Мозг и душа

Переславль Залесский
Православный христианин
Вадим, я думаю, что душа человека не может позабыть "свой нрав" и страсти. Душа может отторгнуться от этих страстей и изменить "нрав" только добровольно, а не через "забывчивость".
вы меня правильно поняли
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
но поставьте Себя на моё место... как я должен её расшифровывать?
В научной терминологии?
Как неуязвимую психологическую резилентность в падшем, кризисном для психики состояние.Переживание близости Бога, создает наличие копинговой стратегии.Когда Христос говорит " Приидите ко Мне, и Аз успокою вы"(Матф.11-28), то это как раз об этом.
 
Православный христианин
На форуме никто в этом не поможет, потому что рассуждениями это невозможно ни доказать, ни опровергнуть.
Мышление - продукт мозга. А сознание? Никто до сих пор даже толком не знает (не может сформулировать), что такое сознание, тем более не сможет что-то доказать.



Закройте глаза. Видите что-нибудь вокруг? Почему же бессмертная душа не видит, когда глаза закрыты? Это что-нибудь доказывает?
Прошу не говорить за всех.
Говорите за себя.
 
Православный христианин
  • И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу.
  • И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас.
  • И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное.
  • Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять.
  • И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом.
  • И освобожу вас от всех нечистот ваших, и призову хлеб, и умножу его, и не дам вам терпеть голода. (Иез. 24-29)
А, вот, скажите, Елена, что за "дух" тогда был у тех, кто впоследствии станет Его народом. Что за дух был у этого народа до того, когда Бог дал ему (народу) дух новый? Старый дух - он чей?
Это говориться о том, что мы сейчас имеем. Крещение, покаяние, и причастие. В ветхом Завете этого всего не было. Были только жертвоприношения в виде животных, птиц.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Иез.36:26. И дам вам сердце ново, и дух нов дам вам.

Сим означил перемену в образе мыслей: сердце ваше, говорит Бог, преклонено будет к лучшему, не имея уже, по прежней привычке, наклонности к худшему. Сие же: дам нимало не нарушает свободы; потому что и словами, и делами, и тысячами чудес, не их одних, но и все народы убедил, а не принудил, Бог обратиться к благочестию. Впрочем, и не принудив, а убедив, говорит, что Сам дал душам наклонность к лучшему, как бы в следствиеe того, что говорил и делал, Сам соделался виновник и сего.

И отъиму сердце каменное от плоти вашея, и дам вам сердце плотяно, и Дух Мой дам в вас. И сего не было до пришествия Владыки Христа. Ибо по возвращении из плена были у них в одно время три только Пророка: Аггей, Захария и Малахия, и после них лишены они пророчественной благодати. А по вочеловечении Бога Спасителя нашего и по вознесении Его на небеса, Дух Святый низошел на Апостолов, и ими преподана благодать, не одним Иудеям, но и всем из язычников приступившим к вере. Каменным же называет сердце упорное и непокорное, а плотяным – сердце благопокорное и благопослушное, способное принимать отпечатления божественных письмен.

Иез.36:27. И сотворю, да

в оправданиях Моих ходите, и суды Моя сохраните, и сотворите я. A сие свойственно благодати Духа; ибо она, содействуя нашей свободе приводит ее в состояние исполнить сказанное.

Иез.36:28. И вселитеся на земли, юже дах отцем вашим.

Опять обращает речь к предметам обыкновенным, и от духовного переходить к телесному.

И будете Ми в люди, Аз же буду вам в Бога. (29). И очищу вы от грех ваших всех и призову пшеницу, и умножу ю, и не дам на вы глада. (30). И распложу плод древесный, и плоды сельныя, яко да не приимете ктому гладныя укоризны в языцех. Хотя знаю, что каждое из сих изречений можно принять в духовном смысле; однако же думаю, что пророческое слово обещает теперь Иудеям блага телесные. поелику земля находилась тогда в великом запустении; то Бог обещает им обилие всяких плодов, а предвещает пользу, какая будет от сего, именно говорит:

