Мытарства и Страшный суд

Православный христианин
Здравствуйте! Скажите мне пожалуйста: когда мы умрём наша душа попадёт на мытарства, то есть уже на мытарствах душа окончательно определяет куда ей идти - в ад или рай или на страшном суде решение может измениться?
 
Православный христианин
Здравствуйте! Скажите мне пожалуйста: когда мы умрём наша душа попадёт на мытарства, то есть уже на мытарствах душа окончательно определяет куда ей идти - в ад или рай или на страшном суде решение может измениться?
Было видение Григория ученика Василия Нового:
Коротко сказать, ПОСЛЕ Страшного Суда перемен - не будет, а до Суда - возможны, на Суде Богородица заступится за многих, а больше - и некому ... Суд - то - СТРАШНЫЙ и последний!
 
Москва
Православный христианин
Здравствуйте! Скажите мне пожалуйста: когда мы умрём наша душа попадёт на мытарства, то есть уже на мытарствах душа окончательно определяет куда ей идти - в ад или рай или на страшном суде решение может измениться?

Прочтите разделы и Вам всё станет понятно,в первой ссылке -- о частном суде и учение о мытарствах,во-второй о Страшном Суде :

"Излагая учение о Боге, как Судии и Мздовоздаятеле, православная Церковь различает двоякий суд Божий, двоякое мздовоздаяние: во-первых, суд частный, который совершает Господь над каждым человеком порознь вдруг по смерти его, и следующее за тем мздовоздаяние еще неполное, неокончательное, и, во-вторых, – суд всеобщий, который совершит Господь торжественно над всем родом человеческим при кончине мира, и который заключит мздовоздаянием уже полным, решительным, вечным (Прав. Испов. веры ч. 1, отв. на вопр. 58–61). Таким образом, это учение разделяется на две половины, из которых каждая подразделяется на две части."





"В заключение всеобщего суда праведный Судия произнесет свой окончательный приговор и праведникам и грешникам, – скажет первым: приидите благословеннии Отца моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Матф. 25, 34); скажет последним: идите от мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (- 41)2050. И тотчас идут сии в муку вечную: праведницы же в живот вечный (- 46). Это мздовоздаяние после всеобщего суда будет полное, совершенное, решительное. Полное; т. е. не для одной только души человека, как после частного суда, а для души вместе и для тела, – для полного человека. Совершенное: потому что будет состоять не в предначатии только блаженства для праведников и мучения для грешников, как после частного суда, а во всецелом блаженстве и мучении, соответственно заслугам каждого. Решительное: потому что для всех пребудет неизменным во веки, и ни для кого из грешников не останется никакой возможности освободиться когда-либо из ада, как остается она для некоторых после частного суда (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 60. 68; снес. §§ 252. 257. 258). "

Митрополит Макарий Булгакov.png
 
Последнее редактирование:
ФРГ Ингольштадт
Православный христианин
скорее всего никаких мытарств не будет ,или будут не у всех ...мы вообще о мытарствах знаем только со слов одной монахини ...наверное легкая и чистя душа взлетит к Богу ,а тяжелая и грязная от грехов вверх лететь просто не сможет ,а опустится в ад ...
 
сомневающийся
скорее всего никаких мытарств не будет ,или будут не у всех ...мы вообще о мытарствах знаем только со слов одной монахини ...наверное легкая и чистя душа взлетит к Богу ,а тяжелая и грязная от грехов вверх лететь просто не сможет ,а опустится в ад ...
У меня бывает, что я просыпаюсь и всё ещё несколько минут переживаю за продолжение сюжета сновидения, которое прервалось пробуждением. Поначалу оно для меня важнее настоящей жизни. Может, как минимум, с теми же целями нужны и мытарства.
Кроме того, мытарства это выбор, душа сама выбирает, к чему сильнее привязана. К Богу или к своим страстям. Ведь Бог может забрать к себе любую любящую его душу, по своему милосердию. Но не каждая душа выберет рай, многим приятнее страсти и получение удовольствий от их удовлетворения.
 
