Не бойтесь!

Можно ли совсем не бояться ничего?

  • можно

    Голосов: 3 23,1%
  • затруднительно

    Голосов: 4 30,8%
  • нет

    Голосов: 4 30,8%
  • свой вариант ответа

    Голосов: 2 15,4%

  • Всего проголосовало
    13
  • Опрос закрыт .
Россия , ЦФО
Православный христианин
Дорогие друзья!
Есть ли у кого опыт борьбы со страхом? Тревожностью?
Ответ типа-смиряйся и молись я и сама знаю :(

Как работать с собой? Что делать конкретно,чтобы не быть трусом?
 
France, Gaillard
Крещён в Православии
Ольга, сколько я себя помню страдаю этим. Не скажу что избавился, но получается одержать победу иногда, если захочу. Могу только этим скромным опытом поделиться. Но мне не понятно пока-что, с каким именно страхом вы хотите бороться? Что вас тревожит и пугает?
 
France, Gaillard
Крещён в Православии
О страхе
   Страх также бывает шести видов: нерешительность, стыдливость, стыд, ужас, изумление, беспокойство. Нерешительность есть страх пред будущим действием. Стыд – страх пред ожидаемым порицанием; это – прекраснейшее чувство. Стыдливость – страх пред совершенным уже постыдным деянием, и это чувство не безнадежно в смысле спасения человека. Ужас – страх пред каким-либо великим явлением. Изумление – страх пред каким-либо необычайным явлением. Беспокойство – страх пред неуспехом или неудачею, ибо, опасаясь потерпеть неудачу в каком-либо деле, мы испытываем беспокойство.


О боязни
   Слово «боязнь» имеет двоякий смысл. Есть боязнь естественная, когда душа не хочет разлучиться с телом по естественному сочувствию и сродству, какие Творец вложил в душу с самого начала, – из-за коих душа естественно страшится, мучится и отвращается от смерти. Определение этой боязни такое: естественная боязнь есть усилие отстоять свое бытие по отвращению к смерти. Ибо, если Творцом все приведено из небытия в бытие, то естественно – все имеет стремление к бытию, а не к небытию; и всем тварям по естеству свойственно влечение к тому, что поддерживает бытие. Посему и Бог Слово, соделавшись человеком, имел таковое же стремление, обнаруживая влечение к тому, что поддерживает естество – желал Себе пищи, пития и сна, и естественно все это употреблял. От того же, что гибельно для жизни, Он отвращался, как, например, во время страдания Он добровольно почувствовал содрогание пред смертью. Ибо, хотя происходившее совершалось и по закону природы, однако же не по необходимости, как бывает с нами, так как то, что было естественно, Он принимал на Себя добровольно – по Своему хотению. Поэтому самая боязнь, страх и борение – относятся к страстям естественным, безупречным и не подлежащим греху.
   Есть еще боязнь, происходящая от помрачения помыслов, неверия и неведения часа смертного, когда, например, мы устрашаемся ночью, если произойдет какой-нибудь шум. Таковая боязнь – вопреки природе, и, определяя ее, мы говорим: неестественная боязнь есть содрогание от неожиданности.

По свидетельству преподобного Исаака Сирина, «человек боязливый дает о себе знать, что страждет двумя недугами, то есть жизнелюбием и маловерием. А жизнелюбие – признак неверия».
   На связь страха с недостатком веры указал и Сам Господь, когда сказал апостолам, испугавшимся бури: Что вы так боязливы, маловерные?» (Мф.8, 26).
   Эту органическую связь боязливости с маловерием хорошо объясняет святитель Николай Сербский: «У боязливых людей сердце слишком земляное и от того окаменевшее. Слово Божие лучше всего растет при внешних бурях и ветрах, словно горные сосны. Но боязливый, с радостью принявший слово Божие, пугается бурь и ветров и отпадает от слова Божия, отвергает его и снова прилепляется к своей земле. Земля приносит быстрые плоды, а плодов слова Божия надо ждать. При этом боязливого терзает сомнение: “Если я упущу сии плоды земные, которые держу в руках, то кто знает, дождусь ли и вкушу ли плодов, обещанных мне словом Божиим?”. И так боязливый усомнится в Боге и уверует в землю; усомнится в истине и уверует в ложь. И вера, не пустив корня в его окаменевшем сердце, исчезает, и слово Божие, посеянное на камне, возвращается к своему Сеятелю».

