Лекция о происхождении Вселенной и времени.

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Эти слова не надо принимать в догматическом качестве, ибо их писал Мотовилов, который, возможно, их от самого себя передал.

Хорошо, вот слова которые писал не Мотовилов из Нового Завета.
«Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12).
«И ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока» (1 Феc. 5, 23).
«Тело есть жилище души, а душа — жилище духа, и эти три сохраняются в тех, которые имеют надежду и веру в Бога»(Св.Иустин)
«Совершенный человек состоит из трех: плоти, души и духа, Св. Ириней Лионский («Против ересей», 5-я книга)
  • "Ибо кто из человеков знает, что́ в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Та́к и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
  • Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
  • что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным."(1.Кор.2-11,12,13)
"Есть тело душевное, есть тело и духовное." (1.Кор. 15-44)
----------------------------------------


Можно вернуться в начало из Ветхого Завета.
Дух человека создан по образу и подобию Бога.
В древнееврейскои языке он имеет название –нешама.
Слово нешама— «дыхание» или «веять», «дуть», «выдыхать», «наделять дыханием». «Нешама» — это «веющий», наделяющий силой, создающий жизнь дух.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Быт. 1, 27)
Это первое создание Адама произошло в Шестой День творения.
«Первый» Адам по всем признакам символизирует дух человека. Он означает человека духовного, познаниям и силам которого нет предела, — вмещающий в себя благие свойства Божьи: мудрость, ведение, красоту, силу и другие. Именно дух человека создан по образу и подобию Бога.

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.(Быт. 2, 7)
Необходимо рассматривать этот как продолжение первого с одним уточнением.
При описании «первого» из них употребляется глагол бара, означающий, «творить впервые», «создавать прежде не бывшее». При описании «второго» применяется глагол аса, означающий «отделывать»,«придавать форму» тому, что уже существует. Кроме того, о «первом» человеке сказано, что он создан по образу и подобию Божьему; ни о каком веществе, употребленном при этом творении, нет ни слова. О «втором» человеке говорится, что он создан «из праха земного», уже по окончании Шести Дней.
«Второй» в отличие от «первого», состоит из двух начал: «дыхания жизни» — нефеш хайа, и «праха земного»-т. е. вещества.

В некоторых местах Священного Писания сказано, что душа живого существа находится в его крови (Лев. 17, 11-14; Втор. 12, 23). Это относится к душе «нефеш», началу, оживляющему тело через кровь.
Имеется ещё такое духовное движение — «руах» — духовная сущность, связывающая высший дух человека с животной душой.

Дух берёт исток в сущности Божества, Поэтому и сказано, что Бог «вдунул» в человека дух (нешама), и после этого человек стал душой (нефеш)живой. Так воздействует дух изначально на подчиненные ему сферы и уровни человеческого существа для своего проявления на земном, вещественном уровне.

Дух — «нешама», способен к ритмическому движению, обновлению, обладает самотождественностью, наделен возможностью внутреннего самосохранения,имеет начало Божественное, которое и стало основой, ядром, сущностью человека: образно говоря, «выдохнул» из Себя Господь то, что составило высшую, бессмертную основу человеческой личности.

Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение. (Иов. 32, 8)
Буквальный перевод такой: «Но „руах" находится в человеке» — а „нешама" Всемогущего вразумляет их». «Дыхание (нешама) Вседержителя дает ему разумение» — т. е. в той Божественной частице, которая и образует сущность нашей личности, заключен разум, сама возможность мыслить. Дух следит за всеми движениями души и тела.
---------------------------------------------



Вопрос о человеческой природе как о троечастном составе духа, души и тела — так называемый трихотомизм, или как о соединении души и тела — дихотомизм, не имеет противоречий.Разница между трихотомизмом и дихотомизмом сводится, в общем, к терминологии: дихотомисты видят в "духе" высшую способность разумной души, способность, посредством которой человек входит в общение с Богом.
Но всё таки существует тело душевное по Апостолу, то бишь душа облаченная в плоть, и тело духовное имеющее свои законы, и тело душевное может полностью совпасть и срастворится с телом духовным, а может и нет.
Но "сеется тело душевное, восстает тело духовное." Таким образом классически само по себе, тело душевное восстать не может.Это касается конечно в первую очередь пелагианства, как проповеди самоисцеления.Ну а тело духовное, созидается конечно под действием Божией благодати, которую человек принимает, или лучше сказать воспринимает через Святые Дары.
В принципе к этой теме можно подключить учение Пр.Максима Исповедника о "логосе природы" и "логосе ипостаси", для понятия последствий.Но это уже здесь без меня.Тут в этой ветке, другая специфика.


