Мои размышления о непознанном

Грешить и каяться — такого пути к Богу мне мой духовный отец никогда не заповедовал, да пошлет ему Господь сугубую благодать за гробом, потому как почил он давно уже, прозорливец. Но вот о непрерывном покаянии он мне никогда не уставал напоминать.
— Непрестанно кайся!
Вот и весь сказ.
Поначалу я долго своего духовного отца не понимал, ну как так? Разве можно непрестанно каяться?! Я что, Фреди Крюгер что ли какой-то?!
А духовник, как нарочно…
— Во всем кайся.
Я опять в недоумении.
А духовник меня потом вконец добил…
— Кайся не рассуждая. Каждое свое чувство к Богу, каждую свою молитву — все, что ни делаешь перед Богом, все омывай самым глубоким покаянием. Иначе Господь повелит предать твою душу демонам на поругание, чтобы ты цену себе познал, что ты ничто.
— Ну как это — не рассуждая? Я же образованный…
Спорил со своим духовником, невзирая на его седины и на его Духовную Академию, которую он закончил, когда я еще под стол пешком ходил. А спорил оттого, что духовник мой, хотя и прозорлив был, да только уж был он крайне (почти до безумия крайне) прост. Пошутить он очень любил и просто на дух терпеть не мог показного благочестия. А когда он служил, так это просто порою одно искушение было… Многие искушались… и никто в нем Святого не видел.
Это же какой позор был, когда у меня кто-либо из верующих спрашивал:
— У тебя кто духовный отец?
— Отец Федор (имя настоящее, оно не изменено — прим. автора).
— Фи… — и все, кто ни спрашивал, тут же отходили от меня с презрением.
Город, где он служил, — 350 тысяч населения, Священников тогда мало было в те времена, о всех прочих отцах легенды в городе ходили, какие они высокой духовной жизни. А отца Федора все считали за так… Мол, никто он.
Бог не даст мне солгать, я был у него единственным духовным чадом.
Он так прямо мне и говорил:
— Сергей, ты у меня единственное духовное чадо, больше никого нет. А ведь в этом городе уже тридцать с лишним лет служу, — а у самого рот до ушей… Улыбается.
Зато какие подводные течения церковной жизни мне мой духовник открывал (я тогда неофитом был, ясное дело, розовые очки на глазах были: «Все вокруг Святые, да и я вроде ничего»). А мой духовник терпеть не мог напускного благочестия. Розовые очки мои о том, как верующий народ НА САМОМ деле знает Евангелие и исполняет его, мой духовник с меня быстро снял… Да так СНЯЛ, что я это на всю жизнь запомнил. Он над напускным благочестием совершенно в открытую смеялся. Аккуратно, правда, он это делал, ненавязчиво.
Возьмем, к примеру, клирос…
Идет служба. Клирошане, ясное дело, «все в Боге душами летают» — это за версту было и видно, и слышно… Старательно так свои мелодии выводят. На лицах, ясное дело, едва-едва не нетварный Свет умиления.
Подходит к ним отец Федор и на весь Храм:
— Можно я вместе с вами попою?!
А голос был у старика — не голос, а гром Небесный…
Регент молодой, и отказать — не откажешь, протоиерей все-таки…
Машет рукой — мол, «можно».
Отец Федор начинает подпевать, у него исключительной силы БАС был…
Вначале вроде ничего, слух у отца Федора был (как и обычно у всех украинцев) просто изумительный…
Проходило минуты две-три, и все… Клирос как будто расстреливал кто на месте, никого не было слышно, а по всему Храму громогласно и победоносно раздавалось громоподобное: «Господи, по-о-о-о-милуй!!!» — протоиерея Федора.
Заканчивается ектенья, а мне даже в Храме слышно, как регент начинает смирять разбушевавшийся ураганной силы голос о. Федора.
