О происхождении зла

А давайте ответим на вопрос от кого исходит зло или злость??? Кто первым совершил злой поступок???
"и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем" (Быт.6:6). Мне с большим трудом верится, будто Всеблагий Бог раскаялся и восскорбел из-за хорошего поступка. Но приходится.
 
Крещён в Православии
И вдруг появляется человек, которому он должен служить,и он уже не лучший из Херувимов, и уже не первый для Божией похвалы."Абидна да?"
Т.е. это была естественная реакция его Херувимской сущности, пока еще не поврежденной падением? Если нет, то откуда взялась обида?
Ибо Люцифер говорил в сердце своем: Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему.
Откуда у него в голове появились такие мысли, если его природа еще не была повреждена грехом? Или они естественны для ангельской сущности?
 
Москва
Православный христианин
Откуда у него в голове появились такие мысли, если его природа еще не была повреждена грехом? Или они естественны для ангельской сущности?
В посланиях сказано:" говорил в сердце своем...".
Гордость.У святых отцов есть немало высказываний о гордыне диавола как причине его падения. Однако немаловажным является вопрос о причине самой гордыни. Что повлияло на Денницу и его приспешников таким образом, что в них взыграла гордыня?...
Мнение прп.Иоанна Дамаскина о том, что Люциферу было поручено охранение земли, то есть, по сути, он был ангелом–хранителем Земли:
«Тот ангел... которому Бог вверил охранение земли, не был создан злым по природе, но был добрым и создан для добра, и не получил в себя от Создателя и следа зла. Но он не вынес света и чести, которую ему даровал Творец, но по самовластному произволению обратился от того, что согласно с природой, к тому, что противоестественно, и возгордился против Творца своего – Бога, восхотев восстать против Него, и первый, отступив от блага, впал в зло»348. Таким образом, зависть к человеку стала не только причиной того, что диавол соблазнил прародителей и продолжает искушать всех людей, но и причиной его собственного падения.
Бесы - падшие ангелы.Причина падения: https://azbyka.org/otechnik/bogoslovie/dogmaticheskoe-bogoslovie-stojchev/21
Мы начинали с зависти- помните?
 
Украина
Православный христианин
"и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем" (Быт.6:6). Мне с большим трудом верится, будто Всеблагий Бог раскаялся и восскорбел из-за хорошего поступка. Но приходится.
Садовник жалеет что приходится обрубывать большую гниющую ветку допотопных людей, так как Бог есть любовь, но небольшая ветка семейства Ноя утешает Его:" И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся (ст.21-22).
 
Крещён в Православии
«Тот ангел... которому Бог вверил охранение земли, не был создан злым по природе, но был добрым и создан для добра, и не получил в себя от Создателя и следа зла. Но он не вынес света и чести, которую ему даровал Творец, но по самовластному произволению обратился от того, что согласно с природой, к тому, что противоестественно, и возгордился против Творца своего – Бога, восхотев восстать против Него, и первый, отступив от блага, впал в зло»
Т.е. причина в том, что он не вынес света и чести? В таком случае что помешало ему вынести их?
 
Крещён в Православии
Подождите. Причиной гордости, согласно приведенной вами цитаты Иоанна Дамаскина являлось то, что люцифер не выдержал света и чести, данных Ему Богом. Я спросил, почему он их не вынес. И Вы отвечаете - гордость? Вы уж определитесь, что было вперед. А то как в загадке с яйцом и курицей получается...
 
Москва
Православный христианин
Подождите. Причиной гордости, согласно приведенной вами цитаты Иоанна Дамаскина являлось то, что люцифер не выдержал света и чести, данных Ему Богом. Я спросил, почему он их не вынес. И Вы отвечаете - гордость? Вы уж определитесь, что было вперед. А то как в загадке с яйцом и курицей получается...
Читайте,ради Христа,там всё есть,по ссылке.
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Если есть свет, то должна быть и тень. Это утверждение обычная атеистическая или откровенно сатанинская казуистика...
"И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы" (1Ин 1:5)
Тень, тьма возникают только преградой свету... Преграда эта есть грех.
На правильных иконах Спасово Преображения в написании Христа теней не должно быть.
Графически такая проблема решается белилами или золотом на месте теней...
 
Крещён в Православии
Читайте,ради Христа,там всё есть,по ссылке.
Я так и думал, что все кончится чем то таким.
Как без курицы наседки появился первый цыпленок?
Именно этот вопрос никогда не изучал.
Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы" (1Ин 1:5)
А как же
Ин.1:3 Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть.
Если тьма есть, то она начала быть через Бога. Или подобно католикам, прикрутившим в "Отче наш" слово "надсущный", прикрутите к Иоанну: "Все хорошее чрез Него на́чало быть, и без Него ничто хорошее не на́чало быть, что на́чало быть?"
 
