Мозг и душа

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Вы в ментальной ловушке.
Проблематика ментальной ловушки в том, что когда ее использует атеист для оценки мышления верующего человека, он каким то волшебным образом, получается размышляет над самим собой.У него то Бога нет, как Избавителя.

В этом есть неослабевающая притягательность атеистов, уже на протяжении десятков лет.Где же ещё такое увидишь.Тут конечно всегда во главе интриги вопрос-"До коле.."
 
Игорь, Вы оперируете устаревшими концепциями, рождёнными во времена, когда о работе мозга и его роли в психических явлениях не было известно почти ничего. Эти концепции в своё время были возведены религией в ранг догматов, что и мешает верующим воспринимать новую информацию, новые факты, которые противоречат этим старым концепциям. Как говорится, догмат есть догмат... Вы в ментальной ловушке.

Ответьте мне на несколько вопросов:

Известно, что во время сна наш мозг работает в другом режиме, нежели когда мы находимся в сознании. Есть разные фазы сна, например, фазы "быстрого движения глаз", когда мы видим сновидения и фазы медленного сна, когда никаких снов мы не видим. Так вот во время фаз медленного сна мы полностью лишены сознания. Вопрос, что в это время делает душа - тоже спит? Как странно получается, как только материальный объект, наш мозг, переключается в другой режим работы, так сразу исчезают всякие проявления т.н. души.

Другой пример. Из экспериментов над пациентами с рассечённым мозолистым телом (соединяет кору двух полушарий) известно, что люди с нарушенной связью между левым и правым полушариями мозга приобретают как бы два разных Я, не похожих друг на друга, с которыми можно пообщаться по отдельности, выяснить их взгляды, желания, тревоги и т.д. Что с т.н. душой у таких пациентов, она тоже раздваивается?

Или вот что происходит с т.н. душой у больных синдромом Альцгеймера, когда они постепенно, по мере деградации отделов материального мозга, утрачивают ментальные способности, и их собственное Я, личность, сознание постепенно деградируют, порой меняя личность больного до неузнаваемости. Например, добрый, воспитанный, вежливый человек постепенно превращается сначала в подозрительного, агрессивного матерщинника от которого нет спасу родным, а затем в "дитя", которое само не способно ни есть, ни ходить в туалет. Так что происходит с т.н. душой в процессе развития болезни, она тоже деградирует, это всё проявления её (души) болезни, а не материального мозга?

Можно ещё множество подобных вопросов задать, но ответе хотя бы на эти...
Догмат это Боготкровенная истина, а сфера изучения человека как творения Божия называется антропология.Это не факты вы приводите, а дикорастущие сорники на разумном оке сознания.Вы инфернальном рассудке положили себя быть.
Простите пожалуйста но мне видится что цель вашего искательства на форуме вовсе не в путеводной звезде ,а в забрасывание сетей на разумных духовно верующих людей что бы поставить их на дорогу наученного атеизма проложенную через зыбучий песок.Душа видит что она душа когда полностью отходит от тела то есть когда человек прекращает физически свою жизнедеятельность.
Дефективный метод Зигмунта Фрейда оо загадке сна как пережитки съеденных памятью воспоминаний был разбит когда участники его подопытных методов сознались в обмане в полном объеме. Простите меня раб наученного атеизма Димитрий я больше не могу т.к запас моих мозговых сил понижен продолжайте грызть камень наученого атеизма из цельных пород тихо сами с собой.Насчет людей страдающих синдромом Альцгеймера и другими болезнями на фоне нарушения мозговой деятельности они находятся своего рода под епитимией это может быть за личный грех,а может что бы изавить его от куда более страшных вещей которые они могли бы совершить,но все происходит по Промыслу Божьему если они будут нести этот крест с терпением,а с нашей стороны получат помощь и заботу то будут спасены несомненно.
~15 вопросов эволюционистам~
11. Каким образом слепой химический процесс привел к появлению разума, понятию альтруизма и морали?

"Церковь относится к смерти человека как к таинству разлучения или отделения души от тела13. Современная же медицина нередко отождествляет смерть человека со смертью головного мозга. Таким образом, смерть, с позиций механистической антропологии современной медицины, определяется как необратимое прекращение деятельности головного мозга, сопровождаемое окончательной потерей сознания14. Если необратимое прекращение деятельности головного мозга может быть установлено на чисто биологическом уровне, то окончательная потеря сознания, которая, согласно церковной антропологии восходит к категориям человеческой души, не может быть сведена только к биологии. Отождествление отделения души от тела с необратимым прекращением деятельности головного мозга, иными словами, отождествление смерти, с точки зрения церковной антропологии, со смертьюголовного мозга, ничем не обосновано. Согласно церковной антропологии, душа как особая сущность заполняет все человеческое тело, присутствуя во всех его частях. Головной мозг не является ее вместилищем, но ее органом15. Смерть головного мозга означает прекращение явных проявлений души, но не обязательно ее отделение. Однако, согласно современной медицинской антропологии, сводящей душу к психическим явлениям или психическим действиям, смерть головного мозга отождествляется с окончательной потерей сознания. Таким образом, становится очевидным, что разногласия по поводу смерти головного мозга сводятся, в конечном счете, к смешению понятий сущности и энергии души. Для церковной антропологии душа есть особая сущность и энергия. В противоположность этому для современной медицинской антропологии душа есть просто энергия. Таким образом, если, согласно медицинской антропологии, остановка головного мозга отождествляется с окончательной потерей сознания, то для церковной антропологии она сводится к прекращению проявления ее энергии.