P.S.Св.Иоанн Дамаскин, на труды которого Вы несомненно будете ссылаться, опирался на дихотомизм, для пояснения базисных понятий.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Хорошо, вот слова которые писал не Мотовилов из Нового Завета.
1. Ещё раз хочу обратить внимание, что рассматриваемая цитата Мотовилова содержит слова, что неразумные животные тоже состоят из духа, души и тела (как и человек). Поэтому к этим слова Мотовилова надо относиться безразлично и не принимать их как богословскую истину, то есть эти слова не могут служить каким-либо аргументом.

2. Ещё раз хочу обратить внимание, в двух- и трёх- составности человека одинаково определяется наличие двух природ - разумной души и тела. А вот различие по «духу» не вносит дополнительную третью природу в состав человека, ибо словом «дух» определяют не природу, а омонимично в одном случае как благодать (силу и дары Бога), в другом как способность души человека иметь общение с Богом.

Цитата из свт. Феофана Затворника:
«Святой Златоуст, Феодорит, святой Дамаскин, Экумений, Феофилакт под духом разумеют Божественную благодать, сообщаемую верующим в крещении, и молитву о сохранении духа в непорочности понимают как молитву о сохранении неугасимою сей благодати, соделывающей нас непорочными. Это не опровергает предложенных пред сим мыслей. Дух человека падшего, сам по себе, не может действовать соответственно своему назначению. Силу на то он получает от нисходящей на него Божией благодати, без которой действия его не бывают видны, и его будто нет. Так что хранить дух есть то же, что хранить благодать, и хранить благодать – то же, что хранить дух. Святой Златоуст подтверждает это, говоря: «Когда всецело сохраним в себе дарование (Святого Духа), тогда и наш дух останется невредим». – Экумений высказывает ту же мысль, когда говорит: «Если не погасим благодати Святого Духа худыми делами, то она сохранится в нас целою, светло воспламеняя собственный наш светильник (то есть дух наш). Если же дух в нас пребудет сохранно цел, то и душа, и тело соблюдутся непорочными», – благодать, пришедши в нас, не творит новых сил, а восстановляет падшие и расстроенные. Если, по благодати, обнаруживаются в нас духовные действия, то не иначе, как от духа нашего, восстановленного благодатию. И сама благодать не есть нечто, отдельное от Бога, а есть восстановление Богообщения, прерванного падением и теперь снова возвращаемого вследствие Богом же произведенного обращения духа к Богу и предания себя Ему. Возвышение благодати в нас есть расширение и углубление Богообщения. Верх его указал Спаситель, когда сказал: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23). Располагает же к соблюдению слова Господня и силу к тому подает и, следовательно, подготовляет пригодную для Боговселения храмину – Святой Дух – это высшее благо непосредственно соединено с непорочностию духа, души и тела».
http://bible.optina.ru/new:1sol:05:23

Поэтому те, кто начинают противопоставлять двухприродности человека его трехсоставность, показывают своё полное непонимание святоотеческой антропологии и Божественного замысла о человеке.

3. Тело душевное - тело человека, подверженное тленнию и страстности. Тело духовное - тело человека, приобретшее в силу постоянного действия благодати (духа) постоянное качество нетления и бесстрастности.
 
Последнее редактирование модератором:
протестант
Обращаться Вы конечно можете.Подумайте о том, что в однородной среде одного племени, мог проповедовать Христос более трех лет.
P.S.Критику протестантизма в этой теме заканчиваю.Для этого есть другие ветки.Здесь о Начале.
А разве была критика чего либо?
И что за однородная среда?
 