Православный христианин
Кроме того, мытарства это выбор, душа сама выбирает, к чему сильнее привязана.
Глубокое заблуждение, мытарства - истязание, обвинения, душа видит бесов, маски сброшены, ужас, страх, трепет, выбор остался на земле ...
 
Москва
Православный христианин
мы вообще о мытарствах знаем только со слов одной монахини
Это Свящ.Предание,которое вошло даже и в литургическую жизнь св. Церкви,например канон Господу и Богородице при разлучении души от тела:«Воздушного князя, насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напрасного сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно от земли» (песнь 4).О мытарствах после смерти писали все св. Отцы всех веков Христианства:Свят. Иоанн Златоуст,прп. Ефрем Сирин,свят. Кирилл Александрийскийй,прп. Макарий Великий,свят. Афанасий Александрийский,свят. Василий Великий,свят. Григорий Нисский и многие другие.

"Отсюда очевидно: а) что мытарства представляют собою неизбежный путь, которым совершают свой переход от временной жизни к вечному жребию все человеческие души, как злые, так и добрые; б) что на мытарствах, во время этого перехода, каждая душа, в присутствии ангелов и демонов, без сомнения, пред оком всевидящего Судии, постепенно и подробно истязуется во всех еe делах, злых и добрых; в) что вследствие этих истязаний, этого подробного отчета каждой души в ее прежней жизни, души добрые, оправданные на всех мытарствах, возносятся ангелами прямо в райские обители, а души грешные, задержанные на том или другом мытарстве, обвиненные в нечестии, влекутся, по приговору невидимого Судии, демонами в их мрачные обители. И, следовательно, мытарства – это не что иное, как частный суд, который совершает над человеческими душами невидимо сам Господь Иисус посредством ангелов, допуская к тому и клеветников братии нашея (Апок. 12, 10), злых духов, – суд, на котором припоминаются душе и беспристрастно оцениваются пред нею все еe дела, и после которого определяется ей известная участь."(Митрополит Макарий (Булгаков),Догматическое богословие,том 2).

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Учение о мытарствах есть учение Церкви. Несомненно, что святой апостол Павел говорит о них, когда возвещает, что христианам предлежит брань с поднебесными духами злобы. Это учение находим в древнейшем церковном Предании и в церковных молитвословиях.
свят Игнатий Брян.jpg


Вот здесь очень подробно о мытарствах,посмотрите обязательно эту работу из 4 частей:


"Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать. Чего ищут эти мытники в преходящих? Того, нет ли у них ихнего товара. Товар же какой? Страсти. Стало быть, у кого сердце непорочно и чуждо страстям, у того они не могут найти ничего такого, к чему и могли бы привязаться; напротив, противоположная им добродетель будет поражать их самих как стрелами молнийными. На это один из многоученых вот какую еще выразил мысль: мытарства представляются чем-то страшным; ведь очень возможно, что бесы, вместо страшного, представляют нечто прелестное. Обольстительно прелестное, по всем видам страстей, представляют они проходящей душе одно за другим. Когда из сердца в продолжение земной жизни изгнаны страсти и насаждены противоположно им добродетели, тогда что ни представляй прелестного, душа, не имеющая никакого сочувствия к тому, минует то, отвращаясь от того с омерзением. А когда сердце не очищено, тогда к какой страсти наиболее питает оно сочувствия, на то душа и бросается там. Бесы и берут ее будто друзья, а потом уж узнают, куда ее девать. Значит, очень сомнительно, чтобы душа, пока в ней остаются еще сочувствия к предметам каких-либо страстей, не постыдилась на мытарствах. Постыжение здесь в том, что душа сама бросается в ад. Но окончательное постыжение – на Страшном суде, пред лицом всевидящего Судии".(Толкование на 118-й псалом).