— Батюшка, батюшка, потише, из-за вас же никого не слышно.
— Да, да, хорошо!!! — на весь Храм. — Я потише буду!!!
Проходит минута, две, ситуация один к одному повторяется, клирос «отдыхает». Кроме того, как самозабвенно громоподобный голос о. Федора выводит очередной тропарь, больше никого не слышно… и так непременно несколько раз сделает, пока его (едва-едва) угомонят. Регент чуть не в слезы…
— Ну ладно, я в Алтарь пошел (опять на весь Храм).
Отец Федор уходит в Алтарь, клирос облегченно вздыхает, богослужение продолжается.
Зачем он это делал?!
До сих пор не пойму.
Да еще потом подойдет ко мне и непременно скажет:
— Ну я сегодня ревел. Ну ревел… Как медведь!!! Никого не было слышно…
Старой закалки был протоиерей, закончил Одесскую духовную семинарию, ясное дело, что при коммунистах… Ну и так далее. Такое иногда рассказывал, я порою не знал, где плакать, а где мне смеяться надо было.
Ничего не хочу сказать плохого ни о ком из Священников (терпеть не могу, без всякого исключения, всех тех, кто осуждает Священство, и сам никогда этого себе не позволяю), но вот почему-то той свободы духа, которую я испытывал рядом с отцом Федором, я больше никогда ни с кем рядом не испытывал. Был, правда, один благочинный, удивительного смирения и удивительно печальной души человек, так я с ним тоже хоть редко, но все же спорил. А на других батюшек посмотришь и сразу понимаешь — «оракул», противоречить ему НИКАК нельзя; если он неправ, то лучше молчать, да молиться о спасении его души. А с отцом Федором я, правду сказать, очень часто (особенно поначалу) до хрипоты спорил. Спорил по-настоящему, всерьез. Не соглашался, упирался — и все. С места меня не сдвинешь. Упрямый был, как осел. А потом проходили годы, и я понимал ту правоту о. Федора, которая в меня в то время просто не могла уместиться.
Именно отец Федор привил мне вкус к детальному, дотошному, внимательному исследованию Евангельских и Святоотеческих текстов. Он прямо так и говорил:
— Нет ничего интереснее духовной жизни.
Очень редко, но бывало и такое, что отец Федор признавал свою неправоту или свое незнание чего-то. Бывало, что прямо на службе подойдет ко мне и начнет пытать что-либо о духовной жизни.
— А об этом ты, Сергей, знаешь что-нибудь? А про это слышал? А об этом что думаешь? О… а я об этом не знал… — искренно так.
Он как ребенок вел себя порою.
За это его никто и не уважал…
А Господь сподобил меня видеть его во Свете благодати, точно так же, как и Мотовилов видел преподобного Серафима, как бы посреди ярко сияющего солнца, так что я и смотреть в глаза отца Федора не мог — такой силы Свет от него исходил. И еще раз я видел в Алтаре, как о. Федор причащался Огнем из Святой Чаши, а Огонь летал не только вокруг Чаши, но и вокруг всего тела батюшки. Понял я тогда, что на нем благодать особая (мы с ним в Алтаре вдвоем были), и избрал его себе в духовные отцы.
Такая вот история.
Бог, надеюсь, укрепит моих читателей поверить в то, что я ничего не преувеличиваю, а пишу, как есть, и, конечно, очень многое из наших отношений и бесед с батюшкой я никому никогда не открою. Не все смогли бы понести его слова…
Выше всего он ценил в человеке невысокое мнение о себе и непременно непрестанный духовный плач о себе самом, к чему и меня мало-помалу приучил непокорного.
…..............
Отрывок взят из моего «ДНЕВНИКА» полный текст см. по ссылке http://www.edinstva.ru/?p=9968
 


