О предвидении и предопределении

Ростов Великий
Православный христианин
Знаю, знаю, что у человека есть свободная воля и он волен поступить как хочет.

Здесь ошибка.

Человек поступает так, как хочет в нем тьма.

"Тма верху бездны" Быт.1.2.

Тма есть образ отсутствия света.

Бездна есть образ произвола. Равновероятность любого поступка.

Смысл жизни человека просвещение. Приобрести навык божественного подобия.

**
 
Интересующийся
Христос Воскресе!
Дорогие братия и сестры, знаю что тема много раз пережёвана на этом сайте, однако же… я не понимаю. Так что не бросайте pomme d'amourами.
Знаю, знаю, что у человека есть свободная воля и он волен поступить как хочет.
НО!
Давайте представим картину (нашими человеческими представлениями). Бог смотрит на время как бы со стороны. Он видит его начало и конец.
Вот Он творит человека, приводит его душу из небытия в бытие. И вот Он ЗНАЕТ всю жизнь человека, не творит ее, но знает, знает какой путь он в итоге выберет.
Но тогда зачем творит, если знает, что отвернется человек от Него? Опять же, я понимаю что есть свобода выбора, но всё-таки Бог знает итог, ибо Он Всеведущий (а это Его свойство).
Видел объяснение в книге св Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры», но, как по мне, оно трудное.

Если возможно, объясните проще. Просто в голове связать не могу.
Дмитрий, здравствуйте. А Вы не задумывались над таким вопросом, если Бог сотворил человека свободным в склонности к добру или ко злу, то принципиально возможен был бы такой вариант Мира (конкретной истории нашего Мира) в котором ни Адам , ни любой из его потомков не согрешил бы ни в чём...? Тут говорят, что Бог не создавал человека с целью того, что бы он обязательно пал, и человечество прошло бы через горнило борьбы с греховной жизнью. Вот и я к тому же. Значит, исходя из принципиальной человеческой возможности и свободы по отношению к выбору в пользу добра или зла, такой безгрешный вариант истории нашего Мира реален? И Бог, являясь ВСЕведущим существом, когда творил наш Мир, знал заранее, какой из возможных мириад вариантов Мира с конкретной историей падений или благих поступков конкретного Адама, Авраама, Нерона, Дмитрия и т.д. Он создаёт? Ведь в итоге вариант истории нашего Мира будет всего один, с конкретными поступками и выбором между добром и злом всех живших, живущих и будущих людей! Почему Он, ВСЕблагой, по Вашему мнению, не выбрал вариант истории нашего Мира, в котором ни один человек ни разу по своей воли не согрешил? А выбрал вариант того, что мы имеем? Он не знал в момент творения, что в итоге будет с человечеством? Или если знал, то Его устроил наш конкретный вариант истории, хотя мог быть и менее драматичный?
 
Интересующийся
Знает, но рулетку Вы же сами крутите."Приидите ко Мне" взывает Господь, тогда выбор и будет единственно правильным, без всякой аналитики, просто правильным.В этом и есть свобода выбора.
Гениально! И Сам рулетку создал, и знал заранее какие цифры выпадут и дал свободу крутить... )))

Неужели Вы думаете, что найдется хоть один человек, который увидев Христа во славе, почувствовав всю Его любовь бесконечную к нам, не полюбит Его в конечном счете, не ответит Ему взаимностью?
Почему? Вполне найдётся человек, при наличии истинной свободы воли, не из под палки, не под страхом наказания, который не долюбливает всяких пламенных проповедников, и ведёт свой скромный уединённый образ жизни, возделывая свой клочёк землицы... И не то что бы он не способен на взаимность, просто пожив в нашем вполне прозаическом мире, повидав персонажей "во славе", немного поломав голову над всякими "бесконечностями", скептически, в духе Кола Брюньона, отнесётся к проявлениям непонятной любви, когда дети из бедных стран мира ежедневно умирают от отсутствия денег на лечение и спасают их по мере сил и простые люди и богатые меценаты (в большей степени), а не пламенные проповедники, которым более важно донести свои мысли до большего кол-во людей...
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
А Вы не задумывались над таким вопросом, если Бог сотворил человека свободным в склонности к добру или ко злу, то принципиально возможен был бы такой вариант Мира (конкретной истории нашего Мира) в котором ни Адам , ни любой из его потомков не согрешил бы ни в чём...?
Дмитрий, по-моему, такого быть просто не могло. Вот почему я так думаю:

Вы забываете, что прежде сотворения человека Бог создал мир невидимый, ангелов. И почти немедленно один из ангелов возомнил себя равным Богу, возгордился и утратил добро. А поскольку ангелы просты, утратив добро, он стал абсолютным злом. И он находится в мире, где живет и человек. Взаимодействие человека с сатаной было неизбежно, и если не прародители, то кто-то из потомков все равно повёлся бы на искушения беса. И согрешил бы.

