Огонь поядающий.

Санкт-Петербург
Православный христианин
может вы не заметили,но я Бога не виню,

Конечно, заметил. Так и я Бога не винил. Это делается бессознательно. Не обвинение, а автоматический перенос на Бога своих ощущений. Мы подсознательно "ставим себя на Его место". Невольно приписываем Богу свое собственное отношение к себе.

Я говорил о себе,об обиде на себя,я сам себе противен,я простить себя не могу,за наглые предательства с моей стороны по отношению к Богу.

Да, я Вас очень хорошо понимаю. И вот эти собственные ощущения отвращения к себе мы невольно приписываем Богу. Причем, не обвиняя Его (ведь мы не осознаем собственного заблуждения в том, что испытываем отвращение к себе), а чувствуя так: "Конечно, Он имеет полное право меня презирать! Я заслужил! И поделом мне!" Мы в глубине души не верим, что такое, что мы совершили, можно искренне простить. Особенно при том, что не видим пути выхода из создавшейся ситуации. Мало того что предал, мало того что не исправляюсь, да еще и не верю в возможность добровольно отказаться от греха, а чтобы меня избавили принудительно - не хочу. И как можно такого прощать? Пинком его! Но поймите, это мы сами себе противны, а Бог - совершенен, Ему не свойственно отвращение, Он абсолютно благ. Мы и грехи-то свои в полной мере не видим именно потому, что не способны понести это знание. Если бы мы увидели на самом деле во всей красе каковы мы, то не вынесли бы чувства отвращения к самим себе и, наверное, повесились бы. Поэтому нам дается видеть "дозированно", по мере нашей способности на милосердие к ближним и на доверие Богу.
трагедия,причём кажется необратимой!
В том-то и главная ошибка. В этом и есть недоверие Богу. Почему необратима трагедия? Потому что я сам не вижу способов что-то изменить. Почему не вижу? Нет сил, нет веры в успех, а соответственно - нет мотивации. У человека не может быть желания заниматься сизифовым трудом, браться за трудное и неприятное дело, к тому же обреченное на провал. Так происходит потому, что мы полагаем единственной силой, управляющей нашими поступками, собственную силу. Единственной силой - собственную мотивацию. Мы чувствуем себя как первоклассники, которые увидели задачу для десятого класса и сказали себе: "Мы не можем это решить! Мы даже не знаем, с какой стороны за это браться. А значит, задача останется не решена". В атеистическом обществе нам с детства внушали, что воля - равно сила. Даже устойчивое словосочетание образовалось: сила воли. И мы воспринимаем это словосочетание как некий набор качеств - настойчивость, храбрость, сила духа, а главное - способность себя заставить делать то, что не хочется. Поэтому когда сейчас мы слышим: "у нас есть свобода воли, мы можем и должны употребить ее на обращение к Богу, на покаяние, на отказ от греха", мы начинаем воспринимать это как рекомендацию "сжать волю в кулак" и заставить себя стать праведным. Но как быть, если я духовно слаб, если привык потакать своим страстям, более того, если до сих пор думал, что у меня сила воли есть (поскольку для достижения целей, на которые я УЖЕ был мотивирован, ее вполне хватало)? А в том-то и дело, что воля - это не сила. Это - наше волеизъявление, наше согласие на вмешательство Бога в нашу жизнь. Нас не спрашивают, как мы собираемся бросить курить (или блудить, или воровать, лгать), нас спрашивают: согласны ли мы на то, чтобы Бог избавил нас от этой страсти каким-то Ему ведомым способом? Наша воля к покаянию - это наша "подпись" под документом, дающим право Богу действовать в нашей жизни. Если мы доверяем Богу, если не сомневаемся, что Он сделает так, что нам будет лучше, то мы ставим эту "подпись". Если же в глубине души считаем Бога неким авторитарным и, хотя и любящим, но не очень умным родителем, который не понимает своего ребенка и может "наколбасить", сделав нам "лучше" по своему усмотрению, так как не знает нас в полной мере, но хочет сделать из нас что-то, чем мы не являемся - конечно, страшно полностью довериться... помню, как я в раннем детстве бабушке доверил лечить мне ногу - так в результате и нога не прошла, и ожог был. Я подумал: "Бабушка хотела, как лучше, а получилось - как всегда. Нельзя ей доверять. Надо всегда подстраховаться своими силами". Вот если мы представляем себе Бога такой вот бабушкой, которая, к тому же, еще и обидеться может - тогда мы пытаемся все сделать сами. И впадаем в отчаяние, потому что не справляемся. И ведем себя, как пациенты, которые не соблюдали рекомендации врача, от чего еще хуже заболели. И боятся теперь идти к врачу, потому что понимают, что виноваты. Так что же, лучше помереть? Чего мы боимся? Что врач ругать будет? Не будет. А смысл нас ругать - мы и так уже видим, к чему привело наше непослушание. Что не сможет помочь? Сможет.