протестант
1. Ещё раз хочу обратить внимание, что рассматриваемая цитата Мотовилова содержит слова, что неразумные животные тоже состоят из духа, души и тела (как и человек). Поэтому к этим слова Мотовилова надо относиться безразлично и не принимать их как богословскую истину, то есть эти слова не могут служить каким-либо аргументом.

Вячеслав, я вам ответил по всем пунктам, немного разобрал ваше сочинение, я бы хотел все таки услышать ваше представление о вечности. Должно быть какое то логическое завершение.
 
Прочее
А Искупительная Жертва Христа , подняла статус человека на недосягаемую высоту над всем ангельским миром. Бог не будет жертвовать Собой ради ангелов.
Нет. Не стоит забывать, что ангельский мир (о котором мы, кстати, знаем не много) тоже причастник славы Христа и составляет единую вселенскую Церковь. Поэтому, как бы не приятно ложилась на наше тчеславие мысль о человеческом превосходстве, это не соответствует истине. Есть только один образ, названый "Честнейшая херувим...", но этот образ в религиях не раскрыт, разве что прикровенно, ввиде символов:
image.jpg
 
Прочее
Ещё раз хочу обратить внимание, что рассматриваемая цитата Мотовилова содержит слова, что неразумные животные тоже состоят из духа, души и тела (как и человек). Поэтому к этим слова Мотовилова надо относиться безразлично и не принимать их как богословскую истину, то есть эти слова не могут служить каким-либо аргументом.
Вполне могутт. Здесь просто показана тваная природа человеческого духа, (в сравнении с Богом тварны даже Ангелы) Человеческий дух соединяется с Духом Божьим , тем и отличается от трехсоставных же животных, дух которых не менее разумен. У св.отцов упомянутых вами тема устроения человека попросту не раскрыта. Она не неправильна, просто не раскрыта, как не раскрыта была в Израиле истина о Прт.Троице, например. А вот у исследователей этих святых уже формируется ложный взгляд на устроение нашей природы, о чём прп.Серавим и поведал Мотовилову. Там же, в "Записках Мотовилова", можно найти запись, как ему было показано правильное развитие этого человеческого духа. Из святых ещё есть у свт.Игнатия (Брянчанинова) мысли о человеческом духе. Он выделял его как высшую часть души. По сути преподобный Серафим организовал через божьих людей обновлённое Предание Церкви по этому вопросу взамен утраченного понимания. "Записки Мотовилова" издал С.А.Нилус , человек имеющий так же большое духовное значение, "Алмаз Православия", по определению св.Иоанна Кронштадского. Налицо все признаки Церкви и верного учения.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Извините, но наверное я пропустил Ваш разбор моего сообщения.
Прошу дать ссылку на Ваш разбор, чтобы я смог ответить Вам.

Вечность тварная и нетварная по своей сути разные реальности.

Тварная вечность содержится благодатью (силой) Бога, и в которой реализована вся полнота событийности соединения тварного мира с Богом через человека. Но качественное возрастание тварного мира в полноте благодати будет происходить вечно, опять же через человека во Христе и через Богородицу.
 
Православный христианин
Вполне могутт. Здесь просто показана тваная природа человеческого духа, (в сравнении с Богом тварны даже Ангелы) Человеческий дух соединяется с Духом Божьим , тем и отличается от трехсоставных же животных, дух которых не менее разумен. У св.отцов упомянутых вами тема устроения человека попросту не раскрыта. Она не неправильна, просто не раскрыта, как не раскрыта была в Израиле истина о Прт.Троице, например. А вот у исследователей этих святых уже формируется ложный взгляд на устроение нашей природы, о чём прп.Серавим и поведал Мотовилову. Там же, в "Записках Мотовилова", можно найти запись, как ему было показано правильное развитие этого человеческого духа. Из святых ещё есть у свт.Игнатия (Брянчанинова) мысли о человеческом духе. Он выделял его как высшую часть души. По сути преподобный Серафим организовал через божьих людей обновлённое Предание Церкви по этому вопросу взамен утраченного понимания. "Записки Мотовилова" издал С.А.Нилус , человек имеющий так же большое духовное значение, "Алмаз Православия", по определению св.Иоанна Кронштадского. Налицо все признаки Церкви и верного учения.
Правильно ли я Вас понял, что Вы исповедуете следующее?
1) Животные по своей природе устроены как человек трехсоставно.
2) Святые отцы Церкви в полноте не раскрыли учение об устроении человека.
3) Святоотеческое учение о человеке неправильное, а правильным является учение о человеке свт. Игнатия (Брянчанинова).
 