В конечном счете, смерть как разлучение или отделение души от тела не перестает быть таинством. Невозможно с уверенностью утверждать, что она совпадает со смертью головного мозга. Она может совпадать, может предшествовать и даже следовать за смертью головного мозга. Люди, пережившие клиническую смерть и вернувшиеся к жизни, ощутили отделение души от тела и оставили много рассказов о незабываемом опыте выхождения за пределы своего тела. Это можно считать свидетельством возможности разделения души и тела до смерти мозга, ведь прекращение деятельности мозга необратимо и возвращение к жизни после него невозможно. Другие люди возвращались к жизни после остановки сердца и временного прекращения сердечной и дыхательной деятельности. Это означает, что и прекращение сердечной и дыхательной деятельности не является окончательным и необратимым разлучением души и тела. Что же можно утверждать по поводу разлучения души и тела в случаях искусственного поддержания дыхания и сердечной деятельности? Вопрос пока остается без ответа."(См. С. Балояннис, Смерть мозга,Церковь и трансплантация органов, изд-во Святейшего Синода Греческой Церкви, Афины 2001, стр. 121–147, там же подробная библиография. См. также к. Каракацанис, Смерть мозга. Тождественна смерти человека? – Фессалоники, 2001.)

~Профессор Д. Е. Мелихов в своем труде "Психиатрия и проблемы духовной жизни" писал~: "Под влиянием греха живая человеческая душа, не потерявшая совесть, испытывает чувство вины, печаль, мучение и потребность освободиться от греха. Верующий человек идет за помощью в церковь, обращается к духовно-опытному человеку. Он испытывает духовную боль и страдание, а иногда несет и физические последствия греха. Пред духовником, а также и пред психиатром, если он верующий человек, стоит первая задача - поставить "духовный диагноз", т. е. необходимо определить, что в этих страданиях человека имеет непосредственную духовную причину и подлежит лечению духовному. Одновременно надо установить, что в его переживаниях оказывается проявлением душевной болезни, имеющей причину в нарушениях мозговой деятельности или всего организма, а потому требует врачебной компетенции... Или, наконец, у пришедшего имеются такие психофизические нарушения, которые являются опосредованным следствием личных или семейных грехов и тогда нуждаются в духовных и психиатрических методах лечения одновременно. В таких случаях духовное выздоровление может привести к психиатрическому и физическому выздоровлению".

Архиепископ Иннокентий Херсонский пишет о том,
"что на фоне душевных болезней разрушается тончайшая нервная ткань и образуются пустоты через которые душа становится наиболее уязвима к дьявольскому воздействию. Таким образом, возникшая от естества болезнь как бы обнажает душу. Не от того ли определенные психопатологические проявления так явственно напоминают поведение одержимых"
 
Последнее редактирование:

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Ответьте мне на несколько вопросов:
1) Вопрос, что в это время делает душа - тоже спит? Как странно получается, как только материальный объект, наш мозг, переключается в другой режим работы, так сразу исчезают всякие проявления т.н. души.

2) люди с нарушенной связью между левым и правым полушариями мозга приобретают как бы два разных Я,.. Что с т.н. душой у таких пациентов, она тоже раздваивается?

3) Или вот что происходит с т.н. душой у больных синдромом Альцгеймера,..
Можно ещё множество подобных вопросов задать, но ответе хотя бы на эти...
Здравствуйте, Дмитрий. На эти и подобные им вопросы были даны ответы на этом форуме уже не один раз. Повторю их, но думаю, что Вы их опять не примете, почему, не знаю.
Живой человек - неразрывные взаимовлияющие представляющие единство душа и тело. Тело служит душе. Если тело больно (пункт 2 и 3), то именно тело не может адекватно выполнять движения души. Ну как бы если Ваш компьютер барахлил, и Вы не могли выйти на форум, но это не значило бы, что у Вас по поводу форума мысли не возникают, хотя снаружи отсюда, я не вижу ни Ваших слов, ни Ваших мыслей. Это не значит, что Вас нет и мыслей у Вас нет. Аналогично и со сном. Вы отключили компьютер, он заснул и то, что происходит там у Вас, для всех форумчан остается тьмой. Это, конечно, очень грубая аналогия, так для наглядности некотрой.

Впрочем, я не совсем понимаю, какое для Вас это все имеет значение, ведь, насколько я поняла из других тем, Вы считаете, что вера или неверие, выбор правды или неправды, действие по заповеди или против заповеди детерминировано совсем не свободной волей. В таком случае, Ваше неверие и моя вера также детерминированы совсем не нашим интеллектом, любовью и волей, а... даже и назвать не умею, книжек не читала столько, сколько читали Вы. :) Ну, думаю, что Вы поняли, о чем это я.:D Короче: убеждай верующих или атеистов, не убеждай, толку не будет, все уже решено мозгом без нашего участия. Так о чем тогда речь идет уже не первый год?

Или Вы отчаянно хотите, чтобы Вас все же верующие разуверили в атеизме? Но за научными разуверениями следует обращаться к специалистам в научных областях, которые Вас интересуют, а не с пенсионерами, домохозяйкками и инвалидами на обычном форуме разговаривать о последних достижениях науки. Или я опять что-то не так понимаю? Ну со мной бывает, заносит иногда. Простите, если что-то не так написала, недоумеваю просто, вот выразила свое недоумение.
 