А в сущности все-таки все сводится к гордости: мы бы пошли к Богу, если бы имели моральное право. Мы готовы войти не как просители, а как имеющие право на что-то рассчитывать по своей добродетельности, как законные гости, которых не в чем упрекнуть. Но как грешники, недостойные милости, мы не можем.

Вообще вспомните разбойника на кресте. Его злодеяния были огромны. И исправить он уже ничего не мог - все уже, помирает. Но он пожалел о содеянном и попросил прощения. И был прощен. Каясь, мы не даем обещания, что исправимся. Не обещаем даже, что "приложим все силы, чтобы исправиться". Глупостью было бы давать такие обещания. Но мы выражаем сожаление о том, что совершили. Мы понимаем: лучше бы этого не было. А что не можем себя простить... Ну, так и скажите: "Господи, я сам себе противен, я не могу себя простить. У меня нет любви, чтобы простить грешника, даже если этот грешник - я сам. Поэтому прошу: прости меня Ты!"
 
France, Gaillard
Крещён в Православии
И вот эти собственные ощущения отвращения к себе мы невольно приписываем Богу.
Я не вмешиваю в этом Бога,я понимаю что Он простит и небо возрадуется ,проблем с этим нет.
Вот давайте для более ясного понимания,возьмём такой пример:

Вам,близкий человек открыл тайну,и доверяет вам в том что вы унесёте эту тайну с собой в могилу,и не откроете её никому.
Но вот вы по какой-то причине,слабости, взяли и рассказали эту тайну другому человеку. Вы понимаете что плохо и подло поступили против своего близкого человека. Но знаете,что он человек добрый,и готов вас простить если что.
Вопрос в том,сможете ли вы сами себя простить? Кто вы перед самим собой? Как на себя смотреть сможете потом,даже если вас простили?
Вы любить себя будете? Вы будете противны сами себе. И мне кажется,в могилу с собой унесёте только это чувство предательства.
Вы когда-нибудь вспомните об этом случае спокойно?
 
Последнее редактирование:
Переславль Залесский
Православный христианин
Я говорил о себе,об обиде на себя,я сам себе противен,я простить себя не могу,за наглые предательства с моей стороны по отношению к Богу.
Мне уже ничего не поможет,
вы братцы близнецы,одинаковой болезнью больны - самомнением. Ни тот ни другой не верит милости Божьей,ставя свое мнение о себе выше Божьего мнения. Это гордынька, братья мои... Лечится только искренним благодарением Бога за возможность делать дела добрые и преумножать благость.
 
France, Gaillard
Крещён в Православии
вы братцы близнецы,одинаковой болезнью больны - самомнением. Ни тот ни другой не верит милости Божьей,ставя свое мнение о себе выше Божьего мнения. Это гордынька, братья мои... Лечится только искренним благодарением Бога за возможность делать дела добрые и преумножать благость.
Причём тут гордость,самомнение,милость? Если я допустим убил человека,мне Бог пошлёт такую милость,чтобы я простил себя,не вспоминал,дышал спокойно? Может тогда проще память сотрёт и всё тут?:) Вот это надо понимать под милостью?
 
Последнее редактирование:
Сухуми,Грузия
Православный христианин
Я не вмешиваю в этом Бога,я понимаю что Он простит и небо возрадуется ,проблем с этим нет.
Вот давайте для более ясного понимания,возьмём такой пример:

Вам,близкий человек открыл тайну,и доверяет вам в том что вы унесёте эту тайну с собой в могилу,и не откроете её никому.
Но вот вы по какой-то причине,слабости, взяли и рассказали эту тайну другому человеку. Вы понимаете что плохо и подло поступили против своего близкого человека. Но знаете,что он человек добрый,и готов вас простить если что.
Вопрос в том,сможете ли вы сами себя простить? Кто вы перед самим собой? Как на себя смотреть сможете потом,даже если вас простили?
Вы любить себя будете? Вы будете противны сами себе. И мне кажется,в могилу с собой унесёте только это чувство предательства.
Вы когда-нибудь вспомните об этом случае спокойно?
Первое что в этот момент нужно понять что ч настолько немошный что,уста не смог держать закрытыми и с легкостью проболтался,я себя считавшим крутым ,должен понять что ничтожен и что без Бога таким и останусь и не толко друга но и самого себя,душу свою предам,душу за которую Господь на крест поднялся.не надо себя жалеть,любить,ждать утешения для своего самолюбия.знаешь цель,знаешь кто помогает до него дойти,знаешь что даже разбоййник и блудница дошли,знаешь что и ты призван как и все остальные,так возьми себя в руки,нытъе неприемлемо для христианина
 