Последнее редактирование модератором:
Прочее
Правильно ли я Вас понял, что Вы исповедуете следующее?
1) Животные по своей природе устроены как человек трехсоставно.
2) Святые отцы Церкви в полноте не раскрыли учение об устроении человека.
3) Святоотеческое учение о человеке неправильное, а правильным является учение о человеке свт. Игнатия (Брянчанинова).
Ну исповеданием это нельзя называть, это моё мнение, составление на основании многих святых отцов (не только тех, что упомянул) и священного Писания (Писание тоже говорит и о душе и о духе животного). А полноты достигнуть не способен ни один богослов. Кроме того, в истории Церкви не мало примеров, когда истинное понимание или практика были утеряны и обретались вновь. А третий пункт ваших вопросов не понимаю. Я довольно точно выразился:
У св.отцов упомянутых вами тема устроения человека попросту не раскрыта. Она не неправильна, просто не раскрыта
 
Православный христианин
Ну исповеданием это нельзя называть, это моё мнение, составление на основании многих святых отцов (не только тех, что упомянул) и священного Писания (Писание тоже говорит и о душе и о духе животного). А полноты достигнуть не способен ни один богослов. Кроме того, в истории Церкви не мало примеров, когда истинное понимание или практика были утеряны и обретались вновь. А третий пункт ваших вопросов не понимаю. Я довольно точно выразился:
Спасибо, понял!
Мой 3-й пункт снимаю, не правильно прочитал Ваши слова.

Ваше мнение неверное.

Учение о человеке святыми отцами раскрыто полностью. Наверное Вы его не желаете принимать, и желаете оставаться со своим мнением.

Учение о человеке.
ТИПВ
https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/2_12
Святитель Григорий Нисский
https://azbyka.org/otechnik/Grigorij_Nisskij/ob_ustroenii_cheloveka/

Православная антропология
Епископ Немессий Емесский
https://azbyka.org/otechnik/Nemesij_Emesskij/o-prirode-cheloveka/

Прошу ознакомиться.
 
Последнее редактирование модератором:
Прочее
Прошу ознакомиться.
Я знаком со всем этим, у меня есть духовное образование. Мы проходили все эти темы в обязательном порядке) Поэтому ваше предположение:
Вы его не желаете принимать, и желаете оставаться со своим мнением
это желание навязать мне своё понимание. Но у меня совершенно другое понимание, которое созревало годами и именно потому, что желал знать. Поэтому убеждён, что прп.Серафим Саровский возродил подлинное христианское учение о человеке.
"В первые века христианства трихотомическое воззрение на человеческую природу было господствующим, а воззрение дихотомическое (т.е. признающее только душу и тело в составе человеческого существа) встречалось весьма редко. Более или менее трихотомических взглядов придерживались святой Игнатий Богоносец, святой Иустин Мученик, святой Ириней Лионский, Климент Александрийский, преподобный Ефрем Сирин, святой Григорий Нисский, преподобный Нил Синайский, преподобный Иоанн Кассиан, преподобный Исихий Иерусалимский, преподобный Иоанн Лествичник, преподобный Исаак Сирин, святитель Димитрий Ростовский, преподобный Серафим Саровский и др…" https://lib.pravmir.ru/library/readbook/418
 