Иез.36:31. И помянете пути своя злыя, и начинания ваша не благая, и вознегодуете пред лицем их

о беззакониях ваших, и о мерзостех ваших. Наслаждаясь сими благами и дознав, какие плоды приносит правда, вспомните о прежнем своем лукавстве и о наказании, постигшем вас за оное, и весьма возненавидите прежнее беззаконие. Ибо слово: вознегодуете употреблено в смысле: возгнушаетесь. Подобно сему сказанное Давидом о беззаконнике: предста всякому пути не благу, о злобе же не негодова (Псал. 35, 5.), то есть, не возгнушался пороком. Так обещав им блага, снова смиряет образ их мыслей, говоря:

Иез.36:32. Не вас ради Аз творю, доме Израилев, глаголет Адонаи Господь, вестно да будет вам, доме Израилев.

Не вы, говорит Бог, достойны обетованных благ, но Я делаю приличное Моему естеству. Потом увещевая и пристыжая, продолжает:

Постыдитеся и усрамитеся от путей ваших, доме Израилев. Не без скорби и не без чувства переносите различные наказания, но хотя поздно размыслите о лукавстве ваших начинаний, и устыдитесь того, на что отваживались.

Иез.36:33. Сия глаголет Адонаи Господь: в он же день очищу вы от всех беззаконий ваших, и населю грады, и соградятся пустыни,

Иез.36:34. и земля погибшая возделается вместо того, яко погублена бысть пред очима всякаго мимоходящаго.

Когда, говорит Бог, дарую вам оставление грехов и прощением соделаю вас чистыми; тогда и городам дам здания и земле -насаждение, и вместо прежнего запустения, какое видели все мимоходящие, будет она населена.
 
Крещён в Православии
  • И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу.
  • И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас.
  • И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное.
  • Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять.
  • И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом.
  • И освобожу вас от всех нечистот ваших, и призову хлеб, и умножу его, и не дам вам терпеть голода. (Иез. 24-29)
Это говориться о том, что мы сейчас имеем. Крещение, покаяние, и причастие. В ветхом Завете этого всего не было. Были только жертвоприношения в виде животных, птиц.
Это правильно. И дальше Вы пишете все правильно. Но я-то спрашиваю о другом.
А, вот, скажите, Елена, что за "дух" тогда был у тех, кто впоследствии станет Его народом. Что за дух был у этого народа до того, когда Бог дал ему (народу) дух новый? Старый дух - он чей?
 
Православный христианин
  • И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу.
  • И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас.
  • И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное.
  • Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять.
  • И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом.
  • И освобожу вас от всех нечистот ваших, и призову хлеб, и умножу его, и не дам вам терпеть голода. (Иез. 24-29)
Это правильно. И дальше Вы пишете все правильно. Но я-то спрашиваю о другом.
Понимаете уважаемый, в этом случае не надо пытать человека.
То, что вы делаете, это очень легко и приятно, но тяжело другой стороне.

А вы читайте и вам если не разум, то сердце (если оно есть) подскажет вам, что это за народ.
 
Крещён в Православии
А вы читайте и вам если не разум, то сердце (если оно есть) подскажет вам, что это за народ.
Виктор, я ничего не спрашиваю про народ. Я спрашиваю про дух, чей он; от кого этот дух? Речь не о народе, и не о каждом человеке в отдельности. Речь о духе, взамен которого Господь даст дух новый. Старый дух чей, от кого?
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Мне кажется это косвенно может доказывать, что сознание -- продукт деятельности коры головного мозга и что если эту кору повредить или как-то иначе изменить ее деятельность то измениться и сознание. Значит -- минус теории бессмертной души...
Мир Вам.
Дело в том, что косвенными доказательствами можно доказать все, что угодно. То-есть вообще все.
Тем более, что изменение сознания никаким образом, даже косвенным не опровергает веру в отсутствие смерти (неуничтожимость человека после физической смерти) и в воскресение мертвых.
Тут, как мне кажется, вопрос не о таких людях (изменившихся), а о нас и ответ содержится в Новом Завете.
Рим.14:4. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
  • И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу.
  • И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас.
  • И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное.
  • Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять.
  • И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом.
  • И освобожу вас от всех нечистот ваших, и призову хлеб, и умножу его, и не дам вам терпеть голода. (Иез. 24-29)
Это правильно. И дальше Вы пишете все правильно. Но я-то спрашиваю о другом.

