- Православный христианин
Здравствуйте! Скажите мне пожалуйста: когда мы умрём наша душа попадёт на мытарства, то есть уже на мытарствах душа окончательно определяет куда ей идти - в ад или рай или на страшном суде решение может измениться?
Было видение Григория ученика Василия Нового:Здравствуйте! Скажите мне пожалуйста: когда мы умрём наша душа попадёт на мытарства, то есть уже на мытарствах душа окончательно определяет куда ей идти - в ад или рай или на страшном суде решение может измениться?
Здравствуйте! Скажите мне пожалуйста: когда мы умрём наша душа попадёт на мытарства, то есть уже на мытарствах душа окончательно определяет куда ей идти - в ад или рай или на страшном суде решение может измениться?
У меня бывает, что я просыпаюсь и всё ещё несколько минут переживаю за продолжение сюжета сновидения, которое прервалось пробуждением. Поначалу оно для меня важнее настоящей жизни. Может, как минимум, с теми же целями нужны и мытарства.скорее всего никаких мытарств не будет ,или будут не у всех ...мы вообще о мытарствах знаем только со слов одной монахини ...наверное легкая и чистя душа взлетит к Богу ,а тяжелая и грязная от грехов вверх лететь просто не сможет ,а опустится в ад ...
Глубокое заблуждение, мытарства - истязание, обвинения, душа видит бесов, маски сброшены, ужас, страх, трепет, выбор остался на земле ...Кроме того, мытарства это выбор, душа сама выбирает, к чему сильнее привязана.
Это Свящ.Предание,которое вошло даже и в литургическую жизнь св. Церкви,например канон Господу и Богородице при разлучении души от тела:«Воздушного князя, насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напрасного сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно от земли» (песнь 4).О мытарствах после смерти писали все св. Отцы всех веков Христианства:Свят. Иоанн Златоуст,прп. Ефрем Сирин,свят. Кирилл Александрийскийй,прп. Макарий Великий,свят. Афанасий Александрийский,свят. Василий Великий,свят. Григорий Нисский и многие другие.мы вообще о мытарствах знаем только со слов одной монахини
На земле остался тот выбор, который делает разум. Теперь душа тянется к тому, что она любит. Где её любовь, там и её внимание, там и она сама. Если любит страсти и земные привязанности, то и соединяется с ними. Если же любит Бога, то забывает страсти и стремится к Нему.Глубокое заблуждение, мытарства - истязание, обвинения, душа видит бесов, маски сброшены, ужас, страх, трепет, выбор остался на земле ...
Разум - одно из свойств души, тема души, "ума и сердца" глубоко проработаны в церковной антропологии, прочтите разок ...Разум это не я, а нечто внешнее. Душа и её любовь это и есть я.
Большинство людей даже во сне теряют разум, у них остаётся только ум. Почему после смерти, без тела, когда любая мысль будет сразу захватывать всё внимание без остатка, разум сохранится? Под разумом я здесь понимаю способность ума обращаться на самого себя.Разум - одно из свойств души, тема души, "ума и сердца" глубоко проработаны в церковной антропологии, прочтите разок ...
Это просто игра терминами, ум и разум - близкие понятия, смотреть в зеркало и видеть себя со стороны - подобие Вашего примера, свойство ума - божественно и является даром, не хочу топить внимание в свойствах ума ... Тело - фильтр, мы привязаны к нему, деменция - результат влияния тела на ум, без тела - нет помех ...Большинство людей даже во сне теряют разум, у них остаётся только ум. Почему после смерти, без тела, когда любая мысль будет сразу захватывать всё внимание без остатка, разум сохранится? Под разумом я здесь понимаю способность ума обращаться на самого себя.
Вообще мытарства Феодоры ("Феодорино горе"), если уж на то пошло - это апокриф. При этом совершенно противоположный христианской догматике и учению отцов, что легко проследить, если почитать, допустим, святых Сиринов - Ефрема и Исаака. Вот два интересных рассуждения:Здравствуйте! Скажите мне пожалуйста: когда мы умрём наша душа попадёт на мытарства, то есть уже на мытарствах душа окончательно определяет куда ей идти - в ад или рай или на страшном суде решение может измениться?