Не кидайте в меня помётом, если я не прав, но мне кажется, что в этом и была идея Бога: создав человека, показать ему добро и зло, с тем, чтобы человек, познавший зло, сам, свободной волей, вернулся бы к Богу навсегда. Если бы Бог исключил возможность познания зла, то вот это было бы как раз предопределение...
 
Дмитрий, по-моему, такого быть просто не могло. Вот почему я так думаю:

Вы забываете, что прежде сотворения человека Бог создал мир невидимый, ангелов. И почти немедленно один из ангелов возомнил себя равным Богу, возгордился и утратил добро. А поскольку ангелы просты, утратив добро, он стал абсолютным злом. И он находится в мире, где живет и человек. Взаимодействие человека с сатаной было неизбежно, и если не прародители, то кто-то из потомков все равно повёлся бы на искушения беса. И согрешил бы.

Не кидайте в меня помётом, если я не прав, но мне кажется, что в этом и была идея Бога: создав человека, показать ему добро и зло, с тем, чтобы человек, познавший зло, сам, свободной волей, вернулся бы к Богу навсегда. Если бы Бог исключил возможность познания зла, то вот это было бы как раз предопределение...
И мы вновь утыкаемся в проблему всеведения и всезнания Бога. Он знает заранее, что и как произойдет. Кто вернется к нему, а кто нет. С точки зрения Брга все предопределено (с точки зрения человека - нет).
А с человеком следовало бы сперва провести беседу об ангелах и дьяволах. Подготовить, хотя бы теоретически, к встрече с ними. Этого сделано не было. Но человек за это поплатился.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
И мы вновь утыкаемся в проблему всеведения и всезнания Бога. Он знает заранее, что и как произойдет. Кто вернется к нему, а кто нет. С точки зрения Брга все предопределено (с точки зрения человека - нет).
Нет, не утыкаемся. Бог дал всем равные возможности спасения, и если кто-то их не использует, и продолжает творить зло, то это не значит, что они для Бога бесполезны. Во-первых, потому, что без этих людей невозможно показать остальным, что есть зло (не теоретически, а на практике), а во-вторых, злой человек до последнего проблеска сознания имеет возможность покаяться и быть спасенным. Да, Бог знает, что выберет каждый человек. Но Он дает человеку это выбрать. Он не предопределяет его выбор.
А с человеком следовало бы сперва провести беседу об ангелах и дьяволах. Подготовить, хотя бы теоретически, к встрече с ними. Этого сделано не было. Но человек за это поплатился.
Насчет беседы об ангелах и бесах... допустим, это так. С Адамом об этом беседы проведено не было.
Но разве это принципиально? Человеку дана свободная воля. И он все равно был бы способен выбирать между тем, что заповедовал Бог, и тем, что сладко нашептывает бес. И если не прародители, то хотя бы кто-то из их потомства послушал бы беса, тем более, что лукавый умеет втереться в доверие и показаться привлекательным...
 
Бог знает, что выберет каждый человек. Но Он дает человеку это выбрать.
Но ЗНАЕТ, что выберет в итоге. Поэтому для Бога уже все определено.
Александр93 уже не раз поднимал такой вопрос.
 
Интересующийся
Бог дал всем равные возможности спасения...
Равные ли??? Поясните, пожалуйста. Равны ли возможности спасения у ребёнка, родившегося в традиционной индуистской семье, в семье палестинских беженцев из сектора Газа, в православной или атеистической семье? Или что с равными возможностями на спасение в семье условных алкоголиков по сравнению с семьёй педагогов? А ещё дети бывают не только здоровыми, но и с психическими и девиантными отклонениями, со склонностями к асоциальности... и это на физическом, генетическом уровне... Вы уже говорили, что шанс есть абсолютно у всех. Могу условно согласиться с этим. Но равный ли шанс, равны ли возможности?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Но ЗНАЕТ, что выберет в итоге. Поэтому для Бога уже все определено.
Александр93 уже не раз поднимал такой вопрос.
Но мы же говорим не о том, что определено для Бога - Бог неизменен и вечен, Его бытие не подвергается влиянию событий мира!