Сухуми,Грузия
Православный христианин
Причём тут гордость,самомнение,милость? Если я допустим убил человека,мне Бог пошлёт такую милость,чтобы я простил себя,не вспоминал,дышал спокойно? Может тогда проще память сотрёт и всё тут?:) Вот это надо понимать под милостью?
Дышать спокойно кто может?тебе грех убийства не дает норм дышать,а мне грех разврата и блуда,третего грех гордости ....,один святой сказал ,,держи себя в аду,не не теряй упования на Бога,,все мы нашими грехами в аду,но Христос наша надежда и сила
 
France, Gaillard
Крещён в Православии
Дышать спокойно кто может?тебе грех убийства не дает норм дышать,а мне грех разврата и блуда,третего грех гордости ....,один святой сказал ,,держи себя в аду,не не теряй упования на Бога,,все мы нашими грехами в аду,но Христос наша надежда и сила
Вот этот вопрос и хотел уяснить,облегчения не будет,простить себя человек не может,дышать спокойно - тоже,постоянная тревога,мука совести. Я радости не вижу,всё затмевает,глушит мелкие искры радости. И почему это показалось нытьём? Состояние ада,как тут не кричать о боли? Улыбаться и делать вид что всё хорошо? Извините.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Вопрос в том,сможете ли вы сами себя простить? Кто вы перед самим собой? Как на себя смотреть сможете потом,даже если вас простили?
Вы любить себя будете? Вы будете противны сами себе. И мне кажется,в могилу с собой унесёте только это чувство предательства.
Вы когда-нибудь вспомните об этом случае спокойно?

Вот смотрите, в этом и загвоздка. Это - очень хитрое заблуждение на основе гордости, маскирующееся под самокритику тягу к справедливости. Конечно, сами мы себя простить не можем в том смысле, что не можем отпустить себе вину. Это - привилегия тех, против кого мы согрешили. То есть, Бога и людей, пострадавших от нашего греха. Страдания, вызванные тем, что мы не можем себя простить - результат того, что мы присваиваем себе право себя прощать или не прощать. То есть, если бы я посчитал свой грех не очень страшным - я бы его мог сам себе простить. Вы можете представить себе подсудимого, который сам решает, по какой статье себя судить, и какой срок себе дать? Нет, это - право суда. Или студента, который сам решает, дать ли себе право на пересдачу зачета? Или спортсмена, самому себе присваивающего звание чемпиона? Мы не вправе решать, можно НАС простить или нет. Мы вправе только либо упорствовать в своем отчаянии и неверии в прощение, а также отказе принять это прощение (нам не нужна "подачка", если мы не заслужили!), либо смиренно просить прощения, надеясь, что милосердие обиженного нами позволит это сделать, хотя вина наша велика. "Простить себя" или "не простить себя" - это нонсенс по определению. У нас вообще нет никакого полномочия принимать подобные решения. И "не могу простить себя" чаще всего на самом деле означает: "не могу гордиться собой", "не нахожу себе оправданий", "не могу себя уважать и восхищаться собой". Так вот, если невозможность себя оправдать и невозможность найти в себе никаких заслуг, которые "скомпенсировали" бы совершенные нами преступления, повергает нас в отчаяние, это значит, что до сих пор мы могли себя комфортно чувствовать только в состоянии самолюбования. Иногда Бог поэтому и попускает нам впадать в такие страшные грехи, и не помогает из них выбираться, чтобы избавить нас от этого самолюбования, от уверенности, что нас "есть за что любить", а грехи наши незначительны, и их "вполне можно простить".

То, о чем Вы говорите, очень похоже не на христианское самоосуждение (христианин должен стараться распознать в себе грех, осудить его и пожелать от него освободиться), а на обыкновенный комплекс вины, свойственный и неверующим людям тоже. Причем, неверующим - в большей степени. Ведь они не верят в возможность всепрощения Божия, не верят в совершенную любовь, и очень любят делить преступления на те, которые "простить можно", и которые "простить никак нельзя".

Буду ли я себе противен, если мне простят самое страшное преступление? Нет, не буду. Я почувствую благодарность и желание сделать для него что-нибудь хорошее. Во власти искренне прощающего вернуть нам потерянную честь.

