В наше время ухода от основ христианства, от его духовности надо прежде всего болеть не о материальном содержании священника, но о том, почему так мало людей знают, что стяжание Святого Духа должно быть постоянной, ежедневной целью каждого христианина. Святость Церкви не аллегорическая, а реальная, так как она живет в отдельных людях или для реальных людей, сколько бы их ни было – «двое или трое, собранные во имя Мое».
Но входим ли мы в чило двух или трех? Ищем ли благодати Святого Духа, освящающей нас – делающей нас святыми?
Увы, как видим, в лице своих представителей Церковь часто теряет свою святость, и человек, поэтому, все меньше в нее верит, и она все меньше значит для мира. Человек интуитивно чувствует, что спасти его может только Бог, спасти святостью, которую любовью и подвигом должны воспринять люди. Поэтому так страшно оскудение святости в мире, и в Церкви. Мир не хочет подвига и не хочет любви.
Почему же нам, служителям Церкви, не только сам подвиг, но даже само это слово становится чуждо? Почему мы слишком слепо принимаем все, что передает нам наша смутная эпоха, не различая внешнего от внутреннего, условного от безусловного? Почему мы зачастую принимаем христианство либо как филофскую теорию, либо как средство материального существования, не погружаясь полностью в него, как в трудную жизнь Церкви?
«Весьма многие из людей, хотят сподобиться Царствия без трудов, без подвигов, без пролития пота; но сие невозможно» (преп.
Макарий Великий)
Неутолимая потребность духовной жизни, которую испытывают сегодня русские люди уже не может быть сдержана - часто являются подвижники, которые, услышав Призыв Божий, на свои средства возводят красивые и добротные храмы. Да вот беда - где взять столько священников: ведь к этому нужно иметь особое призвание. И иногда бывает так, что периодически наведывающийся молодой батюшка меньше всего думает о приходе: побыстрее бы отслужить, приношения собрать, кружку снять, и - уехать.
И поэтому ждут люди не наемника - любостяжателя, а пастыря доброго, который все, до последней копеечки, до последнего удара сердца, раздаст просящим, нищим, больным, страждущим, сирым, калекам и странным. Хотят они, чтобы полюбил он страдающую землю нашу, полюбил так же крепко, как любит ее простая многодетная русская женщина, измотанная нищетой, тяжелым трудом и безумием спиваюшегося от отчаяния мужа.
Церковь наша из пепла ныне воскресает, и это не может быть ограничено только возведением храмов и организацией в них череды богослужений, хотя последнее тоже очень и очень важно. Миллионы душ из пепла воскресают – вот что самое главное, самое драгоценное.
Поэтому не наемники должны прийти сегодня к людям, а лучшие из лучших, имеющие от Бога бесценный дар – зажигать веру в сердцах людей. На смену ленивым в молитве и в высшем творческом труде по закону совести должны прийти отважные, простые и мудрые пастыри живой, искренней веры и доброго сердца, люди того же духа, что и новомученики и исповедники 20 века.
А достойные-то есть, таковых на Руси немало. Есть достойные в каждой епархии, в каждом монастыре. Господь знает имена, и верным Его они тоже открыты. И все равно свои придут ко своим, и отделится стадо овчее от козлищ, и снова, как и заповедано нам, будет одно стадо и один Пастырь.