Крещён в Православии
"Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это" (Ис.45:7).

То же на ЦСЯ: "Аз устроивый свет и сотворивый тму, творяй мир и зиждяй злая, аз господь бог, творяй сия вся".

Т.е. то, что нам кажется тьмой, тоже в путях спасительного Промысла Божия.
 
Последнее редактирование модератором:
агностик
Вы всё - "галопом по Европам".
Да нет, Денис как раз очень последовательно и с завидным усердием пытался натолкнуть вас на мысль о нелогичности того, что в идеальных условиях возник неидеальный результат, но вы с не меньшим усердием этого не замечаете.

Именно этот вопрос никогда не изучал
Цыпленок - не дискретное, а градиентное понятие, поэтому первого цыпленка и не было ввиду расплывчатости самого термина.

Зло - отсутствие добра, как холод - отсутствие тепла, а тьма - отсутствие света.
Вот что меня смущает в таком представлении добра и зла - получается, что зло является состоянием "по умолчанию". То есть, если ничего нет и если ничего не делать, то будет сплошное зло. А для борьбы с ним уже требуется активное действие созидания добра. Почему же Бог устроил мир так, что зло в нем первоначально?

Кроме того, это выглядит как неполная шкала. Потому что если ничто, небытие - это максимальное зло, то как быть с тем, когда есть что-то ещё более злое, чем ничто? Например, когда люди пытают других людей настолько, что те совершенно явно предпочли бы небытие их текущему состоянию. Как тогда оценивать такое зло? На вашей шкале для него просто нет места. Поэтому мне кажется, что она неправильная.
 
Москва
Православный христианин
Да нет, Денис как раз очень последовательно и с завидным усердием пытался натолкнуть вас на мысль о нелогичности того, что в идеальных условиях возник неидеальный результат, но вы с не меньшим усердием этого не замечаете.
А не нужно никого никуда толкать.
 
Москва
Православный христианин
Где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. Амвросий Оптинский.
Либо ответ прост, либо вы его не знаете и лишь наводите тень на плетень.
Вот именно - что : Где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. Амвросий Оптинский.Вот и пишите прямо и открыто о своих примерах, о каких и просил автор темы.Я о своём примере написала на первой странице этой темы.
 
Где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. Амвросий Оптинский.
Либо ответ прост, либо вы его не знаете и лишь наводите тень на плетень.
Вот Вам ответ прост: "Верую, ибо абсурдно" (эти слова приписывают Тертуллиану).
 
Украина
Православный христианин
"Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это" (Ис.45:7).

То же на ЦСЯ: "Аз устроивый свет и сотворивый тму, творяй мир и зиждяй злая, аз господь бог, творяй сия вся".

Т.е. то, что нам кажется тьмой, тоже в путях спасительного Промысла Божия.