Вот Вы говорите: не могу себя простить за это". А что такое в Вашем понимании прощение? Высокомерно-снисходительная пощада, дарованная врагу, которого ненавидят, но о которого не желают "руки марать"? Такое, действительно, принимать не хочется. Прежде всего потому что оно чаще всего неискренне и не предполагает свободы и помилования. Тебе оставят жизнь, заменив ее пожизненным концлагерем... Или пожизненными упреками и напоминанием вины: "Ладно, я тебя прощаю, не буду с тобой разводиться, но ты помни, кто ты есть, и не смей вякнуть, а то я живо напомню, что у тебя рыльце в пушку". Это - не прощение. Это - "продажа в рабство за долги".

Или прощение - это мягкий суд с хорошим адвокатом, который нароет смягчающих обстоятельств и докажет, что преступление не так уж страшно, что подсудимый зато хорошо учился в школе, был комсомольским активистом и ухаживал за стареньким дедушкой? А посему вполне можно на первый раз его не сажать, а взять с него штраф и отпустить, погрозив пальчиком? Это - не прощение, а гуманное смягчение приговора. Любви тут нет, есть расчет, что этот человек не совсем потерян для общества, и лучше дать ему шанс отработать на ниве народного хозяйства нанесенный им ущерб, чем превращать окончательно в преступника. Поскольку он в сущности еще не преступник, а только один раз оступился по глупости.

Или прощением называется отказ от мести по слабости, малодушию и инертности? Как жена алкоголика "прощает" мужа, избивающего ее и детей, потому что давно уже превратилась в жалкое, безответное существо, не смеющее перечить? А отсутствие агрессивности, страх перед неизвестностью и желание жить мирно, пусть плохо, но привычно, не меняя ничего в своих иллюзиях ("он на самом деле хороший, просто общество его таким сделало"), мешает ей обратиться в полицию. Это прощение? Нет, это - не прощение. Это - покорность судьбе, фатализм, отчаяние, отказ от свободы воли.

Прощение - это искреннее желание добра человеку, умение отделить его личность - ту, которая изначально создана Богом - от пожирающего ее греха, умение видеть "искру Божию" в том, кто даже сам ее в себе не видит. Это - надежда на спасение больного, который уже отчаялся выздороветь, готовность отказаться от собственных обид, от справедливого воздаяния ради любви к согрешившему. Как мать прощает ребенка, как ребенок прощает приятеля, с которым только что поссорился, но желание снова обрести потерянного друга - сильнее, чем желание лелеять свою обиду. И тут не важна степень нанесенного ущерба, важно наличие способности прощать. Иногда Бог дает очень большой талант прощения. Такие люди могут простить очень страшные преступления, причинившие им очень большое горе. Но их любовь к ближним так сильна, что она вытесняет из сердца боль, желание справедливости, воздаяния "по заслугам". Любовь вообще несправедлива, понимаете? Наше справедливое "непрощение себя" - это отказ нищего от хлеба - ведь ему нечем заплатить. А принять подаяние он не может - не так воспитан. А почему? Возможно, потому что в глубине души сам презирает просящих подаяние. Поэтому теперь приходится презирать и себя. Одна женщина осуждала полных: "Они не следят за собой!" Потом случилось несчастье: она неизлечимо заболела и безвозвратно располнела. И перестала быть той стройной красавицей, на которую все на полкорпуса оборачивались. И что? Она перестала презирать толстух? Ничуть! Она начала презирать себя. И теперь не выходит на улицу без крайней необходимости. У нее есть деньги на путешествия, но она никуда не ездит, потому что "людям будет противно на меня смотреть". Она упала ниже плинтуса в собственной системе ценностей, где раньше была на вершине рейтинга. Если бы она не считала красоту своей собственной заслугой, она бы и потерю ее не восприняла как такую трагедию.

Сегодня нашем храме батюшка сказал замечательные слова. Речь шла о различиях католичества и православия, но дело не в этом. Он сказал, что в православной традиции грех рассматривается не как преступление закона, которое человек полностью волен совершать или не совершать, а как духовную болезнь, немощь. Которая мучает человека, доставляет страдания. Вот если так рассматривать собственный грех - как болезненную зависимость, то и потребности в самоуничтожении не будет. Ведь больной, даже если и виновен сам в своей болезни - не может собственной волей сразу от нее избавиться. Его воля - обратиться к врачу, просить лечения. А насколько мы больны и каковы шансы нашего излечения - это только Богу ведомо. Мы не можем этого определить и даже браться за это не должны - квалификация не та, чтобы диагнозы ставить и прогнозы делать :). А также важно понять, что Бог хочет избавить нас от греха не потому что Ему неприятен грех или те удовольствия, которые мы получаем через этот грех, а потому что любит нас и желает нас избавить от страданий. Ведь не случайно есть такая разновидность как "грех против самого себя". Казалось бы, кому я мешаю, если наношу вред только самому себе? Это же только мое дело! Но поскольку Бог нас любит так, что отдал за нас Своего Сына, то нанося ущерб себе, мы наносим ущерб Ему. Презирая себя, нанося себе ущерб, мы наносим ущерб Богу - тем, что обижаем его любимое творение. А перенос ненависти к греху на ненависть к своей личности - это и есть ущерб себе. Более того, часто ненависть и презрение к себе, вызванное болезнью, не имеет ничего общего с ненавистью к самой болезни. Ненависть к себе вызвана не неприятием болезни, а сознанием собственной слабости, неспособности ей противостоять. Так ребенок может чувствовать себя виновным в том, чтобудучи больным, не может встать, вынуждая родителей выносить за ним горшки. Как будто родители от этих горшков страдают! Они страдают, потому что ребенок мучается.

