Не знаю, но мне кажется осмыслению, предшествует познание. Хватаемся за горячее, больно, видим печку и осмысливаем печка - горячо. То-есть как Вы сказали " через опыт". Познаём Бога через творение, или через благодать в храме, и приходит желание познать - а как это? В любом случае если мы от младенца вырастаем в мужа, нам приходиться познавать мир через органы чувств, и только накопив необходимый опыт в познании чувственных вещей, приходит время познавать нечувственные. Основа познания вещей нечувственных, это опыт в познании - вещей чувственных. Не настаиваю на своей позиции, просто соображения.
Алексей, давайте определимся в терминологии.
Познание - это процесс получения знаний. Сам процесс приобретения знаний заключается в логическом или фактическом обосновании и эмпирической или практической проверки этих обоснований. То есть познание всегда процесс связанный с мышлением или деятельностью ума.
Чувство - это то, что передаёт уму души представление о видимых и ощущаемых вещах. Чувство - это сила посредствующая между телом и душой или между телесными органами чувств и умом души. Чувство является неразумной силой души. Оно только передает представления о вещи (цвет, круглость, квадртность, размеры, расположение и другие несущностные качества телесных вещей) полученные от органов чувств. Полученные представление осмысливает ум - логически и фактически обосновывает идею бытия и облекает ее в слова, чтобы дать определение идеи бытия данной вещи.
Ощущение - это воспоминание о чувственных вещах, полученное посредством органов чувств человека. Ощущение одно из психических свойств телесного организма.
Следовательно само познание возможно только при наличии ума, а чувство и ощущения являются только способами передачи представлений о видимых вещах.
Но очень интересно Ваше мнение Вячеслав. Как Вы думаете, на последний суд, мы будем востановленными в телах с теми страстями, что запечатлелись в душе при жизни? По идее должно быть так. Всё должно быть осужденно,всё грешило. Так как, если нет страстей, то судить и не за что. Но тогда получится что тела новые, а страсти старые. Несуразица какая-то.
Алексей, воскреснем и предстанем на Страшный суд в духовных телах, не подверженных страстности и тлению. Однако останется страстность души, которая не будет иметь возможности удовлетворять свои приобретенные потребности посредством странного тела. Страстность души будет видна и вызвать стыд (пишу это от себя). Кроме того, страстная душа не будет иметь плодов Божественной благодати и не сможет их никогда приобрести. Также душа человека увидит, что в ее бедственном состоянии виноват не Бог, а она сама. Представьте смущение души атеиста, когда она узнает Бога лицом к лицу.