Святитель Феофан Затворник.​

Феофан-затворник.jpg
 
Последнее редактирование:
сомневающийся
Глубокое заблуждение, мытарства - истязание, обвинения, душа видит бесов, маски сброшены, ужас, страх, трепет, выбор остался на земле ...
На земле остался тот выбор, который делает разум. Теперь душа тянется к тому, что она любит. Где её любовь, там и её внимание, там и она сама. Если любит страсти и земные привязанности, то и соединяется с ними. Если же любит Бога, то забывает страсти и стремится к Нему.
Разум это не я, а нечто внешнее. Душа и её любовь это и есть я. Поэтому именно это посмертное притяжение души и есть истинный выбор души, каковой она стала по результатам жизни, в которой она могла меняться с помощью разума, совести, страданий.
 
сомневающийся
Разум - одно из свойств души, тема души, "ума и сердца" глубоко проработаны в церковной антропологии, прочтите разок ...
Большинство людей даже во сне теряют разум, у них остаётся только ум. Почему после смерти, без тела, когда любая мысль будет сразу захватывать всё внимание без остатка, разум сохранится? Под разумом я здесь понимаю способность ума обращаться на самого себя.
 
Православный христианин
Прп. Максим Исповедник. Мистагогия.
«Равным образом и разум, приводимый в движение рассудительностью, приходит к деланию, через делание приходит к добродетели, а посредством добродетели достигает веры – истинно твердой, непоколебимой и полной уверенности в [вещах] божественных. Ею разум первоначально обладает, благодаря рассудительности, как возможностью, а затем она является осуществленной. в соответствии с добродетелью обнаруживаясь в делах, ибо написано: «Вера без дел мертва» (Иак. 2:20). Ни один [здравомыслящий] человек не осмелится причислить мертвое и бездеятельное к [вещам] добрым. Через веру же разум приходит к Благу, где он, прекращая деятельность, обретает свое свершение, поскольку его сила, свойство и действие ограничиваются [этим Благом].

Ведь как говорил [старец], рассудительность есть сила разума, а разум есть рассудительность в возможности. Что касается навыка [разума], то он есть делание; действие [разума] есть добродетель, а вера – внутренняя и неизменная связь рассудительности, делания и добродетели, то есть силы, навыка и действия. Последний предел веры есть Благо, в области которого разум, прекращая свое движение, обретает покой. Ибо Бог есть Благо, и Ему присуще ограничивать всякую силу всякого разума».
 
Православный христианин
Большинство людей даже во сне теряют разум, у них остаётся только ум. Почему после смерти, без тела, когда любая мысль будет сразу захватывать всё внимание без остатка, разум сохранится? Под разумом я здесь понимаю способность ума обращаться на самого себя.
Это просто игра терминами, ум и разум - близкие понятия, смотреть в зеркало и видеть себя со стороны - подобие Вашего примера, свойство ума - божественно и является даром, не хочу топить внимание в свойствах ума ... Тело - фильтр, мы привязаны к нему, деменция - результат влияния тела на ум, без тела - нет помех ...
 
Православный христианин
Здравствуйте! Скажите мне пожалуйста: когда мы умрём наша душа попадёт на мытарства, то есть уже на мытарствах душа окончательно определяет куда ей идти - в ад или рай или на страшном суде решение может измениться?
Вообще мытарства Феодоры ("Феодорино горе"), если уж на то пошло - это апокриф. При этом совершенно противоположный христианской догматике и учению отцов, что легко проследить, если почитать, допустим, святых Сиринов - Ефрема и Исаака. Вот два интересных рассуждения:
 
Православный христианин
Вообще мытарства Феодоры ("Феодорино горе"), если уж на то пошло - это апокриф. При этом совершенно противоположный христианской догматике и учению отцов, что легко проследить, если почитать, допустим, святых Сиринов - Ефрема и Исаака. Вот два интересных рассуждения
Как бы то ни было, но очень во многих молитвах, включенных в различные правила и последования, упоминаются мытарства. Так что учение о мытарствах усвоено Церковью. Никаким догматам и учению отцов оно не противоречит.
 
Москва
Православный христианин
Вообще мытарства Феодоры ("Феодорино горе"), если уж на то пошло - это апокриф. При этом совершенно противоположный христианской догматике и учению отцов, что легко проследить, если почитать, допустим, святых Сиринов - Ефрема и Исаака. Вот два интересных рассуждения:
Это не апокриф.

