Любимые рассказы

Москва
Православный христианин

Далёкий Афон – я никогда не увижу тебя: твоих таинственных гор и строгих монастырей, уединённых келий и калив, каменистых тропинок Карули и вершин Катунакии, не спущусь к синим волнам Эгейского моря, не проснусь от звука деревянной колотушки в паломнической гостинице – архондарике. Монашеская республика Афон недоступна для женщин. Но я могу услышать истории об Афоне своего первого духовного наставника – игумена Савватия.

Афонское искушение

Как-то я приехал на Афон на месяц помолиться и потрудиться. Мне дали послушание развешивать для просушки постиранное бельё со всего архондарика, целую кучу сырого белья, потом собирать его, гладить и сдавать. Работы было много, и жизнь протекала обычно для монастыря: молитва, службы, послушание. Только службы ночные, молитва длиннее, а послушание отнимало необычно много сил и времени.

Первую неделю я адаптировался, постепенно стало легче, втянулся. А на второй неделе навалилась смертельная тоска. Меня стало просто ломать, выгонять с Афона. Было плохо и душевно и физически, накатилось такое уныние, что я стал раздумывать, не уехать ли раньше намеченного срока. Если так тяжело, то, может, поменять билет? Никто не пострадает, если я уеду раньше, а терпеть это страшное уныние уже не было никаких сил.
Решил на следующий день обменять билет, почувствовал некоторое облегчение и решил немного почитать. У меня с собой была книга архимандрита Софрония (Сахарова) про старца Силуана. И вот открываю я книгу на первой попавшейся странице и читаю строки очень подходящие к моему настроению, только из строк этих явно следует, что нельзя мне никуда уезжать.

Я подумал: вот старец Силуан ответил на моё тяжёлое духовное состояние, значит, нужно остаться. Прошёл час, я забеспокоился снова. Понимал умом, что это искушение такое, но душа беспокоилась всё равно, не мог справиться с искушением. Снова навалилась такая мука, тоска. Я подумал: слова старца просто совпали с моими чувствами, и совпали совершенно случайно, а сказал он эти слова совершенно по другому поводу, и ко мне они никакого отношения не имеют. Нет, нужно уезжать раньше, сил нет терпеть эту тоску.

Пытаясь спастись от уныния, достал послания Апостолов, открываю, читаю, а там, другими словами, но то же самое. Один смысл – что нельзя мне сейчас уезжать, смертельно опасно, последствия будут страшные. На меня нападает уже мистический страх.

Открываю Евангелие с молитвой: Господи, что мне делать? Мне так тяжело! И читаю уже в Евангелии ответ в том же ключе. Я понял, что уже Сам Господь мне как Фоме неверующему даёт ответ, и нужно терпеть до конца это странное, такое тяжёлое искушение, с которым раньше на родине я не сталкивался: было уныние, была и тоска, но такой силы они никогда не достигали, никогда не были столь мучительны.

И я, получив внутренний ответ, приготовился терпеть до конца. Мне было так тяжело, что, видимо, даже мой внешний вид выдавал душевную тугу. Я шёл по монастырскому дворику, и ко мне подошёл отец Философ. Внимательно посмотрел и спросил прямо:

– Что, отче, ломает тебя?

– Очень ломает…

– Ну, помоги тебе Бог! Мы за тебя помолимся…

И, видимо, отцы помолились. Потому что спустя короткое время искушение отошло. На душе стало спокойно и мирно, и я уже сам недоумевал: как мог так страдать, как мог планировать уехать раньше срока и прервать такую желанную, такую долгожданную поездку на Афон?

А потом один из отцов как бы случайно, мимоходом рассказал мне историю:

– Есть такой рыжий бес, который изгоняет монахов с Афона, тащит их на корабль и уводит в мир, напуская на монаха страшное уныние. Как-то афонский инок шёл по тропе с молитвой и встретил этого рыжего беса. Смотрит, а у него на плече и на шее шерсть рыжая вся стёрта.

Монах и спрашивает:

– Ты кто?

– Я-то? Я бес.

– А почему у тебя шерсть так странно стёрта?

– Да я на плече таскаю монахов в мир. Трудное это дело! Но вот если утащу, то тогда в миру я уже сам на них езжу.

Так что афонские монахи с этим искушением, с унынием необычным, бранью на грани сил человеческих, хорошо знакомы. Они помогли мне своей молитвой. И я теперь знаю, что это за брань. Возможно, Господь попустил мне её для духовного опыта.

И я хорошо запомнил духовное переживание: одной половинкой своей души я находился в аду, а другой половинкой – в раю. Страшное томление – и блаженство – и всё это во мне. Это была моя первая поездка на Святую Гору, когда я понял, что Афон – это ещё не небо, но уже и не земля. Афон – это такая ступенька, промежуточное звено между небом и землёй. И искушения здесь тоже непростые. Школа духовная – вот что такое Афон.

Пасхальная радость

Иногда меня спрашивают, какое воспоминание об Афоне – самое радостное. И мне не нужно долго рыться в кладовых памяти: я хорошо помню этот день. Только не знаю, смогу ли передать вам ту радость, которую тогда испытал. Внешнего – ничего, никаких особых красок, никаких впечатляющих событий или ярких встреч…

Сретенье. Праздничная служба в Покровском храме русского монастыря. Как обычно, полунощница, утреня, праздничная Литургия. Я причастился на Литургии, в конце службы мы все пошли ко кресту, а потом в полном молчании стали выходить из храма и спускаться по каменным ступеням в трапезную.
И я почувствовал, как переполняет меня пасхальное ощущение радости, необычно светло и легко на душе. Конечно, я и раньше переживал моменты духовной радости, но такой духовный подъём, покой, тишина помыслов, блаженство – Фаворское блаженство – такое бывает редко. Милость Божия. Такая внутренняя встреча с Господом.

