Мытарства и Страшный суд

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Вообще же с вашей стороны крайне некорректно цитировать учебник. Их даже в серьёзных курсовых предпочитают не использовать (надо же учиться мыслить самостоятельно, вера без разума почти всегда социально опасна и почти никогда не приводит к сколько-нибудь положительному результату; что вполне объяснимо),
Прочел Ваши предложения и удивился.Для чего же тогда учебники, как не для обучения? Для полочных композиций по обложкам? Но даже не это удивило, а то, что Вы напрямую не стесняясь, противоречите основам православной аскетики.Что значить учиться мыслить самостоятельно запинав учебник под диван.Как Вам кажется надпись "Не влезай- убьёт", на трансформаторных будках зря появилась.
Тут Ваше учение совпадает с "прелестями" Второго Ватикана.Вот уж где думают и мыслят, похлеще протестантов, которые оказавшись от Предания, мысля самостоятельно, столько придумываний религиозного характера наплодили.
Потом: всё же ответа на вопрос: почему, если Бог будет всё во всём, нас будут мучить бесы - то есть он создал нас для подчинения им и страдания от них? - нет, если верить вашим словам. Тем более, что Исаак Сирин не говорит о мучениях людей бесами - наоборот: "Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение вящшее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания". А теперь смотрим следующее предложение: "Неуместна никому такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией. Любовь есть порождение ведения истины, которое (в чем всякий согласен) дается всем вообще. Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается друг другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой. И вот, по моему рассуждению, геенское мучение есть раскаяние".
Для Исаака Сирина мучащих чертей нет, а есть только мучимые. Просто при смерти будут присутствовать и ангелы, и бесы. Иначе я повторю вопрос: как и зачем Бог дал полную власть бесам над людьми после нашей смерти?
Здесь Вы путаете геену с адом.Ад исчезнет в конце времен, перейдя со всеми своими обитателями ( и бесами в том числе) в геену огненную.А там таки да, только бич, это не пауза при взмахе, это как магнитное поле.

Иоанн Дамаскин говорит по этому поводу: "Далее, они не имеют ни власти, ни силы в отношении к кому-либо, если не получают позволения от Бога для осуществления целей Его домостроительства, подобно тому как [случилось] с Иовом (см. Иов. 1, 12), и таким образом, как написано в Евангелии о свиньях (см. Мк. 5, 13)". А какое же домостроительство в том, чтобы мучить людей уже после второго пришествия?
Опять передергиваете или не понимаете о чем ведет речь Иоанн Дамаскин.Он ведет речь о конкретном случае, когда сатана вместе с другими Ангелами шел к Богу.Зачем он шел к Богу, неужели покаяться? Конечно нет, он шел дабы похвастаться своим успехами в искушениях людей, дабы обгадить творение Божие.
Бог его упреждает, напоминая об Иове, на котором сатана обломал себе зубы.Как же взивлся демон, начав превращать Иова в бездушную марионетку.Что бы показать ошибочность заносчивости сатаны, Бог и попускает, очень дозировано, что-то делать плохое для праведника, живущего в благодати Божией.Бог Свою благодать в данном случае регулирует, вот о чем ведет речь Дамаскин.Посему как не верно восприятие текста, так неверны и идущие из этого выводы.

Насчет мытарств Феодоры.
Это часть Церковного Предания, в которое у каждого есть право верить или не верить.Как говориться на том свете узнает где правда была.Но в этом повествовании, мы видим во первых, градацию греховных начал, их некую иерархичность, и что самое главное, возможность молитвенной помощи для избавления от того греховного плена, в котором находится человек.Что здесь плохого?
В Пантелеиновом монастыре на Афоне, в трапезной а она вмещает где-то 800 человек, как заходишь слева во всю стену (длина метров 40, высота метров 6) расписаны мытарства.
 
Православный христианин
В общих чертах - ерунда.
Именно такую мысль бесы и внушают людям. Так что вы тут не оригинальны.