Мы говорим о судьбе каждого конкретного человека. И я уверен, что Бог не предопределяет заранее эту судьбу, она - в руках самого человека. Бог знает все, что было, и что есть, и что будет. Но Он не конструирует каждый шаг в процессе жизни.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Равные ли??? Поясните, пожалуйста. Равны ли возможности спасения у ребёнка, родившегося в традиционной индуистской семье, в семье палестинских беженцев из сектора Газа, в православной или атеистической семье? Или что с равными возможностями на спасение в семье условных алкоголиков по сравнению с семьёй педагогов? А ещё дети бывают не только здоровыми, но и с психическими и девиантными отклонениями, со склонностями к асоциальности... и это на физическом, генетическом уровне... Вы уже говорили, что шанс есть абсолютно у всех. Могу условно согласиться с этим. Но равный ли шанс, равны ли возможности?
Ну, взвешивать шансы - дело неблагодарное. Св. Ап. Павел говорит, что язычник, не знающий закона, но поступающий по закону, этим спасется. С другой стороны, сейчас в мире невозможно найти место (ну, почти невозможно), куда не достигла бы проповедь Евангелия.
Говоря о равенстве, я имел в виду не количественную оценку шансов, а равную возможность для любого человека узнать о Христе и стараться жить по Его заповедям.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
показать ему добро и зло, с тем, чтобы человек, познавший зло, сам, свободной волей, вернулся бы к Богу навсегда.
А зачем человеку познавать зло. Эта мысль осуждена Карфагенским Собором 300-400 годах.
Вы не ведитесь на лукавство воинствующий атеистов. Они и Волю Бога, далее рулетки не могут воспринимать. У них как у эвосознания, все последовательно, а не Истинно.
 
Крещён в Православии
И мы вновь утыкаемся в проблему всеведения и всезнания Бога. Он знает заранее, что и как произойдет. Кто вернется к нему, а кто нет. С точки зрения Брга все предопределено (с точки зрения человека - нет).
Сергей, Вы почему-то отождествляете два понятия "знать" и "предопределять". Знать или ведать - значить понимать что-то или познать что-то. Предопределять - создавать условия и ситуации с целью обязательного достижения какой-то цели.
Бог понимал, что Адам согрешит. Но Бог не создавал условий и ситуации для обязательного согрешения Адама.
А с человеком следовало бы сперва провести беседу об ангелах и дьяволах. Подготовить, хотя бы теоретически, к встрече с ними. Этого сделано не было. Но человек за это поплатился.
Бог знал, что сатана придет к первым людям, чтобы искусить их. Бог не предопределял приход сатаны к людям. Сатан пришел к людям добровольно в силу своего злого состояния. Сатана пришел к людям не в своем облике, в образе змея, над которым Адам имел власть как царь. Змей общался с Евой через шипение, что придавала ничтожность его словам.

Бог создал все условия, чтобы Адам добровольно не согрешил. Бог дал Адаму мудрость (Адам давал имена животным), дал заповедь о том, что вкушение плода приведет к смерти, дал разум и веру, на основании которых Адам мог легок довериться Богу. Бог дал Адаму дары различения добра и зла. О чем еще нужно было беседовать с Адамом и Евой? Кроме того, люди не были голодными, что по необходимости вкусить запретный плод.
Адам и Ева согрешили сознательно. и об этом Бог знал, но не предопределял их сознательных (свободных) действий, приведших Адама и Еву ко греху и сразу же к смерти
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Эта мысль осуждена Карфагенским Собором 300-400 годах
Каким именно Собором? Я бы хотел об этом почитать. Ссылку не дадите на материалы Собора, осудившего эту мысль? Желательно, и номер решения... :)

Что касается познания добра и зла.

"Бог не есть виновник зла. Он даровал человеку разум, способность различать добро, и зло, и самовластие; злые же страсти рождаются уже от нерадения и беспечности людей. Отнюдь невиновен в них Бог. По свободному выбору воли демоны сделались злыми, равно как и большая часть людей (прп. Антоний Великий, 89, 79–80)."

Как же Бог даровал человеку способность различать добро и зло? Читаем:
"И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла" (Быт.2:9)
и затем:
"И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт.16-17).

Что было дальше - известно. Приполз сатана, обманул Еву, которая, кстати, первый раз согрешила не тем, что ела яблочко с заповедного дерева, а тем, что поверила словам змея о том, что Бог обманул Адама и Еву! Она дала поесть и Адаму, который согрешил также прежде вкушения запретного плода, согрешил гордыней: "будете как боги", сказал змей, и это увлекло первых людей.