.
E2umJukbgCo.jpg

.
.
Всерьёз желающий задуматься о том что может ожидать его после смерти, должен задать себе вопрос.
«Хочу ли я знать истину о себе? Хочу ли знать, насколько готов я перейти в мир иной?
Проверить это — просто и непросто одновременно…
Надо произнеси внутри себя молитву и внимательнее (по честному) прислушаться к себе, во время чтения её…
Радуется ли душа твоя каждому прочтённому слову?
Сопереживает ли искренне каждому прошению?
Исполняется ли душа и тело сокровенной силы, произнося имя Бога и имена святых?
Дышит ли душа, Духом создавшего тебя?
Помнишь ли ты о том что Бог для тебя — ВСЁ, а всё прочее, куда как менее важно?
Честные, нелицеприятные ответы на эти вопросы самому себе, яснее ясного покажут тебе, насколько готов ты к переходу в вечность.
Если радуется душа молитве, не скучает на ней, просто и радостно дышит Духом Того к Кому обращается, то благо такому человеку.
А если нет этого?
Что делать?
Как выправить это опасное положение для души?
Надеяться, что исправить себя будет легко и что душа в считанные дни или даже годы сумеет научиться чисто молиться — не стоит. На всякого, кто желает приблизиться к Богу, обычно обрушиваются серьезные внутренние скорби. Понять истинные причины их человек умом не в силах, но можно принять верой — что так надо. Практика духовной жизни показывает что вместо скорых и безболезненных ответов на вопрос: «Как мне правильно жить?» перед человеком встаёт НЕИЗБЕЖНАЯ необходимость — пожизненных нелегких усилий к спасению. При этом, на первых шагах в вере, почти каждый попадает в положение слепо-глухонемого, пробующего постичь истины Бога на ощупь… Добрых советников в молитве, найти в наше время крайне сложно. Многим приходится идти по этому сложному пути — в откровенном одиночестве… идти, вопреки ценностям большинства окружающих его людей, вопреки тому что от него ожидают его близкие, родные и прочее.
Но первым врагом на пути веры являются совсем не ближние человека, но его собственное — религиозное воображение. Вместо смирения своего ума заповедью Бога: «блаженны нищие духом» большинство начинающих в вере — начинают гордо и безудержно фантазировать на тему о смерти своей, о загробной участи ближних и дальних своих, и многое подобное прочее. Трудно бывает малоопытной в вере душе понять что ВСЯ она, что называется, с ног до головы бывает объята тонкой ложью. И ложь эту, тем труднее в себе бывает увидеть, что ложь живущая внутри души прельщенного любит основываться на православной догматике, Евангелии и прочем. При этом, картины будущего мира обычно воображаются или чрезмерно унылыми и безотрадными (все в аду гореть будут и я тоже), или же чрезмерно благостными (Бог спасет весь мир).
Душа малоопытных в вере забывает, что строгость Евангельского закона возлагать на внешний мир — будет не она сама и ни её гордые фантазии о Суде Бога, но лишь один Бог.
….........
Только что завершил четыре статьи о правильной подготовке к смерти:

1. Подготовка к смерти
2. Как прежде смерти своего тела определить область духовного мира с которой связана душа?
3. Место где я хочу умереть
4. Этапы подготовки к смерти


