Невозможно утверждать того, что Бог чего-то не знал.Докетизм возник по другой причине.
«О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк. 13:32).
Господь этим изречением хотел показать, что не сам он не знает этой тайны, но что Отец первенствует в знании, сообщая его Сыну.Господь знал и как Бог, и как человек, но не хотел открыть, потому что Он не был послан открывать это, и потому что было неполезно для нас знать это.
Спаситель знал день суда и по своей человеческой природе, но не силою человеческого ума – in natura humanitatis, non ex natura humanitatis (
Григорий Великий)
Эта мысль мне понятна. Тем не менее она идет вразрез с прямыми словами Христа. Ну да ладно. Мне на эту тему не очень хочется дискутировать.
Только Писание, это кредо протестантов.Отсюда масса их личных толкований текстов Евангелия.У нас иначе.У нас Соборный разум.Где кроме Писания существует и Предание.Где показывается как раскрываетсяа Писание, жизнью человека.
Писание раскрывается жизнью человека - замечательная мысль! Если говорить о протестантах, то ведь они тоже не особо следуют принципу "только Писание". У них тоже есть свои авторитеты. Лютеране говорят, что если кто-то не верит положениям "Книги согласия", созданной в конце 16 века, то вроде как не может считаться христианином. И кальвинисты ушли не дальше, иначе давно бы отказались от доктрины предопределения. И баптисты там же, ведь у них есть свои соборы, на которых они принимают постановления догматического характера и ссылаются на своих богословов, того же Каргеля, к примеру.
Есть несколько вариантов крещения Константина.Но как это влияет на догматическую базу?
А какая у него была прежняя точка зрения? Он прекратил гонения на христанство, сделал государственной религией.Арианство ведь возникло как реакция на савелианство.
Меня волнует в первую очередь не сам догмат о Троице, а то, имеем ли мы право оценивать человека по его отношению к этому догмату. Вот пример Константина. Если он действительно крестился как арианин, то как это влияет на оценку его личностных и духовных качеств? Да, пожалуй, никак, ведь он был признан равноапостольным святым. То же касается мученицы Аллы Готфской.
Однако сегодня я неоднократно встречал мнение, что если кто-то не верит в Троицу, потому что не нашел для себя это учение убедительным, то он попадет в ад, даже если ведет святую жизнь, любит Бога и людей. К счастью ни разу я не слышал этого от православных. Это мне говорили некоторые протестанты.
А вера не лежит в области слепоты.Она лежит в области любви.А любовь покрывет все.Насчет консенсус патрум, так он был сформулирован Викентием Лиринским.С удовольствием перечитываю его труды.
Его еще не читал. Спасибо. Обязательно почитаю.
19 правило VI Вселенского собора гласит, что толковать Писание нельзя никак иначе, «разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях».А Лютер пошел против Соборного разума, и к чему это привело.
Но ведь Лютер не собирался создавать новую религию. Он лишь хотел очищения церкви. И многое из того, что он сказал, было истиной. Он был правоверным католиком, который увидел развращение церкви и не смог с этим смириться. Разве продажа индульгенций и развратный образ жизни духовенства не оскорбляют Бога? А как можно было реагировать нормальному христианину, когда папа говорил о Евангелиях, как о сказках?
Апостол Павел писал, что Бог нас обличает, исправляет и наставляет. Когда апостол Петр начал лицемерить в Антиохии, Павел противостал ему и положил конец разделениям и преткновению. И Петр раскаялся. Если бы верхушка католической церкви поступила так же, то Реформации могло и не быть. По крайней мере могло не быть такого ожесточенного противостояния. С войнами, взаимной ненавистью и убийствами.
Конечно, Лютер и Кальвин недалеко ушли от своих оппонентов. Кальвин так вообще переплюнул самых строгих католических богословов и превратился в отъявленного фарисея.