Ни какого старого духа не было, был договор между Богом и человеком. Было жертвоприношение в виде животных и птиц, в зависимости от богатства (и то раз в год), для прощения грехов. Просмотрите тут точнее сказано https://azbyka.org/shemy/perechen_zavetov.shtml
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Виктор, я ничего не спрашиваю про народ. Я спрашиваю про дух, чей он; от кого этот дух? Речь не о народе, и не о каждом человеке в отдельности. Речь о духе, взамен которого Господь даст дух новый. Старый дух чей, от кого?
Извените не прав.
Прочел ваш пост невнимательно.
 
Крещён в Православии
Никакого старого духа не было
Эх, если бы так было.
Был "старый дух" и есть, и он (дух этот) не от Бога, и он во многих душах наших и поныне.
  • И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие… (Еф. 2:1-3).
Силен этот дух в людях, и настолько, что и апостолам Своим Господь высказал упрек:
  • … Видя то́, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?
  • Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа (Лк. 9:54-55)
Видите, какой дух довлел над душами апостолов? Дух противления; дух, который не от Бога. А о Божьем духе не знали апостолы, что он (дух Божий) уже в них, с самого начала их жизни, как и мы все не знаем, не помним, забыли ...; и не знаем духа Божьего в себе. Убить, истребить, свести огонь, разгневаться, сказать обидное, обидеться… Все это не приличествует говорить, думать и делать чадам Божьим; это только "чада гнева", "сыны противления" делают, и об этом думают, души которых повинуются иному духу, не Божьему.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Видите, какой дух довлел над душами апостолов? Дух противления; дух, который не от Бога.
Павел, Вы религиозную проблему, сводите к чисто метафизической.А здесь речь идёт ни о чем ином, как о взаимоотношениях человека и Бога.
Руах как движущая сила, придает душе иные свойства в том цитируемом Вами тексте, не как ложное начало, а как движение имющее некое ограничение, которое может изменить только Воскресший Бог, победивший смерть.Тогда и дух иной и перспективы духовной жизни другие.
 
Православный христианин
Эх, если бы так было.
Был "старый дух" и есть, и он (дух этот) не от Бога, и он во многих душах наших и поныне.
  • И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие… (Еф. 2:1-3).
Силен этот дух в людях, и настолько, что и апостолам Своим Господь высказал упрек:
  • … Видя то́, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?
  • Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа (Лк. 9:54-55)
Видите, какой дух довлел над душами апостолов? Дух противления; дух, который не от Бога. А о Божьем духе не знали апостолы, что он (дух Божий) уже в них, с самого начала их жизни, как и мы все не знаем, не помним, забыли ...; и не знаем духа Божьего в себе. Убить, истребить, свести огонь, разгневаться, сказать обидное, обидеться… Все это не приличествует говорить, думать и делать чадам Божьим; это только "чада гнева", "сыны противления" делают, и об этом думают, души которых повинуются иному духу, не Божьему.
Согласен.

25 И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас

Иезекиль 36 гл.
 
Игорь, я знаком с основными трудами З.Фрейда, но никогда не был адептом его взглядов. Но за цитаты спасибо, ознакомился.
Хотя мой апологетичный взгляд на биомтетрию расходится с данным священнослужителям,но в этом видео он как на острие ножа развенчивает куль науки и взгляд на сознание человека как на 'продуктивную' сферу эволюции.Рекомендую к просмотру.Речь там идёт о наукоёмких исследованиях американских учёных.
 
Интересующийся
Хотя мой апологетичный взгляд на биомтетрию расходится с данным священнослужителям,но в этом видео он как на острие ножа развенчивает куль науки и взгляд на сознание человека как на 'продуктивную' сферу эволюции.Рекомендую к просмотру.Речь там идёт о наукоёмких исследованиях американских учёных.
К сожалению, не имея много времени для развёрнутого ответа, ограничусь короткими замечаниями.

