвещения ума светом Слова Божия... Атеисты вот и один 50-й псалом выучить не могут, а святые всю Псалтирь на память знали.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Хорошо, если сердце располагает выучить какой ни будь псалом, включить его на время в свои молитвенные правила. При этом время от времени поработать с толкованием его стихов. Так я выучил не один псалом. И ещё. Мне кажется, для общей пользы лучше учить те псалмы, которые часто читаются или поются на службах в церкви. Так за год можно постепенно, без особой напряги, с десяток одолеть.
Да, это очень хорошая идея. Я только через два года после воцерковления выучил псалом 50, пользы масса, ибо он и на службах и в правилах и в канонах. Но у меня было внутреннее препятствие для этого, очень ленился и откладывал. Наверное бесы отговаривали. Теперь у меня в голове непроизвольно начинают проигрываться отдельные места из этого псалма. Например - Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренные. Всплыло в голове. Я подумал над смыслом. Радость и веселие - многое веселит, но мало радует. А тут и то и другое. Кости смиренные - все до плоти должно быть скромно и смиренно. Кости - напоминание о смерти тела. Вот так вот и размышляешь.
 
Крещён в Православии
Переписывание Писания без необходимости это очень похоже на прилог справа, чтобы отвлечь вас от молитвы бессмысленной, хотя на вид и весьма благочестивой работой. В памяти ничего не отложится при этом, это будет монотонная механическая работа, утомительная, долгая, кропотливая. Куда полезнее читать в день по одной главе и размышлять о прочитанном.
Соглашусь. Прочел одно предложение. Потом думаешь и воплощаешь на практике. Как дать милостыню так, чтобы при этом не осуждать и не смущаться. Чтобы левая рука не знала, что делает правая.

Прочел, переписал, забыл, но возгорделся от проделанного. Вот тут толку мало.

Важна именно практическая реализация посылов на практике. И их не так уж и много. 10-15 основных.
 
Крещён в Православии
Что касается заучивания любых отрывков из Священного Писания, будь то Псалтирь или Евангелие, это невозможно без помощи Божией, своими силами. Нужно просить Помощи Божией и знать, для чего вы просите поместить в вашу память священный текст, для миссионерской деятельности, для катехизации, или для просвещения ума светом Слова Божия... Атеисты вот и один 50-й псалом выучить не могут, а святые всю Псалтирь на память знали.
Точно. Я знаю сотни стихов. Могу их быстро запомнить. Но вот элементарный псалом 50 два года запоминал или вернее - планировал запомнить, но все время постыдно откладывал. Именно осознание для чего в конечном счете и помогло - для помощи в достижении покаянного чувства (мне кажется, что в Прологе такой совет был). Также разучил Символ Веры, ну просто, чтобы собственно знать, а во что верю-то... Надоело стыдиться на службах, что не могу повторить. Иногда в свою ежечасную молитву по памяти включаю Отче Наш, Псалом 50 и Символ Веры. Это три столпа. Могу ошибаться, но в них наверное процентов 90% всей смысловой нагрузки Православия.
 
Православный христианин
Отврати́ лице́ Твое́ от грѣ́хъ мои́хъ и вся́ беззако́нiя моя́ очи́сти. https://azbyka.org/biblia/?Ps.50&c

Не могу ни указать на ошибку в цитировании. Все-таки есть польза в заучивании ключевых псалмов наизусть)) Сразу почувствовал, что что-то не так.
Спасибо! Польза в заучивании несомненно есть, но все-таки в основном в изучении буквы, а не смысла. Но это тоже польза, Вы правы.
 
Православный христианин
"вижу людей как деревья". Что-то проступает, а что - не совсем понятно.
Проступает логосный смысл Писания (и всего творения). На (начальной) стадии созерцания весь мир (и прежде всего люди) видятся как деревья из логосов. Поэтому слепой говорит: "вижу людей как деревья". И уже затем прозревает полностью. Речь, конечно, (при таком толковании) идет о духовном зрении, которое возвращает слепому Христос.
Толкование Феофилакта Болгарского говорит об обычном зрении. Одно другому не противоречит. Как мы уже говорили ранее, один отрывок из Писания может иметь несколько разных толкований, или уровней понимания.
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Здравствуйте.

Помолиться никогда не помешает.
Евгений, согласна, что Ваше мнение - ИМХО. Мы все - люди разные. Кто-то лучше понимает и запоминает, когда слышит, кто-то - когда видит, кто-то - когда пишет. Это подтверждается многократными исследованиями, используется при обучении. (Простите, что занудствую, эти знания от прошлой профессиональной деятельности, решила ими поделиться.) Ну, а что при любом способе изучения В и НЗ стоит сверять свое понимание со святоотеческим никто же не спорит. Так как-то. Возможно, автор темы начнет переписывать Библию, а потом прибавит к этому еще и некоторые толкования... Тогда этого хватит надолго. :)
Наши попытки понимать священные тексты, иногда, находятся на уровне протестантов. Они думают, что достаточно постоянно изучать Библию и все нормально. Но это не так.
Понять священные тексты нам невозможно в принципе, хоть тысячу лет можно читать и переписывать. Понять священные тексты, мы можем только по средствам благодати.
А благодать, мы не получим без смирения, а смирение без веры, что только Христос, а не мы, это делаем. Это Он дверь, а не наше знание букв и умение читать и писать.
Например фарисеи, постоянно изучали Писания и заучивали гигантские объемы - даже теряли зрение от того, но это занятие и знания, не помешали им распять Христа.
Собственно, большая часть обличения Христа и было направленно именно на них - специалистов знающих священные тексты.
Он не обличал простых людей, не сведущих в писаниях.
Это не значит, что ничего не нужно читать, это значит, что нужно смириться, что без благодати ничего понять не возможно. А произойдет это, только тогда, когда такое захочет дать Христос.
Невозможно без смирения ничего понять. Не даст никакого результата, просто вычитывание или переписывание, это в лучшем случае. А скорее всего, уведет в прелесть.

-Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. (1Пет.5:5)
Апостолы, прошли огромнейший путь и ничего не понимали, ни в священных текстах, ни в словах нашего Господа. Три года они ходили, терпели жару и холод, и ничего не понимали, они в воскресение Христа не поверили сами, без Христа. Над их верой трудился Христос.
А мы думаем, подобно протестантам, что читая тексты, без глубочайшего осознания своей немощи и греховной испорченности - смирения, опираясь не на Христа, а на свой интеллект, мы можем что то понять.

-И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе -Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. (Лк.24:44-45)
 
Последнее редактирование:
Сверху