Бог попустил сатане прийти к людям и искусить их. Да, Он знает, что люди падут. Но Он не останавливает сатану. Почему? Думаю, потому, что Он хочет, чтобы человек, познавший добро и зло, сам выбрал добро!
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Но ЗНАЕТ, что выберет в итоге. Поэтому для Бога уже все определено.
Александр93 уже не раз поднимал такой вопрос.
американские психологи провели интересный тест: малышам (3-5 лет) объяснили, что зефир со стола можно взять и съесть, а если удержатся и выйдут из комнаты (двери закрыты, взрослые на аудиоконтакте, но в комнате ребёнок один), то получат два зефира ...
Время экспозиции - 5 минут, всего ничего ... И каков результат? Здесь и сейчас для подавляющего большинства оказалось важнее инструкций и логических выводов.
 
агностик
Что мне кажется совсем неправильным в таких дискуссиях - это не озвучиваемое, но очевидно подразумеваемое тождество между свободой воли и слепой случайностью.

Вот пример:
Вы забываете, что прежде сотворения человека Бог создал мир невидимый, ангелов. И почти немедленно один из ангелов возомнил себя равным Богу, возгордился и утратил добро. А поскольку ангелы просты, утратив добро, он стал абсолютным злом.
Здесь вы игнорируете напрашивающийся вопрос: а почему же этот ангел испортился, да ещё так быстро? Особенно если ангелы просты и, будучи ещё добрым, он был абсолютно добрым.
Обычно на этот вопрос отвечают: потому что у ангела была свобода воли - испортиться или нет - и считают на этом данный вопрос закрытым. Но это и значит по сути, что никакой причины не было. А событие без причины и есть случайное, непредсказуемое и бессмысленное. Это не воля, ну ни капельки.

Вот ещё пример:
Бог создал все условия, чтобы Адам добровольно не согрешил. Бог дал Адаму мудрость (Адам давал имена животным), дал заповедь о том, что вкушение плода приведет к смерти, дал разум и веру, на основании которых Адам мог легок довериться Богу. Бог дал Адаму дары различения добра и зла. О чем еще нужно было беседовать с Адамом и Евой? Кроме того, люди не были голодными, что по необходимости вкусить запретный плод.
Адам и Ева согрешили сознательно. и об этом Бог знал, но не предопределял их сознательных (свободных) действий, приведших Адама и Еву ко греху и сразу же к смерти
То есть, были все условия, чтобы не согрешить. Почему же они согрешили? А просто так... Свобода воли. Иными словами - опять случайно, беспричинно. Но воля не может быть случайной по определению.

Ну и наконец:
американские психологи провели интересный тест: малышам (3-5 лет) объяснили, что зефир со стола можно взять и съесть, а если удержатся и выйдут из комнаты (двери закрыты, взрослые на аудиоконтакте, но в комнате ребёнок один), то получат два зефира ...
Время экспозиции - 5 минут, всего ничего ... И каков результат? Здесь и сейчас для подавляющего большинства оказалось важнее инструкций и логических выводов.
Соответствовал ли, следовательно, Адам по уровню развития ума и воли маленькому ребенку? Тут кто-то выше писал про взрослого и мудрого человека... А взрослые люди отлично умеют откладывать зефирки на потом. Но первые люди с этим не справились. Почему? А кто их знает, "свобода воли" же.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Что мне кажется совсем неправильным в таких дискуссиях - это не озвучиваемое, но очевидно подразумеваемое тождество между свободой воли и слепой случайностью.

Вот пример:

Здесь вы игнорируете напрашивающийся вопрос: а почему же этот ангел испортился, да ещё так быстро? Особенно если ангелы просты и, будучи ещё добрым, он был абсолютно добрым.
Обычно на этот вопрос отвечают: потому что у ангела была свобода воли - испортиться или нет - и считают на этом данный вопрос закрытым. Но это и значит по сути, что никакой причины не было. А событие без причины и есть случайное, непредсказуемое и бессмысленное. Это не воля, ну ни капельки.

Вот ещё пример:

То есть, были все условия, чтобы не согрешить. Почему же они согрешили? А просто так... Свобода воли. Иными словами - опять случайно, беспричинно. Но воля не может быть случайной по определению.

Ну и наконец:

Соответствовал ли, следовательно, Адам по уровню развития ума и воли маленькому ребенку? Тут кто-то выше писал про взрослого и мудрого человека... А взрослые люди отлично умеют откладывать зефирки на потом. Но первые люди с этим не справились. Почему? А кто их знает, свобода воли же.
Вы все правильно пишете. Потому что Вы уже знаете, что такое добро, и что такое зло.