Как бы то ни было, но очень во многих молитвах, включенных в различные правила и последования, упоминаются мытарства. Так что учение о мытарствах усвоено Церковью. Никаким догматам и учению отцов оно не противоречит.Вообще мытарства Феодоры ("Феодорино горе"), если уж на то пошло - это апокриф. При этом совершенно противоположный христианской догматике и учению отцов, что легко проследить, если почитать, допустим, святых Сиринов - Ефрема и Исаака. Вот два интересных рассуждения
Это не апокриф.
неубедительно. Во-первых, потому, что есть версии против каноничности этой истории, и вовсе не только о. Андрей говорил об этом. Филарет (Дроздов) тоже неодобрительно к ней относился. Во-вторых - версия о мытарствах противоречит христианской догматике, причём полностью. В рассуждениях выше это показано.Это не апокриф.
В критике отцом Андреем учения о воздушных мытарствах центральное место уделено мытарствам Феодоры.Отец Андрей Кураев объявил его апокрифом.Мнение это неверно. Вопрос о так называемых «отреченных» книгах наукой достаточно изучен, см: Памятники отреченной русской литературы / Собраны и изданы Н. Тихонравовым. СПб., 1863. Т. 1– 2; Ложные и отреченные книги русской старины, собранные A.Н Пыпиным // Памятники старинной русской литературы / Изд. Г. Кушелев-Безбородко. СПб., 1862. Вып. 3; Архангельский А.С. К истории южнославянской и древнерусской апокрифической литературы // ИОРЯС. 1899. Т. 4. Кн. 1. С. 112–118; Апокрифы Древней Руси: Тексты и исследования. М., 1997; В.В. Мильков. Древнерусские апокрифы, СПб.; РХГИ, 1999.МЫТАРСТВА: УЧЕНИЕ СВЯТЫХ ОТЦОВ И БОГОСЛУЖЕБНО-МОЛИТВЕННЫЙ ОПЫТ ЦЕРКВИ. ЧАСТЬ 4
ОКОНЧАНИЕ ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ ОПЫТ ЦЕРКВИ Канон на исход души. Песнь 4, тропарь 4 Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: Учение о мытарствах , подобно учению о местонахождении рая и ада, встречается как учение общеизвестное и общепринятое на всем пространстве богослужения…eresiologiya.livejournal.com
Ни житие преподобного Василия Нового, ни самостоятельно бытовавший текст «Хождение Феодоры по воздушным мытарствам» апокрифами на Руси не считались. Житие Василия Нового существует в двух основных редакциях: Первая и Вторая русские редакции, которые представляют собой переводы двух греческих редакций. Первая редакция является гораздо более полной и древней (XI–XII вв.), хотя самые ранние из сохранившихся ее списков датируются XVI веком (Вилинский С. Житие святого Василия Нового в русской литературе. Одесса, 1913. Ч. 1: Исследование; 1911. Ч. 2: Тексты).
Диакон Андрей утверждает, что на Руси повествование о мытарствах Феодоры считалось апокрифом, основываясь лишь на монографии Ирины Михайловны Грицевской «Индексы истинных книг» (СПб., 2003): «А Василии же новый и Андрей Уродивы и Мефодий Патрьский и странник подобает о сих вещаго и ведущаго вопрошати, аще истинна есть». Книга И. Грицевской включает 316 наименований. Она составлена на материале 186 списков. И если у составителя одного из этих списков возник недоуменный вопрос по поводу жития Василия Нового, то нет абсолютно никаких оснований делать вывод о том, что это житие считалось «апокрифом». Выше уже отмечалось, что житие блаженной Феодоры (Память преподобной матери нашея Феодоры), в котором говорится о мытарствах, было включено (30 декабря) в «Пролог» – церковно-учительный сборник, широко распространенный в Древней Руси.
Описание этих мытарств является не апокрифом, а частью жития преподобного Василия Нового († 944 или 952), память которого празднуется 26 марта по юлианскому календарю. Житие это было составлено учеником святого Василия Григорием, который описал, что «сам видел и от других достоверных лиц слышал» (Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Том 3. М., 1997. С. 117). Повествование о мытарствах Феодоры († 940) на Руси не было «запрещенной» книгой. Оно было выделено из жития преподобного Василия Нового в отдельный текст и помещено в «Прологе» за 30 декабря под названием «Память преподобной матери нашея Феодоры» для назидательного чтения. Житие святого Василия Нового с описанием мытарств Феодоры содержится в томе 3 «Житий святых» (Киев, 1700) святителя Димитрия Ростовского. Оно неоднократно переиздавалось в течение XIX и начала XX веков. Его подробно пересказывает в «Слове о смерти» строгий ревнитель чистоты Православия святитель Игнатий (Брянчанинов).