А зачем люди были созданы так, что грех вызывает наслаждение?
Люди были созданы безгрешными и грех, соответственно, не вызывал у них наслаждения. Наслаждались Адам и Ева общением с Богом.
Все изменилось после того как Ева послушалась змея. Начиная с того момента вся история человечества есть ничто иное как попытка вылезти из того дерьма в которое вляпалались Адам с Евой.

Господь Иисус Христос указал нам путь как оттуда вылезти.
А идти этим путем или нет - каждый решает сам.
 
Последнее редактирование:
ФРГ Ингольштадт
Православный христианин
свидетельств переживших клиническую смерть немало ....многие видят примерно одно и то же ,тунель ,полет ,свет ...им там хорошо и они не хотят возвращаться ...и никаких мытарств !
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
свидетельств переживших клиническую смерть немало ....многие видят примерно одно и то же ,тунель ,полет ,свет ...им там хорошо и они не хотят возвращаться ...и никаких мытарств !
Вы знаете причины, согласно которым установлены сроки поминовения по умершему, третий, девятый, сороковой, годовщина?
 
Православный христианин
свидетельств переживших клиническую смерть немало ....многие видят примерно одно и то же ,тунель ,полет ,свет ...им там хорошо и они не хотят возвращаться ...и никаких мытарств !
мы имеем свидетельство из Писания о том, что, демоны могут принимать вид Ангелов света.

И кстати есть множество свидетельств, когда люди видели демонов в час смерти.

Разумнее довериться опыту Церкви
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
вот именно ! некоторые видят демонов и летят не к свету ,а вниз ....и опять же никаких мытарств ...никто не пытает ...сразу приняли и всё !
Вы противоречите Преданию. Кстати на вопрос о поминании с установленными Церковью сроками, ответ не получил.
 
Показано, чёрным по белому, читайте внимательнее. Но я на всякий случай процитирую.

"По словам двух Сиринов, Исаака и Ефрема, в аду люди будут гореть в огне Божественной любви. Здесь сразу несколько аспектов. Первое: поверить в то, что муки разума могут влиять на телесное самочувствие, достаточно легко: можно почитать, например, описания галлюцинаций душевнобольных. Скажу сразу: на ночь такое можно читать не всем.
Второе, что следует отметить - очень грубо ад можно сравнить с земным подобием: когда человек находится в замкнутом пространстве с кем-то, кого он ненавидит всей душой, но и уйти никуда не может. Ад - это когда отказавшийся от Бога человек не может от Него никуда уйти; но даже такая вечность милосерднее небытия. Бог не убивает Своих детей, Он не для этого нас создал.
Третье - интереснейший аспект, подробно описываемый у Ефрема Сирина (например, в "О рае"): муки раскаяния. Похоже, они тоже будут не только душевными, но и вполне физическими. Как мы знаем, смерть как отделение души от тела тоже умрёт - всё, что испытывает душа, будет каким-то образом непосредственно отражаться и на тушке организма.
Ну и почему я лично очень скептически отношусь к идее вечных мук под радостные вопли чертей... Логика - великолепное оружие; по-моему, ирландская поговорка говорит, что три вещи в жизни надо держать постоянно острыми: лопату, меч и ум.
Во-первых - сами пытки и орудия пыток есть зло. То есть когда Бог будет "всё во всём", зла не будет - не будет и подобного извращения. Если же допустить, что это сохранится - ad absurdum: я готов применить доводы оппонентов против их самих. :)люблю (поскольку я человек очень ленивый) поспорить таким вот образом, когда оппонент сам себя завязывает в узелок, а мне надо только позволить ему это сделать.
И второе, равноследующее (если это новый термин - дарю, пользуйтесь, не жалко) в совокупности. Пункты:
а) обОженный человек уже не раб греха, значит, бесы не имеют на него никакого влияния;
б) Бог не даст им никакой власти над нами - они сами будут мучиться".