В критике отцом Андреем учения о воздушных мытарствах центральное место уделено мытарствам Феодоры.Отец Андрей Кураев объявил его апокрифом.Мнение это неверно. Вопрос о так называемых «отреченных» книгах наукой достаточно изучен, см: Памятники отреченной русской литературы / Собраны и изданы Н. Тихонравовым. СПб., 1863. Т. 1– 2; Ложные и отреченные книги русской старины, собранные A.Н Пыпиным // Памятники старинной русской литературы / Изд. Г. Кушелев-Безбородко. СПб., 1862. Вып. 3; Архангельский А.С. К истории южнославянской и древнерусской апокрифической литературы // ИОРЯС. 1899. Т. 4. Кн. 1. С. 112–118; Апокрифы Древней Руси: Тексты и исследования. М., 1997; В.В. Мильков. Древнерусские апокрифы, СПб.; РХГИ, 1999.
Ни житие преподобного Василия Нового, ни самостоятельно бытовавший текст «Хождение Феодоры по воздушным мытарствам» апокрифами на Руси не считались. Житие Василия Нового существует в двух основных редакциях: Первая и Вторая русские редакции, которые представляют собой переводы двух греческих редакций. Первая редакция является гораздо более полной и древней (XI–XII вв.), хотя самые ранние из сохранившихся ее списков датируются XVI веком (Вилинский С. Житие святого Василия Нового в русской литературе. Одесса, 1913. Ч. 1: Исследование; 1911. Ч. 2: Тексты).

Диакон Андрей утверждает, что на Руси повествование о мытарствах Феодоры считалось апокрифом, основываясь лишь на монографии Ирины Михайловны Грицевской «Индексы истинных книг» (СПб., 2003): «А Василии же новый и Андрей Уродивы и Мефодий Патрьский и странник подобает о сих вещаго и ведущаго вопрошати, аще истинна есть». Книга И. Грицевской включает 316 наименований. Она составлена на материале 186 списков. И если у составителя одного из этих списков возник недоуменный вопрос по поводу жития Василия Нового, то нет абсолютно никаких оснований делать вывод о том, что это житие считалось «апокрифом». Выше уже отмечалось, что житие блаженной Феодоры (Память преподобной матери нашея Феодоры), в котором говорится о мытарствах, было включено (30 декабря) в «Пролог» – церковно-учительный сборник, широко распространенный в Древней Руси.
Описание этих мытарств является не апокрифом, а частью жития преподобного Василия Нового († 944 или 952), память которого празднуется 26 марта по юлианскому календарю. Житие это было составлено учеником святого Василия Григорием, который описал, что «сам видел и от других достоверных лиц слышал» (Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Том 3. М., 1997. С. 117). Повествование о мытарствах Феодоры († 940) на Руси не было «запрещенной» книгой. Оно было выделено из жития преподобного Василия Нового в отдельный текст и помещено в «Прологе» за 30 декабря под названием «Память преподобной матери нашея Феодоры» для назидательного чтения. Житие святого Василия Нового с описанием мытарств Феодоры содержится в томе 3 «Житий святых» (Киев, 1700) святителя Димитрия Ростовского. Оно неоднократно переиздавалось в течение XIX и начала XX веков. Его подробно пересказывает в «Слове о смерти» строгий ревнитель чистоты Православия святитель Игнатий (Брянчанинов).

Митрополит Макарий (Булгаков), автор капитального труда «Православно-догматическое богословие», пишет: «Тоже о мытарствах, как пути, общем для всех умерших, изложено в житии преподобного Василия Нового, где блаженная Феодора, между прочим, рассказывает: “Восходящим нам горе…”(далее идет подробная выписка из жития.)» (СПб., 1883. Т. 2. С. 530 ). Блаженной Феодоре посвящен очерк архиепископа Черниговского Филарета (Гумилевского) «Подвижницы восточной церкви» (СПб., 1871.)