Мне было отчасти – только отчасти, конечно, понятно состояние апостолов, которые воскликнули: «Господи, как хорошо нам здесь – хорошо нам зде быти! Давай построим три кущи и будем здесь жить!»

Рядом со мной спускался по лестнице иеромонах Исидор. Взглянув на меня, он тихонько сказал:

– Какая благодать! А ты чувствуешь, какая сейчас благодать?

Я тихо ответил:

– Да… Как хорошо!

И он стал спускаться вперёд, чтобы я не начал разговаривать с ним, и чтобы мы оба не расплескали эту духовную радость.

И я был счастлив до слёз, что не один я так чувствую, что мы переживаем одинаковые чувства – Господь пришёл и нас благословил. И можно отчасти – опять же, только отчасти, почувствовать, как люди живут в раю – ни зависти, ни злобы, только счастье и Бог во всём. И эти переживания уже не забыть. Не променять на мирские суетные удовольствия. Душа тянется к этому раю, ищет его, и не может удовлетвориться ничем земным.

Урок отца Ионы

Как-то я жил в Свято-Пантелеимоновом монастыре и решил сходить в Старый Нагорный Русик. Он расположен недалеко – на расстоянии четырёх километров, но, поскольку дорога идёт в гору (до высоты более чем 400 м над уровнем моря), то занимает она примерно час ходьбы. В конце XIX века здесь проживало около 20 монахов. С кончиной последнего монаха Старый Русик долгое время пустовал, поэтому его храмовые постройки и братские кельи постепенно приходили в упадок, а некоторые даже разрушались.

Я пока и сам не знал, почему у меня появилось желание попасть туда. Знал, что там живёт только один монах, отец Иона, как хранитель, встречал его раньше – по праздникам он спускался в монастырь, причащался и уходил к себе, в Старый Русик. От игумена Свято-Пантелеимонова монастыря у него было послушание — постоянное чтение Псалтири. Все монахи – в монастыре, а он – там, совсем один. Старый, худенький, маленького роста.
И вот я пришёл туда и увидел четырёхэтажный пустой корпус с пустыми окнами нежилых келий. На этажах, в концах коридора – маленькие храмы – параклисы. Когда-то в Старом Русике жил святой Савва Сербский.

Я подошёл к двери и постучал. Стучал долго. Слышу шаги, и понимаю, что отец Иона там, внутри, но к двери не подходит и не открывает. Я постучусь, отойду, похожу рядом с корпусом, снова подойду, постучу – не открывает. Думаю: занят, наверное, отец Иона. Вдруг – слышу, наконец:

– Прочитай молитву.

Я прочитал молитву и только тогда он мне открыл. Открывает дверь, а сам молится и крестится. Объясняет мне спокойно:

– Я без молитвы – не открываю. Бесы приходят, стучатся, а я им не открываю…

– Отче, прости, я думал: корпус огромный, никого у двери нет – кто же услышит молитву!? Думал – ты не слышишь…

– А я всё слышу… Приехали православные румыны, встали на колени и тихонько читают акафист. Они даже не стучали… А я услышал пение – мощный хор! Вышел – смотрю: а они тихо, смиренно молятся…

– Отче, простите меня…

– Да… Видишь вот: они не стучали, а просто тихо молились – и я услышал. А я был на четвёртом этаже…

Он поговорил со мной немного, и из его рассказа я понял и почувствовал его верность монашеским обетам, его послушание духовному отцу – он жил благословениями духовного отца, отсекая свою волю. Кому-то из учёных монахов его послушание могло показаться наивным, детским, но это была его жизнь – не лукавое, а искреннее послушание, то, которое привлекает благодать Божию и превращает сухую ветку в цветущее дерево.

Он не ругал меня, не укорял, просто рассказывал, объяснял, а я чувствовал самоукорение. Чувствовал, как мне далеко до него. Он – инок, а я – игумен, и я получил назидание от него. И ощутил свою духовную нищету. Просто от того, что я его видел и слышал. И я понял: это было главное, для чего Господь меня сюда привёл – чтобы моя спесь разбилась о его детскую простоту.

Когда видишь таких людей как отец Иона – много от них получаешь, налаживается такая духовная связь. Ты начинаешь в свою меру подражать им – есть люди – как звёзды на церковном небе, и им можно подражать.

Вот читаешь в Патерике: «Отцы решили собраться и поделиться духовным опытом. Посидели, посмотрели друг на друга – и разошлись. И получили большую духовную пользу». Читаешь – и думаешь: как же это так? А духовный человек это хорошо понимает…

И меня, грешного, Господь сподобил получить духовную пользу от встречи с отцом Ионой.
 
Москва
Православный христианин
Алиса Скворец

«Почему православные такие злые?» — что мне ответить на эту претензию мужу?

В последнее время, когда по телевизору стали рассказывать, что зарплаты вокруг растут, у нас почему-то совсем не стало денег и мой муж ради дополнительного заработка устроился работать таксистом. Однажды приходит домой и говорит: «Почему православные такие злые?». Человек от Церкви далекий, он подвозил какую-то немолодую женщину с дочерью. Они ехали на кладбище — девять дней назад у них кто-то умер. Женщина разговаривала грубо, хотя в машине все время читала молитвы.

И тут я задумалась, что ответить мужу. Ведь по сути-то он прав. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13:35). Значит, не узнают нас. Ни женщина в такси, ни я сама не стали для конкретного человека убедительным свидетельством о Нем.