Почему-то, если верить вашим словам, то получается, что бесы и здесь, в этой жизни на нас влияют, так и там, за гробом, от них не спасёшься. Почитайте внимательно Евангелия и книгу Откровения (и толкования - настоящих отцов, конечно, а не всяких там старцев Елдовиев) - там нигде не сказано, что бесы будут мучить людей. Там везде говорится, что противники Бога будут мучиться.
Что говорит о бесах Иоанн Дамаскин: "Поэтому они не имеют ни власти, ни силы против кого-нибудь, если не получают позволения от Бога в целях домостроительства, как случилось с Иовом и как написано в Евангелии о свиньях [гадаринских]. При Божием попущении они сильны, принимают и переменяют, какой хотят, образ, сообразно со своим воображением". Неужели Бог даст и после второго пришествия власть над людьми?
Что пишет об аде Ефрем Сирин: "Разные есть роды мучений, как слышали мы в Евангелии. Есть тьма кромешная 1 (Мф. 8, 12), а из этого видно, что есть и другая тьма – глубочайшая; геенна огненная (Мф. 5, 22) – иное место мучения; скрежет зубов (Мф. 13, 42) – также особое место; червь неусыпающий (см. Мк. 9, 48)- в другом месте; озеро огненное (Откр. 19, 20) – опять иное место; тартар – также свое место; огонь неугасающий (см. Мк. 9, 48) – особая страна; преисподняя (Флп. 2, 10) и погибель (Мф. 7, 13) – на своих местах; преисподние места земли (Еф. 4, 9) – вновь другое место; ад, где пребывают грешники, и дно адово – самое мучительное место. На эти-то мучения распределены будут несчастные, каждый по мере грехов своих – или более тяжких, или более сносных, по написанному: В узах греха своего он содержится (Притч. 5, 22). То же значит и сказанное: Бит будет много и бит будет меньше (Лк. 12, 47–48). Как есть различия наказаний здесь, так и в будущем веке. Живущие во вражде между собой, если случится им в таком состоянии переселиться из тела, в час Суда найдут себе неумолимое осуждение и как ненавистные будут посланы в кромешный огонь и нескончаемую тьму, потому что пренебрегли легкой заповедью Господней, которая гласит: Любите друг друга (Ин. 15, 17) – и прощайте до седмижды семидесяти раз (Мф. 18, 22)".
Опять нет мучений нас бесами. Будете спорить со святым?
есть дети Божии, есть дети дьявола ..каждый пойдет к своему отцу... вы пишите - в аду люди будут гореть в огне Божественной любви ...- в аду нет любви ..потому и ад ..... ! написано- Говорит ли кто, говори как слова Божии;(или из слово Божьего)... ....вы же приводите слова людей ...Господь же нас спросит не то что люди говорили а то что Он говорил ! и судимы будем по слову Его а не всех тех кого вы приводите в пример!
 
Москва
Православный христианин
свидетельств переживших клиническую смерть немало ....многие видят примерно одно и то же ,тунель ,полет ,свет ...им там хорошо и они не хотят возвращаться ...и никаких мытарств !
Клини́ческая смерть — обратимый этап смерти, переходный период между жизнью и биологической смертью.
Мытарства - это неизбежный путь каждой души после смерти биологической.
Сущность учения о мытарствах излагает cвт.Кирилл Александрийский в слове"О исходе души".
 
о мытарствах в библии ни слова ...из писаний (библии) видно что решение принемаешь ты сдесь ... ни Бог будет тебя судить а ты сам выбрал кто твой отец. поэтому там твое решение ни кто ни оспаривает ...твоя жизнь твои дела будут говорить за тебя...кому служил к тому и идешь.

Здравствуйте! Скажите мне пожалуйста: когда мы умрём наша душа попадёт на мытарства, то есть уже на мытарствах душа окончательно определяет куда ей идти - в ад или рай или на страшном суде решение может измениться?
 
Москва
Православный христианин
Святитель Игнатий (Брянчанинов):
"Учение о мытарствах есть учение Церкви. Несомненно, что святой апостол Павел говорит о них, когда возвещает, что христианам предлежит брань с поднебесными духами злобы. Это учение находим в древнейшем церковном Предании и в церковных молитвословиях".
 
