Сергей Калайда
24.11.1959 - 03.02.2022
- Православный христианин
Эти слова не надо принимать в догматическом качестве, ибо их писал Мотовилов, который, возможно, их от самого себя передал.
Хорошо, вот слова которые писал не Мотовилов из Нового Завета.
«Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12).
«И ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока» (1 Феc. 5, 23).
«Тело есть жилище души, а душа — жилище духа, и эти три сохраняются в тех, которые имеют надежду и веру в Бога»(Св.Иустин)
«Совершенный человек состоит из трех: плоти, души и духа, Св. Ириней Лионский («Против ересей», 5-я книга)
- "Ибо кто из человеков знает, что́ в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Та́к и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
- Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
- что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным."(1.Кор.2-11,12,13)
----------------------------------------
Можно вернуться в начало из Ветхого Завета.
Дух человека создан по образу и подобию Бога.
В древнееврейскои языке он имеет название –нешама.
Слово нешама— «дыхание» или «веять», «дуть», «выдыхать», «наделять дыханием». «Нешама» — это «веющий», наделяющий силой, создающий жизнь дух.
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Быт. 1, 27)
Это первое создание Адама произошло в Шестой День творения.
«Первый» Адам по всем признакам символизирует дух человека. Он означает человека духовного, познаниям и силам которого нет предела, — вмещающий в себя благие свойства Божьи: мудрость, ведение, красоту, силу и другие. Именно дух человека создан по образу и подобию Бога.
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.(Быт. 2, 7)
Необходимо рассматривать этот как продолжение первого с одним уточнением.
При описании «первого» из них употребляется глагол бара, означающий, «творить впервые», «создавать прежде не бывшее». При описании «второго» применяется глагол аса, означающий «отделывать»,«придавать форму» тому, что уже существует. Кроме того, о «первом» человеке сказано, что он создан по образу и подобию Божьему; ни о каком веществе, употребленном при этом творении, нет ни слова. О «втором» человеке говорится, что он создан «из праха земного», уже по окончании Шести Дней.
«Второй» в отличие от «первого», состоит из двух начал: «дыхания жизни» — нефеш хайа, и «праха земного»-т. е. вещества.
В некоторых местах Священного Писания сказано, что душа живого существа находится в его крови (Лев. 17, 11-14; Втор. 12, 23). Это относится к душе «нефеш», началу, оживляющему тело через кровь.
Имеется ещё такое духовное движение — «руах» — духовная сущность, связывающая высший дух человека с животной душой.
Дух берёт исток в сущности Божества, Поэтому и сказано, что Бог «вдунул» в человека дух (нешама), и после этого человек стал душой (нефеш)живой. Так воздействует дух изначально на подчиненные ему сферы и уровни человеческого существа для своего проявления на земном, вещественном уровне.
Дух — «нешама», способен к ритмическому движению, обновлению, обладает самотождественностью, наделен возможностью внутреннего самосохранения,имеет начало Божественное, которое и стало основой, ядром, сущностью человека: образно говоря, «выдохнул» из Себя Господь то, что составило высшую, бессмертную основу человеческой личности.
Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение. (Иов. 32, 8)
Буквальный перевод такой: «Но „руах" находится в человеке» — а „нешама" Всемогущего вразумляет их». «Дыхание (нешама) Вседержителя дает ему разумение» — т. е. в той Божественной частице, которая и образует сущность нашей личности, заключен разум, сама возможность мыслить. Дух следит за всеми движениями души и тела.
---------------------------------------------
Вопрос о человеческой природе как о троечастном составе духа, души и тела — так называемый трихотомизм, или как о соединении души и тела — дихотомизм, не имеет противоречий.Разница между трихотомизмом и дихотомизмом сводится, в общем, к терминологии: дихотомисты видят в "духе" высшую способность разумной души, способность, посредством которой человек входит в общение с Богом.
Но всё таки существует тело душевное по Апостолу, то бишь душа облаченная в плоть, и тело духовное имеющее свои законы, и тело душевное может полностью совпасть и срастворится с телом духовным, а может и нет.
Но "сеется тело душевное, восстает тело духовное." Таким образом классически само по себе, тело душевное восстать не может.Это касается конечно в первую очередь пелагианства, как проповеди самоисцеления.Ну а тело духовное, созидается конечно под действием Божией благодати, которую человек принимает, или лучше сказать воспринимает через Святые Дары.
В принципе к этой теме можно подключить учение Пр.Максима Исповедника о "логосе природы" и "логосе ипостаси", для понятия последствий.Но это уже здесь без меня.Тут в этой ветке, другая специфика.
P.S.Св.Иоанн Дамаскин, на труды которого Вы несомненно будете ссылаться, опирался на дихотомизм, для пояснения базисных понятий.
Последнее редактирование: