Во-первых, они выделяли в человеческой душе особую способность к познанию Бога, называя ее духом."
Дух это своего рода "надстройка" к душе человеческой, высшая ее часть; делающий душу человека несвободной от совести. Дух при душе человеческой это как ориентир, куда душе человека стремиться. Но дух, который от Бога, будет не всегда при душе человека; т.е. душа человека в определенное время будет лишена стремления к духу; т.е. дух от души человеческой Богом забирается, т.е. забирается частичка Духа Божьего, коим дух и является, и человеческая душа остается одна, без "подаренного" душе на время духа, как ориентира. Тем фактом, что дух у человеческой души забирается и обусловлено, что душа ничего после смерти изменить в себе не может. Если душа не имела стремления к духу при жизни на земле, то она этого стремления после смерти человека иметь и не будет. А Господь "
убелять" (...
как снег убелю ...) будет те души, которые это стремление имели. Другими словами человек должен знать, какого он духа, т.е. к чему стремилась душа при жизни на земле. Господь не будет насильно ничего навязывать после смерти человека.
А как монахи, и умершие во младенчестве, и оставшиеся вдовыми сразу после свадьбы или даже невышедшие замуж или не женившиеся из-за войны?
Исходя из Вашей мысли, им это чисто "технически" недоступно. Неужели Бог их меньше любит? А если не меньше, то как Он может не дать иного пути обожения, кроме брака?
Господь любит всех одинаково.
Чисто "техническая" недоступность существует только в нашей голове.
Вот смотрите, почему Господь сказал такие слова после грехопадения:
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт. 3:16)?
Видите? Ведь как было сказано до Грехопадения:
- И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
- И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1:27-28);
сказал: "
плодитесь и размножайтесь", а про "
к мужу твоему влечение твое" - не сказал; а согрешили - сказал. Или почему не сказал до Грехопадения про мужа "
и он будет господствовать над тобою"? Согрешили - и вот уже господство одного над другим; - в чем дело? Разве господство одного человека над другим чем-то хорошим можно назвать? Никогда. Так почему же мы судим о "
и будет двое одна плоть" с точки зрения падшего сознания нашего? Монах - не хочет ни над кем господствовать, а ничего другого он (монах) не знает, как и любой из нас. Но молодой человек, вступая в брак, уже настраивается на "господство" над своей "половиной" - небесный такой брак? - ничуть, - ущербный; и ничего другого человек в понимании этого за свою жизнь на земле может и не обрести.
А монах - и знать не хочет об этих проблемах, полностью полагаясь на Господа; в том числе и на свое обустройство по воскресении своем, не по самости своей, а как Господь даст - ведь Господь может решить любую человеческую проблему, любого человека, наилучшим образом - но в Царствии Своем. Господь же в Царствии Своем не предоставил Адаму выбор из многих Ев. Господу, что, трудно было устроить такое? Ничуть. Но тогда не было бы сакрального торжества творения человека. А сакральность в том, что Господь по образу Своему человека творил, и ипостасность человека - здесь тоже к месту.
А вот как по воскресении своем будем (чисто "технически") - мы точно не знаем. Но я, почему-то, уверен, что эти вот проблемы:
... умершие во младенчестве, и оставшиеся вдовыми сразу после свадьбы или даже невышедшие замуж или не женившиеся из-за войны ...
будут решены. Не зря же Господь сказал: "...
вы не знаете силы Господней ...": ведь Ева за Адама замуж не выходила.