Игорь, таких роликов, как приведённый Вами, очень много в youtube. И в большинстве из них фигурируют одни и те же исследователи... Моуди, Сабом, Ринг, Ломмель и др. Их исследования не выдерживают научной критики. Вы можете сами погуглить и найти множество материалов, как на русском, так и на английском. Автор ролика и сам, видимо, не очень напирает на их объективность.

Но вот последний исследователь - Сэм Парния - заслуживает, на мой взгляд, отдельного разговора. Я уже не раз на этом форуме упоминал о его масштабном эксперименте AWARE по изучению околосмертного опыта. Например, мы подробно говорили о его опубликованной статье с результатами первого этапа исследования, с к.б.н. Рухленко в теме:
https://azbyka.org/forum/threads/put-k-vere-cherez-ratio-v-irratio.16881/page-24#post-248081
https://azbyka.org/forum/threads/put-k-vere-cherez-ratio-v-irratio.16881/page-24#post-248216
https://azbyka.org/forum/threads/put-k-vere-cherez-ratio-v-irratio.16881/page-27#post-248624
Если коротко, то Парния действительно предпринял попытку объективации околосмертного опыта. Для того что бы подтвердить возможность независимого от тела существования "души", и отделить субъективные ощущения от материальных процессов в мозге, он предложил некую хитроумную проверку. Если "душа" действительно покидает тело и летает по палате во время остановки сердца, примечая события в операционной, то она (душа) способна увидеть и описать предметы никак недоступные для физического восприятия человеком в таком состоянии. В рамках его масштабного эксперимента раскладывались карточки с разными символами в недоступных для обозрения пациентом местах, например, на высоких шкафах. Более того, даже врачебный персонал не был в курсе, что эти карточки там разложены (как бы двойной слепой метод). Идея состояла в том, что вылетевшая под потолок "душа" обратит внимание на эти карточки (на них были в том числе изображены значимые религиозные символы), и человек, вернувшись в сознание сможет описать эти изображения. Вот если бы это описание совпало с тем, что нарисовано на карточках, то это был бы сильный аргумент в пользу возможности жизни "души" независимо от тела.

Вот каковы результаты этого эксперимента:

"1. Из 2060 людей, у которых произошла остановка сердца (видимо, имеется в виду - за определенный период наблюдений) - 1730 человек - умерли либо сразу (во время остановки сердца), либо сразу после (в самой больнице). Понятно, что все эти умершие - не могли быть опрошены (на предмет их посмертного опыта).
Таким образом, осталось 330 человек.

2. Из этих 330 человек - 188 человек не смогли дать интервью, потому что либо успели умереть до момента интервью, либо были слишком больны. И еще 2 человека - отказались давать интервью.
Таким образом, осталось 140 человек.

3. Из этих 140 человек (выживших после остановки сердца и давших интервью) - 85 человек - во время остановки сердца не были в сознании и (или?) ничего не помнили (или не завершили интервью).
Таким образом, осталось 55 человек, которые подтвердили, что имели во время остановки сердца те или иные психические явления (видения, образы, или даже были в полном сознании).

4. Из этих 55 человек - у 46 человек имелись различные видения (в то время как у них в этот момент не работало сердце, а значит, мозг не снабжался кислородом). Эти видения данные люди помнили. Но у этих людей в момент остановки сердца - не было сознания, они ничего не видели и не слышали. И ощущения выхода из тела - тоже не испытали.
Таким образом, осталось 9 человек (которые в момент остановки сердца испытали ощущение выхода из тела).

5. Из этих 9 человек - 7 человек испытали ощущение выхода из тела, помнили об этом, но ничего вокруг не видели и не слышали.
Таким образом, осталось 2 человека.

6. Из этих 2 человек - оба рассказали, что они выходили из тела и одновременно видели и слышали то, что происходило во время реанимационных мероприятий. Однако из рассказа одного человека (из этих двух) нельзя было сделать твердый вывод, что он действительно, точно воспроизводит реальные события (в своем рассказе).
Таким образом, остался 1 человек.