Православный христианин
Я знаком со всем этим, у меня есть духовное образование. Мы проходили все эти темы в обязательном порядке) Поэтому ваше предположение:
это желание навязать мне своё понимание. Но у меня совершенно другое понимание, которое созревало годами и именно потому, что желал знать. Поэтому убеждён, что прп.Серафим Саровский возродил подлинное христианское учение о человеке.
"В первые века христианства трихотомическое воззрение на человеческую природу было господствующим, а воззрение дихотомическое (т.е. признающее только душу и тело в составе человеческого существа) встречалось весьма редко. Более или менее трихотомических взглядов придерживались святой Игнатий Богоносец, святой Иустин Мученик, святой Ириней Лионский, Климент Александрийский, преподобный Ефрем Сирин, святой Григорий Нисский, преподобный Нил Синайский, преподобный Иоанн Кассиан, преподобный Исихий Иерусалимский, преподобный Иоанн Лествичник, преподобный Исаак Сирин, святитель Димитрий Ростовский, преподобный Серафим Саровский и др…" https://lib.pravmir.ru/library/readbook/418
Что такое духовное образование? Какая Ваша специальность по диплому о высшем образовании?

У прп. Серафима Саровского нет никакого учения о человеке. Встреча с ним описана Мотовиловым, во время которой прп отцом Серафимом Саровским дано поучение о цели жизни христианина.

Для окончательного уточнения Вашей позиции, прошу ответить на мой вопрос: трихотомия - это о трёхприродности человека?
 
Последнее редактирование модератором:
Прочее
Что такое духовное образование? Какая Ваша специальность по диплому о высшем образовании?
Это к делу не относится, я упомянул это чтобы пояснить, что все общеобразовательные материалы мне известны.
У прп. Серафима Саровского нет никакого учения о человеке. Встреча с ним описана Мотовиловым, во время которой прп отцом Серафимом Саровским дано поучение о цели жизни христианина.
Поучение и есть учение. Из поучений святых мы узнаём христианские истины и пример христианской жизни. К слову сказать, Мотовилова не смогли в этом наставить ни образованнийшие священники, ни епископы того времени.
Для окончательного уточнения Вашей позиции, прошу ответить на мой вопрос: трихотомия - это о трёхприродности человека?
В трёхсоставном человеке две природы, плотская и духовная.
P.S. Я заканчиваю разбирать эту тему и покидаю форум на неопределённое время. Всем добрых познаний и не затевать ссор)
 
протестант

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
«дух, душу и плоть», по словам прп. Серафима Саровского имели и земные неразумные животные.
Этого никогда не читал, про животных.
А вот различие по «духу» не вносит дополнительную третью природу в состав человека, ибо словом «дух» определяют не природу, а омонимично в одном случае как благодать (силу и дары Бога), в другом как способность души человека иметь общение с Богом.
Да нет различия по духу.Тогда какая по Вашему природа души человека?Из двух данных ему Богом, выбор очевиден.
Дух он есть (руах), и действия его при правильном состоянии, доминируют в жизни человека.Образ Божий -это несомненно принадлежит духовной природе, ибо Бог-это Дух.
Дух человека падшего, сам по себе, не может действовать соответственно своему назначению. Силу на то он получает от нисходящей на него Божией благодати, без которой действия его не бывают видны, и его будто нет
Сделал из предложенной Вами цитаты свт.Феофана Затворника, выборку в которой он прямо говорит о том, что в падшем человека есть дух, то что он не действует соответсвенно своему назначению, то бишь не влияет на душу и тело, более того, без силы нисходящей на него Божией благодати, он не определяется действиями, и выглядит всё так будто его нет.

Поэтому те, кто начинают противопоставлять двухприродности человека его трехсоставность, показывают своё полное непонимание святоотеческой антропологии и Божественного замысла о человеке.
Вывод не имеющий обоснования.Выше давал учения Апостола Павла, о теле духовном и теле душевном и другие свидетельства, здесь Вами из свт.Феофана Затворника привел подтверждения, наличия духа в душе человека.Про Ветхий Завет молчу, повторяться не буду.Напомню отдельно что в "Последовании ко святому причащению" в 1-й молитве св.Василия Великого есть слова- "И очисти мя от всякие скверны плоти и духа."


Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть« (Лк. 17-21).
 
Последнее редактирование:
Сверху