Интересующийся
Здравствуйте, Дмитрий. На эти и подобные им вопросы были даны ответы на этом форуме уже не один раз.
Да, согласен. Но не думайте, что я не читаю тем в которых не участвовал. Порой даже очень внимательно читаю. И тем не менее часто, в разных темах, поднимаю одни и те же вопросы, которые уже "заезжены" на этом форуме. Вам может показаться, что это глупо с моей стороны или просто твердолобо - бодать одни и те же ворота :) Но не спешите с недоумениями. Для меня каждый человек на форуме - это прежде всего носитель некой системы сложных интеллектуальных объектов. Не буду сейчас расшифровывать, что я под этим подразумеваю. Важно то, что задавая один и тот же вопрос разным людям, исповедующим, казалось бы, одну систему верований, я каждый раз сталкиваюсь с новой индивидуальной "сборкой" одних и тех же интеллектуальных объектов, которые меня интересуют. Порой такие новые варианты сборки можно получить от одного и того же человека по нескольку штук, задавая тот же вопрос под новым углом. Для чего мне это, отвечу позже.
Живой человек - неразрывные взаимовлияющие представляющие единство душа и тело. Тело служит душе. Если тело больно (пункт 2 и 3), то именно тело не может адекватно выполнять движения души. Ну как бы если Ваш компьютер барахлил, и Вы не могли выйти на форум, но это не значило бы, что у Вас по поводу форума мысли не возникают, хотя снаружи отсюда, я не вижу ни Ваших слов, ни Ваших мыслей. Это не значит, что Вас нет и мыслей у Вас нет. Аналогично и со сном. Вы отключили компьютер, он заснул и то, что происходит там у Вас, для всех форумчан остается тьмой. Это, конечно, очень грубая аналогия, так для наглядности некотрой.
Вот это как раз пример "кирпичика" из Вашей "сборки" интеллектуальных объектов, таких как "душа", мозг, их взаимосвязь, в Вашей же интерпретации... в основном этого я и ищу в дискуссиях.

По аналогии с "компьютером" и его "юзером". Вы, наверное, слышали когда-нибудь о разнице между "трудной проблемой сознания" и "лёгкими проблемами сознания". "Лёгкими" проблемами принято считать исследования (относительно недавние) мозга и нахождение взаимосвязей между его работой и психическими явлениями, которые люди наблюдают и осмысливают на протяжении тысячелетий. Многие вопросы о том, как мозг рождает психику и сознание, уже основательно изучены. Но есть ещё и т.н. "трудная проблема сознания" - это вопрос - "почему мы вообще имеем свой личный внутренний опыт?". Есть модное сейчас слово - квалиа, т.е. совокупность субъективных ощущений типа ощущения цвета, вкуса, запаха, боли, радости, гнева и т.д. Эти квалиа есть у каждого, это наш субъективный опыт. Так вот разница между работой мозга и ощущением квалия - это как разница, к примеру, между температурой - физической характеристикой движения материи, которую можно объективно измерить, и ощущением теплоты, которое померить объективно пока проблематично. Человек может ощущать тепло, даже если объективно ему должно быть холодно из-за низкой температуры. Наверное, встречали иногда на улице в морозные дни людей, шагающих в лёгкой рубашечке или футболке, явно не вышедших на пару минут до ближайшей булочной.

То есть к чему это я всё... Внутренние квалиа есть у каждого человека, когда он находится в сознании. Квалия - это субъективная феноменология психической деятельности человека, т.е. его личные ощущения этих психических процессов. Именно квалия как основа сознания, порождает извечные проблемы дуализма, ИМХО. Так вот, возвращаясь к душе и сну мозга. Вы лично всегда можете сказать, когда Вы находитесь в сознании, т.е. когда Вы испытываете квалиа - Ваши субъективные ощущения (переживание эмоций, тактильные, зрительные и т.д. ощущения). Вы-то знаете когда Ваш "компьютер" включен и можете понять, часто с посторонней помощью, когда он был выключен, когда Вы были без сознания. Вам не нужно этого себе доказывать, в отличии от стороннего наблюдателя. Так вот, когда Вы находитесь в фазе "медленного сна", Ваши субъективные квалиа исчезают вместе с сознанием. И это установлено уже внешним объективным наблюдателем (не буду сейчас отвлекаться на описание сути экспериментов в которых это установлено). Т.е. в данной фазе сна Вы не испытываете ни одного субъективного проявления "души", которые ей приписываются в религии - нет ни мук совести, ни религиозного катарсиса, ни греховных помыслов, ни любви к Богу, ни... подставьте сами те феномены, которые считаете проявлениями "души". Т.е. Вы можете сказать, например, что всё равно душа в этот период "трудится" над чем-то, но доказать Вы этого не сможете даже себе, т.к. никаких субъективных квалиа при этом не ощущаете. Надеюсь не слишком сложно объясняюсь (тема-то непростая)? Вот и вопрос: почему в момент изменения физических характеристик материального объекта - нашего мозга, известные нам проявления т.н. "души" попросту исчезают? Не зря ещё древние сравнивали сон с маленькой смертью. Вас не настораживает подобная корреляция (назовём это более осторожно тАк, нежели причинно-следственной связью)? Материальный объект меняет характеристики, и при этом проявления нематериального объекта исчезают, прежде всего для Вас! Что это - сон души? Другой режим её работы? Зачем "отключаться" нематериальному объекту? Говорит ли подобное положение дел в пользу того, что нематериальная "душа" может существовать независимо от материального мозга? Или всё же больше о том, что мозг - это физический генератор нашего сознания, и без его работы квалия не могут существовать. Постарайтесь не предвзято подумать над этими вопросами, интересен Ваш анализ.