7. И наконец, один человек (мужчина 57 лет) в момент остановки сердца: а) испытал выход из тела, б) при этом находился в сознании, в) видел и слышал то, что происходило во время реанимационных мероприятий, и г) точно описал реальные события (происходившие в ходе реанимации данного пациента)." https://azbyka.org/forum/threads/put-k-vere-cherez-ratio-v-irratio.16881/page-24#post-248081


Так вот, то, что наш мозг может достраивать (при отсутствии визуальной информации) картинку происходящих вокруг событий, по звукам, запахам, тактильным ощущениям - это экспериментально установленный факт. Информации по таким исследованиям полно.

Единственный объективный критерий в данном эксперименте - картинки с символами в недоступном месте - дал нулевой результат! Это следует из самой статьи Парния с соавторами, о чём я уже писал в своих комментариях:
https://azbyka.org/forum/threads/put-k-vere-cherez-ratio-v-irratio.16881/page-24#post-248216
https://azbyka.org/forum/threads/put-k-vere-cherez-ratio-v-irratio.16881/page-27#post-248624
Конечно, один разобранный в статье случай, формально не может считаться ни доказательством, ни опровержением, идеи независимого существования "души". Поэтому авторы эксперимента анонсировали ещё более масштабное исследование - AWARE II https://web.archive.org/web/2016050...als/trial-details/trial-details?trialId=31651. Датой его завершения и публикации отчёта был заявлен май 2017 г. Прошло уже два года, но более никакой информации об исследованиях Сэма Парнии в англоязычном интернете и в базах научных статей - нет! О чём это говорит, каждый может гадать сам, как знает. Но что-то мне подсказывает, что попросту нет ожидаемых результатов. Сэм Парния является сторонником идеи о возможности существования сознания отдельно от мозга, но надеюсь, что ему и его коллегам хватит научной честности опубликовать данные о ходе эксперимента AWARE II даже если они получат отрицательные результаты!

Что касается слепых людей, которые описывают свой зрительный околосмертный опыт, так в этом нет ничего удивительного. Слепые люди часто видят яркие сны и галлюцинации, так мозг сам возмещает потерю зрения и нехватку визуального ряда. Даже люди зрячие, помещённые в камеры, в которых отсутствует освещение, начинают испытывать яркие галлюцинации (почитайте, например, про знаменитую тёмную камеру "Дыра" в тюрьме Алькатрас). Есть ещё феномен, называемый слепозрением (двух типов), которым овладевают люди незрячие. Исходя из этого, не удивительны случаи описания визуального полёта "души" слепыми, в том числе и от рождения. Кстати, слуховая информация у незрячих от рождения людей обрабатывается в том числе и в визуальной коре. Незрячие от рождения описывают свой "визуальный" опыт в доступных для них образах, а зрячие экспериментаторы воспринимают эти описания в привычных для себя, что и приводит к иллюзии понимания. Но никто из зрячих не может ощутить того, как воспринимает мир незрячий от рождения человек, как мы не можем ощутить "что значит быть летучей мышью" с её эхолокацией. Поэтому конкретно этот аргумент в вопросе ОСО считается бессмысленным.

Насчёт электроэнцефалограммы ЭЭГ, так она снимает электрическую активность с "поверхности" коры мозга и работу внутренних отделов регистрировать не может, что важно для фиксации отсутствия мозговой активности. А в фМРТ, насколько мне известно, таких экспериментов пока не проводилось, по понятным этическим причинам - оборудование громоздкое и спасение жизни человека важнее каких-либо опытов с его сознанием. Хотя, думаю, что с усовершенствованием технологий, мы будем в своё время иметь и такую информацию о работе мозга при ОСО. Исходя из этого, мы не можем на данный момент точно сопоставить момент субъективного ощущения "выхода" из тела пациента в состоянии клинической смерти с объективными данными о работе отделов его мозга. Но со здоровыми людьми подобные эксперименты по "выходу" из тела, с яркими переживаниями, при помощи ТЭС (транскраниальная электростимуляция мозга) проводились, и не установлено никакого реального объективного "выхода" души из тела, а только лишь иллюзорность этого опыта, хотя и очень реалистичного для испытуемых.