Православный христианин
Как бы то ни было, но очень во многих молитвах, включенных в различные правила и последования, упоминаются мытарства.
Можете привести пример молитвы с упоминанием прохождении души мытарств? Тема о «мытарствах» не есть, собственно, предмет православного христианского богословия: она не догмат Церкви в точном смысле. Она составляет материал нравоучительного, воспитательного свойства, можно бы сказать — педагогического характера.
 
Православный христианин
Можете привести пример молитвы с упоминанием прохождении души мытарств? Тема о «мытарствах» не есть, собственно, предмет православного христианского богословия: она не догмат Церкви в точном смысле. Она составляет материал нравоучительного, воспитательного свойства, можно бы сказать — педагогического характера.
Вы не исповедуете, что по разлучению души и тела у людей их души проходя воздушное пространство будут испытаны демонами на страстность души, иначе будут испытаны мытарствами?
 
Православный христианин
Можете привести пример молитвы с упоминанием прохождении души мытарств?
"О, святы́й Ангеле, храни́телю и покрови́телю мой благи́й! С сокруше́нным се́рдцем и боле́зненною душе́ю предстою́ ти, моля́ся: услы́ши мя, гре́шнаго раба́ твоего́ (имя), с во́плем кре́пким и пла́чем го́рьким вопию́щаго: не помяни́ мои́х беззако́ний и непра́вд, и́миже аз окая́нный прогневля́ю тя по вся дни и часы́, и ме́рзостна себе́ творю́ пред Созда́телем на́шим Го́сподем; яви́ся мне милосе́рд и не отлуча́йся мене́ скве́рнаго да́же до кончи́ны моея́; возбуди́ мя от сна грехо́внаго и посо́бствуй твои́ми моли́твами про́чее время живота́ моего́ без поро́ка прейти́ и сотвори́ти плоды́ досто́йны покая́ния, па́че же от сме́ртных паде́ний грехо́вных соблюди́ мя, да не поги́бну во отча́янии и да не пора́дуется враг о поги́бели мое́й. Вем вои́стину и усты́ испове́дую, я́ко никто́же тако́в друг и предста́тель, защи́титель и побо́рник, я́коже ты, святы́й Ангеле: предстоя́ бо Престо́лу Госпо́дню, мо́лишися о мне непотре́бнем и па́че всех гре́шнейшем, да не изы́мет Преблаги́й души́ моея́ в день неча́яния моего́ и в день творе́ния зло́бы. Не преста́й у́бо умилостивля́я премилосе́рдаго Го́спода и Бо́га моего́, да отпу́стит согреше́ния моя́, я́же сотвори́х во все́м житии́ мое́м, де́лом, сло́вом и все́ми мои́ми чу́вствы, и и́миже весть судьба́ми, да спасе́т мя: да нака́жет мя зде по Свое́й неизрече́нней ми́лости, но да не обличи́т и не истя́жет мя она́мо по Своему́ нелицеприя́тному правосу́дию; да сподо́бит мя покая́ние принести́, с покая́нием же Боже́ственное Причаще́ние досто́йне прия́ти, о сем па́че молю́, и такова́го да́ра всеусе́рдно жела́ю. В стра́шный же час сме́рти неотсту́пен буди ми, благи́й храни́телю мой, прогоня́я мра́чныя де́моны, иму́щия устраши́ти притре́петную ду́шу мою́: защити́ мя от тех ловле́ния, егда́ и́мам преходи́ти возду́шная мыта́рства, да храни́мь тобо́ю, безбе́дно дости́гну рая́ ми вожделе́ннаго, иде́же ли́цы святы́х и го́рних Сил непреста́нно восхваля́ют всечестно́е и великоле́пое и́мя в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, Ему́же подоба́ет честь и поклоне́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь." (https://azbyka.org/molitvoslov/molitvy-nebesnym-silam-besplotnym.html)
Эта молитва часто приводится в молитвословах, как 2-я молитва, читаемая на каноне Ангелу Хранителю.

