Полный текст митрополита А. Сурожского.
Распечатка беседы митрополита Антония, проходившей в Лондоне около трех лет назад.
Митрополит Антоний: Есть еще одна область, более сложная, это область детей, которые родятся ущербленными: то есть физически изуродованными или психически неполноценными. Вот тут вопрос очень сложный, потому что есть матери, которые настолько хотят ребенка, что они готовы идти на то, чтобы родился ребенок, который заведомо всю жизнь будет страдать физически или психически потому только, что они хотят иметь ребенка. И это, мне кажется, чисто эгоистический подход. Потому что такие матери о ребенке не думают: они думают о своем материнстве, о том, как они изольют на этого ребенка всю свою ласку и любовь. И, во-первых, многие из этих матерей не знают, способны ли они любовь и ласку проявить к ребенку, к которому у них физическое отвращение, ужас.
Прот. Сергий Гаккель: Тем не менее, урод все-таки является человеком. Полноценным человеком. Однако было высказано такое правило, что человека нельзя убивать. Как тогда подходить к этому вопросу?
М.А.: Честно говоря, я не знаю, как к нему подойти. Я думаю, что это тот случай, когда лучше бы ребенку не родиться на свет, чем родиться в таком страшно изуродованном, психически и физически, состоянии. Когда ты думаешь о том, что вот — родился этот ребенок; пока он еще малюсенький, это еле заметно. Но если человек вырастет, ему будет двадцать лет, и тридцать лет, и еще столько лет, и в течение всей жизни — ничего, кроме физической муки, физического страдания или психической растерянности, не будет. И вот тут, я думаю, можно медицински рассматривать вопрос о том, что да, в данном случае законно было бы совершить аборт. Потому что — имеем ли мы право присуждать десятилетия психического и физического страдания потому только, что мы хотим, чтобы этот ребенок родился и был бы моим сыном, моей дочерью. Я не знаю, как это канонически обусловить, но медицински, я думаю, тут есть очень серьезный вопрос, который можно решать врачу, даже верующему, в этом порядке. Я видел таких детей, которые рождались и которые на всю жизнь были искалечены, не говоря о том, что совершалось в результате с психикой матери, отца и их взаимными отношениями.
П.С.: С какой точки зрения ты говоришь такие вещи, владыка? Это жалость к человеку или можно сказать, что это подлинно христианский подход — чтобы облегчить жизнь людей?
М.А.: Ты мне ставишь очень трудный вопрос в том, что я не могу сказать, что я — зрелый и совершенный христианин, который может ответить как бы от имени Христова. Я только могу сказать на основании очень (теперь) длинной жизни, что речь не идет о том, что пересматривать существующие правила церковные, а задуматься над тем, при каких условиях они были провозглашены. Что знали люди о жизни, о смерти, о зачатии в тот момент, когда были определены те или иные правила? И несомненно для меня то, что некоторые правила, основанные на незнании многих вещей, применимы в той области, в которой они соответствовали знанию. Но когда появляются новые знания, новые понимания, приходится не каноны изменять, а приходится задуматься над тем, в какой мере и в какой полноте мы их можем применять или имеем право не применять.
"" "" "" "" ""
В своих беседах на счет абортов митрополит Антоний не последователен. Он допускает противоположные высказывания в одной и той же беседе. То он говорит о “абсолютном запрещении абортов”, то тут же добавляет: “… разумеется, бывает случай, когда аборт неизбежен, но эти случаи только медицинского порядка. Когда зачинается ребенок, который не может родиться, который будет уродом, который будет чудовищем, – да, в таком случае аборт допустим” (Митрополит
Антоний Сурожский, “Таинство любви”, Клин, 2004 г. Стр. 113).
Возможно, что его слова воспринимаются не в том смысле, который вложил в них митрополит Антоний? А если и в том, то имеем ли мы право судить?
Тем не менее, аборт:
1. Нарушение заповеди "не убий" ;
2. Оставление ребёнка без Крещения, а следовательно, и без права войти в Царство Небесное;
3.Прекословие воле Божией.
Что мог иметь в виду митрополит Антоний? Может быть, например, аборт при диагнозе плода Анэнцефалия (др.-греч. ἀν- — без и ἐγκέφαλος — головной мозг) - отсутствие головного мозга у плода? Плод живёт в утробе блягодаря организму матери, но мозг у него отсутствует. Жизнеспособность его после рождения крайне мала. Но и такие дети тоже выживают и имеют возможность быть крещеными рабами Божиими.
Митрополит Антоний явно говорит не о том случае, когда ребёнок родится и умрёт, а будет жить и "мучаться". Хотя, в сущности это эвтаназия без согласия и просьбы самого человека, которого убивают.
Видимо есть ощущение грядущего земного века, в котором люди будут не властны над своей жизнью и смертью, но всем будут распоряжаться технологи.
Вряд ли какая-то мать получит от церкви благословение на аборт. Даже в таких случаях. Слова митрополита Антония - это его мнение. А не общецерковное.