Ещё об исследованиях околосмертного опыта читайте у нейробиолога Дика Свааба в книге "Мы это наш мозг", в главе XVII, п. 3. Псевдонаучные объяснения околосмертного состояния (с.410) https://libcat.ru/knigi/nauka-i-obr...to-nash-mozg-ot-matki-do-alcgejmera.html#text Там и про взгляды Ломмеля есть.

Тема неисчерпаемая, всего не прокомментируешь, но Ваш ролик, Игорь, ближе к тому, что мне интересно в вопросе "мозг и душа", здесь есть что "пощупать" скептику, в отличии от абстрактных конструкций типа "структуры души" и её (души) связи с нематериальными сущностями.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Павел, Вы религиозную проблему, сводите к чисто метафизической.А здесь речь идёт ни о чем ином, как о взаимоотношениях человека и Бога.
Руах как движущая сила, придает душе иные свойства в том цитируемом Вами тексте, не как ложное начало, а как движение имющее некое ограничение, которое может изменить только Воскресший Бог, победивший смерть
Свойства человеческой души у всех людей одни и те же. Свобода – свойство; разумность и сознательность – свойство; бессмертие – свойство; самостоятельность – свойство; слушаться духа – свойство. Последние два свойства связаны очень сильно. Самостоятельность человеческой души несколько ограничена: душа обязана слушать и внимать духу. А, вот, какого духа человеческая душа будет слушать – зависит от свободного выбора этой души, т.к. "по умолчанию", не делая выбора, человеческая душа, даже бессознательно, внимает духу мятежному, духу противления. Это случается из-за того, что свободный выбор был сделан уже давно – выбор не в пользу духа Божьего. Т.е. путь познания человеческой душой определен не в пользу пути познания через добро, не в пользу Божьего пути.

Человеческая душа познает мир путем зла. Но и свобода выбора за человеческой душой осталась; и нет никаких препятствий чтоб человеческая душа изменила тот изначально сделанный выбор, и может сменить путь познания через зло на путь познания через добро. Дело за волей души человеческой, ведь наличие у души свободы подразумевает и свободу выбора – а это и есть воля, т.е. способность и необходимость выбирать, избирательная способность души.

Но наличие избирательной воли – это несовершенство человеческой души. Вот когда не будет у человеческой души необходимости и способности выбирать – тогда человеческая душа и становится совершенной. Человеческая душа становится абсолютно свободной, т.е. даже без необходимости выбирать из различных возможностей. Ибо выбор уже сделан. И важно, какой это будет выбор.

Ведь человеческая жизнь, и время (как физическая величина дающая возможность перемены), как раз, и даны для того чтоб человеческая душа изменила свой выбор с пути познания через зло на путь познания через добро. У человеческой души есть два ориентира, первый ориентир старый, "заполученный" еще Адамом и Евой. Другой Ориентир – новый, противоположный старому. И там и там эти ориентиры выражены присутствием духа в человеческой душе (руха), разных духов – духа противления (заполученных человеческой душой еще Адамом и Евой); и духа Божьего, частичкой Духа Святого (Руха-кадэшо).
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Свойства человеческой души

Общее определение человеческой души дает св. Иоанн Дамаскин («Точное изложение…», кн. 2, гл. 12): «Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, не видимая по своей природе телесными очами, бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры или формы. Она действует при помощи органического тела, и сообщает ему жизнь, возрастание, чувства и силу рождения. Ум, или дух, принадлежит душе не как что-либо другое, отличное от нее самой, но как чистейшая часть ее. Душа есть существо свободное, обладающее способностью хотения и действования. Она доступна изменению со стороны воли».

Cледует ясно различать исцеление природы и исцеление воли. Человеческая воля должна сама устремиться к Богу.Дух следит за всеми движениями души и тела.

"Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение." (Иов. 32, 8)
Буквальный перевод такой: «Но „руах" находится в человеке» — а „нешама" Всемогущего вразумляет их».Вам как знатоку правого движения не нужно более подробно расписывать.