И все же что-то в словах мужа меня резануло. Да, мы, видимо, ученики еще начальной школы. Но ученики. И если что-то в нас смущает окружающих, это не значит, что нас учат плохому. Просто мы плохо или пока еще мало по времени учимся. А поэтому не всегда правильно (а иногда и жестоко) делать поспешные выводы и ставить крест — на учениках и уж тем более на самой Школе. Вопрос «почему все такие злые?» должен оставаться и для верующих, и для неверующих вопросом, а не превращаться в приговор.

Экзюпери говорил, что ненависть сложена из тех же камней, из которых можно было сложить любовь. Люди обращаются к православной вере, в надежде, что Бог поможет из внутренних камней, обид и бед, сложить что-нибудь хорошее. Это трудная работа, не всегда заметная незнакомцам. Вдохновляющим примером для меня служит моя мама. Она вместе с моей бабушкой живет в другом городе. Когда-то у мамы получилось начать свое дело. Тогда она объявила, что не будет помогать мне с детьми, она –«женщина, а не домохозяйка и не нянька». Она не обязана стоять у плиты и менять подгузники. Вот когда внуки подрастут и станут самостоятельными, тогда пусть и приезжают в гости.

Но бизнес развалился и несколько лет у нее совсем не было денег. Это ее ужасно расстраивало, и досада и раздражение извергались на окружающих, как лава из вулкана. И тогда же она стала ходить в церковь, единственное место, где можно было абсолютно бесплатно получить утешение. С тех пор образ тещи, которая утром и вечером с молитвословом в руках кладет поклоны и при этом постоянно срывается на всех окружающих, во многом определяет отношение моего мужа к православным.

Но я знала свою маму любящей и доброй и верила, что кризис пройдет. Человек меняется медленно, особенно трудно бывает заметить изменения в том, на кого мы уже повесили ярлык. Дружеская и умиротворяющая атмосфера православного прихода, десятилетний путь молитв и постов, пройденный в постоянной борьбе с собой, изменили мою маму. Теперь она с удовольствием переехала бы к нам, чтоб помогать с детьми, но бабушка стала часто болеть и уже ей необходимы забота и уход.

Мама член местной православной общины. Она нашла друзей среди прихожан своего храма и больше ни на кого не злится. Но понадобилось десять лет регулярного участия в богослужениях, поездок по святым местам и общения с другими верующими, чтоб успокоить её мятежную душу.

Недавно мой шестилетний сын, купаясь в ванной, заметил, что не снял крестик.
— Я теперь всегда буду его носить, — сказал он. — Крестик на грешнике создает защитное поле от зла.
Какое-то время он молчал, видимо вспоминая, что ничего не читал в этот день и забыл постелить постель, хотя я несколько раз просила его об этом. Он спросил:
— А крестик на грешнике — это странно?

Нет, думаю, это нормально. Я и сама не являюсь христианским идеалом, мне нужно чаще поднимать голову от домашних дел, чтоб увидеть небо. Посты и молитвы оставлю без комментариев, похвастаться мне особо нечем. Мой крестик тоже висит не на святом теле. Это только в компьютерной игре найденный бонус действует мгновенно, а в реальной жизни дорога к смирению занимает десятилетия.

Как объяснить людям, за десять минут несколько раз умершим и воскресшим в виртуальной реальности, что десять лет — не такой огромный срок, каким кажется от экрана монитора?

Крестик не волшебный артефакт, который прибавляет баллы к здоровью и мгновенно улучшает настроение. А жизнь — не компьютерная игра, она гораздо сложнее и длиннее. За один вечер из пирамиды обид и грехов не сложишь любовь и чистоту, сколько молитв не прочитай. И крестик на шее означает только, что ты просишь Бога помочь тебе и готов принять Его помощь.

Жизнь длиннее, чем думают современные люди. А кроме нее еще есть Вечность, в которой человека может спасти только Бог.
 
Москва
Православный христианин
Этот рассказ взяла со странички одного сообщества, в ВК:


Сегодня со мной произошёл удивительнейший случай. По вчерашнему звонку с утра собрался причащать бабушку на дому. Вопреки своему обычаю время назначил чуть попозже: на 8.30. У продавца свечной лавки уточнил адрес: дом в котором раньше был телеграф. При выходе из храма почувствовал какое-то легкое волнение, даже на ходу помолился так: «Дай, Господи, чтобы все было благополучно, благочинно». Про себя улыбнулся — почему пришло такое слово «благочинно»?!

Опять против своего обычая не сверил номер дома с указанным в записке, не сделал звонка по имеющемуся там же номеру. Только номер квартиры посмотрел, правильно 35. Открыл пожилой мужчина. Смотрит на меня удивленно. Спрашиваю: «Бабушка-то ждет? Готовилась?» — «Да, да, уже сама туда просится!» И показывает пальцем в потолок.

Выводит из другой комнаты старушку с двумя клюшками. «К тебе из церкви пришли!» — кричит. Она, не расслышав: «Что? Какое-то начальство пришло?». Говорю ей на ушко:»Батюшка пришел!». Она ахает восторженно и благодарственно: «Да как же, миленький, ты меня нашёл — то!». 93 ей, очки около +10, одно ухо похоже на махровую розу, кровит (похоже «онко»). Но сознание и память крепкие.

Молимся, на исповедь прошу сына выйти на лестничную площадку. Обычная для ее сверстниц многотрудная и многострадальная жизнь, но нет ни обид ни упреков. «А я всегда с Богом! И сейчас с Богом!».
Пошарив под подушкой достает и обцеловывает распятие. Причастие. Все благочинно. Сын заходит, советую поздравить маму с причастием. Он обнимает ее и целует. Благодарят меня, а я говорю: «Тебе спасибо, за мамочку побеспокоился, батюшку пригласил…». Оказывается не приглашал.