А представьте страдания родителей согрешившего ребенка, которые давно уже готовы простить и с радостью принять свое чадо, и помочь выпутаться из проблем, но чадо "не может простить себя" и гордо отвергает подарки, ласковые слова, хмурится и жаждет, вероятно, кровью искупить свой проступок, так как мало ли что там отец с матерью думают и чувствуют? Кто они такие вообще? Я, Я СЕБЯ НЕ ПРОЩАЮ! Я - самый великий, верховный и справедливый судья, и я решил, что прощения мне нет!

Видите, как звучит? Вот что такое на самом деле "не прощаю себя". "Не прощаю себя" - это лазейка для самооправдания. Поэтому и попускаются нам такие тяжкие страсти, чтобы не было у нас шанса себя оправдать и на том успокоиться. Чтобы пришлось нам все-таки уповать на милосердие Божие. Чтобы отказались мы от права сами себя судить и миловать. А заодно - и других.
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
И Вы меня поймите... я имею ввиду что если вы не принимаете ритуал исповеди,причащения - вы не принимаете Писание,вы не принимаете Бога. А не принимать их обязательность,это то-же,что не считать обязательным делом - молитву.
Исповедь и Причастие - это ТАИНСТВА.
Ритуал - это или обыденное внешнее действо или магическое.
Если Исповедь и Причастие для Вас только ритуал, то ни о каком приятии их сердцем не может быть и речи. Ритуал - горшок пустой. Черепки глиняные.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Причём тут гордость,самомнение,милость?
да при том, что Бог уважает вашу волю. Вы хотите винить себя и не иметь прощение - это ваша воля, и Бог ее не нарушит.
Если я допустим убил человека,мне Бог пошлёт такую милость,чтобы я простил себя,не вспоминал,дышал спокойно? Может тогда проще память сотрёт и всё тут?:) Вот это надо понимать под милостью?
я вам расскажу одну историю. Жил человек и как-то по его вине,погиб человек,при чем косвенной вине,не проследил за техникой безопасности этого человека,молодой совсем парень из узбекистана. Прошло много времени,тот человек всю жизнь винил себя за это.И вот он умер. Пребывал этот человек на том свете с этой душевной болью...Бог простил ему все,но он сам не мог этого себе позволить.И выпросил этот человек у Бога себе наказание там,за это...И попал он в комнату пустую,без света и мебели...Одна свеча на ящике,три десятка спичек и кружка для набора воды,которая капала с потолка.Там был и этот узбек, которого этот человек утешал. Так сидели они долгое время,время условно, рассказывая разные истории,помогая друг другу, поддерживая и утешая. Только не знал этот человек, что под видом узбека, Господь послал к нему ангела хранителя,который как раз и давал возможность человеку обрести мир с самим собой. И как только они при примирились и обнялись,комната темная исчезла и оказались они на светлой поляне...
Бог желает спасения всем и находит возможность примирения с каждым.
 
Крещён в Православии
Вадим! Возможно Господь явился Вам во сне и сообщил, что Он о Вас думает, а вот я такой милости не сподобился. Поэтому мне приходится ограничиваться лишь верой в существование Бога-Творца, Сына Его и Духа Святого. Это для меня не подлежит сомнению, как и Слова Спасителя, а вот ответ на вопрос - как следует понимать Слова Спасителя и исполнять Волю Его, предпочитаю искать самостоятельно. Наверное я заблуждаюсь и ответы лежат на поверхности. Но ведь мои поиски Вашей вере никак не мешают, и мои душевные метания Вашей христианской жизни не помеха? А если это и есть моя дорога к Спасителю?
P.S. Для Господа нашего Иисуса Христа и Богородицы - у меня есть молитва. Для Храма - десятина. А уж какой я был христианин и чего достоин буду в Вечной жизни, мне Спаситель скажет на Суде Своём, Его Слово - Правда. Он знает и лишь Ему меня судить.
 