Удивительно для меня вот что, обладая серьезным багажом знаний, Вы как-то сепарируете отдельные элементы догматизируя их и вот именно этой догматизацией, лишаете общего смысла общий контекст мысли всего текста.
У Вас дух, как пакетик в стакане с чаем.Вынул один и вместо него поставил другой.А ведь это не так.

Метафизика только обозначает наличие духа, религия организует его движение и жизнь.В принципе это то, почему Отцы так ревностно сберегали Апостольскую Пятидесятницу от всяких еретических поползновений.
Там в ней внутри, жил и творил и творит Дух Животворящий.До неё никому в таком проявлении ранее не известный.Точно так же и Христос, Своим Духом видит наше сердце изнутри, более того, и с нами делиться этим.Формируя правильное, ортодоксальное течение жизни.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Общее определение человеческой души дает св. Иоанн Дамаскин («Точное изложение…», кн. 2, гл. 12): «Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, не видимая по своей природе телесными очами, бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры или формы. Она действует при помощи органического тела, и сообщает ему жизнь, возрастание, чувства и силу рождения. Ум, или дух, принадлежит душе не как что-либо другое, отличное от нее самой, но как чистейшая часть ее. Душа есть существо свободное, обладающее способностью хотения и действования. Она доступна изменению со стороны воли».

Cледует ясно различать исцеление природы и исцеление воли. Человеческая воля должна сама устремиться к Богу.Дух следит за всеми движениями души и тела.
Я как раз и говорю о том, о чем сказано в первом абзаце. Было бы, наверно, правильно утверждать, что душа изменяется с изменением выбора, когда душа делает выбор в пользу добра, совершая метанойю (т.е. перемену, изменение направления действия одного из своих свойств – перемену ума, изменение мылей, т.е. изменение мыслительной деятельности). Добро же, конечно, не абстрактное, а именно только то, о котором все время говорил Господь, живя среди нас на земле.

А исцелить свою природу человек сам не может. Для исцеления человеческой природы необходима не только воля и желание самого человека исцелиться, но и удаление из души человека того духа противления, падшего духа, который, простите, "прописался" в душе человека при его Грехопадении очень давно. Человеку удалить дух противления из своей души не под силу. Господь, когда пришел на землю, падшего духа противления в Своей душе не имел, а человек имеет. Господь много раз показывал Свою власть над духом противления в лице мелких бесов, которые "присоединялись" к духу противления в человеке.
Удивительно для меня вот что, обладая серьезным багажом знаний, Вы как-то сепарируете отдельные элементы догматизируя их и вот именно этой догматизацией, лишаете общего смысла общий контекст мысли всего текста.
У Вас дух, как пакетик в стакане с чаем.Вынул один и вместо него поставил другой.А ведь это не так.
Нет, нет, - это не про меня. В "стакане с чаем", кроме воды (души человека), не один, а два "пакетика" заварки. Один "пакетик" - дух противления (понятно от кого), а другой "пакетик" - дух Господень, частичка Духа Святого. Причем "заварка" одного из пакетиков полностью вытесняет "заварку" другого пакетика: не может быть "полузаварки", или смешения "чаев" одного с другим, даже если "чаи" в "стакане воды" растворились оба. Война "чаев" идет в человеческой душе (в "стакане с водой"). В реальной жизни, заваривая чай, такого нельзя наблюдать: смешение чаев жизни происходит очень легко. Поэтому и такие аналогии ("пакетик в стакане с чаем") все же неуместны. Либо аналогию нужно лучше подбирать и прорабатывать, поскольку один из пакетиков из стакана чая "вынимается" только Господом вместе с "заваркой" (растворенным в воде "чаем" противления); и то, если об этом Господа сама "вода" попросит. Такие, вот, дела.
"Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение." (Иов. 32, 8)
Буквальный перевод такой: «Но „руах" находится в человеке» — а „нешама" Всемогущего вразумляет их».
... "нешама" Всемогущего вразумляет их". "Их" - это кого?
 
Сверху