Общая ссылка на тексты: http://www.edinstva.ru/?p=22711
 
Святые отцы церкви, в отличии от всех прочих, (считающихся на сегодняшний день верными в медицине видами) психологий, рассматривают душу человека не как нечто самостоятельное и саморазвивающееся, но как сосуд наполненный теми или же иными внушениями от духов — из иного мира.
То есть, душа человека это не что-то иное, но место действия и (арена) место ежедневной, ежемгновенной, предельно непримиримой борьбы между демонами и святыми Ангелами. Ангелы Бога — не меняют свою методику действия на душу человека — ведя всякую душу возлюбившую Бога к полноте смирения и к АБСОЛЮТНОЙ полноте внутреннего молчания, но демоны же… эти НЕПРЕСТАННО меняют тактику ведения внутренних работ внутри всякого из людей.
В настоящее время, я наблюдаю действия сил падших ангелов внутри себя практически непрерывно.
Особенно отчетливо и активно демоны начинают проявлять свои тлетворные мутные и поганые тайные действия внутри меня, в то время, когда я начинаю внимательно и вдумчиво читать внутри себя свои молитвенные правила. Но и в то время, когда мой ум не молится, обдумывая что-либо, дьявол стремится практически непрестанно вклиниться внутрь моего сознания и вклинившись в мои размышления, он (демон), то и дело пытается завлечь мой разум в свои сложно-обоснованные, трудно-понимаемые моим сознанием, сети. Причем делает он это весьма и весьма искусно. Он непрерывно меняет свою тактику, от этого весьма бывает мне сложно понять и невозможно почти никогда предугадать — с какой именно стороны дьявол начнет внутри меня (бесчисленно очередной раз) свою тонкую сложно-сплетенную сеть внушений.
Как я заметил, невозможно найти мне внутри меня такого доброго (и внешне совершенно безобидного) помысла, к которому сатана не мог бы примешать что-либо свое и потом уже начать упрямо «гнуть свою линию»…, начать вести мои мысли к одному дьяволу известным результатам.
Наиболее часто сатана внутри меня любит сеять мелкие пустые мысли (грех навязчивого пустомыслия).
Мысли эти: прилипчивы, навязчивы, возникают в моей душе сами по себе, возникают без всякой видимой причины — в любое время и особенно во время чтения молитвенных правил.

Дьявол очень любит развлекать мой ум помыслами совсем мне ненужными. Любит собирать мысленный мусор со всего мира и предлагать мне этот вселенский мусор на рассмотрение — именно во время чтения молитв. Перечислить же, все то что может начать внушать сатана, я считаю что совершенно невозможно, но признаком начала того что бес начинает общаться с моей душой я считаю появление абсолютно ЛЮБОГО помысла, не омытого внутри меня покаянием перед Богом и лишенного памяти о моем Создателе. Впрочем... и о Боге, сатана поговорить со моей душой весьма и весьма был бы не прочь. Да вот только внушаемые в мое сознание представления о «Боге» неизменно лишают Бога таких качеств как безмерное Величие, безмерная Власть Бога над всем что есть и Его Молчания.

............................
Полный текст моей статьи "Вред от духовных развлечений (статья о духовной лени и о мистической природе нашего лицемерия перед Богом)" можно прочесть по ссылке http://www.edinstva.ru/?p=20783
Сергей,взгляните на ситуацию со стороны-вы элементарно отвлекаетесь от чего то,а вините разумеется не себя...Вот в чем уловка сатаны...
"Ты ни в чем не виноват,ты хороший парняга....Если и есть в чем вина-так это во мне,в сатане,и в окружающих обстоятельствах"...
Нет ни у кого доступа к душе человеческой,кроме как самого Бога.
Помните как Адам поступил?...Он сразу обвинил Еву,ну и самого Бога.
Перенесение "центра тяжести"вины с себя любимого на кого то другого-вот логика греха.Обратите внимание,как св.отцы обходили вниманием фигуру сатаны,повидиму не считая достойныи его такого внимания?...во всем рука божья.Даже сатана не действует по попущению божьему.Если сатана и произвел какие то там "нашептывания"то исключительно по божьему попущению.В этой цепочке,как мне кажется важны две фигуры-Бога и вы сами...
сатану побеждают Богом...все остальные ваши потуги противостояния лукавому,как мне кажется будут восприняты лукавым бурными аплодисментами.
 
Последнее редактирование:
-вы элементарно отвлекаетесь от чего то, а вините разумеется не себя...
Перенесение "центра тяжести"вины с себя любимого на кого то другого-вот логика греха.
Рад за Вас что Вы так опытны духовно.
Искренне рад.
 
Рад за Вас что Вы так опытны духовно.
Искренне рад.
я не опытен духовно.просто элементарная логика...
Ну вот представьте-вы сидите,размышляете о духовном...за окном птичка запела,где то музыка хорошая заиграла...отвлеклись...какая в принципе разница-птичка или сатана вам что то нашептал?...
Можно в принципе и птичку же обвинить?...опасность в этом случае,что вы в своих размышлениях "не дошли до Бога",а зациклились на птичке..
То же самое с сатаной-вместо того,что бы налаживать диалог с Богом-начинаете размышлять о духах падших...а они от радости подпрыгивать начинают от радости-потому что до Бога не дошли-
 
.какая в принципе разница-птичка или сатана вам что то нашептал?...
Для Вас нет разницы.
Для меня - есть.
Видно теперь что я ошибся и Вы правы в том что Вы духовно не опытен.
Да и с логикой у Вас... тоже, очень хорошо видно, что совсем никакой дружбы нет.
 
