Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего; ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но, если кто из мёртвых придёт к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (Лк. 16: 19–31).
Поскольку богач продолжает заботиться о пяти братьях (можем полагать по любви? Какие ещё мотивы? Что-то получить от них взамен?), следовательно, продолжает любить их ...
Любовь богача к братьям была, скорее всего, эгоистичной. Так некоторые родители любят своих детей, как свою собственность (вещь), которую лелеют в надежде продлить свою жизнь в памяти поколений. Они все богатство тратят на собственных детей, отказывая в помощи нуждающимся «чужим» детям. И в результате плодят очередных бессердечных богачей, не обращающих внимание на горе и нужду других людей. И так они распространяют грех вокруг себя. Именно за отсутствие любви к ближним, нуждающихся в его любви, богач мучился в аду.
Любовь должна быть жертвенной. Если бы богач осознал это, то он бы через Авраама обратился к Богу – «
Боже, пусть я буду страдать и приму еще более сильные мучения, но пошли Лазера в дом отца моего ради спасения от мучений моих братьев». И тогда, увидев своих братьев вместе с Авраамом и нищим Лазарем на лоне Авраамовым, богач имел бы и радость в аду.
***
До Первого Пришествия Христа, то есть в ветхозаветные времена, все люди попадали в ад с первородным грехом. И, естественно,
та любовь к людям и Богу, которая была у них в душах, никуда не делась при отделении души от тела. И те, кто имел эту любовь, были выведены Христом из ада в рай. Это Адам, Ева и такие ветхозаветные праведники, как Авраам и другие, ожидавшие прихода Спасителя.
Возможно, что и некоторые
ветхозаветные язычники, имевшие чистую совесть, чистое сердце, любовь к людям и уверовавшие душой в проповедь Христа в аду, покаялись, приняли благую весть о спасении через веру в Христа Спасителя и также были выведены в рай вместе с ветхозаветными праведниками «
потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую»
(Рим.2:13-15).
И теперь, в новозаветные времена, все некрещеные, имея первородный грех, попадают в ад. И там в аду многие из них, испытывая душевные муки, молятся о том, чтобы Бог вразумил их детей и внуков стать православными и исполнять заповеди Христовы. И конечно, увидев своих детей в раю, они испытают наряду с мучениями ада утешение и радость от любви к ближним, за которых молились.
И мы, их дети и внуки, став православными, живем надеждой на спасение наших отцов и матерей, а также всех тех, кто отдал жизнь за нашу жизнь по любви к ближним. И молимся о спасении их. И эта надежда основана на том, что
будет Второе Пришествие Христа, при котором ад отдаст души грешников для воскресения их и Последнего Суда над ними. – «
И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим» (
Откр.20:12-13). Как при Первом пришествии Христа ад отдал души ветхозаветных праведников Христу для вывода их в рай, так и при Втором пришествии Его ад отдаст души грешников теперь уже для воскресения их и последующего Суда.
И не бывает суда без милости к тем грешникам, кто любил ближних и был милостив к врагам своим.
И тогда также
не исключено, что не только язычники (буддисты и прочее), но и верующие других религий, которые любили людей, имели чистое сердце, делали добрые дела, но выросшие в лживой среде, заблудившиеся в своих исканиях Бога (иудеи, мусульмане и т.д.),
не имевшие условий и возможности уверовать в Христа в земной жизни, ходить в православные храмы, принимать Таинства Церкви и прочее,
познав Христа по Его проповеди на Последнем Суде, уверуют в Него и покаются в прежнем неверии. И тогда по милости Божией они могут быть прощены Христом за свое прежнее неверие и крещены Святым Духом и огнем.
Я говорю не о тех, кто имел все возможности в земной жизни придти к Христу, креститься, покаяться, но не воспользовался ими.
Говорю о принципиальной возможности посмертного уверования в Христа, покаяния и крещения Им
при Втором Своем Пришествии таких людей, которые в земной своей жизни не утвердились в противоборстве Богу и в грехах своих. Прежде всего, говорю о тех, кто имел добрые намерения познать Христа, но нечаянная смерть не позволила ему креститься. Говорю также и об отцах, матерях наших и всех тех, кто, имея чистую совесть и сердце, погиб за нас по любви к нам, будучи некрещеным, и о которых ежедневно молимся в келейной утренней молитве: - «
Ты же, яко Человеколюбец Бог, прости их и помилуй, вечныя муки избави, Небесному Царствию причастниками учини и душам нашим полезная сотвори». Что помешает Христу при Втором Своем Пришествии крестить Святым Духом преждевременно умерших некрещеных младенцев, (особенно, если православные родители молились об их упокоении), оглашенных, не успевших креститься по причине гибели по пути в храм на крещение (нечаянная смерть)?
Ад, в котором не останется душ грешников, будет повержен в озеро огненное вместе с дьяволом и бесами. Воскресшие грешники, осужденные на Последнем Суде, также будут брошены в огненное озеро.
Озеро огненное, о котором говорится, в
(Откр.20:13-15),
это и есть геенна.
Геенна это свалка для мусора, на которой «
сжигали трупы нечистых животных и преступников. Поэтому долина всегда издавала смрадный запах; в ней горел огонь и копошились черви» (
Православная энциклопедия).
В геенне будут пребывать воскресшие грешники, осужденные на Последнем Суде окончательным приговором к изгнанию по приобретенной неспособности к покаянию из-за укоренения их в гордости, самолюбии, зависти и прочее.
Геенна (огненное озеро) будет навечно отделена от Царства Небесного и между геенной и миром святых будет великая пропасть, такая, что не будет никакого общения между грешниками в геенне и святыми.
Здравствуйте, отец Герман! а). Святые отцы, как правило, не отмечают разницы между адом и геенной. – Святитель
Иоанн Златоуст. – «АД (ГЕЕННА). Из ада никого ни выпускают, и заключенные там вечно горят в огне и претерпевают такое мучение, которого и описать невозможно. Если никакое слово не может...
azbyka.ru
Здравствуйте, Алексей Михайлович! Прежде, чем задать вопрос о возможности посмертного крещения Христом Святым Духом и огнем, подробно поясню, что является причиной его возникновения и каковы следствия от ответа на него. 1. Все виды крещений, которыми крестили до воплощения Христа, не...
azbyka.ru