Вернувшись в собор узнаю, что я ошибся адресом. Меня ждали совсем в другом доме, по другую сторону улицы. Ждала прихожанка, которую причащаем каждым постом не менее как уже лет 10, ну ничего: завтра, послезавтра схожу и к ней. А у рабы Божией Марии только номер квартиры совпал, да сын вот как-то вовремя пришел проведать… Это было сегодня.

Со странички епископа Евтихия (Курочкина)
 
Москва
Православный христианин
Очень люблю юмористические рассказы Чехова и Зощенко.
Прочитайте самый первый пост в этой теме:
Предлагаю в этой теме размещать любимые рассказы любых авторов о вере и духовной жизни.
 
Москва
Православный христианин
Извините. Но тему можно было бы озаглавить соответственно.
Первый старт-топик поясняющий, какие рассказы предлагается размещать в теме. Просто, нужно читать старт-топик. Он авторский. Поэтому претензии не по существу.
 
Оренбург
Крещён в Православии
Размещу тогда мой рассказ "Маленький исповедник":

Максим был единственный сын у своих родителей, ему было 6 лет. Как-то раз его друг Витя во дворе стал рассказывать ему о Боге и церкви. Максим заинтересовался, потому что он про это раньше ничего не слышал, родители с ним об этом не разговаривали. Витя пригласил Максима в церковь утром в воскресенье. Максим, ничего не сказав родителям, утром сам пошёл с Витей и его родителями в церковь. Максиму очень понравилось в церкви, там было очень красиво, много красивых картин (они назывались иконы), хор пел службу и был старенький добрый священник, который подарил Максиму конфету. Максима пригласили в церковь снова, в следующее воскресенье. Максим радостный пришёл домой из церкви и всё рассказал родителям. Его родители были в шоке, они были атеистами. Папа стал строго выяснять у Максима, кто его водил в церковь и рассказывал ему о Боге. Максим всё рассказал. Папа сказал, что с Витей Максиму общаться нельзя, что он и его родители - религиозные фанатики и сектанты и что Бога нет, а в церкви одни обманщики и фанатики. Но Максим сказал, что он хочет в следующее воскресенье пойти в церковь и что ему там очень нравится. Папа рассвирепел и дал Максиму ремня. Так наш маленький Максим исповедник пострадал за веру.
 
Москва
Православный христианин
Размещу тогда мой рассказ "Маленький исповедник":
Не правдоподобно выглядит то, что 6-летний Максимка без спроса утром ушёл из дома. Где родители то в это время были? - что он так незаметно для них ушёл рано утром... оделся, в дверь неслышно просочился, дверь что на ключи сам закрывал или просто хлопнул дверью? В 6-ть лет обычно, незаметно для родителей из дома не уходят. А тут, родители, даже, получается, и не заметили что ребёнок ушёл и что его столько времени не было дома. Обычно бывают в шоке, от того, что ребёнок пропал а потом... неожиданно вернулся... когда уже обзвонили всех знакомых, родителей друзей сына и милицию...
А так, после Вашего рассказа одни эмоции - )
Поищите, для размещения своих рассказов, где-то на форуме была тема: Творчество наших - форумчан.
 
Оренбург
Крещён в Православии
Не правдоподобно выглядит то, что 6-летний Максимка без спроса утром ушёл из дома. Где родители то в это время были? - что он так незаметно для них ушёл рано утром... оделся, в дверь неслышно просочился, дверь что на ключи сам закрывал или просто хлопнул дверью?
Он мог пойти на улицу как бы погулять. Не обязательно приходить к самому началу литургии. А у нас в соборе поздняя литургия начинается в 9 часов. Он мог прийти, допустим, к 10. А утром после завтрака выйти погулять на улицу. И пойти в храм.
А тут, родители, даже, получается, и не заметили что ребёнок ушёл и что его столько времени не было дома. Обычно бывают в шоке, от того, что ребёнок пропал а потом... неожиданно вернулся... когда уже обзвонили всех знакомых, родителей друзей сына и милицию...
Да сколько времени его не было дома? Не больше часа, а то и меньше. Дети гуляют и поболее того, никто их не разыскивает.
А так, после Вашего рассказа одни эмоции - )
Эмоции вижу. А ума, извините, нет.
 
Москва
Православный христианин
Нина Павлова

Эту историю узнала случайно. Записывала воспоминания Галины Викторовны Черепановой о старце Иоанне (Соколове) и вдруг заметила, что она хромает.
– Что, – спрашиваю, – ножки болят?
– Слава Богу, болят, – ответила старушка. – А вымолила я эту болезнь ещё в молодости и заболела по милости Божьей.

Словом, история здесь такая. Галина жила тогда в Иркутске и уже окончила два курса института, когда её вызвали в органы и предложили стать осведомителем.

Предложение было сделано не случайно – у неё укрывались перед арестом один епископ и несколько священнослужителей. Галине доверяли, она знала многие тайные явки, где прятали верующих, собирали передачи для заключённых священников и налаживали по своим каналам связи с тюрьмой. А ещё уходившие в лагеря архиереи оставляли ей на хранение такие святыни, как, например, постригальный крест святителя Иннокентия Иркутского. Владыка, просивший сохранить святыню, из лагерей не вернулся, и крест святителя Иннокентия Иркутского остался у Галины. Так владыка велел – хранить.