Для Вас нет разницы.
Для меня - есть.
Видно теперь что я ошибся и Вы правы в том что Вы духовно не опытен.
Да и с логикой у Вас... тоже, очень хорошо видно, что совсем никакой дружбы нет.
хорошо...я поясню свою логику...
Ну вот вы думаете-"припер я к тенке сатану",выявил источник негатива...А сатане,как мне кажется наплевать,что вы о нем думаете-хорошо или плохо...главное,что думаете...о нем..а не о Боге и не ищите источник негатива в себе самом...о птичке?..да лукавый вам и за это спасибо скажет...о чем угодно,только не о Боге,и в чем угодно-только не в себе...)))
 
вы думаете-"припер я к тенке сатану",выявил источник негатива...
С чего это Вам в голову взбрело что я способен на такие мысли?
Это Вам - такая мысль в голову прийти (очевидно) по малоопытности - может.
А я хорошо знаю, что на сатану Бог управа, а все наши предположения о сатане - это просто высокоумие м.б. и ничего более.
 
Вообще - это крайняя гордость решать за меня что я думаю... и тем более за лукавого!
.
sxZubfeuNJk.jpg

.
Я не решаю...я просто прочитал ваш стих..
Вы же самт пишите-душа человека-поле битвы м/ду Богом и сатаной.
Просто в вашем случае,вы себе отводите эдакую пассивно-созерцательную роль-"ну ка посмотрим,кто там сегодня выигрывает...что то черти активизировались,вот же негодяи"))
Я с вами абсолютно согласен-поле битвы...только полководец на этой битве-вы...потому что это ВАША душа...
Человек в этом случае странный полководец-сегодня он "руководит"ангелами,а завтра-подшими духами...
 
Человек в этом случае странный полководец-сегодня он "руководит"ангелами,а завтра-подшими духами...
Какая неразумная мысль...
Человек ничем не руководит.
Дай Бог - себя бы понять ему бедному.
 
Сергей,вы повидиму с шашкой наголо решили рвануть самостоятельно на сонм падших духов?..)))
боюсь,что со стороны это выглядит,как переход к противнику)))
руководит-как же не руководит?..это же ваша душа?...вы хозяин.вы метете избу и при6лашаете-в зависимости от ситуации-Бога или семь злейших духов?...
 
Да... молодой человек... фантазия у Вас богатая:)
это не моя фантазия.это притча о хозяине,который прибрал свой дом и тогда дух вернулся и привел с собо семерых злейших.Хозяин,понимаете?...никто без ВАШЕГО личного произволения,без вашей личной воли не может в ВАШЕЙ душе ничего сделать.Тут как ни крути-вы главнокомандующий на поле битвы между Богом и сатаной...
 
вы главнокомандующий на поле битвы между Богом и сатаной...
Человек и видеть то грехов своих не может без благодати Бога. Какой же главнокомандующий? Разве что слепой.
Жаль что Вы не изучали святых отцов православия. Там часто говорится именно о слепоте души человека. Об этом многие святые писали.
 
Человек и видеть то грехов своих не может без благодати Бога. Какой же главнокомандующий? Разве что слепой.
Жаль что Вы не изучали святых отцов православия. Там часто говорится именно о слепоте души человека. Об этом многие святые писали.
и согласен и не согласен одновременно...
В любом утверждении можно войти в крайность...
Если я слеп-глупо всю работу свалить на Бога?...
Так же и в битве-не получится оставаться в сторонке и наблюдать,как Бог сражается с дьяволом.Это сражение напрямую зависит от усилий самого человека.
Имхо.
 
Сверху