Последнее редактирование:
France, Gaillard
Крещён в Православии
Исповедь и Причастие - это ТАИНСТВА.
Ритуал - это или обыденное внешнее действо или магическое.
Если Исповедь и Причастие для Вас только ритуал, то ни о каком приятии их сердцем не может быть и речи. Ритуал - горшок пустой. Черепки глиняные.
вопрос не ко мне,ритуалами считает Евгений
а уж о соблюдении обрядов (исповедь, причастие) и речи не идёт.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
France, Gaillard
Крещён в Православии
Вот смотрите, в этом и загвоздка. Это - очень хитрое заблуждение на основе гордости, маскирующееся под самокритику тягу к справедливости. Конечно, сами мы себя простить не можем в том смысле, что не можем отпустить себе вину. Это - привилегия тех, против кого мы согрешили. То есть, Бога и людей, пострадавших от нашего греха. Страдания, вызванные тем, что мы не можем себя простить - результат того, что мы присваиваем себе право себя прощать или не прощать. То есть, если бы я посчитал свой грех не очень страшным - я бы его мог сам себе простить. Вы можете представить себе подсудимого, который сам решает, по какой статье себя судить, и какой срок себе дать? Нет, это - право суда. Или студента, который сам решает, дать ли себе право на пересдачу зачета? Или спортсмена, самому себе присваивающего звание чемпиона? Мы не вправе решать, можно НАС простить или нет. Мы вправе только либо упорствовать в своем отчаянии и неверии в прощение, а также отказе принять это прощение (нам не нужна "подачка", если мы не заслужили!), либо смиренно просить прощения, надеясь, что милосердие обиженного нами позволит это сделать, хотя вина наша велика. "Простить себя" или "не простить себя" - это нонсенс по определению. У нас вообще нет никакого полномочия принимать подобные решения. И "не могу простить себя" чаще всего на самом деле означает: "не могу гордиться собой", "не нахожу себе оправданий", "не могу себя уважать и восхищаться собой". Так вот, если невозможность себя оправдать и невозможность найти в себе никаких заслуг, которые "скомпенсировали" бы совершенные нами преступления, повергает нас в отчаяние, это значит, что до сих пор мы могли себя комфортно чувствовать только в состоянии самолюбования. Иногда Бог поэтому и попускает нам впадать в такие страшные грехи, и не помогает из них выбираться, чтобы избавить нас от этого самолюбования, от уверенности, что нас "есть за что любить", а грехи наши незначительны, и их "вполне можно простить".

То, о чем Вы говорите, очень похоже не на христианское самоосуждение (христианин должен стараться распознать в себе грех, осудить его и пожелать от него освободиться), а на обыкновенный комплекс вины, свойственный и неверующим людям тоже. Причем, неверующим - в большей степени. Ведь они не верят в возможность всепрощения Божия, не верят в совершенную любовь, и очень любят делить преступления на те, которые "простить можно", и которые "простить никак нельзя".

Буду ли я себе противен, если мне простят самое страшное преступление? Нет, не буду. Я почувствую благодарность и желание сделать для него что-нибудь хорошее. Во власти искренне прощающего вернуть нам потерянную честь.

Вот Вы говорите: не могу себя простить за это". А что такое в Вашем понимании прощение? Высокомерно-снисходительная пощада, дарованная врагу, которого ненавидят, но о которого не желают "руки марать"? Такое, действительно, принимать не хочется. Прежде всего потому что оно чаще всего неискренне и не предполагает свободы и помилования. Тебе оставят жизнь, заменив ее пожизненным концлагерем... Или пожизненными упреками и напоминанием вины: "Ладно, я тебя прощаю, не буду с тобой разводиться, но ты помни, кто ты есть, и не смей вякнуть, а то я живо напомню, что у тебя рыльце в пушку". Это - не прощение. Это - "продажа в рабство за долги".

Или прощение - это мягкий суд с хорошим адвокатом, который нароет смягчающих обстоятельств и докажет, что преступление не так уж страшно, что подсудимый зато хорошо учился в школе, был комсомольским активистом и ухаживал за стареньким дедушкой? А посему вполне можно на первый раз его не сажать, а взять с него штраф и отпустить, погрозив пальчиком? Это - не прощение, а гуманное смягчение приговора. Любви тут нет, есть расчет, что этот человек не совсем потерян для общества, и лучше дать ему шанс отработать на ниве народного хозяйства нанесенный им ущерб, чем превращать окончательно в преступника. Поскольку он в сущности еще не преступник, а только один раз оступился по глупости.