Возвращаясь к аналогии с "компьютером". Я-то как "юзер" знаю, что Я существую независимо от своего "компьютера", включен он или выключен. И Вы можете это знать, если со мной непосредственно встретитесь. И Вы из опыта знаете, что если захотите, то сможете в моём существовании убедиться воочию даже при отключенном компьютере. А исследователи мозга как могут убедиться в существовании "души"? Верующие в нематериальную "душу" постоянно указывают науке её "место" в рамках материального мира. Но при этом, с тем же постоянством, приводят некие материалистические доказательства, которые современная материалистическая наука раз за разом опровергает своими материалистическими методами. Хороший пример - околосмертные переживания "выхода" "души" из тела. Не буду перечислять эксперименты и исследования на этот счёт, но для объяснения подобных явлений науке нет необходимости сходить с материалистических рельсов. Разве не резонно, что современная наука, не находя никаких способов объективно "пощупать" некого гипотетического "юзера", переключилась (согласно пресловутой бритве Оккама) на поиск источника осмысленного "текста с монитора" в самой структуре и принципах работы "компьютера", которые она способна "пощупать"? И ведь, как ни странно, эксперименты раз за разом открывают всё новые причинно-следственные связи между процессами, происходящими в "компьютере", и генерируемым им осмысленным "текстом". И получается, что нет пока необходимости в идее некого внешнего "юзера" для объяснения природы "текста". По данным нейронаук именно ветер (мозг) является источником волн (сознания), а не наоборот. Без ветра волны не существуют, а вот ветер без волн сколько угодно (аналогия корявая, если не исключить природу цунами :)). Большая часть внутренних процессов обработки информации в нашем мозге происходит без участия сознания и не сопровождается субъективными ощущениями. Так вот, зачем науке возвращаться к магическому мышлению древних, когда для объяснения природных явлений, измышлялся некий субъект их производящий, например, боги ветра или морских глубин, если она (наука) открыла естественные причины?

PS Про детерминизм позже. Про цели моего общения на форуме также позже (это будет маленький оффтоп, но он, думаю, будет полезен с методологической точки зрения для рассмотрении подобных тем).
 
Крещён в Православии
По данным нейронаук именно ветер (мозг) является источником волн (сознания), а не наоборот
Мгновенно вспомнилось.О.Генри,Вождь краснокожих.Почему ветер дует?Потому,что деревья качаются:) Дмитрий,пишите,всегда интересно узнавать новое,находимое людьми в сложных вопросах(и ещё экономите массу времени другим))
 
Православный христианин
Тот дух, который людям дан Богом, у всех людей один и тот же. И этот дух – собственность Бога; и к Богу же и отходит по смерти человека. Дальше же человек живет без духа (который от Бога).
Дух Божий присущ всему живому, он есть во всем живом. В растениях и животных говоря в общем и целом он проявляет себя как источник жизни, то есть, то что животворит (и все). В человеке как в существе более духовном и сложном, наличие духа определяет его самосознание, человек без духа=человек лишенный своего самосознания=скотское состояние, поэтому и в Писании сказано:
"которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал" 1.Пет. 3.19(а не душам).

Есть разница между богом по благодати и Богом по природе. Тварь не может стать равной Творцу.

Но там нигде не сказано, что человек станет Богом, сказано что станет одной природы с Ним, но не самим Им, то есть обожится. Может быть как вариант, все получат ум Христов, то есть в какой то степени Ум Божий, станут единомысленны, совершенны между собой.
 
Крещён в Православии
Дух Божий присущ всему живому, он есть во всем живом. В растениях и животных говоря в общем и целом он проявляет себя как источник жизни, то есть, то что животворит (и все). В человеке как в существе более духовном и сложном, наличие духа определяет его самосознание, человек без духа=человек лишенный своего самосознания=скотское состояние, поэтому и в Писании сказано:
"которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал" 1.Пет. 3.19(а не душам)
Нет, не так.

Есть "Дух" и есть "дух". Под словом "Дух" имеется в виду "Дух Божий", "Дух Святой", "дух, который от Бога". Но, ведь, и бесы – тоже духи, но духи другие. По сути и душа человека - тоже дух (в смысле "материальности", "субстанционно"). "Материально" человеческая душа и дух (неважно какой) никак не отличаются друг от друга. Но по "назначению", по воздействию на человека, по принадлежности - отличаются. Божий дух всегда благ. И дух Божий (который от Бога, который является "частичкой" Духа Святого) – всегда собственность Бога, Его часть, часть Духа Святого. Человеку эта частичка Духа Святого, дух (который от Бога) придается для земной жизни, как ориентир для развития человеческой души. Но лишь для той человеческой души от духа (который от Бога) будет польза, которая найдет путь к этому духу (который от Бога), узнает духа Божьего в своей душе – и тогда человек развивается как человек Божий.

В греческом под словом "человеческая душа" (обезличенно, без указания склонности этой человеческой души к чему-то плохому или хорошему) обозначена как "психэа", "психин". А далее идет раскрытие этого обозначения души, где в контексте уже можно усмотреть, к чему склоняется эта человеческая душа: к хорошему или плохому.

Но в приведенной Вами цитате из 1 Петра стоит слово "пневма", т.е. дух. Дух разный бывает, бывает Божий дух (дух, который от Бога, от Духа Святого); бывает дух мятежный – понятно от кого.