А Адам и Ева, будучи взрослыми и разумными, просто не имели такого опыта. Тут возгордились, там позавидовали, маловерием согрешили - много ли надо?

Это справедливо и по отношению к ангелам! Читаем здесь, на Азбуке: https://azbyka.org/angel

"Когда был создан ангельский мир?
Ангельский мир был сотворен прежде устроения видимого мира (Быт.1:1). Изначально все они были созданы добрыми. Впоследствии часть из них злоупотребили свободой произволения и отпали от Бога. Другие же ангелы остались верными своему Создателю и своему изначальному предназначению.
После этого падшие ангелы были низвержены с Небес, а светлые утвердились в добре и любви к Богу."
 
А зачем человеку познавать зло. Эта мысль осуждена Карфагенским Собором 300-400 годах.
Вы не ведитесь на лукавство воинствующий атеистов. Они и Волю Бога, далее рулетки не могут воспринимать. У них как у эвосознания, все последовательно, а не Истинно.
Чтобы знать, что есть добро, а что зло.
американские психологи провели интересный тест: малышам (3-5 лет) объяснили, что зефир со стола можно взять и съесть, а если удержатся и выйдут из комнаты (двери закрыты, взрослые на аудиоконтакте, но в комнате ребёнок один), то получат два зефира ...
Время экспозиции - 5 минут, всего ничего ... И каков результат? Здесь и сейчас для подавляющего большинства оказалось важнее инструкций и логических выводов.
Я рассматривал ситуацию с точки зрения Бога, который знал, что и как будет. Экспериментаторы, кстати, не знали. С точки зрения БОГА (не человека) все известно. Да, он не вмешивается в процесс, хотя сам прекрасно знает, чем все кончится (впрочем, как и то, что он не вмешается или вмешается). Да, он создал условия. Да, человек может выбрать (и сам не знает, что в итоге выберет). Но Бог-то знает. Любой выбор человека для БОГА заранее известен, т.е. уже определен (кем это другой вопрос). Выбор скорее нужен человеку, а не Богу.
 
агностик
Вы все правильно пишете. Потому что Вы уже знаете, что такое добро, и что такое зло.

А Адам и Ева, будучи взрослыми и разумными, просто не имели такого опыта. Тут возгордились, там позавидовали, маловерием согрешили - много ли надо?
Но какую разницу это делает?

Тут, на форуме, повсюду пишут: Бог зла не создавал, зло - лишь отсутствие добра.
Стало быть, ангелам и первым людям не то что незачем - им вообще нечего было познавать, потому что зло небытийно. Достаточно было лишь не растерять то добро, что в них было изначально. Почему не смогли? У грехопадения должна была быть четкая причина, иначе мы возвращаемся к слепому случаю. А раз была причина, то можно было и предотвратить.

Если мы говорим, что при возможности греха рано или поздно люди все равно согрешили бы, то это значит, что в конечном итоге они были несвободны в этом.
Более того, как писал выше @Дмитрий 2/3 - раз есть ненулевая вероятность того, что люди не согрешили бы вовсе, то при создании мира Бог, наблюдая все возможные вероятности будущего, мог выбрать из них именно такую. Или можно было сделать так, чтобы люди согрешили в чем-то малом и могли использовать это как урок, не обрекая сразу все живое на существование в падшем, испорченном мире.
 
Крещён в Православии
То есть, были все условия, чтобы не согрешить. Почему же они согрешили? А просто так... Свобода воли. Иными словами - опять случайно, беспричинно. Но воля не может быть случайной по определению.
Согрешили добровольно. Добровольность Адама и Евы не предопределяется Богом. Хотя Бог знает как поступят Адам и Ева при искушении (испытании) их свободной воли ради любви к Богу.

Здесь нет места случайности. Случайность противостоит закономерности. Однако в деле искушения Адама и Евы и их падения нет закономерностей и случайностей. Знание само по себе не имеет свойств закономерности и случайности, ибо он есть представление о чем-то.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
при создании мира Бог, наблюдая все возможные вероятности будущего, мог выбрать из них именно такую. Или можно было сделать так, чтобы люди согрешили в чем-то малом и могли использовать это как урок, не обрекая сразу все живое на существование в падшем, испорченном мире.
Говоря так, Вы заранее исходите из того, что Бог предопределил судьбы всех людей в мире.
А это - ложный посыл.
 
Сверху