Или прощением называется отказ от мести по слабости, малодушию и инертности? Как жена алкоголика "прощает" мужа, избивающего ее и детей, потому что давно уже превратилась в жалкое, безответное существо, не смеющее перечить? А отсутствие агрессивности, страх перед неизвестностью и желание жить мирно, пусть плохо, но привычно, не меняя ничего в своих иллюзиях ("он на самом деле хороший, просто общество его таким сделало"), мешает ей обратиться в полицию. Это прощение? Нет, это - не прощение. Это - покорность судьбе, фатализм, отчаяние, отказ от свободы воли.

Прощение - это искреннее желание добра человеку, умение отделить его личность - ту, которая изначально создана Богом - от пожирающего ее греха, умение видеть "искру Божию" в том, кто даже сам ее в себе не видит. Это - надежда на спасение больного, который уже отчаялся выздороветь, готовность отказаться от собственных обид, от справедливого воздаяния ради любви к согрешившему. Как мать прощает ребенка, как ребенок прощает приятеля, с которым только что поссорился, но желание снова обрести потерянного друга - сильнее, чем желание лелеять свою обиду. И тут не важна степень нанесенного ущерба, важно наличие способности прощать. Иногда Бог дает очень большой талант прощения. Такие люди могут простить очень страшные преступления, причинившие им очень большое горе. Но их любовь к ближним так сильна, что она вытесняет из сердца боль, желание справедливости, воздаяния "по заслугам". Любовь вообще несправедлива, понимаете? Наше справедливое "непрощение себя" - это отказ нищего от хлеба - ведь ему нечем заплатить. А принять подаяние он не может - не так воспитан. А почему? Возможно, потому что в глубине души сам презирает просящих подаяние. Поэтому теперь приходится презирать и себя. Одна женщина осуждала полных: "Они не следят за собой!" Потом случилось несчастье: она неизлечимо заболела и безвозвратно располнела. И перестала быть той стройной красавицей, на которую все на полкорпуса оборачивались. И что? Она перестала презирать толстух? Ничуть! Она начала презирать себя. И теперь не выходит на улицу без крайней необходимости. У нее есть деньги на путешествия, но она никуда не ездит, потому что "людям будет противно на меня смотреть". Она упала ниже плинтуса в собственной системе ценностей, где раньше была на вершине рейтинга. Если бы она не считала красоту своей собственной заслугой, она бы и потерю ее не восприняла как такую трагедию.

Сегодня нашем храме батюшка сказал замечательные слова. Речь шла о различиях католичества и православия, но дело не в этом. Он сказал, что в православной традиции грех рассматривается не как преступление закона, которое человек полностью волен совершать или не совершать, а как духовную болезнь, немощь. Которая мучает человека, доставляет страдания. Вот если так рассматривать собственный грех - как болезненную зависимость, то и потребности в самоуничтожении не будет. Ведь больной, даже если и виновен сам в своей болезни - не может собственной волей сразу от нее избавиться. Его воля - обратиться к врачу, просить лечения. А насколько мы больны и каковы шансы нашего излечения - это только Богу ведомо. Мы не можем этого определить и даже браться за это не должны - квалификация не та, чтобы диагнозы ставить и прогнозы делать :). А также важно понять, что Бог хочет избавить нас от греха не потому что Ему неприятен грех или те удовольствия, которые мы получаем через этот грех, а потому что любит нас и желает нас избавить от страданий. Ведь не случайно есть такая разновидность как "грех против самого себя". Казалось бы, кому я мешаю, если наношу вред только самому себе? Это же только мое дело! Но поскольку Бог нас любит так, что отдал за нас Своего Сына, то нанося ущерб себе, мы наносим ущерб Ему. Презирая себя, нанося себе ущерб, мы наносим ущерб Богу - тем, что обижаем его любимое творение. А перенос ненависти к греху на ненависть к своей личности - это и есть ущерб себе. Более того, часто ненависть и презрение к себе, вызванное болезнью, не имеет ничего общего с ненавистью к самой болезни. Ненависть к себе вызвана не неприятием болезни, а сознанием собственной слабости, неспособности ей противостоять. Так ребенок может чувствовать себя виновным в том, чтобудучи больным, не может встать, вынуждая родителей выносить за ним горшки. Как будто родители от этих горшков страдают! Они страдают, потому что ребенок мучается.

А представьте страдания родителей согрешившего ребенка, которые давно уже готовы простить и с радостью принять свое чадо, и помочь выпутаться из проблем, но чадо "не может простить себя" и гордо отвергает подарки, ласковые слова, хмурится и жаждет, вероятно, кровью искупить свой проступок, так как мало ли что там отец с матерью думают и чувствуют? Кто они такие вообще? Я, Я СЕБЯ НЕ ПРОЩАЮ! Я - самый великий, верховный и справедливый судья, и я решил, что прощения мне нет!