Неверно и утверждение, что текст, описывающий мытарства Феодоры, отвергала духовная цензура. Для подтверждения этого заявления приводится цитата из письма профессора Московской духовной академии П.С. Казанского, который имел обязанности духовного цензора: «Чаще издаются повести, полные самых странных чудес, одним словом, духовные романы о мытарствах: жития Андрея Юродивого, Иоанна Новгородского и т.п. Все эти сочинения представляются большей частью безграмотными. Сколько приходилось исправлять или останавливать книжек, направленных к распространению суеверных понятий в народе. Сколько раз ко мне приносили житие Киприана и Иустины, домогаясь пропуска. Совесть не позволяла, хотя из Четьи-Минеи выбрали. Ругатели духовной цензуры знают ли эту неустанную службу цензуры духовному образованию народа?» (Переписка профессора МДА П.С. Казанского с А.Н. Бахметовой. Письмо от 8 февраля 1868 года // У Троицы в академии. 1814–1915. М., 1914. С. 525). Очевидно, что речь идет о безграмотных подделках, а не подлинных памятниках христианской агиографии. Житие святого Василия Нового неоднократно переиздавалось на протяжении XVIII и XIX веков. Оно полностью включено в мартовский том «Житий святых» Димитрия Ростовского, а они только на протяжении XVIII века переиздавались десять раз.
---------------
Также этот рассказ признавал наш великий святитель Феофан Затворник:
"Пришло мне на мысль вот что Вам подсказать! Достаньте Четьи Минеи за март месяц и прочитайте там рассказ блаженной Феодоры о том, как она проходила мытарства. Он помещен в житии Василия Нового под 26 марта. Само житие старца велико. Прямо начинайте с рассказа Феодоры, а где он начинается, можете узнать по заметкам на полях. Житие старца коротко таково. Василий Новый сначала жил в пустыне недалеко от Константинополя, потом взят как соглядатай и, много перенесши пыток, наконец брошен в море. Бог чудесно избавил его от потопления, и он пришел тайком в город, где добрый некто приютил его. Старец начал опять подвизаться, как было и в пустыне, причем ему усердно служила Феодора. Старица эта умерла прежде старца. Был у Василия еще ученик Григорий, из мирян, очень богобоязненный. Ему захотелось знать, что получила Феодора за свою усердную службу святому Василию. Попросил он об этом старца. Тот помолился, и Григорий во сне увидел Феодору в раю, в месте, уготованном для Василия, светлом-пресветлом. При этом Григорий спросил ее, как она разлучилась с телом и как достигла до сего блаженного места. На это блаженная Феодора отвечает рассказом о том, как она умерла и как прошла мытарства. Вот этот-то рассказ я и советую Вам прочитать со вниманием. Он очень поучителен. И к самопознанию он поруководит, и паче внедрит убеждение в силе слезного покаяния и исповеди."
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Это не апокриф.

В критике отцом Андреем учения о воздушных мытарствах центральное место уделено мытарствам Феодоры.Отец Андрей Кураев объявил его апокрифом.Мнение это неверно. Вопрос о так называемых «отреченных» книгах наукой достаточно изучен, см: Памятники отреченной русской литературы / Собраны и изданы Н. Тихонравовым. СПб., 1863. Т. 1– 2; Ложные и отреченные книги русской старины, собранные A.Н Пыпиным // Памятники старинной русской литературы / Изд. Г. Кушелев-Безбородко. СПб., 1862. Вып. 3; Архангельский А.С. К истории южнославянской и древнерусской апокрифической литературы // ИОРЯС. 1899. Т. 4. Кн. 1. С. 112–118; Апокрифы Древней Руси: Тексты и исследования. М., 1997; В.В. Мильков. Древнерусские апокрифы, СПб.; РХГИ, 1999.
Ни житие преподобного Василия Нового, ни самостоятельно бытовавший текст «Хождение Феодоры по воздушным мытарствам» апокрифами на Руси не считались. Житие Василия Нового существует в двух основных редакциях: Первая и Вторая русские редакции, которые представляют собой переводы двух греческих редакций. Первая редакция является гораздо более полной и древней (XI–XII вв.), хотя самые ранние из сохранившихся ее списков датируются XVI веком (Вилинский С. Житие святого Василия Нового в русской литературе. Одесса, 1913. Ч. 1: Исследование; 1911. Ч. 2: Тексты).