Добраться до тайных явок христиан у НКВД не получалось. Православные Иркутска держались сплочённо, и перед органами стояла задача – внедрить предателя и доносчика в их среду. От предложения стать доносчиком студентка Галина, естественно, отказалась. И тогда студентке предложили выбор: или – если она согласится стать осведомителем – ей позволят окончить институт, а потом помогут сделать блестящую карьеру, или её, как «религиозную контру», выгонят из института с волчьим билетом. Били, что называется, по самому больному месту – Галя с детства мечтала о высшем образовании, ей нравилось учиться, и училась она блестяще. Но всё-таки она снова сказала «нет», понимая, что учиться ей уже не дадут.

Не дожидаясь обещанного исключения, Галя сама ушла из института, начав работать санитаркой в больнице. Она специально выбрала работу похуже, полагая, что уж отсюда её не выгонят. Ну кто пойдёт за копейки мыть туалеты и выносить судна из-под больных?! Но в органах усиленно разрабатывали её кандидатуру, и на очередном допросе в НКВД Галине твёрдо пообещали, что, если она откажется сотрудничать с органами, её посадят в тюрьму. И Галя приготовилась к аресту. На случай этапа дядя-сапожник сделал ей в каблуке тайник, куда спрятали необходимую в дороге денежку. Прохожие удивлялись: на дворе лето, а девушка идёт в пальто, с узелком вещей, необходимых в тюрьме. На зоне, предупредили Галю, зимой без тёплых вещей не выжить, и лучше заранее приготовиться к аресту, имея всё необходимое при себе. Так поступали тогда многие, ибо арест был обычно внезапным.

Однажды Галину, действительно, внезапно схватили на улице и привезли в уже знакомый кабинет для допросов. Представитель органов на этот раз веселился, объявив Галине, что если она немедленно не подпишет документ о согласии стать агентом НКВД, то её не просто изнасилуют, но поставят уголовникам «на хор». В кабинет тут же вошли четверо уголовников, сорвали с девственницы одежду и распяли её голую на полу. И тогда девушка закричала от ужаса, обещая подписать бумагу, лишь бы не надругались над ней. Гале позволили одеться, и она трясущейся рукой поставила подпись под документом, из которого явствовало, что отныне она агент НКВД. После этого Галина обошла весь Иркутск, сообщая всем и каждому, что она – Иуда и агент НКВД. Люди, выслушав её, отворачивались и, случалось, плевали ей вслед.

Теперь она стала для всех отверженной и уже не выходила из дома. Никогда и никого Галина не выдала. Но только висел уже над нею этот дамоклов меч – обязанность писать доносы, а иначе, пригрозили, её изнасилуют. Девушка теперь не вставала с колен и, заливаясь слезами, день и ночь молила Божию Матерь защитить её от насильников. Похоже, она, действительно, вымолила эту болезнь, ибо Галю вскоре парализовало. Долгие годы она была инвалидом и недвижимо лежала в постели. Сердобольные соседи кормили её с ложечки, а в органах постепенно забыли о ней. Кому нужен агент – живой труп?

А на Пасху 1946 года во вновь открытой Троице-Сергиевой лавре опять торжественно зазвонили колокола. К парализованной Галине прибежала подруга:
– Галя, Галюшка, какая радость! Троице-Сергиеву лавру открыли и у преподобного Сергия опять звонят колокола!
– Преподобный зовёт! – сказала Галина и встала с постели.
Исцеление было мгновенным, впоследствии только в непогоду болели ноги. Вот и уехала она тогда в Москву, чтобы быть поближе к Сергию Радонежскому, возвратившему её к жизни после долгого небытия.
 
Москва
Православный христианин
Лиля Град

Вoт пожилой мужчина, стоя у пекарни, звонит жене:
— Аннушка, багет, или чиабату?
Я не слышу ответа, но вижу, как расцветает нежностью враз помолодевшее лицо:
— Да, да, да, родная…
Зaбота — это любовь. Вoт молодой парень цивилизованно складывает в пакетик продукты жизнедеятельности своей собаки:
— Это же ж ты наелась вчера, кулёма? — озабоченно спрашивает он, улыбаясь доверчивому носу любимицы, уткнувшемуся ему в джинсы…
Отсутствие брезгливости — это любовь.
Вот парень с девушкой возвращаются откуда-то по студёной набережной, согреваясь друг о друга.
Согревать друг друга — это любовь.
Вот таксист утешает по видеозвонку маленького сына:
— Не плачь, мой родной! Я скоро приеду! Паровозик будем гонять!
Утешать — это любовь.
Вот водитель выгружает пирожные у киоска, разговаривая с немолодой женщиной-продавцом…
А потом протягивает ей стакан кофе с пончиком из Мака:
— Голодная ведь опять, — смущаясь, бормочет он, и добавляет, — встречу, как всегда…
Накормить и встретить — это любовь.
И она повсюду.
Повсюду.
Ты замечаешь её тогда, когда сам её испытываешь.
Ты всегда замечаешь лишь то, на что способен.
Именно поэтому так много тех, кто живёт в любви.
И так много тех, кто говорит, что её не бывает.
Дело в том, что есть в нас, а не в том, во что мы верим.
Живите в любви!
Она исцеляет.
 
Москва
Православный христианин
Протоиерей Валентин Бирюков

"На земле мы только учимся жить"

Сколько я повидал за годы моей службы различных паломников и исповедников — со всей России! С разными грехами приходят к священнику люди, но особенно горько бывает слышать о тяжких последствиях, какие бывают у тех, кто кощунствует или глумится над иконами.