   Преподобный Нил Синайский, заповедет: «Не предавай гордости душу свою, и не увидишь страшных мечтаний, потому что душа гордого бывает оставлена Богом и делается порадованием бесов. Гордый ночью воображает множество нападающих зверей, а днем смущается боязливыми помыслами; если спит, часто вскакивает и, бодрствуя, боится птичьей тени. Шум листа в ужас приводит гордого, и журчанье воды поражает его душу. Ибо тот, кто недавно противился Богу и отрекался от Его помощи, впоследствии пугается ничтожных призраков».
   Преподобный Симеон Новый Богослов указывает также на связь боязливости с унынием: «Уныние и телесное отяжеление, от лени и нерадения появляющиеся в душе… приносят разуму помрачение и отчаяние, отчего господствуют в сердце помыслы боязливости и хулы», «демон боязливости сопутствует демону уныния и нападает вместе с ним, а тот помогает этому и хватает [жертву], и первый наводит на душу страх с очерствением, второй же производит в душе и уме помрачение и расслабление, а также окаменение и отчаяние»
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «грех… делает человека боязливым и робким; а правда производит противное действие»

Преподобный Иоанн Лествичник определяет боязливость как «дщерь неверия и порождение тщеславия», и указывает, что это есть греховная страсть, которая проистекает от страсти гордыни: «Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самых теней».

 Преподобный Иоанн замечает, что монахам, живущим в общежительных монастырях, эта страсть реже бывает свойственна, чем отшельникам.
   Он же предлагает следующие способы для борьбы монаха с боязливостью: «Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти, то она состареется с тобою. Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою; пришедши же, распростри руки, и бей супостатов именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия, ни на небе, ни на земле»; «Нельзя в одну минуту насытить чрево; так нельзя и боязливость победить скоро. По мере усиления в нас плача [о грехах], она от нас отходит; а с уменьшением оного увеличивается в нас»; «Если же мы, от сокрушения сердца, с преданностию Богу, усердно ожидаем от Него всяких непредвидимых случаев, то мы воистину освободились от боязливости».

   А вот что рекомендует преподобный Симеон Новый Богослов: «Не удивляйся, если, когда над тобой господствует боязливость, ты трепещешь, боясь всего, ибо ты еще несовершенен и слаб и, как младенец, боишься страшилищ. Ибо боязливость есть младенчествующая и достойная смеха страсть тщеславной души. Не желай говорить словами с этим демоном или прекословить ему, ибо когда душа в трепете и смятении, слова не помогают. Оставь их, смири разум твой, насколько хватит у тебя силы, и вскоре поймешь, что боязливость исчезла»

В том же русле лежат и советы преподобного Паисия Величковского: «Если кто боязлив, то не смущайся нисколько, но будь мужествен и возлагай упование на Бога и совсем не обращай внимания на смущение. Не допускай укорениться в себе сему детскому настроению… но считай его за ничто, как бесовское. Раб Божий боится только своего Владыки, Которой создал тело, вложил в него душу и оживил; бесы же, без попущения Божия, ничего не могут причинить нам, но только устрашают и угрожают мечтаниями... будь мужествен, и да крепится сердце твое, и ограждай себя крестным знамением, когда найдет страхование. То место, куда войдешь, огради крестным знамением… перекрестись и, сотворив молитву и сказав: «аминь», войди смело. Если бесы найдут, что мы тверды Господом, тотчас посрамляются и не смущают нас. Будем держать в мысли, что мы в руке Божией. Господь сказал: Се даю вам власть наступати на змею, и на скорпию, и на всю силу вражию: и ничесоже вас вредит (Лк. 10:19). Будем держать в мысли, что без повеления Божия ни влас главы нашей не погибнет (Лк. 21:18). Сами ceбе мы причиняем страхование боязливым помыслом… будем помышлять, что одесную нас Бог, и не подвижемся. Бесы следят за нами, как ловцы и внимательно наблюдают за помыслами нашими; каковы мы в помыслах, подобные же подносят нам свои мечтания. Но страх Божий изгоняет страх бесовский»
 
Последнее редактирование:
Переславль Залесский
Православный христианин
Дорогие друзья!
Есть ли у кого опыт борьбы со страхом? Тревожностью?
Ответ типа-смиряйся и молись я и сама знаю :(

Как работать с собой? Что делать конкретно,чтобы не быть трусом?
Необходима переоценка ценностей. А ещё, решимость.
 