Диакон Андрей утверждает, что на Руси повествование о мытарствах Феодоры считалось апокрифом, основываясь лишь на монографии Ирины Михайловны Грицевской «Индексы истинных книг» (СПб., 2003): «А Василии же новый и Андрей Уродивы и Мефодий Патрьский и странник подобает о сих вещаго и ведущаго вопрошати, аще истинна есть». Книга И. Грицевской включает 316 наименований. Она составлена на материале 186 списков. И если у составителя одного из этих списков возник недоуменный вопрос по поводу жития Василия Нового, то нет абсолютно никаких оснований делать вывод о том, что это житие считалось «апокрифом». Выше уже отмечалось, что житие блаженной Феодоры (Память преподобной матери нашея Феодоры), в котором говорится о мытарствах, было включено (30 декабря) в «Пролог» – церковно-учительный сборник, широко распространенный в Древней Руси.
Описание этих мытарств является не апокрифом, а частью жития преподобного Василия Нового († 944 или 952), память которого празднуется 26 марта по юлианскому календарю. Житие это было составлено учеником святого Василия Григорием, который описал, что «сам видел и от других достоверных лиц слышал» (Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Том 3. М., 1997. С. 117). Повествование о мытарствах Феодоры († 940) на Руси не было «запрещенной» книгой. Оно было выделено из жития преподобного Василия Нового в отдельный текст и помещено в «Прологе» за 30 декабря под названием «Память преподобной матери нашея Феодоры» для назидательного чтения. Житие святого Василия Нового с описанием мытарств Феодоры содержится в томе 3 «Житий святых» (Киев, 1700) святителя Димитрия Ростовского. Оно неоднократно переиздавалось в течение XIX и начала XX веков. Его подробно пересказывает в «Слове о смерти» строгий ревнитель чистоты Православия святитель Игнатий (Брянчанинов).

Митрополит Макарий (Булгаков), автор капитального труда «Православно-догматическое богословие», пишет: «Тоже о мытарствах, как пути, общем для всех умерших, изложено в житии преподобного Василия Нового, где блаженная Феодора, между прочим, рассказывает: “Восходящим нам горе…”(далее идет подробная выписка из жития.)» (СПб., 1883. Т. 2. С. 530 ). Блаженной Феодоре посвящен очерк архиепископа Черниговского Филарета (Гумилевского) «Подвижницы восточной церкви» (СПб., 1871.)