Один такой случай произошел в Самарканде. Субботняя всенощная уже закончилась, народ расходился.
В это время в дверях храма появился молодой мужчина, очень больной даже с виду.
Лето, жара — а он в шапке, и все за голову держится. Прихожанка, которая прибиралась в храме, подошла к нему:
— Дяденька, освободите церковь, закрывать надо.

А он словно не слышит, к дверям прислонился. Усадил я его на лавочку, стал расспрашивать:
— Что с тобой? Ты болен?
— Голова болит, — ответил.
— Давно ли с тобой такое?

Он и рассказал свою печальную историю.
«Учился я в институте и очень стеснялся, что дома у нас были иконы — мама перед ними молилась каждый день. Я же не верил в Бога. Глупостью казалась "отсталость"матери. Сколько раз просил я ее:
— Мама, убери иконы!
— Да ты что, сынок, как можно говорить такое! Долго я спорил с ней, но мать — ни в какую! Наконец, я решил больше не упрашивать ее, а просто убрать иконы. Так их спрятал, что никто не найдет.

Мама пришла с работы, глядь — икон нету.
— Володя, где иконы ?
— Не спрашивай, мама, нету их.
— Куда ты их дел, Володя? Отдай, не бери греха на душу!
— Нету икон.

Как ни просила мать, не мог я ей сказать, что сделал с иконами. Она заплакала. Долго плакала. Умоляла:
— Отдай иконы!

Я молчал. Наконец, мать сказала сгоряча:
— Дурак ты, дураком и будешь!

Вот и все. Мне не по себе стало немного от этих слов. Но я храбрился, лег как ни в чем не бывало. Но в полвторого ночи проснулся от страшной боли в голове — так мне тяжко сделалось, что я схватился за голову и кричал во весь голос.

Мать вызвала "скорую помощь", увезли меня в "психушку". Шесть месяцев пролежал, как ни кололи — головные боли не проходят, и сам я вроде как умом повредился. Мать давай плакать, корить себя:
— Да зачем я так сказала на своего сынка?!
То в одну церковь бежит, то в другую — кается, просит прощения. А чего просить, если икон нет...

Наконец решилась, пошла в больницу, написала расписку, чтобы отпустили меня домой. А я дома больше половины месяца не спал. Не могу спать — и все тут. Никакие таблетки не помогают. Мне кто-то подсказал:
— Володя, ты в церковь пойди.

Вот я и пришел в церковь. Мне здесь легче — так спокойно стало. Можно у вас ночевать остаться?..»
Снял этот несчастный Володя шапку и стоит, упершись головой в дверной косяк. Все уже вышли из церкви, а он все стоит — будто уснул. Ему снова напоминают:
— Храм закрывается уже...

Он отошел на несколько шагов. А потом снова просит:
— Можно я у вас ночевать буду?

Ну, покормили его ужином, оставили на ночь. Потом еще на одну. И так он месяц жил при церкви — домой даже не думал появляться. В гараже ему постель устроили, поставили шифоньер, стол. Читал он много — ему книг надарили... А мать его потеряла совсем: и в «анатомичку», и в милицию, и в больницу обращалась — нигде нету. Опять плачет:
— Куда Володя девался?

В соседней церкви ей сказали, что сын в Георгиевском храме. Прибежала она к нам, залилась слезами:
— Володя, ты живой! Слава Богу! Я уж думала, что совсем тебя потеряла... Сыночек, прости меня!
— Мам, за все — слава Богу.
— Пойдем домой, сыночек.
— Нет, мама, не пойду. Мне тут хорошо. Поплакали они вместе, а потом мать снова спрашивает:
— А все-таки, Володя, куда ты иконы девал?
— Ох, мама, их нету — не спрашивай больше об этом! — снова помрачнел сын.

Так три года он и жил при нашем храме. Но в сам храм не заходил — не смел. Однажды я попросил его:
— Володя, пойдем, поможешь мне помянники читать. Он только через порог храма ступил — вздрогнул, будто его ударили, как за голову схватится:
— Ой!!! Батюшка, я не могу в церковь зайти!

И выбежал из храма. Только в церковной ограде мог ходить спокойно. Вот что значит — икона! Страшно не то что кощунствовать — без благоговения прикоснуться к ней.
 
Москва
Православный христианин

О Патриархе Сербском Павле
Cлучаи из его жизни и его - слово (больше, можно прочитать, - по ссылке и в книге Йована Янича " Будем людьми").

* Господи, почему так?

«Малодушие свойственно людям. Но оглядываясь назад, понимаешь, что и неудачи и скорби имеют смысл. Вот, помню, как-то я шел пешком в монастырь; дорога долгая, дождь льет, зонта нет, под ногами глина мокрая, липкая, едва удается ноги передвигать. Думаю: «Господи, почему же так? Я ведь не в кабак иду, что же происходит?» А потом говорю себе: «А где же моя выдержка?» Все устраивается, если умеешь терпеть и доверяешь Богу».

*Лучшие люди в Белграде

Один гуляка, любивший коротать время в ресторанчике «Знак вопроса», что напротив Патриархии, как только видел, что Патриарх Павел идет мимо, всякий раз бежал за благословением. И однажды, заикаясь сказал:

– Ваше Святейшество, мы с тобой лучшие люди в этом Белграде!
Патриарх, видя, что тот не вполне твердо стоит на ногах, ответил:
– Да, твоя правда, но видит Бог, когда напьемся, то становимся хуже всех.
Конечно, Патриарх не пил. Просто умел выразиться так, чтобы, словно беря на себя часть греха этого человека, его не осудить, а предостеречь.