Свт. Василий Великий

Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это
Говорят: «Если Бог не виновен в зле, то почему же сказано: «Аз устроивый свет и сотворивый тму, творяй мир и зиждяй злая»? И еще говорится: «снидоша злая от Господа на врата Иерусалимля» (Мих. 1:12). И: несть «зло во граде, еже Господь не сотвори» (Ам. 3:6). И в великой песни Моисеевой сказано: «видите, видите, яко Аз есмь, и несть Бог разве Мене: Аз убию и жити сотворю, поражу и Аз исцелю» (Втор. 32:39)».
Но для разумеющего смысл Писания ни одно из сих мест не заключает в себе обвинения Богу, что Он виновник и творец зла. Ибо Сказавший: «Аз устроивый свет и творяй тму», объявляет чрез сие, что он Создатель твари, а не творец зла. Творцом же и Художником того, что в твари кажется противоположным, наименовал Он Себя, чтобы ты не подумал, будто бы иной есть виновник света, и иной – виновник тьмы, и чтобы ты не стал искать иного создателя огня, иного – воды, иного – воздуха, иного – земли; потому что стихии сии, по противным своим качествам представляются несколько одна другой противоборствующими; как и действительно случилось с некоторыми, – от чего совратились они в многобожие.
«Творит же мир, зиждет злая». Особенно творит мир в тебе, когда добрым учением умиротворяет ум твой и умиряет страсти, восстающие на душу. «Зиждет злая», то есть преобразует зло и ведет к лучшему, чтобы оно, перестав быть злом, приняло в себя свойство добра. «Сердце чисто созижди во мне, Боже» (Пс. 50:12). Не вновь сотвори, но обнови обветшавшее от греха. И: «да оба созиждет… во единаго новаго человека» (Еф. 2:15). «Да… созиждет» не в том смысле, чтобы произвести из небытия, но в том, чтобы преобразовать уже существующих. И: «аще кто во Христе, нова тварь» (2 Кор. 5:17). И еще Моисей говорит: «не сам ли сей отец твой стяжа тя, и сотвори тя, и созда тя?» (Втор. 32:6). Здесь слово «создание», поставленное после слова «сотворение», ясным образом дает нам разуметь о себе, что оно весьма часто употребляется в значении улучшения. Посему «Творяй мир» творит мир чрез созидание зла, то есть чрез образование и приведение зла в лучшее.
Сверх того, если под словом «мир» будешь разуметь освобождение от войн, а злом назовешь трудности, сопровождающие воюющих – дальние походы, труды, бдения, беспокойства, пролитие пота, раны, убийства, взятие городов, порабощения, отведение в плен, жалкий вид пленных и вообще все скорбные последствия войн, то утверждаю, что сие бывает по праведному суду Божию; Бог в войнах насылает казни на достойных наказания. Или тебе хотелось бы, чтобы Содом не был сожжен после беззаконных его дел? чтобы Иерусалим не был разрушен и храм опустошен после ужасного неистовства иудеев против Господа? Но как же иначе справедливо было совершиться сему, как не руками римлян, которым предали Господа нашего враги жизни своей иудеи? Поэтому иногда справедливость требует, чтобы зло, порождаемое войною, насылаемо было на достойных того.
А слова: «снидоша злая от Господа на врата Иерусалимля», сами в себе заключают объяснение. Какие «злая»? «Шум колесниц и конников» (Мих. 1:13).
Когда же слышишь: «несть зло во граде, еже Господь не сотвори», – слово «зло» понимай так, что Писание разумеет под оным бедствия, посылаемые на грешников к исправлению прегрешений. Ибо сказано: «озлобих тя, и гладом заморих, да блага тебе сотворю» (Втор. 8:3, 16), остановив неправду прежде, нежели разлилась она до безмерности, как поток, удерживаемый какою ни есть твердою плотиною и преградою.
Поэтому болезни в городах и народах, сухость в воздухе, бесплодие земли и бедствия, встречающиеся с каждым в жизни, пресекают возрастание греха. И всякое зло такого рода посылается от Бога, чтобы предотвратить порождение истинных зол. Ибо и телесные страдания, и внешние бедствия измышлены к обузданию греха. Итак, Бог истребляет зло, а не от Бога зло. И врач истребляет болезнь, а не влагает ее в тело. Разрушения же городов, землетрясения, наводнения, гибель воинств, кораблекрушения, всякое истребление многих людей, случающееся от земли или моря, или воздуха, или огня, или какой бы то ни было причины, бывают для того, чтоб уцеломудрить оставшихся; потому что Бог всенародные пороки уцеломудривает всенародными казнями. Посему в собственном смысле зло, то есть грех, – это зло, наиболее достойное сего наименования, зависит от нашего произволения; потому что в нашей воле – или удержаться от порока, или быть порочным. А из прочих зол иные как подвиги бывают нужны к показанию мужества, например, Иову – лишение детей, истребление всего богатства в одно мгновение времени и поражение гнойными струпами; а иные посылаются, как врачевство от грехов, например, Давиду – домашний позор служит наказанием за беззаконное вожделение. И еще знаем страшные казни другого рода, насылаемые праведным судом Божиим, чтобы поползновенных на грех соделать целомудренными. Например, Дафан и Авирон были пожраны землею в разверстые под ними бездны и пропасти. Ибо здесь таковым родом наказания не сами они приводились к исправлению (возможно ли это для сошедших во ад?), но примером своим сделали целомудренными прочих. Так и фараон потоплен был со всем войском. Так истреблены и прежние жители Палестины.
Беседа о том, что Бог не виновник зла.
 
Крещён в Православии
от именно - что : Где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. Амвросий Оптинский.Вот и пишите прямо и открыто о своих примерах, о каких и просил автор темы.Я о своём примере написала на первой странице этой темы.
Так я Вам, как эксперту, простой вопрос задал. Если причина гордыни диавола кроется в том, что он не выдержал света и чести от Бога, то в чем причина того, что он их не выдержал?
Но у вас просто нет этого ответа. Точнее ответ напрашивается сам собой, но он слишком неудобен для православного, поэтому надо отправить вопрошающего прочесть пару томов мудренных книг. Авось забудет о чем спрашивал, пока читает...
Вот Вам ответ прост: "Верую, ибо абсурдно" (эти слова приписывают Тертуллиану).
Просто, не спорю. Но, к сожалению, не имеет никакого отношения к моему вопросу.
 
Сверху