Так вот, когда человеческая душа при жизни на земле уподобилась не тому духу, который от Бога (т.е. человеческая душа при жизни на земле ориентир выбрала другой – дух мятежный, не Божий дух), тогда и человеческая душа уподобляется духу не Божьему. И тогда от человеческой души ничего не остается: бывает тогда полонена человеческая душа духом мятежным, духом бесовским, сама превратившись в подобие духа бесовского. Вот об этих духах и говорится, что они в темнице со времен Потопа. Особые это души человеческие, потому и названы духами.

Другими словами потому и Потоп случился, что все души человеческие, кроме восьми, уподобились духам мятежным, духам злобы, потеряв признаки человеческих душ; т.е. человеческие души потеряли способность следовать увещеваниям духа (который от Бога), увещевания Духа Божьего. То есть души этих людей забыли дорогу к духу (который от Бога), Духу Божьему, уподобившись тем самым духам бесовским. Особые это были души, напрочь забывшие дорогу к Духу Божьему в себе, потому и названы духами.

Об этом можно прочесть по ссылке
 
Последнее редактирование:

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Но есть ещё и т.н. "трудная проблема сознания" - это вопрос - "почему мы вообще имеем свой личный внутренний опыт?".
Это наличие Образа Божиего, как творческого потенциала.Всё остальное о чём вы пишите, вытекает из этого
 
Православный христианин
Со́весть – способность человеческого духа к различению добра и зла, сознание добра и зла (св. Игнатий (Брянчанинов)), естественный закон, требующий от человеческого ума Богоугодной жизни (св. Авва Дорофей).

Совесть есть желательная или деятельная сила (способность) человеческого духа, указывающая человеку на добро и требующая его исполнения. Будучи тесно связана с разумом и чувством, совесть обладает практическим характером и может быть названа практическим сознанием (св. Феофан Затворник). Если разум познает, а чувства ощущают, то совесть как деятельная сила, определяет вид деятельности духа по отношению к познаваемому разумом и ощущаемому чувствами предмету.

(Иисус Христос Воскрес !!! Воскрес, как мы видим в Евангелие и Телом и Душой и разговаривал с апостолами, учил. Показывая нам грешным, что после смерти есть Вечная жизнь, совесть, ум, и всё то что есть у живых. Это моё мнение. )
Видя недоумение Своих учеников, Христос сказал им: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». Господь разрешил ученикам подойти к Нему и осязать Его Тело, но и осязанию своему апостолы не сразу поверили, а только обрадовались и удивлялись. Чтобы окончательно убедить Своих учеников, что Он не дух, а истинный Человек с Душой и Телом, Христос попросил у них какой-нибудь пищи. Ему подали кусок печеной рыбы и сотового меда. Он взял пищу и стал есть перед Своими учениками. https://azbyka.ru/sovest
 
Крещён в Православии
Со́весть – способность человеческого духа к различению добра и зла, сознание добра и зла (св. Игнатий (Брянчанинов)), естественный закон, требующий от человеческого ума Богоугодной жизни (св. Авва Дорофей).
Вот когда говорится "человеческий дух", способный к различению добра и зла - это имеется в виду человеческая душа, которая развивается при жизни на земле в согласии с духом Божьим, т.е. в согласии с духом, который дается каждой душе Богом, как ориентир; другими словами - такая человеческая душа способна к различению добра и зла; т.е. душа становится способной усваивать "твердую пищу".

Ведь дух, который от Бога, не придан человеческой душе навсегда, т.е. не навечно (человеческая душа, ведь, бессмертна). Когда человек умирает, дух, который от Бога, к Богу же навсегда и возвращается, и душа остается одна: без тела и без духа Божьего. Вот и важно, чтоб человеческая душа уподобилась тому духу, который она (человеческая душа) получила от Бога на время земной жизни. А совесть человека, как раз, и говорит о том, что человеческая душа при земной жизни нашла путь к духу Божьему (подаренному Богом этой душе на время земной жизни и при душе находящейся).
 
Православный христианин
Ведь дух, который от Бога, не придан человеческой душе навсегда, т.е. не навечно (человеческая душа, ведь, бессмертна). Когда человек умирает, дух, который от Бога, к Богу же навсегда и возвращается, и душа остается одна: без тела и без духа Божьего. Вот и важно, чтоб человеческая душа уподобилась тому духу, который она (человеческая душа) получила от Бога на время земной жизни.
«И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце платяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих» (Иез. 36, 26–27).

Тогда происходит распятие со Христом нашего ветхого внешнего человека, чтобы «упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху»(Рим. 6, 6), «и восстает сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1Пет. 3, 4).

Тогда мы становимся даже причастниками Божественного естества по слову апостола Петра (2Пет. 1, 4), тогда «верою вселиться Христу в сердца наши, чтобы мы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы нам исполниться всею полнотою Божиею»(Еф. 3, 17–19).