France, Gaillard
Крещён в Православии
Необходима переоценка ценностей. А ещё, решимость.
Да, я об этом хотел сказать) Конкретно взять случаи и смотреть на них не через призму ощущений, чувств, а рассудить холодно что к чему, не делать из муха слона, различать реальные угрозы от воображаемых, смотреть на всё это помня что Бог рядом и строить (или поддерживать) хорошие отношения))
 
Последнее редактирование:
France, Gaillard
Крещён в Православии
Егда отступил Дух Святый от Саула, тогда страх и уныние постиже его, и тьма отчаяния низверже его в преисподнюю. Тако и аз в день уныния и ожесточения моего да разумею, яко несть во мне Бога, но даждь мне неослабно звати Тя, души моея отрадо, дондеже свет Твой озаряет мя малодушнаго:
Прииди, и не отвержи мене за роптание и нетерпение мое; прииди, и умиротвори лютую бурю смятения и раздражения. Прииди, и успокой озлобленных житейскими невзгодами; прииди, и смягчи сердце в день ожесточения и гнева. Прииди, и облегчи согбенных тяжестию креста; прииди, и сокруши козни смущения и страхования духов тьмы. Прииди, и возсияй нам свет Твой благий; прииди, и вдохни в нас великодушие, да терпением спасем души наша.
Прииди, Утешителю Душе Святый, и вселися в ны.

Исаак Сирин:
Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
Приблизься, говорит Он, к надежде на Меня, и упокоишься от труда и страха.

 Надежда на Бога возвышает сердце, а страх геенны сокрушает его. Свет ума порождает веру, а вера порождает утешение надежды, надежда же укрепляет сердце. Вера есть откровение разумения, и, когда помрачится ум, вера сокрывается, господствует над нами страх и отсекает нашу надежду.
Пока ум разумевает Бога как Бога, явлением разумения, не приближается к сердцу страх. Когда бывает попущено впасть нам в омрачение и утратить это разумение, то, пока не смиримся, бывает в нас страх, доколе не приблизит он нас к смирению и покаянию.
 
Последнее редактирование:

Мария

другиня
Команда форума
Новосибирск
Православный христианин
Заметила, что самые тревожные те, кто живёт без ощущения присутствия Бога в жизни или если это ощущение ослабевает.
Полагаясь на себя, свои силы, свой интеллект, деньги, связи человек тревожится и страшится. Это от того, что мало доверяем Богу.
 
France, Gaillard
Крещён в Православии
Заметила, что самые тревожные те, кто живёт без ощущения присутствия Бога в жизни или если это ощущение ослабевает.
Полагаясь на себя, свои силы, свой интеллект, деньги, связи человек тревожится и страшится. Это от того, что мало доверяем Богу.
Об этом говорит и Вячеслав Боровских
 
Крещён в Православии
Дорогие друзья!
Есть ли у кого опыт борьбы со страхом? Тревожностью?
Ответ типа-смиряйся и молись я и сама знаю :(

Как работать с собой? Что делать конкретно,чтобы не быть трусом?
Традиции нужно знать и жить по ним, тогда будете как рыбка в воде, а не сухопутное брошенное на глубину...
Тради́ция (от лат. traditio «предание», обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
 
Россия , ЦФО
Православный христианин
Традиции нужно знать и жить по ним, тогда будете как рыбка в воде, а не сухопутное брошенное на глубину...
Тради́ция (от лат. traditio «предание», обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
Например?
 
Россия , ЦФО
Православный христианин
Заметила, что самые тревожные те, кто живёт без ощущения присутствия Бога в жизни или если это ощущение ослабевает.
Полагаясь на себя, свои силы, свой интеллект, деньги, связи человек тревожится и страшится. Это от того, что мало доверяем Богу.
Хорошо, я согласна. Но если честно ответить перед самим собой-возможно ли постоянно жить обычному человеку как перед Лицем Божьим?
 
Россия , ЦФО
Православный христианин
 Надежда на Бога возвышает сердце, а страх геенны сокрушает его. Свет ума порождает веру, а вера порождает утешение надежды, надежда же укрепляет сердце. Вера есть откровение разумения, и, когда помрачится ум, вера сокрывается, господствует над нами страх и отсекает нашу надежду.
Пока ум разумевает Бога как Бога, явлением разумения, не приближается к сердцу страх. Когда бывает попущено впасть нам в омрачение и утратить это разумение, то, пока не смиримся, бывает в нас страх, доколе не приблизит он нас к смирению и покаянию.
Тоже согласна, особенно с надеждой.
Но не всё так просто. Как только начинаешь работать БОГУ сразу же, сей момент, приходят другие сущности(активизируются,точнее сказать) и начинают подкладывать ситуации,в которых ты побывал и принёс плод им, а не БОГУ.
 
Россия , ЦФО
Православный христианин
Ольга, сколько я себя помню страдаю этим. Не скажу что избавился, но получается одержать победу иногда, если захочу. Могу только этим скромным опытом поделиться. Но мне не понятно пока-что, с каким именно страхом вы хотите бороться? Что вас тревожит и пугает?
А. Понятно:) Сформулирую-напишу :)
 
Сверху