Во многих молитвах, читаемых на кафизмах, упоминается тема прохождения души через препятствующих ей демонов:
Из молитвы по 4-й кафизме:
"...Но, Го́споди мой, Го́споди, да́руй ми сле́зы умиле́ния, еди́ный Бла́же и Ми́лостивый, я́ко да и́ми Тя умолю́, очи́ститися пре́жде ко́нца от вся́каго греха́: стра́шно бо и гро́зно ме́сто и́мам проити́, те́ла разлучи́вся, и мно́жество мя мра́чное и безчелове́чное де́монов сря́щет, и никто́же в по́мощь спу́тствуяй или́ избавля́яй...."

Из молитвы по 17-й кафизме:
"И не возведи́ мене́ в преполове́ние дний мои́х, ниже́ неиспра́влену и негото́ву ду́шу мою́ восхи́тиши, но соверши́ мя Твои́м соверше́нством, и та́ко мя настоя́щаго жити́я изведи́, я́ко да невозбра́нно проше́д нача́ла и вла́сти тьмы́, Твое́ю благода́тию узрю́ и аз непристу́пныя Твоея́ сла́вы добро́ту неизрече́нную, со все́ми святы́ми Твои́ми, в ни́хже освяти́ся, и просла́вися всечестно́е и великоле́пое и́мя Твое́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь."

Тема о «мытарствах» не есть, собственно, предмет православного христианского богословия: она не догмат Церкви в точном смысле
Богословие - это не только (и не столько) книги богословов, но и молитвенная, и богослужебная жизнь Церкви.
 
Крещён в Православии
Мне кажется может что-нибудь. Измениться,например если на земле кто-то отмолил умершего своими молитвами
 
Православный христианин
Мытарства в Православии и чистилище у католиков по сути одно и то же понятие или есть разница?
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Вы не исповедуете, что по разлучению души и тела у людей их души проходя воздушное пространство будут испытаны демонами на страстность души, иначе будут испытаны мытарствами?
Не очень корректно так формулировать. Ибо исповедуем мы таки Догматы (вероучительные истины о Боге и Его отношении к миру). А учение о мытарствах - это учение о мытарствах. Преданию Церкви известно множество самых разных примеров прохождения мытарств.
Нет никакой общепринятой формулировки. Короче всех, пожалуй, выразил их святитель Феофан Затворник: "Мытарства – это образ частного Суда по смерти, на коем вся жизнь умершего пересматривается со всеми грехами и добрыми делами".
Поэтому корректнее было бы спросить "Считаете ли вы". Потому как исповедуем мы Догматы, в которых каждое слово, каждая буква имеют краеугольное значение.
 
Последнее редактирование:
Киев
Православный христианин
Мытарства в Православии и чистилище у католиков по сути одно и то же понятие или есть разница?
Совсем не одно и то же. В мытарствах душа испытывается, и по факту обнаружения страстей и нераскаянных грехов может быть ввергнута бесами в ад (но может быть и не ввергнута, если грех не сильно тяжкий, и при этом за нее молятся в этом мире, тем самым помогая ей). В "католическом чистилище" душа якобы пребывает какое-то время, искупая тем самым свои грехи, после чего типа очищенной через некоторое время отправляется в рай (могу не совсем точно передать концепцию, но суть в общих чертах такова).
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Исповедуется учение, а догматам неукоснительно следуют
Так можно терминологически запутаться.
Догматы - вероучительные истины о Боге, в которые мы верим ("Верую, Господи, и исповедую...")
Каноны (в смысле правил) - определяют порядок жизни Православной Церкви.
Догматы говорят нам о том, что существует на самом деле, а каноны говорят нам о том, как удобно Церкви существовать в условиях земного мира. На основе их уже пишется Устав Церкви. Догматы, в отличии от прочего - незыблемы.
А вот учению (например о молитве, или о посте) можно только следовать. Или человек соблюдает пост согласно Уставу или нет.
Нельзя же сказать: "Верую, Господи, и исповедую... (какие тут слова касаемо поста можно вписать?)" Никакие.
Постимся согласно Уставу, верим согласно Догматам, а жизнь внутри Церкви согласно Канонам.
Очень опасно между собой путать эти понятия. Особенно возводить в ранг Догматов то, что ими не является.
 
Сверху