* Ждал под дверью

Снежана Милкович, внучка родного брата Патриарха, вспоминала: «Однажды моя покойная мама лежала в больнице, мы с Патриархом Павлом пришли раньше и нас не пускали. Я хотела пойти и сказать – «Знаете ли вы, кто с нами пришел?», но Патриарх остановил меня. «Нет, нет. Как же мы будем исполнять большее, если малого не можем исполнить?» И терпеливо ждал два часа, пока нас пустили».

* Что зависит только от нас

Патриарх Павел говорил: «Мы знаем, что никто нас не спрашивал, хотим ли мы родиться или нет, хотим ли от этих или других родителей, в этом или ином народе, в той или другой духовной обстановке. Но будем ли мы жить и поступать по-человечески, это, верьте, зависит только от нас.

Я не знаю, было ли так важно для святых апостолов, кто из них будет сидеть рядом с Иудой, а кто не будет, однако знаю, что для них было важно, кто станет Иудой, а кто нет. Принцип этот должен быть важен и для меня, и для вас, а с кем рядом будем мы сидеть в трамвае, у нас не всегда есть возможность выбирать. Но кем будем мы сами, людьми или нелюдями, зависит от каждого из нас».

* Про отношения с Богом

«Молитва и есть наш разговор с Богом, с нашим Отцом Небесным. В Евангелии говорится, что Христос, Сын Божий, уединялся и молился. Это был разговор Сына с Отцом. Бог разговаривает с нами через Св. Писание, а мы должны отвечать Ему в молитве. Иначе что это за отношения, что за семья, в которой сыну нечего сказать своему Отцу?»

«Без милостыни и сострадания к другим мы не сможем спастись потому, что мы все, человечество – единое тело».

«Гордый человек искренне считает, что Бог ему должен, а не наоборот».

«Есть возможное, есть невозможное, и есть то, что ты должен. Чувство долга и его исполнение – вот главное».

* Мантия Патриарха

Патриарх Павел имел только одну мантию. Сестра Агица, которую он часто навещал, подшучивала над ним: «Что ты за Патриарх, когда у тебя всего одна мантия?» На что Патриарх отвечал: «Не могу же носить одновременно две!»
 
Москва
Православный христианин
Надежда Франк

ОБРУБЫШ

В детском доме его называли Обрубышем. Иногда Саньке казалось, что это его фамилия.

- Эй, Обрубыш, не мешай! - кричали ребята, играя в футбол.

- Пни мяч!- ехидно просил Колька Завьялов, зная, что Санька не устоит на короткой ноге. - Эх, ты, обрубыш!

Мальчишка хмуро молчал, до боли сжимая худенькие кулаки. Он давно уже не плакал. Отворачивался и, хромая, уходил в парк. Обрубышем его прозвали потому, что одна нога была короче другой. По этой причине он и оказался в детском доме. Узнав, что ребёнок родился калекой, его мать одиннадцать лет назад написала «отказную». Это заявление Санька видел сам, когда относил личные дела в медпункт. Медсестра дала ему папки, а сама побежала к телефону. Она и не подумала, что, увидев свою фамилию, Санька откроет папку и прочитает отказное заявление. Все дети в детских домах ждут своих родителей. А он ждать перестал. И плакать перестал тоже. Его сердце надело на себя панцирь, который спасал от обид, одиночества, нелюбви.

В детском доме были свои традиции. Накануне Нового года воспитанники писали письма Деду Морозу. Эти письма директор передавал спонсорам, которые старались выполнить просьбы детей. Попадали такие письма и в лётную эскадрилью. Как правило, дети просили о чуде: найти папу и маму. И тогда те, кто такие письма открывал, ломали головы над подарками. Бортовой инженер майор Чайкин тоже получил такое письмо. Он сунул его в карман «лётки» и решил прочитать дома, чтобы с женой и дочерью обсудить, что можно купить.

Вечером, за ужином, он вспомнил о письме, вскрыл его и вслух прочитал: «Дорогие взрослые, если можете, подарите мне, пожалуйста, ноутбук. Не тратьте деньги на игрушки и одежду. Здесь всё есть. А через Интернет я смогу найти друзей и, может быть, родных людей». Внизу стояла подпись:
«Санька Ивлев, 11 лет».

- Надо же, - сказала жена, - какие дети сегодня умные стали.
Действительно, через Интернет он найдёт всех, кого надо.

Дочь Аня взяла письмо, перечитала его. Отец заметил, что у девочки
дрогнули губы.
- Ты чего? - спросил он.

- Знаешь, пап, а ведь он не надеется найти своих родителей, - сказала она, - он их вообще не ищет, потому что их нет. Для него ноутбук – это спасение от одиночества. Видишь, он пишет: «…найти друзей или родных людей». Родными ведь могут стать и чужие люди. Давайте из моей копилки возьмём деньги, купим ноутбук и отнесём этому мальчику подарок.

Новогодний праздник в детском доме проходил в три смены. Санька относился к среднему возрасту. Утренник с хороводами под ёлкой и играми проходил днём. Как обычно, было представление. Потом дед Мороз и снегурочка зажигали ёлку. Затем гости-спонсоры вручали подарки. Некоторых детей на каникулы в семьи брали всё те же спонсоры. Санька никого не ждал. Он привык видеть, что берут красивых девчонок. А письмо он написал просто так. Все писали – и он написал. Правда, сегодня среди гостей он увидел мужчину в форме лётчика. У него даже сердце дрогнуло, но он отвернулся и незаметно вздохнул. Получив кулёк с конфетами, мальчик, хромая, направился к выходу.

- Саша Ивлев! — услышал он своё имя и оглянулся.

За спиной у него стоял тот самый лётчик. Санька успел заметить лычки от медалей на его груди и значки.