И еще прибавим слова Павловы:« ...совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3, 9–10).
ДУХ человеческий есть дыхание Духа Божиего, и уже поэтому он бессмертен, как все бестелесные, ангельские духи. А их тьмы тем, как свидетельствует Священное Писание, и бесконечны степени их развития, их совершенства.
Между телом и духом существует постоянная связь и взаимодействие. Все то, что происходит в душе человека в течение его жизни, имеет значение и необходимо только потому, что всякая жизнь нашего тела и души, все мысли, чувства, волевые акты, имеющие начало в сенсорных восприятиях, теснейшим образом связаны с жизнью духа. В духе отпечатлеваются, его формируют, в нем сохраняются все акты души и тела. Под их формирующим влиянием развивается жизнь духа и его направленность в сторону добра или зла. Жизнь мозга и сердца и необходимая для них совокупная, чудно скоординированная жизнь всех органов тела нужны только для формирования духа и прекращаются, когда его формирование закончено, или вполне определилось его направление. Жизнь тела и души можно сравнить с полной красоты и прелести жизнью виноградной грозди. Прекращается питание ее соками лозы, росой небесной, окропляющей нежный пушок сочных ягод, и остаются лишь выжимки, обреченные на гниение; но жизнь виноградных гроздьев продолжается в полученном из них вине. В него переходит все то ценное, прекрасное и благоуханное, что было выработано в живых ягодах под благотворным действием света и солнечного тепла. И подобно тому, как вино не портится, а продолжает жить своей собственной жизнью после смерти винограда, становясь тем лучше и драгоценнее, чем дольше оно живет, и в бессмертном духе человеческом продолжается вечная жизнь и бесконечное развитие в направлении добра или зла после смерти тела, мозга и сердца и прекращения деятельности души.
Другой трудный вопрос, тайна для верующих, состоит в постижении цели Воскресения умерших в их земной всецелости. Для нас более понятно бессмертие духа, освободившегося от уз тела. Почему же необходимо участие в вечной жизни не только духа, но и всецелого человека, с его душой и телом?

Конечно, мы не в силах ясно уразуметь тайну домостроительства Божьего, но все-таки Священное Писание дает нам возможность приподнять завесу над нею.

У святых апостолов Петра и Иоанна Богослова находим мы до некоторой степени разъяснение тайны Воскресения тел человеческих. Они ясно говорят о кончине мира, о великой и страшной катастрофе, которая произойдет во всей Вселенной во время второго пришествия Господа Иисуса Христа.

«Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда НЕБЕСА С ШУМОМ ПРЕЙДУТ, СТИХИИ ЖЕ, РАЗГОРЕВШИСЬ, РАЗРУШАТСЯ, ЗЕМЛЯ И ВСЕ ДЕЛА НА НЕЙ СГОРЯТ» (2Пет. 3, 10).

И святой апостол Иоанн в своем Откровении ярко изображает эту всемирную катастрофу в отдельных ее фазах.

Что же дальше? Какова цель этого катаклизма?

«Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Пет. 3, 13).

«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое» (Откр. 21, 1–5).

«Се, творю все новое.» Настанет время нового мироздания, новой земли и нового неба. Все будет совершенно иным, и новая жизнь наша будет протекать в совершенно новых условиях. И в этой жизни мы должны обладать полнотой естества нашего. Должны воспринимать вполне новые ощущения обновленными и просветленными чувствами. А следовательно, будет необходима деятельность той части духа нашего, которую мы теперь называем низшей, физиологической душой.

Будет работать напряженно мысль наша в познании нового мира, в условиях которого будет строиться и приближаться к Богу освобожденный от власти земной, от греховной плоти дух наш. Ум есть часть духа нашего, и потому должен быть бессмертным и мозг наш. Бессмертное сердце будет средоточием новых, чистых и глубоких чувств.

Вечная жизнь не будет только жизнью духа, освобожденного от тела и души, а жизнью в новом Иерусалиме, который так ярко описал святой Иоанн Богослов в своем «Откровении». Бессмертие тела, а не только духа, может быть, имеет и иную цель, полную справедливости и правды цель почтить тела святых, как великие орудия духа, много трудившиеся и страдавшие во время формирования и совершенствования духа в земной жизни. А тела тяжких грешников, бывшие главными орудиями греха, конечно, заслуживают наказания. Могучие и страшные картины Дантова «Ада», вероятно, не плод поэтической фантазии.
Святой апостол Павел в значительной мере раскрывает нам тайну Воскресения тел в 15 главе первого послания к Коринфянам (1Кор.15, 35–44): «Но скажет кто нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело... Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное».

В землю посеянное, зарытое зерно как бы истлевает, оно перестает существовать как семя, но из него вырастает гораздо большее, чем оно, несравненно более совершенное и по сложности, и по форме новое растение. Бог дает ему форму и красоту и полную пользы и прелести жизнь.

В землю зарывается тело человеческое, и оно перестает существовать как тело. Но из элементов, на которые оно разложится, как из клетки зерна пшеницы, силой Божией воскреснет новое тело, не уничтоженный, немощный и бессильный труп, а новое духовное тело, полное сил, нетления и славы.

«Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1Кор. 15, 47–49).

При жизни наше тело – перстное, душевное, как тело Адама. По воскресении оно станет иным, духовным, подобным телу небесного второго Адама Иисуса Христа, какое Он имел после славного Воскресения Своего. https://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/dukh-dusha-i-telo/
 
Интересующийся
Душа облекается в те личностные качества которое необходимы для всеобщего благого Божьего произволения, при котором становятся явственны промахи потомков и на которые стоит обратить внимание им. Вы не верно воспринимает значение душа . Она всегда имеет волю ко спасению, при чем всеобщему... Не единоличному а все целому .