Видите, как звучит? Вот что такое на самом деле "не прощаю себя". "Не прощаю себя" - это лазейка для самооправдания. Поэтому и попускаются нам такие тяжкие страсти, чтобы не было у нас шанса себя оправдать и на том успокоиться. Чтобы пришлось нам все-таки уповать на милосердие Божие. Чтобы отказались мы от права сами себя судить и миловать. А заодно - и других.

Написали вы конечно много,и мне неудобно что вы столько пишите,отвечая мне.
Я не говорил что есть возможность себя простить,конечно этого нету,и никакой грех не может человек себе простить.
Мой крик о том что утешения нету,простило мне небо или нет,раны,следы на душе остаются,совесть не перестаёт мучить. Я пью себе кофе,а простил меня Бог или нет - я не чувствую.
Может я и не должен чувствовать,не знаю,давит тяжесть греха,я просто хочу облегчения,хотя бы чу-чуть.
 
Последнее редактирование:
Сухуми,Грузия
Православный христианин
Вот этот вопрос и хотел уяснить,облегчения не будет,простить себя человек не может,дышать спокойно - тоже,постоянная тревога,мука совести. Я радости не вижу,всё затмевает,глушит мелкие искры радости. И почему это показалось нытьём? Состояние ада,как тут не кричать о боли? Улыбаться и делать вид что всё хорошо? Извините.
Дорогой ты поймал одну ,,точку,, муку совести,видишь в себе как по справедливости ты заслуживаешь состояние ада,видишь Бога Справедливости и какбы остаешся в СЗ,но ты упустил главное и не уловил вторую ,,точку,, НЗ надежду в Бога,Христа ктрый проявил невысказуюмую любовь к человеку,ты забыл что Бог есть не только Справедливость,но Любовь и в этой Любви сгорели грехи разбойника,ктрый скорей всего не только убивал и насиловал и делал всякие гадости,сгорели не его грехи но и мои и твои прежде чем мы их совершили,так если Бог нам простил грехи почему нам не благодарить,даже если время от времени вспоминаются и мучают нас.ап Петр всю жизнь плакал при крике петуха,несмотря на то что Христос простил его.ты не первый такой и не последний.поймай Любовь Бога не только Его Справедливость
 
France, Gaillard
Крещён в Православии
Да,если взять к примеру вот апостола Петра,он ведь знал что его Бог простил,но до своей смерти сокрушался,плакал,мучился.
В чём тут самомнение,гордость и так далее? Почему Вам так удобно этими словам бросаться?
Я лишь хочу понять,возможно облегчение или нет (не полное конечно),или это греховное желание и думать об этом не надо?
Где же радость во Христе? Я не вижу,наверное только Бог своим прикосновением откроет это. Для меня всё кажется бессмысленным если не вижу другую сторону монеты,свою окаянность я вижу,а в чём радость - понятия не имею,не познал.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Написали вы конечно много,и мне неудобно что вы столько пишите,отвечая мне.
Я не говорил что есть возможность себя простить,конечно этого нету,и никакой грех не может человек себе простить.
Мой крик о том что утешения нету,простило мне небо или нет,раны,следы на душе остаются,совесть не перестаёт мучить. Я пью себе кофе,а простил меня Бог или нет - я не чувствую.
Может я и не должен чувствовать,не знаю,давит тяжесть греха,я просто хочу облегчения,хотя бы чу-чуть.
поймите,что ваши мысли подобные рождаются из эго вашего.Мысли о себе. Думайте о ближних,как они?Нужно им что и т.д.... и все мучения о себе отпадут. Делайте добро ближним - этим и спасетесь.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Для меня всё кажется бессмысленным если не вижу другую сторону монеты,свою окаянность я вижу,а в чём радость - понятия не имею,не познал.
что Бог вам верит,доверяет творить добро через вас... Благодеяния Божьи совершать - ни эта ли радость??? Радость от того, что живете еще... Цените жизнь свою и чужую.
 
Сухуми,Грузия
Православный христианин
Когда мы нарушаем физические законы природы,например пригаем с 4-9 этажа и получаем травмы,это неизбежно ведь мы нарушили закон притяжения.Ты нарушил духовный закон,естествено душа болит,естествено чем больше грех тем больше боль,возможно и шрам от этой раны останется,но рана только с помощю Христа зарастет,осознания что сотворил Господь для нас,поднявшись на крест.без этого как можешь получить утешение?ты не только ранил себя но и даешь бесу на эту рану давить,и сам себе выносишь фатальный приговор.без Христа нет лечения,думай о том как Господь простил предательство ап Петра и не будь подобным Иуде ктрый усомнился в милости Божей и полез с веревкой на дерево
 
Сверху