- Здравствуй, Саша! – сказал лётчик. — Мы получили твоё письмо и хотим
сделать тебе подарок. Но прежде давай познакомимся. Меня зовут Андрей Владимирович или просто дядя Андрей.

- А меня – тётя Наташа, — сказала стоящая рядом с ним женщина.

- Я – Аня, — улыбнулась девочка. — Мы с тобой ровесники.

- Ну, а я – Санька Обрубыш, — ответил он.

Девочка хотела что-то спросить, но мужчина подал Саньке коробку и
сказал:
- Это тебе от нас. Пойдём куда-нибудь, мы покажем, как пользоваться ноутбуком. Они зашли в пустой зал, где ребята делали уроки. Девочка Аня показала, как включать и выключать ноутбук, входить в систему, зарегистрировала его в «В контакте». Мужчина сидел рядом и только подсказывал. Санька ощущал его тепло, силу и защиту. Девчонка трещала, как сорока, без умолку. Но мальчик отметил, что она не нюня, в ноутбуке здорово разбирается, в секции занимается. Прощаясь, женщина обняла его. Тонкий аромат её духов защекотал в носу и в глазах. Санька на мгновение замер, затаив дыхание. Потом высвободился и, не оборачиваясь, пошёл по коридору.

- Мы ещё придём! - крикнула девочка.

Теперь жизнь Саньки изменилась. Он уже не обижался на прозвище и не обращал внимания на Кольку. В Интернете можно было найти много полезного. Его давно интересовали самолёты. Он узнал, что первым массовым военно-транспортным самолётом был «Ан-8», что разработал его Антонов, что «Ан-25» - это его разновидность. По выходным дням приходили дядя Андрей и Аня. Иногда они вместе ходили в цирк, играли в автоматы. Санька всегда стеснялся, отказывался, ему было неудобно, что они везде за него платят.

В то памятное утро его позвали в кабинет директора. Он вошёл и увидел тётю Наташу. Сердце нехорошо дрогнуло. Пересохло в горле.

- Саша, - сказал директор. - Наталья Викторовна просит тебя отпустить на два дня с ней. Если ты согласен, то я тебя отпущу.

- Саня, сегодня День авиации. В части дяди Андрея будет большой праздник. Он приглашает тебя. Поедешь?

Санька закивал головой, не в силах вымолвить ни слова.

- Вот и хорошо,- сказала женщина, подписывая заявление.

И обрадованный Санька вышел вместе с ней из кабинета. Первым делом они заехали в магазин. Купили ему джинсы и рубашку.
Посмотрев на растоптанные Санькины кроссовки, Наташа повела его в обувной отдел. С обувью пришлось повозиться, потому что размер ног был разный. Санька смущался, но она сказала: «Ничего, после праздника поедем в ортопедический салон и закажем тебе ботинки. Один будет на специальной подошве, тогда ноги будут на одном уровне, хромать почти не будешь. И со стороны будет незаметно».

Потом заехали в парикмахерскую и домой, чтобы забрать Аню. Санька впервые переступил порог не детского дома. Он никогда не был в квартирах. Неповторимый запах семьи, уюта и чего-то ещё тёплого и родного окутал всё его существо. Он робко прошёл в комнату и, сев на краешек дивана, огляделся. Большой аквариум стоял в углу. В нём плавали разные рыбки. Санька таких видел только по телевизору. У окна, в круглом стеклянном аквариуме сидела черепаха и, вытянув шею, смотрела на мальчика.

- Я готова, — сказала Аня, — идём, Сань, мама нас догонит.

Они спустились в лифте вниз и пошли к машине. Возле песочницы стоял мальчишка и смотрел по сторонам. Увидев их, закричал:

- Кандыль-баба, кандыль-дед!

- Подожди,- сказала Аня и подошла к кричащему.

В то же мгновение Санька увидел, как она резко повернулась, и мальчишка плюхнулся в песочницу.

- Во даёт! - только и сказал он, лёжа на песке. - Я же пошутил.

- В другом месте шути, — ответила девчонка.

Аэродром был расцвечен красками. Их встретил дядя Андрей и повёл к своему самолёту. У Саньки захватило дух, когда он близко увидел гигантскую серебристую машину. Его душа до глубины была поражена мощью самолёта. Потом был концерт, развлекательная программа и авиашоу. Люди смотрели в небо, махали руками, радостно кричали. Когда показался самолёт дяди Андрея, Аня тоже замахала и закричала:

- Папа летит! Папа!

И Санька тоже неуклюже запрыгал и в восторге закричал:

- Папа! Вон папа летит!

Он даже не заметил, что девочка давно молчит и смотрит на мать. А та почему-то вытирает глаза.

Вечером, после ужина, Андрей сел рядом с Санькой и обнял за плечи.
- Знаешь, - сказал он, - все люди должны жить в семье. Только в семье можно научиться любить, беречь друг друга, защищать и быть любимым. Хочешь быть членом нашей семьи?

У Саньки к горлу подкатил тугой комок и перекрыл дыхание. Он прижался к мужчине и прошептал:

- Папка, я тебя всегда ждал.

Через месяц счастливый Санька прощался с детским домом. Он осторожно и гордо сошёл с крыльца, держась за руку отца, и, почти не хромая, пошёл к выходу. Возле ворот они остановились. Санька оглянулся и помахал стоящим на крыльце ребятам и воспитателям рукой.

- Сейчас мы перешагнём черту, за которой у тебя начнётся другая жизнь, - сказал отец. - Забудь обо всё плохом, что было. Но вспоминай людей, стоящих на крыльце. Это они помогли тебе выжить. Будь всегда благодарен тем, кто помог тебе в жизни.
 
Сверху