А этот пример, говорит как раз о возможности души отображать множество личностных качеств но душа выбирает те которые необходимы
Вадим, я помню Ваши идеи о всеобщем спасении, которые Вы высказывали в теме о первородном грехе. Я обдумаю Ваш ответ. Спасибо.
Это наличие Образа Божиего, как творческого потенциала.Всё остальное о чём вы пишите, вытекает из этого
Серёж, спасибо за короткий, но ёмкий комментарий, но, к сожалению, фраза - "Это наличие Образа Божиего, как творческого потенциала." - для меня не несёт никакой смысловой нагрузки. Я понимаю, что она (фраза) - плод глубоких Ваших размышлений, и Вам, как дуалисту, проблема сознания не кажется трудной, но поставьте Себя на моё место... как я должен её расшифровывать? Серьёзно. Меня интересует больше стык материального и "духовного", где я могу ухватиться за идею идеалиста с позиций материалиста, т.с. навести мостик. А Вы предлагаете мне сразу сделать "гиперскачёк" в центр Вашего мировоззрения. Попробуйте спуститься до моей конкретики и ответить более развёрнуто на вопросы-примеры из поста: https://azbyka.ru/forum/threads/mozg-i-dusha.22501/page-3#post-356325 Если Вам это интересно...

Подожду этого ответа.
Елена Анатольевна, полдня формулировал ответ о моих мотивах нахождения на данном форуме, но Ваш пристальный интерес к этому вопросу меня остановил. Думаю, мой ответ может исказить нашу дискуссию в данной теме или вовсе отвратить Вас от её продолжения. Но уверяю Вас, ничего криминального в моих мотивах нет. Давайте просто продолжим диалог о Вашей аналогии с "компьютером", это интересно.


Павел, помятуя о нашей с Вами плодотворной (и интереснейшей для меня) дискуссии насчёт "первородного греха и предопределения", хотелось бы услышать Ваш комментарий на мой пост https://azbyka.ru/forum/threads/mozg-i-dusha.22501/page-3#post-356325

Дефективный метод Зигмунта Фрейда оо загадке сна как пережитки съеденных памятью воспоминаний был разбит когда участники его подопытных методов сознались в обмане в полном объеме.
Игорь, я знаком с основными трудами З.Фрейда, но никогда не был адептом его взглядов. Но за цитаты спасибо, ознакомился.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Христос воскресе, дорогие!
Дмитрий, Вы совершенно верно почувствовали (боюсь употреблять слова, которые спокойно бы употрелиа, если бы не Ваши постоянные замечания о том, что мы являемся заложниками языка, ну в самом деле, что значит "почувствовали"?) мою настороженность.
...Елена Анатольевна, полдня формулировал ответ о моих мотивах нахождения на данном форуме, но Ваш пристальный интерес к этому вопросу меня остановил. Думаю, мой ответ может исказить нашу дискуссию в данной теме или вовсе отвратить Вас от её продолжения. Но уверяю Вас, ничего криминального в моих мотивах нет. Давайте просто продолжим диалог о Вашей аналогии с "компьютером", это интересно.
Об аналогии с компьютером я писала с самого начала, что это очень грубая и очень приблизительная аналогия, только в очень отдаленной мере поясняющая мою мысль.
Почему у меня возникла настороженность в ведении дискусии? Эта настороженность была вызвана этими словами:
Для меня каждый человек на форуме - это прежде всего носитель некой системы сложных интеллектуальных объектов. Не буду сейчас расшифровывать, что я под этим подразумеваю. Важно то, что задавая один и тот же вопрос разным людям, исповедующим, казалось бы, одну систему верований, я каждый раз сталкиваюсь с новой индивидуальной "сборкой" одних и тех же интеллектуальных объектов, которые меня интересуют. Порой такие новые варианты сборки можно получить от одного и того же человека по нескольку штук, задавая тот же вопрос под новым углом. Для чего мне это, отвечу позже.
Мне не хотелось бы быть неуведомленным испытуемым в каком-либо научном эксперименте. Возможно, очень возможно, что я не права в своих подозрениях и домыслах. Возможно, целью ведения Вами диалога является не изучение психологического портрета собеседников, и диалог ведется Вами в той же простоте душевной, в которой вступила в него я и другие участники, тогда прошу прощения за подозрения.
В "криминальнальных мотивах", конечно же, я Вас не подозреваю, это словосочетание вызвало у меня улыбку, спасибо за мое хорошее настроение. :)
 
Крещён в Православии
И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце платяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих (Иез. 36, 26–27).
  • И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу.
  • И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас.
  • И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное.
  • Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять.
  • И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом.
  • И освобожу вас от всех нечистот ваших, и призову хлеб, и умножу его, и не дам вам терпеть голода. (Иез. 24-29)
А, вот, скажите, Елена, что за "дух" тогда был у тех, кто впоследствии станет Его народом. Что за дух был у этого народа до того, когда Бог дал ему (народу) дух новый? Старый дух - он чей?
 
Крещён в Православии
Павел, помятуя о нашей с Вами плодотворной (и интереснейшей для меня) дискуссии насчёт "первородного греха и предопределения", хотелось бы услышать Ваш комментарий на мой пост https://azbyka.ru/forum/threads/mozg-i-dusha.22501/page-3#post-356325
Дмитрий, человеческий мозг - это инструмент "подключения" человеческого тела к человеческой же душе. Мыслительная способность есть у человеческой души, и чтоб душе управлять телом и требуется мозг. Если мозг человека болен или разрушен, то и тело человеческое ведет себя непривычно плохо. Сама по себе человеческая душа однородна, т.е. вся "состоит" из одного и того же "вещества" (или невещества - кому как нравится). Понятно, что человеческая душа, сама по себе, - дух. Только дух этот принадлежит человеку, а не привнесен извне. Извне к человеческой душе может быть привнесен дух Божий или дух мятежный, бесовской. Образно это можно представить так: человеческая душа имеет, как бы, высшую часть и низшую часть. Высшая часть человеческой души прирастает по воле Бога духом Божьим, прирастает сразу, одномоментно, при наделении человека душой (еще внутриутробно). Низшая часть человеческой души тоже, еще внутриутробно, наделяется неким иным духом, не Божьим, чем-то приземистым, по закону наследования первородного повреждения (первородного греха). Причем приземистый дух довлеет над душой человека изначально (результат Грехопадения).