Митрополит Макарий (Булгаков), автор капитального труда «Православно-догматическое богословие», пишет: «Тоже о мытарствах, как пути, общем для всех умерших, изложено в житии преподобного Василия Нового, где блаженная Феодора, между прочим, рассказывает: “Восходящим нам горе…”(далее идет подробная выписка из жития.)» (СПб., 1883. Т. 2. С. 530 ). Блаженной Феодоре посвящен очерк архиепископа Черниговского Филарета (Гумилевского) «Подвижницы восточной церкви» (СПб., 1871.)
Неверно и утверждение, что текст, описывающий мытарства Феодоры, отвергала духовная цензура. Для подтверждения этого заявления приводится цитата из письма профессора Московской духовной академии П.С. Казанского, который имел обязанности духовного цензора: «Чаще издаются повести, полные самых странных чудес, одним словом, духовные романы о мытарствах: жития Андрея Юродивого, Иоанна Новгородского и т.п. Все эти сочинения представляются большей частью безграмотными. Сколько приходилось исправлять или останавливать книжек, направленных к распространению суеверных понятий в народе. Сколько раз ко мне приносили житие Киприана и Иустины, домогаясь пропуска. Совесть не позволяла, хотя из Четьи-Минеи выбрали. Ругатели духовной цензуры знают ли эту неустанную службу цензуры духовному образованию народа?» (Переписка профессора МДА П.С. Казанского с А.Н. Бахметовой. Письмо от 8 февраля 1868 года // У Троицы в академии. 1814–1915. М., 1914. С. 525). Очевидно, что речь идет о безграмотных подделках, а не подлинных памятниках христианской агиографии. Житие святого Василия Нового неоднократно переиздавалось на протяжении XVIII и XIX веков. Оно полностью включено в мартовский том «Житий святых» Димитрия Ростовского, а они только на протяжении XVIII века переиздавались десять раз.
---------------
Также этот рассказ признавал наш великий святитель Феофан Затворник:
"Пришло мне на мысль вот что Вам подсказать! Достаньте Четьи Минеи за март месяц и прочитайте там рассказ блаженной Феодоры о том, как она проходила мытарства. Он помещен в житии Василия Нового под 26 марта. Само житие старца велико. Прямо начинайте с рассказа Феодоры, а где он начинается, можете узнать по заметкам на полях. Житие старца коротко таково. Василий Новый сначала жил в пустыне недалеко от Константинополя, потом взят как соглядатай и, много перенесши пыток, наконец брошен в море. Бог чудесно избавил его от потопления, и он пришел тайком в город, где добрый некто приютил его. Старец начал опять подвизаться, как было и в пустыне, причем ему усердно служила Феодора. Старица эта умерла прежде старца. Был у Василия еще ученик Григорий, из мирян, очень богобоязненный. Ему захотелось знать, что получила Феодора за свою усердную службу святому Василию. Попросил он об этом старца. Тот помолился, и Григорий во сне увидел Феодору в раю, в месте, уготованном для Василия, светлом-пресветлом. При этом Григорий спросил ее, как она разлучилась с телом и как достигла до сего блаженного места. На это блаженная Феодора отвечает рассказом о том, как она умерла и как прошла мытарства. Вот этот-то рассказ я и советую Вам прочитать со вниманием. Он очень поучителен. И к самопознанию он поруководит, и паче внедрит убеждение в силе слезного покаяния и исповеди."
Обоснуйте, пожалуйста, это утверждение - каким конкретно догматам противоречит учение о мытарствах? "В рассуждениях выше", как Вы пишете, ничего не показано.Во-вторых - версия о мытарствах противоречит христианской догматике, причём полностью
Версия г-на Кураева?неубедительно. Во-первых, потому, что есть версии против каноничности этой истории, и вовсе не только о. Андрей говорил об этом. Филарет (Дроздов) тоже неодобрительно к ней относился. Во-вторых - версия о мытарствах противоречит христианской догматике, причём полностью. В рассуждениях выше это показано.
Иногда людей страшный суд застаёт на земле и при жизни.
Что то почитал я ваши ответы и в баню захо
Показано, чёрным по белому, читайте внимательнее. Но я на всякий случай процитирую.Обоснуйте, пожалуйста, это утверждение - каким конкретно догматам противоречит учение о мытарствах? "В рассуждениях выше", как Вы пишете, ничего не показано.