Неверно и утверждение, что текст, описывающий мытарства Феодоры, отвергала духовная цензура. Для подтверждения этого заявления приводится цитата из письма профессора Московской духовной академии П.С. Казанского, который имел обязанности духовного цензора: «Чаще издаются повести, полные самых странных чудес, одним словом, духовные романы о мытарствах: жития Андрея Юродивого, Иоанна Новгородского и т.п. Все эти сочинения представляются большей частью безграмотными. Сколько приходилось исправлять или останавливать книжек, направленных к распространению суеверных понятий в народе. Сколько раз ко мне приносили житие Киприана и Иустины, домогаясь пропуска. Совесть не позволяла, хотя из Четьи-Минеи выбрали. Ругатели духовной цензуры знают ли эту неустанную службу цензуры духовному образованию народа?» (Переписка профессора МДА П.С. Казанского с А.Н. Бахметовой. Письмо от 8 февраля 1868 года // У Троицы в академии. 1814–1915. М., 1914. С. 525). Очевидно, что речь идет о безграмотных подделках, а не подлинных памятниках христианской агиографии. Житие святого Василия Нового неоднократно переиздавалось на протяжении XVIII и XIX веков. Оно полностью включено в мартовский том «Житий святых» Димитрия Ростовского, а они только на протяжении XVIII века переиздавались десять раз.
---------------
Также этот рассказ признавал наш великий святитель Феофан Затворник:
"Пришло мне на мысль вот что Вам подсказать! Достаньте Четьи Минеи за март месяц и прочитайте там рассказ блаженной Феодоры о том, как она проходила мытарства. Он помещен в житии Василия Нового под 26 марта. Само житие старца велико. Прямо начинайте с рассказа Феодоры, а где он начинается, можете узнать по заметкам на полях. Житие старца коротко таково. Василий Новый сначала жил в пустыне недалеко от Константинополя, потом взят как соглядатай и, много перенесши пыток, наконец брошен в море. Бог чудесно избавил его от потопления, и он пришел тайком в город, где добрый некто приютил его. Старец начал опять подвизаться, как было и в пустыне, причем ему усердно служила Феодора. Старица эта умерла прежде старца. Был у Василия еще ученик Григорий, из мирян, очень богобоязненный. Ему захотелось знать, что получила Феодора за свою усердную службу святому Василию. Попросил он об этом старца. Тот помолился, и Григорий во сне увидел Феодору в раю, в месте, уготованном для Василия, светлом-пресветлом. При этом Григорий спросил ее, как она разлучилась с телом и как достигла до сего блаженного места. На это блаженная Феодора отвечает рассказом о том, как она умерла и как прошла мытарства. Вот этот-то рассказ я и советую Вам прочитать со вниманием. Он очень поучителен. И к самопознанию он поруководит, и паче внедрит убеждение в силе слезного покаяния и исповеди."
:)неубедительно. Во-первых, потому, что есть версии против каноничности этой истории, и вовсе не только о. Андрей говорил об этом. Филарет (Дроздов) тоже неодобрительно к ней относился. Во-вторых - версия о мытарствах противоречит христианской догматике, причём полностью. В рассуждениях выше это показано.
 
Православный христианин
Во-вторых - версия о мытарствах противоречит христианской догматике, причём полностью
Обоснуйте, пожалуйста, это утверждение - каким конкретно догматам противоречит учение о мытарствах? "В рассуждениях выше", как Вы пишете, ничего не показано.
 
Москва
Православный христианин
:)неубедительно. Во-первых, потому, что есть версии против каноничности этой истории, и вовсе не только о. Андрей говорил об этом. Филарет (Дроздов) тоже неодобрительно к ней относился. Во-вторых - версия о мытарствах противоречит христианской догматике, причём полностью. В рассуждениях выше это показано.
Версия г-на Кураева?

"Догматически он неверен потому, что не оставляет места для Божия Суда."

"В XIX веке св. Филарет Московский также предупреждал, что «Видения, имеющие свою истину, не всегда удобно обращать в общие догматы. Вы догматствуете о мытарствах, а потом приводите изложение посмертных состояний из св. Макария, который ни слова не говорит о мытарствах. Отсюда родятся затруднительные вопросы» (Письма московского митрополита Филарета к покойному архиепископу Тверскому Алексию. 1843-1867. М., 1883. с. 62)."

А где здесь именно о прп. Феодоре?
 
Православный христианин
Иногда людей страшный суд застаёт на земле и при жизни.
Что то почитал я ваши ответы и в баню захо

Обоснуйте, пожалуйста, это утверждение - каким конкретно догматам противоречит учение о мытарствах? "В рассуждениях выше", как Вы пишете, ничего не показано.
Показано, чёрным по белому, читайте внимательнее. Но я на всякий случай процитирую.