Вроде бы какая разница человеческой душе делать выбор между духом Божьим и духом, который не от Бога. У Адама и Евы действительно не было никаких предпосылок выбирать дух мятежный, ведь их души изначально были чисты. Но выбор ими был сделан не в пользу духа Божьего. И вот эта "поломка" всегда делать выбор не в пользу Бога "вписалась" в человеческую душу, и уже довлеет над человеческой душой еще до рождения человека. Но человеку дана воля, т.е. свобода выбора, до самой его (человека) смерти. Господь сказал "... дух новый дам вам ...", и человек имеет свободу принять этот дух новый или не принять.

Когда человеческий мозг заболевает, или разрушается, тогда и становится ясно, к какому духу склонялась душа этого человека. Наверняка бывали случаи, и этому наверняка есть свидетели, когда разрушенный мозг человека (болезнью Альцгеймера или травмой, или прочими причинами), посредством еще не отнявшейся речи человека, изводил из себя молитву; а бывали случаи, когда мозг, посредством еще действующей речи человека, изводил брань, и даже богохульства.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Я уже как то писал пимер из жизни. У одного священника была мама с несносным характером, которая постоянно бронила и проклинала своего сына. Он молился о ней. И вот её здоровье сильно пошатулось, ум стал терять память и она даже временами не узнавала никого... Итог - отошла женщина к Богу в мирном духе благодаря "незнакомого" человека который ухаживал за ней последние месяцы жизни... Да она забыла, что это был её сын , но в месте с этим она и позабыла свой нрав , страсти мучавшие её душу, Свою ненависть к родным и близким. Умерла Божьим одуванчиком.
 
Крещён в Православии
... она и позабыла свой нрав, страсти ...
Вадим, я думаю, что душа человека не может позабыть "свой нрав" и страсти. Душа может отторгнуться от этих страстей и изменить "нрав" только добровольно, а не через "забывчивость".

Это наверняка по воле Бога случилось. Бог просто призрел труды сына, убрав от души умирающей мятежный дух - дух, которому душа умирающей и внимала при жизни, изрыгая брань и проклятия на своего сына.

Или может быть другое. В последний момент земной жизни, душа умирающей полностью доверилась духу Божьему, вверив тем самым Ему свою душу и вместе с этим свою судьбу. Другими словами, направленность воли души в последние моменты жизни стала стремиться к духу Божьему. Это важно, ведь когда случилась смерть, дух Божий к Нему от души умершей и отошел. И душа женщины осталась одна, но с волевым стремлением к духу Божьему, т.е. с желанием ходить путями Божьими. Это стремление навсегда с человеческой душой в момент смерти и остается: и в посмертном пребывании; и в жизни будущей, на новом небе и новой земле на которых обитает правда.

А может и это все вместе сыграло важную роль.
 
Православный христианин
Игорь, Вы оперируете устаревшими концепциями, рождёнными во времена, когда о работе мозга и его роли в психических явлениях не было известно почти ничего. Эти концепции в своё время были возведены религией в ранг догматов, что и мешает верующим воспринимать новую информацию, новые факты, которые противоречат этим старым концепциям. Как говорится, догмат есть догмат... Вы в ментальной ловушке.

Ответьте мне на несколько вопросов:

Известно, что во время сна наш мозг работает в другом режиме, нежели когда мы находимся в сознании. Есть разные фазы сна, например, фазы "быстрого движения глаз", когда мы видим сновидения и фазы медленного сна, когда никаких снов мы не видим. Так вот во время фаз медленного сна мы полностью лишены сознания. Вопрос, что в это время делает душа - тоже спит? Как странно получается, как только материальный объект, наш мозг, переключается в другой режим работы, так сразу исчезают всякие проявления т.н. души.

Другой пример. Из экспериментов над пациентами с рассечённым мозолистым телом (соединяет кору двух полушарий) известно, что люди с нарушенной связью между левым и правым полушариями мозга приобретают как бы два разных Я, не похожих друг на друга, с которыми можно пообщаться по отдельности, выяснить их взгляды, желания, тревоги и т.д. Что с т.н. душой у таких пациентов, она тоже раздваивается?

Или вот что происходит с т.н. душой у больных синдромом Альцгеймера, когда они постепенно, по мере деградации отделов материального мозга, утрачивают ментальные способности, и их собственное Я, личность, сознание постепенно деградируют, порой меняя личность больного до неузнаваемости. Например, добрый, воспитанный, вежливый человек постепенно превращается сначала в подозрительного, агрессивного матерщинника от которого нет спасу родным, а затем в "дитя", которое само не способно ни есть, ни ходить в туалет. Так что происходит с т.н. душой в процессе развития болезни, она тоже деградирует, это всё проявления её (души) болезни, а не материального мозга?

Можно ещё множество подобных вопросов задать, но ответе хотя бы на эти...

Душа этих пациентов не разделяется. Это нежелательный эффект, который является не правилом, а исключением. Первоначально считалось, что одно полушарие должно беспокоиться об атеизме, а другое - о теизме, потому что это не правило.
 
Сверху