"По словам двух Сиринов, Исаака и Ефрема, в аду люди будут гореть в огне Божественной любви. Здесь сразу несколько аспектов. Первое: поверить в то, что муки разума могут влиять на телесное самочувствие, достаточно легко: можно почитать, например, описания галлюцинаций душевнобольных. Скажу сразу: на ночь такое можно читать не всем.
Второе, что следует отметить - очень грубо ад можно сравнить с земным подобием: когда человек находится в замкнутом пространстве с кем-то, кого он ненавидит всей душой, но и уйти никуда не может. Ад - это когда отказавшийся от Бога человек не может от Него никуда уйти; но даже такая вечность милосерднее небытия. Бог не убивает Своих детей, Он не для этого нас создал.
Третье - интереснейший аспект, подробно описываемый у Ефрема Сирина (например, в "О рае"): муки раскаяния. Похоже, они тоже будут не только душевными, но и вполне физическими. Как мы знаем, смерть как отделение души от тела тоже умрёт - всё, что испытывает душа, будет каким-то образом непосредственно отражаться и на тушке организма.
Ну и почему я лично очень скептически отношусь к идее вечных мук под радостные вопли чертей... Логика - великолепное оружие; по-моему, ирландская поговорка говорит, что три вещи в жизни надо держать постоянно острыми: лопату, меч и ум.
Во-первых - сами пытки и орудия пыток есть зло. То есть когда Бог будет "всё во всём", зла не будет - не будет и подобного извращения. Если же допустить, что это сохранится - ad absurdum: я готов применить доводы оппонентов против их самих. :)люблю (поскольку я человек очень ленивый) поспорить таким вот образом, когда оппонент сам себя завязывает в узелок, а мне надо только позволить ему это сделать.
И второе, равноследующее (если это новый термин - дарю, пользуйтесь, не жалко) в совокупности. Пункты:
а) обОженный человек уже не раб греха, значит, бесы не имеют на него никакого влияния;
б) Бог не даст им никакой власти над нами - они сами будут мучиться".

Почему-то, если верить вашим словам, то получается, что бесы и здесь, в этой жизни на нас влияют, так и там, за гробом, от них не спасёшься. Почитайте внимательно Евангелия и книгу Откровения (и толкования - настоящих отцов, конечно, а не всяких там старцев Елдовиев) - там нигде не сказано, что бесы будут мучить людей. Там везде говорится, что противники Бога будут мучиться.
Что говорит о бесах Иоанн Дамаскин: "Поэтому они не имеют ни власти, ни силы против кого-нибудь, если не получают позволения от Бога в целях домостроительства, как случилось с Иовом и как написано в Евангелии о свиньях [гадаринских]. При Божием попущении они сильны, принимают и переменяют, какой хотят, образ, сообразно со своим воображением". Неужели Бог даст и после второго пришествия власть над людьми?
Что пишет об аде Ефрем Сирин: "Разные есть роды мучений, как слышали мы в Евангелии. Есть тьма кромешная 1 (Мф. 8, 12), а из этого видно, что есть и другая тьма – глубочайшая; геенна огненная (Мф. 5, 22) – иное место мучения; скрежет зубов (Мф. 13, 42) – также особое место; червь неусыпающий (см. Мк. 9, 48)- в другом месте; озеро огненное (Откр. 19, 20) – опять иное место; тартар – также свое место; огонь неугасающий (см. Мк. 9, 48) – особая страна; преисподняя (Флп. 2, 10) и погибель (Мф. 7, 13) – на своих местах; преисподние места земли (Еф. 4, 9) – вновь другое место; ад, где пребывают грешники, и дно адово – самое мучительное место. На эти-то мучения распределены будут несчастные, каждый по мере грехов своих – или более тяжких, или более сносных, по написанному: В узах греха своего он содержится (Притч. 5, 22). То же значит и сказанное: Бит будет много и бит будет меньше (Лк. 12, 47–48). Как есть различия наказаний здесь, так и в будущем веке. Живущие во вражде между собой, если случится им в таком состоянии переселиться из тела, в час Суда найдут себе неумолимое осуждение и как ненавистные будут посланы в кромешный огонь и нескончаемую тьму, потому что пренебрегли легкой заповедью Господней, которая гласит: Любите друг друга (Ин. 15, 17) – и прощайте до седмижды семидесяти раз (Мф. 18, 22)".
Опять нет мучений нас бесами. Будете спорить со святым?
 
Православный христианин
:)так он же писал это по поводу мытарств. Вы разве не обратили внимания?
 
Сверху